Иван Петрович Павлов. Биография для детей 3-4 класса

Иван Петрович Павлов. Биография для детей 3-4 класса

Про Ивана Петровича Павлова для школьников. Интересные факты биографии

Иван Петрович Павлов, лауреат Нобелевской премии по медицине (1849-1936)

Это звезда, которая освещает мир, проливая свет на еще неизведанные пути.

Г. Уэллс об И.П. Павлове

Иван Петрович Павлов — выдающийся ученый, гордость отечественной науки, «первый физиолог мира», как назвали его коллеги. Ему присудили первую в истории Нобелевскую премию по медицине, избрали почетным членом 130 академий и научных обществ. Ни один из русских ученых того времени не получил такой известности за рубежом. Его даже называли «романтической, почти -легендарной личностью».

Среди необычайно одухотворенных портретов кисти замечательного русского художника Михаила Нестерова есть и написанный в 1935 г. портрет академика И.П. Павлова. Ученый изображен в интерьере, на фоне осеннего пейзажа за окном. Умудренный годами и опытом, он сосредоточенно смотрит в бесконечность. Зритель не может встретиться с глазами великого человека, но его руки, нервно сжатые в кулаки, выдают интенсивность и силу мысли, способной преобразовать мир.

Эта сила возникла не сама по себе, а явилась результатом неустанного труда ученого на протяжении всей жизни. Павлов как-то признался, что если бы он не был ученым, то стал бы крестьянином.

Известно, что от сотрудников своей лаборатории Иван Петрович требовал такого же самоотверженного труда, каким отличался сам. Первые вопросы новому сотруднику, желавшему попасть в его лабораторию, были такими: «Сколько времени можете работать? Что может отвлечь? Семья? Жилищные трудности?» Эти вопросы можно истолковать как заботу о человеке, но гораздо больше здесь заботы о деле — своем и своего молодого коллеги.

В беседе с М. Горьким он развивает идею «рефлекса цели» — великого двигателя человеческой жизни. «Счастье человека — где-то между свободой и дисциплиной, — говорил он. — Одна свобода без строгой дисциплины и правила без чувства свободы не могут создать полноценную человеческую личность».

Родился Иван Петрович Павлов 26 сентября 1849 г. в Рязани. Его отец, Петр Дмитриевич, был священником. Мать, Варвара Ивановна, также происходила из семьи священнослужителей. Иван — первенец.

Младшая сестра Л.П. Андреева вспоминала:

Первым его учителем был отец... Иван Петрович всегда с благодарностью вспоминал своего отца, который сумел привить детям привычки к труду, порядку, точности и аккуратности во всем. «"Делу — время, потехе — час", — любил говорить он...». Повзрослев, сын станет удивительно похожим на отца. Как пишет его биограф, «оба были упорными тружениками, бессребрениками, строгими к себе служителями идеи, страстно любящими правду и почитающими знание».

В детстве Ивану Петровичу приходилось выполнять различную работу:

Мать наша содержала квартирантов, — рассказывала его сестра. — Зачастую она сама все делала и была большая труженица. Дети ее боготворили и наперебой старались чем-нибудь помочь: наколоть дров, истопить печь, принести воды — все это приходилось проделывать и Ивану.

По желанию своих родителей, Иван в 1860 г. поступил в Рязанское духовное училище, сразу во второй класс. Успешно окончил его в 1864 г., и в том же году его приняли в местную духовную семинарию.

Как-то он нашел в обширной отцовской библиотеке книжку Г.Г. Леви с красочными картинками, раз и навсегда поразившими его воображение. Называлась она «Физиология обыденной жизни». Эта книга так глубоко запала ему в душу, что, будучи уже взрослым, «первый физиолог мира» при каждом удобном случае на память цитировал оттуда целые страницы. Увлекшись естественными науками, Павлов в 1870 г. поступил в Петербургский университет на естественное отделение физико-математического факультета. С деньгами было туго. Приходилось подрабатывать частными уроками, переводами.

Его интерес к физиологии возрос еще больше после изучения книги И.М. Сеченова «Рефлексы головного мозга». Позднее ученый вспоминал: «...главным толчком к моему решению, хотя и не осознанному тогда, было давнее, еще в юношеские годы испытанное влияние талантливой брошюры Ивана Михайловича Сеченова, отца русской физиологии, под заглавием "Рефлексы головного мозга"».

