Ранний возраст — это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста является важным условием их полноценного развития. По мнению ученых, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. Основоположники отечественной педагогики раннего детства — профессора Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина, М. Ю. Кистяковская — считают: чем моложе и беспомощнее ребенок и чем выше потенциальный темп развития, тем большую роль играют педагогические воздействия взрослого.
Условие развития познавательных психических процессов, подъем их на более высокий уровень — это практика, исследовательские действия ребенка.
Умственное воспитание детей раннего возраста включает задачи сенсорного развития, формирования мышления, речи, памяти, воображения, внимания, ориентировки в окружающем, обогащение разнообразными впечатлениями. Интеллектуальное развитие осуществляется в процессе игр и занятий детей, их самостоятельной деятельности, направляемой взрослыми, во время прогулок, в процессе ухода за детьми и т.д.
Восприятие. Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Именно оно определяет функционирование и развитие всех познавательных процессов. Появление разнообразных действий с игрушками способствует ориентации ребенка на различные свойства предметов, главными из которых сначала являются форма и величина. В начале раннего возраста цвет не имеет никакого значения для узнавания предметов. Если взрослый показывает ребенку, как поставить красный кубик на желтый, малыш, подражая действиям взрослого, не обращает внимания на цвет. Это происходит не потому, что дети плохо различают цвета, а в силу непонимания их значения, отсутствия постоянной ориентировки на них. Ориентация на цвет появляется позднее. Малыш совершенно одинаково узнает окрашенные и не окрашенные изображения, а также изображения, окрашенные в самые необычные цвета.
Подчеркнем, что сначала дети учатся подбирать предметы по форме, потом по величине и лишь затем по цвету. Таким образом, новые действия восприятия осваиваются прежде всего в отношении более знакомых и более важных с точки зрения практической деятельности признаков.
Для обогащения ребенка раннего возраста представлениями о свойствах предметов необходимо, чтобы он знакомился с как можно большим количеством разнообразных предметов.
Развитие восприятия происходит в процессе обучения. Вначале ребенок просто играет, производит какие-то действия с незнакомыми предметами, получает первое представление о них, затем знакомится со свойствами предметов с помощью ориентировочных исследовательских движений рук и глаз. Когда ребенок становится старше, процесс восприятия, оставаясь по-прежнему активным, становится внутренним, в основном только в сознании ребенка, в результате превращаясь в умственное действие.
Если ребенка не обучать специально, восприятие долго остается поверхностным, отрывочным и не создает необходимой основы для общего умственного развития, овладения различными видами деятельности (рисованием, конструированием, полноценным усвоением знаний в начальной школе).
Таким образом, следует особенно подчеркнуть, что именно целенаправленное обучение и освоение разнообразных действий с предметами приводят к тому, что восприятие становится более детальным, полным и точным. Предмет воспринимается ребенком с точки зрения разных присущих ему свойств.
Внимание. Развитие внимания в раннем возрасте происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Самостоятельная ходьба делает для ребенка доступной широкую область предметов, тем самым расширяя круг его внимания.
Освоение назначения предметов, совершенствование действий с ними позволяют, с одной стороны, направлять внимание на большее число сторон и признаков в объектах, а с другой — совершенствовать свойства самого внимания (распределение, переключение).
По мере овладения речью малыш учится удерживать внимание не только на предметах, но и на словах, фразах. Он начинает реагировать на инструкцию взрослого, если она сформулирована кратко и указывает на знакомые ребенку действия или предметы: «Принеси мяч», «Возьми ложку». Малыш может выслушать короткую просьбу до конца и выполнить действие в соответствии с ней.
И все-таки, несмотря на то что ребенок способен выполнять интересную для него деятельность в течение 8 — 10 минут, он испытывает серьезные трудности в переключении и распределении внимания. Малыш нередко так погружается в работу, что не слышит слов взрослого. С другой стороны, внимание ребенка очень слабо фиксировано на предмете или деятельности, мало устойчиво. Оно как бы скользит по поверхности, не проникая вглубь. Поэтому ребенок быстро прекращает начатое дело. Малыш, так увлеченно игравший с куклой, видит у сверстника машинку — и кукла забыта. Способность концентрации внимания выражается в том, что ребенок фиксирует незначимые, но наиболее яркие признаки объектов. И как только пропадает их новизна, теряется эмоциональная привлекательность, угасает внимание к ним.
