Внятность и четкость речи зависят от развитости мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Поэтому, если вы хотите, чтобы ваш ребенок красиво и правильно говорил, следите за здоровьем его зубов, состоянием прикуса и до конца лечите заболевания.
Наиболее активно участвует в образовании слов язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т. п.), зависит правильное произношение большинства звуков.
Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своеобразный вдох и последующий плавный выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот.
Чтобы выработать хорошую дикцию у ребенка, обеспечить четкое и гармоничное произношение, мы предлагаем вам уделить внимание играм для развития речевого дыхания и фонематического слуха. Следует, играя с ребенком, правильно произносить звуки в слове, обращая внимание малыша на правильное произношение.
Вдох - выдох
Упражнение на развитие полноценного речевого выдоха, который способствует выработке нормального темпа речи
Необходимый инвентарь: свистульки, трубочки, бумажные бабочки или самолетики.
❀ Вы можете сами выбрать материал для выполнения упражнений, развивающих дыхание. .
❀ Попросите ребенка через нос набрать воздуха в легкие и как можно дольше дуть в трубочку.
❀ Или устройте соревнование, чей самолетик дальше улетит. Для этого положите самолетик на стол и дуйте как можно дольше.
❀ Даже самые трудные упражнения, требующие от малыша усилий, будут выполняться с удовольствием, если вы облекаете их в игровую форму.
Снежки
Артикуляционная гимнастика. Развивает умение правильно дышать во время речи
Необходимый инвентарь: ватные шарики.
❀ Ребенка в этом возрасте важно научить правильно дышать, потому что скоро он приступит к чтению и ему понадобится полноценное дыхание.
❀ Разложите на каждый из четырех углов стола по ватному шарику.
❀ Попросите ребенка сдуть все шарики к центру стола.
Разноцветные жуки
Необходимый инвентарь: конфетти, листок плотной бумаги или картон.
❀ Разложите конфетти на листке плотной бумаги или картона.
❀ Ребенок должен дуть на конфетти так, чтобы они не разлетались по воздуху, а только немного передвигались с места на место, как «маленькие цветные жуки».
❀ Напомните ему, что вдыхать нужно носом, спокойно, ненапряженно, а выдыхать легко, плавно, длительно, а не резко.
Живые поделки
Артикуляционная гимнастика
Необходимый инвентарь: папирусная бумага или калька, материалы для прикладного творчества.
❀ Можно изготовить расческу с зубцами из папирусной бумаги и попросить ребенка подуть на нее.
❀ Или сделайте картонный домик с папирусной дверью и ставнями на окнах, папирусным дымом из трубы. Можно использовать его для ваших игр пр пересказу сказок.
❀ Из той же папирусной бумаги можно сделать птичек с хвостиком, хохолком и крылышками.
❀ Фантазируйте вместе с ребенком, творите, учитесь и играйте.
Эхо
❀ Начните с самого элементарного, например, с гласных звуков. Пусть ребенок поаукает: «Ау-ау-ау-ау!», изобразит младенца: «Уа-уа-уа-уа!».
❀ Потом «поработает» эхом: «Ушла-а-а-а», «Повезло-о- о-о».
❀ Произносить гласные нужно на одном выдохе, не отделяя их друг от друга.
❀ Постепенно переходите к более сложным заданиям. Например, повторить: «Ай-яй-яй-яй», «Ой-ей-ей-ей», «Уй- юй-юй-юй», «Эй-ей-ей-ей».
Чистоговорки
❀ Произносить потешки и чистоговорки можно везде: дома, на прогулке, в машине. Вы проведете время весело и с пользой.
❀ Подойдут самые разнообразные короткие потешки, стишки:
♦ У Ули удочка,
У Яны яблочко.
♦ Олеся и Оля около озера.
♦ Ира и Инна искали иголку.
♦ У ежа и елки иголки колки.
♦ У Ани бантики, у Юры винтики.
♦ Яша косит, Аля носит.
♦ Лежит апельсин
На полке один.
♦ Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели*
♦ Эхо, эхо.
Вот потеха.
Обезьянка — это эхо.
Это эхо каждый раз
Передразнивает нас.
Э-э-о-о-о-о-э.
