Методика раннего развития Штайнера. Описание

Методика раннего развития Штайнера. Описание

О методике раннего развития ребёнка Р. Штайнера

«Искусство воспитания — живое искусство; педантизм и формализм во всех видах должны быть из него изгнаны. Воспитание становится настоящим искусством, если учитель становится художником. Решающим в деле образования и воспитания являются не методики и технологии, а сам человек, способный вдохнуть живой дух и душу в преподаваемый материал».

Р. Штайнер.

Еще один педагог, занимавшийся развитием детских талантов, был Рудольф Штайнер.

Его педагогика получила название по названию фабрики Вальдорф-Астория при которой он открыл детский сад, где воплощал в жизнь принципы своей педагогической системы. Эта система получила название антропософии. Главная идея Штейнера заключается в том, что в маленьком человеке уже заложено духовное, высшее начало, определяющее его индивидуальность и уникальность. Значит, главная задача воспитателя, родителя — способствовать раскрытию всего того, что в малыша заложено природой. Штайнер считал, что образование и воспитание должны быть гармоничными. Их цель — сохранить личность ребенка, его неповторимую индивидуальность. Ребенок должен стать разносторонне развитой личностью, в которой равноценными будут интеллектуальная, эмоциональная, духовная, социальная, физическая составляющие. У каждого малыша свой темп развития, ему предстоит пройти весь тот путь, который прошло человечество от эпохи дикости до современного цивилизованного общества Воспитание как процесс вмешательства в жизнь ребенка Штайнер считал самым пагубным занятием. Представления Штайнера совершенно не схожи с другими педагогическими методиками. Педагог считал, что в раннем возрасте малыш должен познавать мир через систему практических, а не теоретических действий. Штайнер считал, что ранее интеллектуальное развитие малыша вредит ему, подавляет его волю, фантазию, отбивает охоту к самостоятельным поступкам. Штайнер был убежден, что все знания, которые ребенок получает, должны быть им прочувствованы, осознаны. Механическое заучивание не может принести пользы, а вот то, что окрашено эмоциональным переживанием пригодится в жизни. Поэтому главными предметами в вальдорфской школе у детей дошкольного возраста являются не математика и чтение, а театральное искусство, обучение ремеслам, ритмические упражнения под музыку, игра на народных инструментах. Абстрактные символы (буквы и цифры) отдаляют от действительности, а ранее интеллектуальное обучение ослабляет жизненные силы малыша. Развитие мыслительной сферы нужно начинать только тогда, когда малыш эмоционально готов познавать мир. По мнению последователей Штайнера, происходит это, лишь когда «все молочные зубы сменятся на постоянные», примерно в 12 лет. Сторонники вальдорфской системы воспитания считают, что радио, кино и телевидение до определенного возраста вредят ребенку, способствуют его раннему взрослению.

В воспитательной теории Штайнера особое отношение к оцениванию достижений ребенка. Педагог считал, что ребенка не стоит оценивать вообще. Любая оценка (положительная или негативная) может помешать естественному развитию малыша, она может стать формой давления на ребенка. В этом случае ребенок будет что-либо создавать, действовать не ради самого действия, а ради оценки взрослого или педагога. Главное в развитии ребенка — сам процесс действия, выполняемое им дело. Малыш должен быть окружен любовью и доброжелательностью, такая атмосфера позволяет раскрыться лучшим душевным качествам ребенка.

Каким же способом учить малыша что-либо делать? Одним из методов, по мнению, Штайнера является совместная деятельность, работая рядом с педагогом или родителем, ребенок вдохновляется, подражает ему. Исходя из этого на воспитателя (учителя или родителя) возлагается очень большая ответственность. Взрослый должен своим поведением, своими действиями стать примером для подражания, вызвать интерес к этой деятельности, побудить малыша к собственной деятельности. «Пребывать в атмосфере любви и подражать здоровым примерам — это и есть нормальное состояние ребенка», — говорил Рудольф Штайнер. Обучение и воспитание детей раннего возраста строится прежде всего на подражании. Поэтому главное место в системе воспитания Штайнера занимает взрослый человек (родитель, воспитатель или учитель). Он должен быть достойным подражания, всегда помнить о том, что его поведение, его поступки копируются ребенком. Взрослый — авторитет для ребенка, и в то же время он не должен давить своим авторитетом. Малыш сам выбирает, в какие игры ему играть, какие книжки читать, какие сказки слушать.