Взрослые, стремясь повысить уровень концентрации внимания у ребенка, могут сами обращать внимание малыша на те или иные детали игрушки, интересующие его в данный момент. Взрослые могут оказывать ребенку помощь в том, чтобы фокусировать его внимание в нужном направлении, поскольку сам малыш этого делать еще не умеет.
Таким образом, в раннем возрасте расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ними, на которых сосредоточивается ребенок. Малыш сосредоточен на выполнении несложных инструкций взрослого, на слушании литературных произведений, внимателен к слову, речи.
Память. В начале второго года жизни ребенка память выделяется из процесса восприятия, становится самостоятельным психическим процессом. Зарождается способность воспроизводить объект в его отсутствие, удлиняется промежуток между запоминанием и узнаванием (на втором году жизни ребенок узнает знакомое лицо после перерыва в 1,5 — 2 месяца, а на третьем — объекты, которые воспринимал год назад).
Память ребенка, как и внимание, в основном непроизвольна. Это значит, что ребенок не ставит перед собой сознательных целей что-либо запомнить или припомнить. Эти процессы происходят независимо от его воли и сознания. Ребенок запоминает то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно, привлекательно.
Дети лучше запоминают в процессе игры, однако у детей раннего возраста и в игре уровень запоминания сравнительно низкий. Разнообразные детские игры предоставляют ребенку богатые возможности для развития его памяти.
Таким образом, в раннем детстве обогащается содержание представлений, следовательно, возрастают объем и прочность сохранения материала. Появляется новый процесс памяти — воспроизведение. Кроме того, бурное развитие получает словесная память.
Воображение. Разнообразные впечатления, которые появляются на втором году жизни, выступают предпосылками становления и развития воображения. Малыш в возрасте около полутора лет узнает изображенное на картинке. Он переживает бурные положительные или отрицательные эмоции в соответствии с содержанием изображенного. Но дело в том, что рисунок никогда не является точной копией зафиксированного в прошлом опыте предмета. Он отражает действительность обобщенно, выделяя самое существенное в реальном объекте, и выступает его знаком. Воспринять изобразительный знак помогает воображение. Оно достраивает то, что не совсем соответствует имеющемуся в памяти представлению. При этом узнавании малыш не создает ничего нового. Поэтому воображение выступает как пассивный процесс. Становление механизма представления, воссоздания образов, а также умения слушать и откликаться на содержание сообщения происходит через развитие понимания речи взрослых, фольклора, небольших литературных произведений (Н. Н. Палагина, Л. Н. Павлова). Показателями того, что ребенок представляет передаваемые в речи события, являются реакция сосредоточения и адекватные эмоции. Он повторяет действия персонажей по ходу слушания: бьет кулачком по столу, деланно хнычет и т.д., то есть у ребенка появляется представление через действие.
О первых проявлениях воображения в 2,5 — 3 года свидетельствует умение ребенка действовать в воображаемой ситуации с воображаемыми предметами. Первые подражательные игры, возникающие на втором году жизни, еще не содержат в себе элементов воображения. Если ребенок «ест» пустой ложкой, то производимое им действие определяется конкретной ситуацией, в которую он включен в данный момент. Он осваивает функцию предмета, действие с ним и повторяет его. Малыш следует логике предмета: раз есть ложка, то ею надо есть, и не важно, наполнена она или нет.
Развитие начальных форм воображения у ребенка раннего возраста связано с обобщенностью игровых действий и игровых предметов (Е. В. Зворыгина), а также с тем, что в репертуар игровых действий прочно входят замещения. Причем малыш не сразу откликается на замещения, которые предлагает взрослый, а играет только с реальными игрушками. Он, подражая взрослому, может использовать те же, что и взрослый, предметы-заместители, но замещения остаются очень неустойчивыми, некритичными и мало осознанными. Перелом наступает тогда, когда малыш отказывается использовать любое замещение, предлагаемое взрослым. Теперь наступает критичность в использовании предметов в новой функции. Дети по своей инициативе с удовольствием воспроизводят показанные взрослым замещения. Замещение осмысленно, но имеет все же воспроизводящий, а не творческий характер.
