Развивающие игры для детей от года до двух лет дома

Игры для малышей от двенадцати до восемнадцати месяцев

Мы друг друга понимаем

Цель: Игра развивает речь, навыки общения.

Приучайте ребенка отвечать действиями на просьбы.

Попросите малыша: «Поцелуй маму!» и потянитесь щекой к его губам. Дети быстро понимают, чего от них хотят, и с удовольствием целуются.

А вот еще одна игра: «Покажи, какой ты большой». Сначала покажите, что нужно делать, потом поднимите ручки малыша — пусть потянется.

 

Сухой пальчиковый бассейн

Цель: Игра развивает координацию, зрение (малышам приходится следить глазами за движущимися предметами), усиливает тактильные ощущения и исследовательский интерес.

Насыпьте в небольшие прозрачные пластмассовые бутылки гречневую крупу, фасоль, горох и т. д.

Теперь позвольте малышу исследовать, чем наполнены бутылки. В глубокие миски насыпьте разные крупы и поставьте их перед ребенком. Пусть малыш потрогает крупу, запустит ручки поглубже — дайте ему полную свободу. Важно, чтобы ручки были сухими.

Внимание! Проверьте, плотно ли закрыты пластмассовые бутылки! Не оставляйте детей играть с сыпучими предметами без присмотра взрослых!

 

Заводные игрушки

Цель: Игра развивает мелкую моторику, внимание и познавательные способности.

Покажите, как запускать юлу, заставить двигаться заводного петушка или машинку.

Рассказывайте: «Видишь, петушок клюет зернышки», «Паровозик гудит: “Ту-ту!”», «Машинка едет: “Би-би!”»

Спрашивайте малыша: «Как гудит паровозик?», «Что говорит курочка?» и т. д.

Малыши с удовольствием следят, как двигаются игрушки, стремятся их поймать.

Внимание! Игрушки должны быть максимально похожими на животное или транспортное средство, которое они изображают.

 

С барабаном ходит ежик

Цель: Игра развивает чувство ритма, память, речь.

Выучите с ребенком веселое стихотворение, которое можно инсценировать:

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!

Ежик в сад забрел случайно,

Бум-бум-бум!

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в лесу забыл он,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,

Бум-бум-бум!

Зайцы так перетрухнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули, Бум-бум-бум!

Г. Виеру

Не обязательно покупать барабан: можно просто хлопать в ладоши.

 

Шустрый мячик

Цель: Игры с мячами развивают крупную и мелкую моторику, умение общаться, договариваться.

Сначала научите ребенка играть с одним мячиком: покатайте мячик по полу толкните его, догоните и снова толкните.

Объясните малышу, что вы делаете: «Смотри, как здорово — мячик покатился! Ну-ка, догони его! Вот я его сейчас догоню! Ой! Он опять от нас убегает!»

Посадите ребенка на пол напротив себя. Расставьте ноги, и пусть малыш сделает то же самое. Покатите мяч в сторону малыша так, чтобы он поймал его двумя руками.

А теперь предложите ребенку толкнуть мяч в вашу сторону: «Твоя очередь катить мячик!»

Обязательно похвалите малыша (за меткость, за силу удара и т. д.).

 

Матрёшки

Цель: Игры с матрешками развивают мелкую моторику, координацию, умение понимать речь, познавательные способности.

Дайте малышу собранную матрешку. Погремите матрешкой, показывая ребенку, что внутри что-то есть. Пусть малыш заинтересуется.

Покажите, как открываются матрешки.

Спрашивайте, осталось ли еще что-нибудь внутри, и предлагайте потрясти матрешку, чтобы убедиться. Составьте матрешек в ряд. Обратите внимание ребенка на то, что они все и одинаковые (по цвету, по форме), и разные (по росту).

Перемешав матрешек, попросите расставить их по росту.

Покажите, как вкладывать одну матрешку в другую.

 

Футбол и баскетбол

Цель: Игра развивает координацию, ловкость, глазомер.

Покажите малышу, как нужно ударять по мячу, чтобы он покатился.