Маленькие поэты
❀ Вместе с ребенком вы можете заняться придумыванием рифм на разные звуки: «п», «б», «к», «г», «х», «т», «д». Например:
Па-па-па — купила мама молока.
Пи-пи-пи — увидел Ваня калачи.
Ба-ба-ба — залетала к нам пчела.
Ку-ку-ку — пирогов вам напеку.
Га-га-га — растут у козлика рога.
Хи-хи-хи — кошка села у печи.
Тя-тя-тя — дядя Степа — каланча.
До-до-до — поиграли мы в лото.
Бу-бу-бу — купи трубу.
Бы-бы-бы — нашел грибы.
Та-та-та — поймай кота.
То-то-то — твое пальто.
Ты-ты-ты — идут кроты.
❀ Для таких занятий отлично подходят загадки:
♦ Днем спит,
ночью летает
и прохожих пугает. (Сова)
♦ Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
♦ Без рук, без топоренка
Построена избенка. (Гнездо)
♦ У нашей Катюшки
Прямо на макушке
Не жуки, не птички
Держат косички. (Бантики)
❀ И стихотворения:
Дождик, дождик,
Не дожди.
Дождик, дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом.
Если где-то нет кого-то,
Значит, кто-то где-то есть.
Только где же этот кто-то
И куда он мог залезть?
Динь-дон. Динь-дон.
В переулке ходит слон.
Старый, серый, сонный слон.
Динь-дон. Динь-дон.
Весит слон
Триста тонн:
Тонна — ушко,
Тонна — ножка.
Вот так крошка.
❀ Потешки:
Кот-коток,
Крепкий коготок.
Круглый бочок,
Мягкий носок.
Улитка, улитка,
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки.
Варежки у Вари
Пропали на бульваре.
Воротилась Варя
Вечером с бульвара
И нашла в кармане
Варежки Варвара.
Вот ведь какая.
Тише громче
Упражнение на развитие звукоподражательных навыков, выразительности, интонации
❀ Как и в предыдущей игре, активно используйте произведения детских писателей и поэтов: К. Чуковского, С. Маршака, Г. Лагздынь, И. Токмаковой и др.
❀ Отлично подходит для развития подражательных и выразительных навыков сказка С. Маршака «Сказка о глупом мышонке».
❀ Пробуйте говорить то тише, то громче, активно используйте звукоподражания, обращая внимание на характеры героев и ситуацию, в которой оказались, например, глупый мышонок и его неосмотрительная мама.
❀ Старайтесь побудить ребенка передать интонацией и свои собственные чувства, ведь судьба героев ему небезразлична.
Концерт солистов
❀ Такие «концерты» отлично развивают голосовые возможности ребенка.
❀ Начните приготовления к концерту. Для этого подготовьте сценические костюмы (платья, платки, шляпки и т. д.), музыкальные атрибуты (микрофон — скалка, при желании можно играть на батарее) и т. д.
❀ Выберите несколько известных ребенку песен. Как ведущий объявите выход певца.
❀ Следите, чтобы во время пения ребенок именно пел, а не кричал.
❀ В конце «концерта» можно подарить ребенку цветы, взять у него автограф.
Рожицы
❀ Вместе с ребенком покривляйтесь перед зеркалом.
❀ Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, показывайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот и т. д.
Говоруны
С помощью упражнения ребенок научится улавливать интонации, воспроизводить ритмику и мелодику
❀ В данном упражнении необходимо вести речь от лица персонажей детских сказок. Для этого как нельзя лучше подходит стихотворение К. Чуковского «Федорино горе». Перед вами открываются просто неограниченные возможности:
И чайник сказал утюгу:
«Я больше идти не могу!».
❀ С какой интонацией ее можно произнести! Или:
И заплакали блюдца:
«Не лучше ль вернуться?».
❀ Печаль чайника, отчаяние блюдец — все должно быть передано с помощью интонации. И таких примеров можно > привести очень много. Показывайте ребенку картинки с изображением разных «говорунов» и имитируйте их голоса.
Рассказ по картинкам
Логопедическая тренировка
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями отдельных предметов, животных, растений и людей. Картинки должны иллюстрировать слова, состоящие из звуков, произношение которых вы закрепляете.
