Для ребенка в возрасте от 6 до 9 месяцев используются упражнения, которые учат ребенка стоять. Все эти упражнения развивают координацию движений и ориентацию ребенка в пространстве. Вот некоторые из них.
— Положите малыша на спину, прижмите левой рукой его выпрямленные ноги. Правой рукой возьмите ребенка за левую руку и подтягивайте его в положение сидя, наклоняя при этом его туловище вправо так, чтобы он вынужден был опереться на правую руку. Повторите это упражнение 5-6 раз.
— Посадите ребенка на пол. Положите игрушки не прямо перед ним, а сбоку, выкладывая по игрушке поочередно то с правой, то с левой стороны. Следите, чтобы ребенок, дотягиваясь до игрушки и заваливаясь на бок, подставлял руку. На следующем этапе положите игрушку сбоку от ребенка, так, чтобы он, желая дотянуться до нее из положения сидя, был вынужден опираться сначала на одну руку, а потом на другую.
Музыкальные сюрпризы
Дайте малышу рассмотреть музыкальную шкатулку. Покажите, как нажать на кнопку, чтобы из шкатулки выскочила какая-нибудь зверюшка и заиграла музыка. Малыши всегда очень радуются, увидев результат своих усилий. Существуют музыкальные центры с несколькими кнопками, после нажатия которых звучат голоса животных. Такие игрушки способствуют развитию зрительно-моторной координации, стимулируют развитие мышления, ведь ребенку придется устанавливать логическую связь между действием и результатом.
Играем в воде
Во время купания обратите внимание ребенка на то, что пластмассовые или деревянные уточки, рыбки, другие предметы плавают.
Научите малыша доставать те игрушки, которые утонули.
Научите малыша дуть на игрушки, чтобы они поплыли в разные стороны.
Предложите поймать плавающие игрушки и сложить в небольшое пластмассовое ведерко.
Для игры в воде годятся пластиковые стаканы и бутылочки, чтобы наливать и выливать из них воду.
Покажите, как отжать губку.
Такие игры в воде развивают мелкую моторику познавательные способности и интеллект.
Покажи «козу»!
Учите ребенка различать интонацию.
«Напугайте» малыша, показав ему «козу» (одна из любимых пальчиковых игр). Приговаривайте, меняя ритм и интонацию:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами:
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Покажите, что делает «коза» (похлопайте глазами, потопайте ногами), а затем попросите малыша потопать ножками, похлопать глазками.
Покажите малышу, как самому сделать «козу».
Эта игра помогает улучшить координацию движений, способствует развитию мышления.
Играем в кубики
Приготовьте для игры набор кубиков или строительный конструктор, в который входят призмы, брусочки, пирамидки и т. д. (достаточно 4-5 штук).
Покажите, как их перекладывать из руки в руку, стучать одним кубиком о другой, складывать на тележку и т. д. Покажите, как поставить рядом два кубика, как поставить кубик на кубик или призму на кубик. Научите ломать построенные башенки. Взяв ручку ребенка в свою, постройте башню вместе. Пусть малыш сам поиграет с кубиками.
Игра развивает зрительно-моторную координацию и познавательные способности.
По ровненькой дорожке
Посадив малыша на колени, устройте небольшую «поездку». Рассказывая стихотворение, слегка подбрасывайте малыша. Придерживайте его за ручки, чтобы он не боялся. Путь предстоит и по ровной дорожке, и по кочкам. Перед главным препятствием сделайте вид, будто роняете ребенка. Малыш будет в восторге от такого приключения.
По ровненькой дорожке,
По кочкам, по кочкам,
Вприпрыжку,
Вприскочку,
В ямку — бултых!
Игра укрепляет мышцы, развивает координацию движений, способствует возникновению доверительных отношений.
Дай колечко!
Купите пластмассовую пирамидку со стержнем диаметром 1-1,5 см и с широкими разноцветными кольцами.
Соберите пирамидку вместе с малышом. Говорите: «Дай мне колечко!» Собирайте так, чтобы большие кольца оказались снизу и сверху, а маленькие — посередине, чтобы пирамидку можно было катать. Потрясите пирамидку — колечки загремят. Разбирая пирамидку, попросите малыша снять 1-2 кольца.
Эта игра развивает сообразительность, координацию движений, мелкую моторику и стремление достичь цели.
Верхом на бревне
Предложите ребенку поиграть с надувным бревном. Сначала посадите малыша на четвереньки около бревна, чтобы он опирался на него. Пусть попробует покатить игрушку. Положите ребенка животом на бревно так, чтобы он мог ручками упереться в пол, если потеряет равновесие. Посадите маленького «наездника» верхом, как будто он скачет на коне. Ребенок будет балансировать, стараясь не упасть.