Попросите ребенка покатить мяч в вашу сторону и покажите, как нужно ловить его.

Попробуйте с близкого расстояния бросить мячик малышу так, чтобы он его отбил ногой или поймал.

Плох или хорош маленький вратарь, хвалите его! Повод всегда найдется.

Хорошо, если у вас есть мячики разных размеров. Бросайте вместе с ребенком маленькие мячики, стараясь попасть в большую емкость, например, в коробку или таз.

 

Хочу все знать!

Цель: Игра развивает речь, память, умение общаться.

Как только малыш начнет произносить отдельные слова, старайтесь дополнять его высказывания, превращая их в предложения. «Ав-ав!» — сообщает малыш, показывая на собаку. — «Да, — отвечаете вы, — собака побежала! Она говорит: “Ав-ав!”»

Комментируйте все действия: «Сейчас мы умоемся, потом переоденемся, а после этого пойдем спать!»

Научите малыша звукоподражательным словам, обозначающим различных животных и предметы. Например, спросите: «Что говорит кошка?», «Как бибикает машина?» и т.д.

 

Покатаемся на мяче

Положите малыша животиком на большой мяч, ногами к себе, Покачайте его, придерживая за коленки. Малыш будет стараться поддерживать равновесие, тренируя мышцы всего тела.

Попросите малыша достать игрушку, находящуюся на полу. Катите мяч вперед до тех пор, пока он не достанет ее или не упрется в пол руками. Повторите упражнение несколько раз, постепенно передвигая игрушку вправо или влево, чтобы малышу пришлось тянуться в разные стороны.

Повторите упражнение, положив малыша спиной на мяч.

Придерживая малыша за руки, учите его сидеть и подскакивать на большом мяче.

Руками прижмите ребенка к мячу в области поясницы и покатите мяч. Когда малыш встанет на пол, проверьте, чтобы он опирался на всю стопу.

Друг веселый, мячик мой,

Всюду, всюду он со мной!

Раз, два, три, четыре, пять,

Хорошо мне с ним играть!

 

Вдогонку за игрушкой

Цель: Игрушки-каталки развивают координацию, познавательную деятельность.

Игрушки-каталки бывают разными: машинки, самолетики, лошадки, собачки на колесиках и т. д. Игрушки с наполнителями шуршат и звенят, бабочки машут крыльями — малыши очень любят такие «живые» игрушки.

Рассмотрите игрушку. Покатите ее впереди себя, потом за собой.

Вложите ручку каталки в ладонь малыша и толкните игрушку. Пусть он сам попробует ее покатать.

Внимание! Игрушка должна быть прочной и с ручкой, удобной для захвата, чтобы ребенок мог на нее безбоязненно опереться; колеса должны легко вращаться.

 

Теремок

Цель: Игра развивает речь, творческие способности.

Прочитайте ребенку сказку «Теремок». Рассмотрите картинки.

Сделайте из картона (или купите в магазине) домик и несколько игрушек: мышку петушка, зайчика, лису.

Скажите: «Давай посмотрим, кто в теремочке живет? Кто, кто в невысоком живет? Ну-ка, выходите все, кто там живет!» — «Пи-пи! Я — мышка-норушка! А ты кто?»

Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы малыш (в роли мышки) подтвердил: «Пи-пи».

Скажите: «Ку-ка-ре-ку!» Спросите у малыша: «Кто это?», чтобы малыш подтвердил: «Ко-ко».

Инсценируйте сказку, сочиняйте, пусть ваши зверюшки входят и выходят из теремка, в отличие от своих сказочных собратьев. Ваша цель — оживить сказку, вовлечь малыша в действие, научить его объяснять, что за зверек разговаривает.

 

Больше — меньше

Цель: Эта игра развивает познавательные навыки, глазомер, мелкую моторику.

Покажите самую большую и самую маленькую формочки: «Видишь, это самая большая формочка, эта поменьше. Она помещается в большую».

Начав игру с четырех формочек, постепенно увеличивайте их количество.

Постройте башню. Учите малыша возводить сооружения.