Помогло в освоении этого предмета и обучение в лаборатории И. Циона, изучавшего роль депрессорных нервов. Как завороженный, слушал молодой Павлов объяснения профессора. Выбор студентом Павловым своим научным руководителем И. Циона вызвал изумление его сокурсников. Совсем молодой (едва за 30!) Илья Цион был одним из ведущих физиологов Европы, из тех, кто создавал экспериментальную физиологию собственными руками. Павлов считал это наиболее важным, несмотря на удивительно тяжелый характер Ильи Фаддеевича. Резкий, взрывной, неуживчивый, он был личностью попросту одиозной. Страстный монархист, истово верящий в Бога. Ярый антидарвинист. «Свободу» Цион рассматривал как синоним безделья, а «право выбора» — как вредную выдумку ниспровергателей всего святого. Среди демократически настроенных студентов считалось хорошим тоном с ним не здороваться. Однако Ивана Петровича это не остановило.

Под руководством Циона Павлов виртуозно овладел скальпелем и стал стремительно расти как исследователь. За свое первое научное исследование он получил золотую медаль университета.

Защитив в 1875 г. звание кандидата естественных наук, ученый поступил на третий курс Медико-хирургической академии в Санкт-Петербурге, работал ассистентом в Ветеринарном институте, продолжая изучать пищеварение и кровообращение. Летом 1877 г. он работал в городе Бреслау (Германия) с Р. Гейденгайном, специалистом в области пищеварения. В следующем году, получив приглашение С. Боткина, Павлов начал трудиться в физиологической лаборатории при его клинике в Бреслау.

В 1881 г. в жизни ученого произошло счастливое событие: Иван Петрович женился на Серафиме Васильевне Карчевской, которая родила ему четырех сыновей и дочь. «Искал в товарищи жизни только хорошего человека, — писал Павлов, — и нашел его в моей жене Серафиме Васильевне, урожденной Карчевской, терпеливо переносившей невзгоды нашего допрофессорского житья, всегда охранявшей мое научное стремление и оказавшейся столь же преданной на всю жизнь нашей семье, как я лаборатории».

Однако так хорошо начавшееся десятилетие стало самым тяжелым для него и его семьи. «Не хватало денег, чтобы купить мебель, кухонную, столовую и чайную посуду», — вспоминала его жена. Бесконечные скитания по чужим квартирам, затем тяжелейшее несчастье — гибель первенца и буквально через год опять неожиданная смерть малолетнего сына, отчаяние Серафимы Васильевны, ее продолжительная болезнь. Все это выбивало из колеи, отнимало силы, столь необходимые для научных занятий. То был год, который жена Павлова назовет «отчаянным», когда мужество изменило Ивану Петровичу. Но она пришла ему на помощь — настояла, чтобы ученый вплотную занялся научной работой. В 1883 г. он защитил диссертацию на соискание степени доктора медицины, посвященную описанию нервов, контролирующих функции сердца. Впоследствии И.П. Павлов скупо, несколькими фразами, обрисовал столь многотрудное десятилетие:

Вплоть до профессуры в 1890 г., уже женатому и имевшему сына, в денежном отношении постоянно приходилось очень туго, наконец, на 41-м году жизни я получил профессуру, получил собственную лабораторию... Таким образом, вдруг оказались и достаточные денежные средства, и широкая возможность делать в лаборатории что хочешь.

Павлова назначают приват-доцентом в Академию, но он вынужден отказаться от должности в связи с дополнительной работой в Лейпциге. Через два года опять приезжает в Россию. К 1890 г. труды Павлова получили признание среди ученых всего мира. С 1891 г. он заведовал физиологическим отделом Института экспериментальной медицины, организованного при его деятельном участии. Вместе с тем Иван Петрович одновременно оставался руководителем физиологических исследований в Военно-медицинской академии, где проработал с 1895 по 1925 г.

По описанию биографа Павлова, в 1901 г. в Петербурге побывал профессор физиологии Гельсингфорсского университета Р. Тигерштедт. Посетил он и новоявленную российскую знаменитость. То, что известный ученый увидел здесь, подтвердило его заочные представления о выдающихся павловских экспериментах по физиологии питания, о чем он, вернувшись на родину, известил Ивана Петровича письмом. Профессор Р. Тигерштедт был членом Нобелевского комитета, но этот визит носил частный, ознакомительный характер.

Весной 1904 г. он прибыл в Петербург вместе с другим членом комитета, И. Иогансоном, уже с официальными полномочиями. Несколько дней подряд им показывали все павловское «хозяйство»: и знаменитое «мнимое кормление», и наблюдательное «окошко» в желудке, и, конечно же, «маленький желудочек». Для наглядности многие операции проводились прямо в присутствии высоких гостей. Оперировал сам Иван Петрович. И хотя не обошлось без спешки и волнения, мастерство Павлова поразило зарубежных ученых. Они уехали в твердой уверенности, что их русский коллега достоин награды. В октябре того же года его признали лауреатом и пригласили в Стокгольм для вручения Нобелевской премии. В декабре 1904 г. состоялось торжественное вручение золотой медали, диплома и денежного чека на 75 тыс. рублей.