Внимание! Придерживайте малыша! Если ребенок потеряет равновесие и упадет, он может испугаться и отказаться от игры.
Гoп, гоп! Конь живой,
И с хвостом, и с гривой.
Он качает головой —
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками.
Посмотрите на меня!
Я поехал к маме.
(М. Клокова)
Игра отлично укрепляет мышцы, развивает моторику.
Пальчиковая гимнастика и песенки-потешки должны войти в ежедневное «расписание игр» с вашим ребенком.
Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления, координации моторики.
Сорока-белобока
Указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки — «варите кашу»:
Сорока белобока
Кашку варила,
На порог скакала,
Гостей созывала
(обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали
(разведите руки в стороны, как будто сожалеете),
Кашки не едали.
Всю кашку сорока-белобока деткам отдала:
Этому — на ложке
(сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке
(сложите обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате
(держите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья),
Этому — на лопате
(прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
В ознакомлении с окружающим миром вещей и предметов у ребенка интенсивно развиваются движения рук.
Малыш не только берет игрушку, он перекладывает ее из одной руки в другую, размахивает и стучит ею, пробует ее «на зубок». Пытаясь взять мелкий предмет, ребенок направляет к нему вместе собранные пальцы, а намереваясь ухватить что-нибудь большое, он раскрывает ладонь полностью. Движения руки и пальцев уже корректируются и уточняются.
Очень важен в этом возрасте подбор игрушек. Каждая игрушка должна учить ребенка. Если игрушек много, они отвлекают и утомляют, и ребенок перестает внимательно изучать игрушки, ограничиваясь поверхностным знакомством с ними, «перебрасывается» от одной игрушки к другой. Оптимальный вариант — это когда у ребенка одновременно не более 10 игрушек, разных по величине, форме, весу, цвету и звучанию.
Координацию хорошо развивают игры, при которых наиболее заинтересовавшую малыша игрушку перекладывают или переставляют с места на место и спрашивают его: «Где?» Малыш с интересом смотрит за перемещениями игрушек, а впоследствии и сам пытается их прятать, с удовольствием включаясь в игру.
Для развития координации можно укрепить в кроватке малыша, у его ног, мягкую или надувную игрушку, а также резиновый мяч, который он с удовольствием станет толкать.
Маленькие мячики, а также любые игрушки с наполнителями (их не обязательно покупать, достаточно наполнить крупой или мелкими шариками самодельные мешочки) отлично помогают развивать во время игры мелкую моторику.
Игрушечный молоточек с деревянными шариками или колышками помогает малышу развивать зрительно- моторную координацию движений. Этому же способствуют игрушечные музыкальные центры. Достаточно показать малышу, как нажимать на кнопки, и он, моментально освоившись, начинает импровизировать, составляя из мелодий и голосов животных целые симфонии. Координацию движений рук развивает и простой электрический фонарик, в котором свет включается и выключается нажатием на кнопку. Этому же способствуют игры с самодельными игрушками-шумелками: пластмассовыми прозрачными бутылками, наполненными разными крупами.
Развитию мелкой моторики способствуют специально созданные игровые центры, в изобилии появившиеся в продаже в последнее десятилетие. Игровой центр — это плоская пластиковая доска с набором разноцветных различных игрушек и предметов. Такими предметами могут быть телефонный диск, автомобильный руль, кнопки, двигающиеся ручки, шарики, зеркальце и т. п. Многих малышей игровой центр увлекает надолго: дети с интересом ощупывают, крутят и нажимают различные детали. Чем больше действий можно произвести, тем лучше. Есть также мягкие развивающие игровые центры, наполненные синтепоном, с деталями из разных тканей и с разными наполнителями, центры с игрушками-«грызунками», с лентами и веревочками...
Мелкую моторику развивают нитяные кисточки и помпоны, даже просто нитки, намотанные на ручку ребенка. Перебирая ворсинки, пытаясь освободиться от ниток, малыш развивает помимо этого и зрительно-моторную координацию. Развивают моторику и любые игрушки (будь то специально созданная для купания лягушка или самый простой пластиковый стакан) для купания.
Начиная с 9 месяцев до года самыми полезными будут упражнения на развитие координации и ориентации в пространстве, на выработку навыка равновесия.