Чем же Штайнер предлагал заниматься с детьми, если был противником раннего чтения, письма и математики? На занятиях в вальдорфской школе дети занимались творчеством: народными танцами и песнями, рисованием, лепкой, драматическим искусством (причем один день целиком посвящен живописи, другой — лепке, третий — кукольному театру). Последователи Штайнера создали специальный вид деятельности — эвритмию — искусство движения. Дети вместе с педагогом под музыку через движение и жесты выражают настроение, общаются, передают музыкальную гармонию, пересказывают сюжеты известных народных сказок, стихов. Еще одним изобретением вальдорфских педагогов стали музыкальные игры-хороводы — «райгены». Такие игры проводятся со всеми детьми ежедневно. В основе такой игры любой сюжет (например, «Сажаем деревце»), и все дети выполняют характерные движения, изображающие процесс посадки деревьев: лопаткой выкапываем ямку, сажаем деревце, присыпаем землей, поливаем из лейки. Главное, что детям не навязываются никакие шаблоны. На уроках они рисуют, лепят на свободную тему, без определенных правил. Любопытный момент, малышам выдают три основные краски: красную, желтую и синюю, а все остальные оттенки и цвета ученики создают сами, смешивая и разбавляя краски. В детских садах, работающих по вальдорфской методике, нет готовых игрушек. Все создается детьми и воспитателями из натуральных материалов (дерево, шерсть, бумага, натуральные ткани, солома). Главная задача игрушки — будить фантазию, воображение ребенка. Игрушки становятся индивидуальными. Например, девочке дается деревянная болванка куклы, лицо рисует сама владелица игрушки. Какой будет кукла: грустной, веселой, — зависит от сюжета игры, от хозяйки игрушки. Потому же ребенку не выдается готовая кукольная одежда, вместо этого — набор разноцветных лоскутков, которые могут превратиться и в плащ, и в роскошное платье, и в одеяльце.

Еще одним принципом методики Штайнера является четкий, постоянно повторяющийся и соблюдающийся распорядок, ритм. Постоянство создает у ребенка чувство защищенности и спокойствия, ритм приучает к порядку. Этот ритм организован по принципу выдоха-вдоха, один вид деятельность четко сменяет другой. Выдох — самостоятельная деятельность малыша, вдох — занятие со взрослым. На выдохе малыш выражает себя, проявляет собственную волю через активность, а на вдохе получает какой-то опыт от взрослого, усваивает его.

Большая роль в воспитании отводится проведению народных праздников, дней рождений. Подготовка к этим праздникам позволяет задействовать все формы деятельности малышей (изготовление костюмов, декораций, подарков, придумывание сценариев и поздравлений). Важная идея педагогики Штайнера — связь изучаемого с жизнью, научные знания и применение их на практике, получение знаний опытным путем.

Поэтому много внимания отводится домашним занятиям (приготовлению простых блюд, уборке, сервировке стола) и обучению ремеслам. На занятиях малыши совместно мастерят кукол, лепят фигурные свечи из воска, Плетут корзиночки, сами создают декорации для своих спектаклей и концертов.

Отношения в коллективе являются очень важным элементом педагогики Штайнера. Воспитатели должны поддерживать доброжелательность в детском коллективе, пресекать всякую агрессивность, дух соперничества. Детям внушают мысль об их личностной уникальности, самоценности. Один силен в пении, другой — в рисовании, третий замечательно сервируют стол. Дети внимательно прислушиваются друг к другу, но при этом имеют свою точку зрения и могут ее отстаивать.