В формочки можно складывать мелкие предметы, а затем вынимать их по одному двумя пальчиками.

 

Веселые тарелочки

Цель: Эта игра развивает мелкую моторику и приучает правильно брать предметы, противопоставляя большой палец указательному (так называемый пинцетный захват).

Возьмите 5-6 разноцветных тарелочек из дерева или пластмассы. Подвиньте поближе к ребенку стопку тарелочек, снимите верхнюю и протяните ему: «Возьми тарелочку».

Когда малыш потянется ручкой, чтобы взять тарелочку из ваших рук, проследите, чтобы он сделал это правильно: большой палец должен оказаться сверху, а остальные четыре — снизу. Если ребенок пытается взять тарелочку кулачком за край, осторожно поправьте его пальцы.

Рассмотрев вместе с малышом тарелочку, расскажите, какая она (форма, цвет, размер, поверхность — гладкая, шероховатая), и т. д.

Составьте тарелочки в стопку и попросите малыша накрыть стол для кукол и пригласить их на обед.

После «обеда» попросите малыша собрать тарелки в стопку.

 

Шарики на стержнях

Цель: Игра развивает мышление, память, цветоразличение, мелкую моторику.

Снимите один шарик и бросьте его в приготовленное ведерко так, чтобы раздался громкий звук: «Слышал? Шарик стукнулся: бах!»

Попросите ребенка снять один шарик и бросить в ведерко, затем — другой.

Предложите надеть шарики на стержень: «Давай наденем шарик на палочку. Раз! Бери еще один. Два!»

Предлагайте малышу выбирать и нанизывать шарики определенного цвета: «Возьми зеленый шарик. Надень красный шарик»

 

Ай, ду-да!

Цель: Игра развивает речь, воображение, мелкую моторику.

Пойте потешку и одновременно пальцами изображайте игру на дудочке: кисти рук на уровне рта, пальцы совершают волнообразные движения.

Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду,

Сидит ворон на дубу.

Он играет во трубу.

Труба точеная,

Позолоченная.

Пусть малыш подыгрывает и подпевает вам.

 

Подскажи!

Цель: Игра способствует развитию речи, памяти, воображения.

Рассказывайте ребенку потешки, привлекая его к инсценировке.

Сначала расскажите стихотворение целиком:

— Гус и-гуси!

— Га-га-га!

— Есть хотите?

— Да-да-да!

— Так летите же домой!

— Серый волк под горой

Не пускает нас домой!

— Ну, летите, как хотите.

Только крылья берегите!

Читая в следующий раз, пропустите какое-нибудь слово, например, «Га-га-га», побуждая малыша подсказать его вам. Покажите, как гуси машут крыльями.

Время от времени повторяйте игру, чтобы малыш ее не забыл. Скоро у вас получится настоящий диалог в стихах.

 

Монолитные машинки

Цель: Игра развивает познавательные навыки, речь, фантазию, крупную и мелкую моторику.

Учите малыша катать машинку, сидя на полу и направляя ее движения.

Покажите, как гудит и бибикает машина во время езды («ж-ж-ж», «би-би»). Предложите маленькому водителю повторить звуки. Даже малоговорящий ребенок постарается воспроизвести звуки, сопровождающие дорожное движение.

Играя несколькими машинками, воспроизводите ситуации на дороге, проезжая мимо друг друга, устраивая «аварии».

Соорудите на полу горку из листа плотного картона или фанеры. Покажите, как машинка быстро скатывается по наклонной поверхности, Попросите малыша поднести машинку к горке и отпустить ее, чтобы та съехала вниз.

Внимание! Первые машинки должны быть изготовлены из прочных и экологически безопасных материалов и состоять только из корпуса и колес.

 

Волшебный туннель

Цель: Игра развивает крупную моторику, пространственные ощущения, фантазию.

Купите малышу гибкую трубу на каркасе, по которой можно лазать, как по туннелю.

Откройте трубу, показав малышу, что она может быть маленькой и большой.

Прокатите по трубе мячик, чтобы он выкатился с другой стороны. Закатите мячик, чтобы он остался внутри.