— Поставьте малыша на ноги перед опорой, достающей ему до груди, чтобы он мог опираться руками и переносить на нее вес верхней части туловища. Ноги малыша должны быть расставлены довольно широко, чтобы он стоял более устойчиво и опирался на всю стопу. Руки ребенка для оптимального сохранения равновесия должны лежать перед ним. Этому можно помочь, положив перед ребенком любимую игрушку. Когда ребенок научится уверенно и подолгу стоять у опоры, предлагайте ему игрушки с разных сторон так, чтобы малышу приходилось дотягиваться до них, делая небольшие приставные шаги.
— Для того чтобы малыш научился координировать свои движения при ходьбе, дайте ему на прогулке подержаться рукой за коляску. Девочке можно предложить покатать кукольную коляску, а мальчику — машинку с высокой ручкой, за которую можно взяться двумя руками.
— Игрушки самой разнообразной формы (круглые и квадратные, прямоугольные и треугольные, овальные и в форме звездочек или сердечек) способствуют совершенствованию движений мелких мышц руки и пальцев, развивают мелкую моторику.
— Зрительно-моторную координацию развивают такие игрушки, как «волшебное ведро» (или шар) — пластмассовое ведро с крышкой, на которой есть прорези разной формы. Предложите ребенку подобрать к каждой прорези соответствующую по форме фигурку.
— Не меньше чем «волшебное ведро», детям нравятся рамки и вкладыши Монтессори. В стандартном наборе 16 рамок с вкладышами из геометрических фигур, среди которых круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, звездочка и другие. Бывают наборы и с другими фигурами.
Сначала покажите малышу все фигуры и назовите их, а затем вложите их в соответствующие рамки. Потом разложите фигуры на однотонную поверхность (например, лист бумаги). Пусть малыш внимательно рассмотрит их и поиграет ими. Дайте ему коробочку, в которую он сможет сложить все фигурки, а потом высыпать их оттуда.
— Малыш учится захватывать игрушки, удерживать их в руке. В соответствии с их конфигурацией он начинает действовать с ними по особенному: круглое катает, прямоугольное и квадратное укладывает друг на друга, вкладывает мелкие игрушки в большие емкости. Лучше всего сложить все игрушки в корзину или таз, чтобы малыш мог доставать их оттуда, а затем складывать обратно. Действия, направленные на вкладывание мелких игрушек в большие емкости, способствуют формированию координированных движений. Этой цели служат всевозможные матрешки и пирамидки.
— Игры с пирамидками помогают развивать зрительно- моторную координацию, мелкую моторику. Малыш до года может собирать пирамидки, которые содержат
— Как бы ни страдал от них нежный родительский слух, все же ребенку необходима хотя бы парочка «громких» игрушек, например, барабан или металлофон, Эти игрушки помогают ему развивать зрительно-моторную координацию.
— Координацию движений развивают игрушки-каталки. Неважно, мальчик у вас или девочка: они одинаково любят прокатиться на машине, паровозике или самолетике, «полетать» на бабочке или «поскакать» на лошадке на колесиках.
— Заводные игрушки также помогают развивать мелкую моторику — с того момента, как малыш научится заводить их самостоятельно.
— Дайте малышу есть самостоятельно и так, как он умеет, то есть руками, Пусть его стульчик стоит так, чтобы он мог наблюдать, как едите вы, и копировать ваши движения. Положите на его столик кусочки печенья разного размера, пусть он захватывает их пальцами и ест. Положите на его тарелку несколько горошин и несколько кубиков вареной морковки, Если коварная горошина станет выскальзывать из детских пальчиков, помогите малышу направить пальцы к горошине и захватить ее. Налейте в блюдечко немного йогурта, а в другое положите несколько кусочков разноцветного желе, Пусть малыш берет и то и другое руками. Это только первое время и стол, и сам малыш будут перемазаны едой.
Вскоре ваш ребенок научится есть и руками, и ложкой, он станет подносить свой стаканчик не куда-нибудь, а ко рту, ничего не проливая. Просто дайте ему возможность развивать навыки координации и мелкой моторики не только во время игр и занятий, но и во время самых обычных и повседневных дел.
— То, что будет заложено в ребенке в первый год жизни, повлияет на его последующую жизнь. Все личностные качества ребенка: интеллект, память, психические и эмоциональные реакции, адаптация к окружающей среде формируются уже в первый год его жизни.
Психологическая характеристика детей раннего возраста от 1 до 3 лет
Возрастные особенности ребенка от 6 месяцев до 1 года
Как развивать интеллект у ребёнка 1-2 лет
Что такое детская одаренность и в чем она проявляется
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 13:01 0 |
Игры - это не только прекрасное средство для развития ребенка, но и замечательный способ наладить хороший эмоциональный контакт с ребенком, без которого полноценное развитие ребенка невозможно. |