Итак, что нужно помнить родителям, желающим последовать рекомендациям Штайнера? Во-первых, у каждого возраста есть свои возможности, которые нужно использовать, дать раскрыться с наибольшей полнотой. Опережающее развитие, забегание вперед наносят малышу вред. «Детство должно быть детством, а не подготовкой к взрослой жизни».

Малыши должны воспитываться и развиваться на сказках, легендах. Про каждое растение, животное или явление природы нужно придумывать истории, позволяющие придать им образность, очеловечить, оживить (например, придумать диалог между солнышком и растением, молнией и громом, коровой и травой). Когда информация окрашена эмоционально, образна, тогда ребенок воспримет ее гораздо лучше, усваивает ее не только на рациональном уровне (разумом), но и на эмоциональном (душой). Как можно чаще и больше нужно рассказывать ребенку сказки, легенды и мифы, народные сказания, загадки, поговорки и пословицы. В дошкольный период нужно как можно больше внимания удивлять художественному, эстетическому воспитанию. Очень полезны занятия по рукоделию (и мальчикам тоже), освоение каких-нибудь посильных возрасту ремесел (без деления на мальчишечьи и девчачьи занятия).

Учить писать и читать ребенка нужно, тоже подключая фантазию и воображение. Например, при обучении письму можно использовать рисование. Можно под музыку в определенном ритме проделывать движения, имитирующие написание каких-либо букв в воздухе. Можно на полу нарисовать огромные буквы и предложить малышу «бегать» по линиям и закорючкам букв. Такие занятия хорошая подготовка к дальнейшим урокам чтения и письма. Главное — избегать оценивания, тем более негативных замечаний или сравнений в пользу более успешных детей. Каждый малыш развивается в силу своих способностей, своими темпами, сообразно своей индивидуальности. На всех занятиях необходимо экономить силы ребенка. Это требует большой подготовительной работы от родителей. В небольшой временной промежуток необходимо вложить определенное знание. Для изучения чего-либо нужно использовать метод, предложенный в школе Штайера, — «Изучение блоками или эпохами». В течение нескольких недель, например, заниматься изучением музыки, в следующие несколько недель заняться рисованием и т. д. Занятия лучше всего проводить утром, именно это время, по мнению Штайера, «наиболее благоприятно для развития интеллекта». Информацию на занятиях лучше всего выстраивать по следующей схеме: интеллект (научные знания); эмоции (творчество — музыка, живопись), иностранные языки; физические занятия и труд (рукоделие, занятие ремеслами), физическое воспитание. При объяснении нового материала в начале урока хорошо провести ритмические игры и упражнения под музыку, для совсем маленьких — пальчиковые игры, хороводы. Затем нужно вспомнить материал предыдущих занятий и только после этого приступать к усвоению чего-нибудь нового. Малышу нужно зарисовать, как-то изобразить то, что он услышал на занятиях.

Конечно, есть у этой методики спорные моменты. Например, излишняя религиозная насыщенность программы. Непонятно, как поведут себя дети, воспитывавшиеся в довольно тепличных условиях вальдорфской школы в мире конкуренции, суровой реальности борьбы за место под солнцем. И все же, заботливые родители обязательно смогут найти рациональное зерно в идеях философа и педагога Штайнера.

Рекомендуем посмотреть:

Знакомство детей раннего возраста с малыми фольклорными формами

Колыбельные песни для детей до года

Колыбельные в развитии ребёнка

Как развивать интеллект у ребёнка 1-2 лет

Методика Никитина раннего развития детей

Елена # 12 октября 2019 в 16:43 0
Как поведут себя дети, "воспитывавшиеся в довольно тепличных условиях вальдорфской школы в мире конкуренции" уже известно. За рубежом, где Вальдорфская система работает не одно десятилетие, проведены исследования на эту тему. Процент поступивших в высшие учебные заведения в разы выше среднего,они успешны профессионально, при необходимости легче меняют род занятий, т.к. подготовлены в разных областях человеческой деятельности. Они легче находят общий язык в различных социальных средах.