Попросите ребенка достать мячик. Чтобы он не боялся, сначала закатывайте мячик недалеко, чтобы было достаточно протянуть руку.

Постепенно приучайте малыша проползать через весь туннель.

В трубе можно играть в прятки, прятать там разные игрушки, чтобы малыш их находил. Не забывайте разговаривать с малышом: «Ку-ку, где я?»

Внимание! При покупке обращайте внимание на прочность и яркость ткани, из которой сшит чехол.

 

Коляска для куклы

Цель: Игра поможет малышу научиться уверенно ходить, развивает координацию.

Пусть малыш прихватит с собой на прогулку своих друзей: мягкие игрушки, куклу.

Шагая по ровной дорожке, можно слегка приплясывать под песенку:

Мы ножками — топ-топ-топ,

А в ладошки — хлоп-хлоп-хлоп!

Ай да малыши!

Ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем

И в ладошки ударяем:

Топ-топ, ножки, топ!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп!

 

Ловкие пальчики

Цель: Игра развивает воображение, речь, мелкую моторику.

Предложите малышу поиграть в веселую пальчиковую игру. Читайте и показывайте:

Наши уточки с утра

(сложите пальцы обеих рук щепотью, большой палец находится напротив всех остальных — получится раскрытый «клюв»)

«Кря-кря, кря-кря!»

Наши гуси у пруда (открывайте и закрывайте «клюв»)

«Га-га, га-га!»

Наши гуленьки вверху

(поднимите руки вверх и помашите кистями)

«Гу-гу, гу-гу!»

Наши курочки в окно

(стучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом)

«Ко-ко, ко-ко!»

А как Петя-петушок

(спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны)

Рано-рано поутру

Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»

(Взмахните руками, как крыльями, и прокукарекайте.)

Попросите малыша повторять за вами движения и звукоподражательные слова: «Что говорят уточки, курочки, гуси, гуленьки?» и т. д.

 

Веселая зарядка

Цель: Упражнения развивают мышцы ног, рук, туловища, гибкость, вестибулярный аппарат.

Не забывайте делать с малышом зарядку, чтобы он физически развивался,

Попросите ребенка нагнуться и достать игрушки, лежащие на полу перед ним, а затем выпрямиться.

Придерживайте его за коленки.

Предложите малышу, лежащему на спине, поднять согнутые в коленях ноги.

Приложите свои ладони к его стопам, пусть ребенок ногами постарается отодвинуть ваши руки.

Выполняйте эти упражнения несколько раз в день, и малыш будет расти крепким.

От восемнадцати до двадцати четырех месяцев

Паззлы

Цель: Игра развивает мелкую моторику, усидчивость, концентрацию зрительного внимания.

Первые разборные картинки должны состоять из 2- 4 элементов.

Разберите паззл. Предложите малышу помочь вам, пользуясь большим, указательным и средним пальчиками.

Дайте посмотреть крохе самую большую и самую маленькую детали, Называйте большой элемент низким голосом, а маленький — высоким, сопровождая свои реплики жестами (разводя руки в стороны или соединяя указательный и большой пальцы).

Составьте картинку, предложите малышу вставить последний паззл самостоятельно.

 

Зарядка с мячом

Цель: Качание на мяче полезно для развития гибкости, координации.

Этот комплекс упражнений достаточно сложный.

Уложите малыша на мяче, подтянув колени к груди, в так называемой позе лягушки.

Покачайте вправо-влево, вперед-назад.

Покачайте малыша в разные стороны, вперед-назад, положив его на левый и правый бок.

 

Ведерко и формочки

Цель: Игры с ведерком и формочками развивают познавательные навыки, представление об объеме.

С ведерком и формочками можно купаться, наполняя ведерко водой и выливая ее оттуда. Формочки можно пускать по воде, как кораблики. Доливая в них воду, можно наблюдать, когда они начинают тонуть.

Покажите, как можно складывать в ведерко камешки, желуди, наполнять песком и делать куличики.