❀ Проверьте, хорошо ли ребенок проговаривает следующие звуки: «п», «б», «т», «д», «к», «г», «х», «ф», «в», «м», «н», «с», «з», а также их парные мягкие звуки и «ц».
❀ Попросите ребенка составить рассказ из предложенных ему карточек.
❀ Не требуйте от ребенка обязательного употребления всех названий. Пусть он называет, составляет рассказ — не настаивайте на полном перечислении. Лучше помогите малышу сделать рассказ естественным, живым.
Дозволенные шалости
❀ Разрешите ребенку один день делать то, что вы никогда не позволяли ему: облизать тарелку, поплеваться крупой, покатать орехи во рту, пососать леденец на палочке.
Гимнастика для языка
❀ Покажите ребенку движения языком в разные стороны, выгибание языка, сжимание и разжимание языка, свертывание в трубочку, поддразнивание и т. д.
❀ Произнесение скороговорок улучшает подвижность органов артикуляции, развивает слуховое внимание, способствует правильному произнесению звуков.
❀ Упражнение включает чтение стихов и скороговорок с труднопроизносимыми сочетаниями звуков. Эти задания выполняются только теми детьми, которые выговаривают все звуки правильно. Запоминать скороговорки достаточно трудно, да в этом и нет необходимости. Важнее правильно произнести все звуки.
❀ Сначала ребенок громко и медленно повторяет стихотворение или скороговорку. Если у него это получается без ошибок, можно попробовать проговорить тот же текст снова, постепенно ускоряя темп.
• Вез на горку Саня за собою сани.
Ехал с горки Саня, а на Сане сани.
• Вот телеграмма от гиппопотама.
• Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
• Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят.
• Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
• По вторникам над мостовой
Летал воздушный шар пустой.
• В океане плыл диван.
А на нем лежал Иван.
Так приятно в океане
Плавать, лежа на диване.
Лошадка и всадник
❀ Научите ребенка щелкать языком, имитируя цоканье копыт лошади.
❀ Затем покажите ему, как можно щелкать языком с широко открытым ртом.
❀ Цоканье языком, губы растянуты в широкую улыбку.
❀ Попробуйте посвистеть, при этом вытяните губы в трубочку.
❀ После отработки этих элементов предложите ребенку несколько раз подряд сделать следующее: щелкнуть два раза, цокнуть два раза и два раза свистнуть.
Мишка и мышка
Упражнение на формирование речевого дыхания и правильного звукопроизношения
❀ Ребенок стоит выпрямившись, затем встает на колени, поднимает руки вверх, тянется и смотрит на руки — вдох («Бродит мишка у берлоги...»). Затем приседает, обхватив руками колени и опустив голову, — выдох, с продолжительным произношением звука «ш» («...Ты чего вздыхаешь, мишка...»).
❀ Потом ребенок, шагая, произносит:
Бродит мишка у берлоги,
В желтых листьях вязнут ноги.
— Ты чего вздыхаешь, мишка? —
Прошуршала тихо мышка.
Отвечает косолапый,
промокнув глазенки лапой:
— Матушка-медведица
На меня все сердится...
Я прошу: «Дай, мама меда!».
А она: «Поспи полгода!..»
Лиса и колобок
Упражнение на формирование правильного положения челюстей и околоротовой мускулатуры, находящихся в состоянии покоя
Необходимый инвентарь: доска-мостик или широкая лента, маленькие сушки или крекеры.
❀ Разложите мостик на полу. Ребенок должен идти по мостику с высунутым языком, на кончик которого вы положите крекер.
❀ Пройдя мостик, ребенок съедает печенье.
Попугайчик
Упражнение на формирование чувства ритма, разбитие способности к звукоподражанию
❀ Взрослый проговаривает слоговые ряды с отстукиванием или отхлопыванием каждого слога.
❀ Сядьте с ребенком друг напротив друга за стол. Попросите ребенка «превратиться» в попугайчика и попробовать повторить за вами каждый слог, каждое слово:
♦ «па-па-па»;
♦ со сменой темпа: медленно — быстро;
♦ с наращиванием ряда: «па-па-па-па-ра-ра-за-за-му-ма- су-сы-са» и т. д.
Игровая деятельность детей среднего дошкольного возраста
Игры на обучение грамоте для детей 4-5 лет
Игры на развитие памяти у детей 4-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!