К концу раннего детства складывается новый способ действия с предметами-заместителями, полноценное использование замещений. Выбор предметов-заместителей перестает быть случайным, предваряется поиском подходящего объекта и сопровождается развернутыми высказываниями, обращениями ко взрослому.
Следовательно, показателями развития воображения в игре преддошкольников являются разнообразие сюжетов, действие в воображаемой ситуации, самостоятельный выбор предмета-заместителя, гибкость в изменении функции и названия предметов, оригинальность замещения игровых действий.
В целом же воображение ребенка не богаче, а во многих случаях беднее, чем воображение взрослого, так как у детей более ограниченный жизненный опыт, а следовательно, меньший материал для воображения. Вместе с тем воображение играет в жизни ребенка большую роль, чем в жизни взрослого, проявляясь гораздо чаще.
Неустанная работа воображения — это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми окружающего мира, выходу за пределы узкого личного опыта. Но эта работа требует постоянного контроля со стороны взрослых, под руководством которых ребенок овладевает умением отличать воображаемое от действительного.
Мышление. В раннем детстве, самостоятельно передвигаясь, действуя с объектами, малыш изучает их, выделяет признаки. Установление связи между предметом и действием выступает предпосылкой практического решения задач. Задача возникает перед ребенком в практической деятельности и решается им с помощью предметных действий, ведь малыш еще не умеет действовать в плане представлений. То есть возникает наглядно-действенное мышление.
Уже в раннем детстве наглядно-действенное мышление характеризуется отвлеченностью и обобщенностью. Отвлеченность проявляется в том, что в предмете-орудии ребенок выделяет главный признак, который позволяет использовать его соответствую щи м образом. Если малыш понял, что палкой можно доставать предметы, то начинает для этого действия применять любые подобные по функции предметы: линейку, ручку, швабру. Обобщенность выступает тогда, когда ребенок использует одно и то же орудие для решения целого класса задач. Например, копает лопаткой не только песок, но и землю, снег, глину, а воду носит не только в ведерке, но и в чашке, формочке. Обобщение опыта деятельности и использование его при решении новых практических задач формирует элементарную культуру мышления и подготавливает обобщение опыта в слове, что в итоге способствует развитию речевого мышления.
Накопление опыта практических действий постепенно приводит к тому, что малыш представляет, как добиться желаемого результата. Он начинает действовать не на основе практических действий, а на основе образов, созданных прошлым опытом (сразу выбирает палочку необходимой длины, чтобы достать игрушку из-под шкафа). Такие действия говорят о том, что у ребенка появляется представление о результате, последовательности действий, необходимых для решения задачи орудии. А значит, формируются предпосылки наглядно-образного мышления, которое повышает эффективность решения практических задач.
В возрасте 1 — 3 лет начинают складываться мыслительные операции. Элементарные мыслительные операции проявляются в различении и сравнении признаков: цвета, формы, величины. Различение требует анализа предметов и установления их сходства и различия. На третьем году жизни сравнение привлекает малыша, и, находя в предметах общее, он испытывает радость.
Знакомясь со свойствами и названиями предметов, ребенок переходит к обобщениям, к первым общим представлениям. Например, малыш понимает, что большими могут быть разные по внешнему виду предметы: мячи, куклы, кубики. На 2—3-м году жизни у ребенка складываются первые общие представления о форме, цвете и величине. Среди мыслительных операций важнейшими являются:
— называние цвета, величины, формы, расположения в пространстве (близко, далеко);
— группировка предметов одного цвета, формы, размера;
— сравнение по цвету, форме, размеру, весу; по времени (сегодня, завтра, вчера, поздно, потом, сейчас);
— выделение основных свойств предметов (форма, величина, цвет);
— координация движений рук и зрения;
— формирование числовых представлений (много, мало, один, два, меньше, больше).