Рассматривая формочки, сравнивайте их размер. Покажите, как их можно вкладывать друг в друга, как построить башню.

 

Поехали - поехали!

Цель: Игра развивает чувство ритма и воображение.

Скажите малышу, что вы сейчас поедете в гости и он должен повторять за вами движения.

Поехали потихонечку

(ладонями попеременно слегка касайтесь коленей),

И быстренько, и быстренько,

И быстренько, и быстренько

(хлопайте ладонями попеременно по коленям в нарастающем темпе),

И приехали (слегка наклоните голову и опустите руки на колени)!

 

С горки но горку

Цель: Игра развивает крупную моторику (умение забираться на лестницу приставным шагом), координацию движений.

Помогите малышу забраться на горку по лесенке приставным шагом, держась ручками за перила.

Предложите скатиться с горки. Если сначала ваш малыш будет бояться, придерживайте его во время спуска.

Покажите, как можно скатывать с горки разные предметы (машинки, кукол, мячик), сопровождая игру стихами:

Я на горочку иду,

И машинку я несу.

Пусть машинка едет с горки —

Я за нею поспешу.

Внимание! Горка должна быть устойчивой, с удобными для подъема ступеньками, изготовлена из экологически безопасной пластмассы.

 

Большая машинка

Цель: Игрушка развивает воображение и координацию движений.

Рассмотрите и обсудите все детали. Покрутите руль, нажмите на гудок.

Спросите малыша, какие звуки издает машинка («би- би», «тр-р-р»).

Помогите ему сесть и оттолкнуться ногой от пола.

Оцените ловкость водителя, выразите свое восхищение, но не оставляйте его одного.

 

Ловкие ручки

Цель: Эта игра полезна для развития мелкой моторики и координации, помогает усвоить, где понятия «правый» и «левый».

Для тренировки ручек дайте ребенку поиграть с губкой или мячиком. Пусть он повторяет ваши движения, а если может, то и слова.

Сжимайте губку или маленький мячик, приговаривая:

Эта ручка — правая (сожмите губку или мячик правой рукой),

Эта ручка — левая (переложите губку или мячик в левую руку и сожмите их левой рукой).

Я на губку нажимаю (перекладывайте губку или мячик из руки в руку, каждый раз ее сжимая),

Я зарядку делаю.

Если малыш ошибается с определением руки, мягко поправьте его.

 

Гимнастика для пальчиков

Цель: Игра развивает мелкую моторику, внимание, готовит пальчики к выполнению движений, требующих точности движений.

Для усиления кровообращения в кистях рук полезны:

хлопки;

сжимание и разжимание мягких и упругих предметов;

потирание ладоней одна о другую;

перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш).

Полезны также: постукивание кончиками пальцев рук по столу; перекатывание по поверхности стола мелких предметов — двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди (можно использовать горошину, маленькую бусинку и даже маковое зернышко).

 

Игрушка на колесиках

Цель: Игра развивает навык ходьбы, координацию движений, умение сохранять чувство равновесия, воображение.

Привяжите веревочку к игрушке на колесиках (машинке, паровозику, фигурке животного).

Покажите малышу, как везти игрушку на веревочке, пятясь мелкими шажками назад, не упуская ее из виду.

Сначала придерживайте ребенка за плечи, чтобы он не потерял равновесия.

Обратите внимание, что некоторые фигурки во время движения могут крутить головой, перебирать ножками и т. д.

Покажите малышу, как разогнать игрушку, чтобы она, двигаясь по инерции, обогнала его.

 

Музыкальная пауза

Цель: Игра на музыкальных инструментах развивает музыкальный слух, чувство ритма, внимание и воображение.

Постучите рукой по бубну и барабану, изменяя громкость и темп ударов. Попросите ребенка постучать громко и тихо, медленно и быстро.

Покажите, как пользоваться палочками для барабана сначала одной рукой, затем двумя.

Поиграйте на клавишах игрушечного или настоящего пианино одним пальцем и всей кистью. Сыграйте несложную мелодию.

Предложите малышу самому поиграть на пианино. Обычно детям очень нравится играть.