Таким образом, развитие первых мыслительных операций неразрывно связано с практической деятельностью и освоением речи.
Речь. Второй год жизни является решающим в развитии речи детей. В этот период значительно совершенствуется понимание речи ребенком, но главное — появляется самостоятельная речь. Это связано с тем, что в этом возрасте ребенок начинает ходить, свободно передвигаясь в более широком пространстве. Он многое может увидеть и узнать. У него все больше возникает интерес к внешнему миру. На втором году жизни развитие речи не только непосредственно связано с общением со взрослым, но и включено в практическую деятельность по освоению предметов. Если связывать эти практические действия со словом-названием, то ребенок осмысливает эти слова. Психологи подчеркивают, что если дети своевременно не овладевают пониманием речи, то в дальнейшем наблюдается отставание не только в развитии речи, но и в психическом развитии в целом. Самое существенное изменение в этот период — у ребенка начинает быстро формироваться самостоятельная речь, которая становится ведущим средством общения с окружающими людьми.
Третий год жизни характеризуется резко возрастающей речевой активностью ребенка.
Во-первых, расширяется круг речевого общения ребенка. Он много разговаривает не только с близкими взрослыми, но и с другими, малознакомыми людьми. С помощью речи он начинает обращаться к сверстникам. Речь как средство общения в раннем детстве, как правило, непосредственно связана с практической деятельностью детей в наглядной ситуации. Это придает речи форму диалога, т. е. прямых ответов на вопросы взрослого или вопросов и обращений к нему.
Во-вторых, резко повышается речевая активность ребенка во время игр и самостоятельной деятельности. Собственная речь ребенка часто сопровождает его предметные действия. Например, ребенок говорит: «мишка упал», «мячик укатился» и т.д. Эта речь на первый взгляд не обращена ни к кому, она просто фиксирует действия ребенка. Однако такая речевая фиксация имеет огромное значение для формирования мышления ребенка.
В-третьих, значительно возрастает интерес детей к речи взрослых. Дети могут слушать и понимать не только ту речь, которая обращена к ним, но и с удовольствием прислушиваются к любым разговорам взрослых. На третьем году жизни ребенок воспринимает небольшие рассказы взрослого, состоящие из 3 — 4 предложений.
Таким образом, познавательная сфера ребенка раннего возраста активно пополняется новой информацией о предметах, явлениях и событиях ближайшего непосредственного окружения. Дети смотрят на предметы с разных сторон: их интересуют внешние характеристики предметов (что? Кто? Какой?), внутренние характеристики (для чего? Как?). Они начинают устанавливать первые связи и зависимости, осознавать роль и значение предметов в жизни человека. В результате целенаправленного руководства деятельностью детей, общения с ними, а также специального обучения их познавательное и умственное развитие к началу третьего года жизни достигает уровня, обеспечивающего практическую ориентировку ребенка в предметах и явлениях ближайшего окружения, понимание речи взрослых, способность регулировать свои действия по слову в процессе речевого общения со взрослыми. Ребенок этого возраста — существо и мыслящее и говорящее, проявляющее интерес к окружающему. Для развития познавательной активности нужно обогащать жизнь детей новыми впечатлениями, создавать условия для детского экспериментирования. Важно поддерживать природное любопытство детей, поощрять любое проявление интереса к окружающему миру.
Не перечислить всего того, что нужно развивать в ребенке раннего возраста. Но не пугайтесь, дорогие родители. Ведь все должно идти естественным путем, а когда и чем заниматься с ребенком — он сам вам будет подсказывать. Только внимательно наблюдайте за своим малышом, и может быть, занимаясь совместной деятельностью, вы заметите проявление признаков одаренности вашего ребенка.
Как развивать интеллект у ребёнка 1-2 лет
Развивающие упражнения для ребёнка от 6 месяцев до 1 года
Что такое детская одаренность и в чем она проявляется
Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками
Шаблина Наталья Владимировна # 14 ноября 2018 в 13:06 0 |
Спасибо, материал полезный. Только зная возрастные особенности и чутко наблюдая за ребенком мы в силах помочь ребенку расти и развиваться. |