Воспроизводя высокие ноты, скажите малышу: «Слышишь, зайчик пробежал!» Не забудьте показать игрушку или изображение зверька. Басовые ноты напоминают рев медведя и т. д.

Спрашивайте малыша, каких животных напоминают ему те или иные звуки.

 

Убираю сам!

Цель: Игра в уборку развивает навык самообслуживания, фантазию, мышление.

Приобретите для малыша один или несколько ящиков для игрушек. Ящики должны быть ярких цветов и размеров, легко открываться. Хорошо, если ящик будет на колесах, чтобы малыш смог перевозить игрушки.

Научите ребенка после каждой игры убирать игрушки в ящик. Делать это можно в игровой форме. Например, игрушки могут «запрыгивать» в ящик или «соревноваться», кто из них быстрее спрячется в ящике.

А если выложить игрушки, то в ящике, к удовольствию детей, можно кататься и прятаться.

 

Маракасы

Цель: Маракасы развивают чувство ритма, музыкальный слух, координацию.

Дайте малышу рассмотреть небольшие маракасы. Спросите: «Как ты думаешь, что это? Когда ты был маленьким, ты играл маленькими погремушками, А эти большие погремушки называются маракасами».

Покажите, как нужно трясти маракасы в такт какой-нибудь песенке, например:

Шел старик дорогою, дорогою, дорогою,

Нашел козу безрогую, безрогую, безрогую:

«Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем!»

А коза бодается, бодается, бодается,

А старик ругается, ругается, ругается.

Изменяйте темп и громкость.

 

Веселое путешествие

Цель: Игра развивает познавательные навыки, фантазию, речь, улучшает координацию движений.

Для этой веселой игры нужен игрушечный руль с кнопками. Расскажите, что руль необходим для управления машиной.

Повертите руль из стороны в сторону, понажимайте на кнопки, сопровождая свои действия звукоподражанием: «Ж-ж-ж!»

А теперь вся семья может поехать в веселое путешествие. Посадите малыша на диван между взрослыми. Объясните, что сегодня он — водитель машины, а взрослые — его пассажиры. Придумайте, куда вы отправитесь в путешествие. И — «Поехали!»

Фантазируйте, рассказывайте малышу, что встречается вам на пути. Напевайте вместе с ребенком песенку:

Тра-та-та, тра-та-та!

Мы везем с собой кота,

Чижика, собаку,

Петьку-забияку,

Обезьяну, попугая,

Вот компания какая!

 

Лошадка-качалка

Цель: Игра развивает координацию, воображение.

Покажите малышу лошадку. Проведите ручкой малыша по ее спинке, покачайте. Скажите: «Как говорит лошадка? Иго-го! Теперь у тебя будет своя лошадка. Давай покатаемся!»

Придерживайте ребенка за спинку. Постепенно он научится качаться самостоятельно.

Сопровождайте игру веселыми стишками:

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас звала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду

А соседки дома нету.

Две собачки у порога

Нам сказали очень строго:

— Ав-ав-ав!

— Гав-гав-гав!

(Шведская песенка)

 

Мебель для любимой куклы

Цель: Ролевые игры необходимы для развития навыков общения, самообслуживания.

Покажите, как нужно укладывать куклу или мягкую игрушку спать в кроватку, как расстилать постель.

Предложите малышу покачать куклу, напевая колыбельную песенку:

Люли-люли-люленьки,

Где вы, где вы, гуленьки?

Прилетайте на кровать,

Начинайте ворковать.

Люли-люли-люленьки,

Прилетели гуленьки!

Сели в изголовье...

Спи на здоровье!

Купите малышу обеденную мебель — стол и стульчики — для угощения его любимцев.

Рекомендуем посмотреть:

Игры на развитие координации движений у детей 1-2 лет

Игры на развитие логического мышления у детей 1-2 лет

Колыбельные песни для детей до года

Развивающие игры про животных для детей 1-2 лет

Игры на кухне с малышом пока мама готовит

Нет комментариев. Ваш будет первым!