Вручал Павлову эту высокую награду сам король Швеции и, дабы уважить прибывшего из России ученого, произнес на русском языке специально выученное приветствие: «Как Ваше здоровье, Иван Петрович?» Павлов был награжден Нобелевской премией по физиологии и медицине «за работу по физиологии пищеварения, благодаря которой было сформировано более ясное понимание жизненно важных аспектов этого вопроса». В речи на церемонии вручения премии известный ученый из Каролинского института К.А.Г. Мернер, давая высокую оценку деятельности русского ученого, сказал:

Благодаря работе Павлова мы смогли продвинуться в изучении этой проблемы дальше, чем за все предыдущие годы. Теперь мы имеем исчерпывающее представление о влиянии одного отдела пищеварительной системы на другой, т.е. о том, как отдельные звенья пищеварительного механизма приспособлены к совместной работе.

На протяжении всей своей научной жизни Павлов сохранял интерес к влиянию нервной системы на деятельность внутренних органов. В начале XX в. его эксперименты, касающиеся пищеварительной системы, привели к изучению условных рефлексов. Впервые удалось экспериментально доказать, что работа желудка зависит от нервной системы и управляется ею.

Пораженный силой условных рефлексов, проливающих свет на психологию и физиологию, Павлов после 1902 г. сконцентрировал свои научные интересы на изучении высшей нервной деятельности. В институте, который располагался неподалеку от Петербурга, в местечке Колтуши, он создал единственную в мире лабораторию по изучению высшей нервной деятельности. Ее центром стала знаменитая «Башня молчания» — особое помещение, позволявшее полностью изолировать подопытное животное от внешнего мира. Исследуя реакции собак на внешние раздражители, ученый установил, что рефлексы бывают условными и безусловными, т.е. как выработанными, так и присущими животному от рождения. Это было его второе крупнейшее открытие в области физиологии.

Когда произошла революция, Иван Петрович воспринял ее как гибель своей Родины, но остался в России. Чекисты устраивали обыски у него в доме, отняли награды, полностью забрали Нобелевскую премию — он не уезжал. Арестовывали его друзей, его старшего сына Владимира, его самого — он не уезжал. Гражданская война погубила его сына Виктора — он не уезжал. Русский до мозга костей, Павлов нигде, кроме России, себя не мыслил и не чувствовал. Но когда все лабораторные собаки погибли от голода и холода, он понял: работать здесь больше невозможно. Летом 1920 г. Иван Петрович отправил в Совнарком письмо с просьбой о «свободе оставления России».

Ленин, узнав об этом, потребовал «совершенно немедленно обеспечить Павлова и его помощников всем, что он только найдет нужным». Ему назначили «особый улучшенный паек», от которого он отказался. «Я не могу взять паек, когда мои сотрудники голодают», — сказал он.

Вокруг — развал, разруха, запустение, насилие. Павлов продолжал работать. Нет отопления в лаборатории — надевал шубу и меховую шапку. Нет света — оперировал с лучиной. «В тяжелое время остается одна жизненная опора: исполнение по мере сил принятого на себя долга».

В январе 1921 г. Совнарком принял постановление: создать для академика Павлова режим наибольшего благоприятствования в его исследованиях. Ему вернули медали, гарантировали материальную поддержку, неприкосновенность, личную свободу, свободу передвижения.

Вокруг Павлова в Колтушах создалось идеальное пространство для научной работы. О таком прежде он и мечтать не мог — «столица условных рефлексов». Около биостанции построили целый городок с подсобным хозяйством, лабораториями, библиотекой, коттеджами для коллег... Здесь можно было жить, не выезжая, жить исключительно наукой, не отвлекаясь ни на что лишнее. И Иван Петрович работал. Работал, как никогда прежде. Отныне положение величайшего русского ученого защищало его от политических коллизий, которыми изобиловали события в России начала века.

Выдающийся ученый не только жил, но и умирал как физиолог. Он всегда рассматривал и себя самого несколько отвлеченно, просто как некий живой организм. В 78 лет после перенесенной операции он ставил на себе опыты, выясняя причины перебоев в работе сердца. Профессору Д.А. Бирюкову Павлов говорил о себе: «Как все-таки снизилась у меня реактивность коры, я теперь многое понял с этим постарением». И.П. Павлов умер 27 февраля 1936 г. в Ленинграде от пневмонии.

Рекомендуем посмотреть:

Интересные факты про рыб для младших школьников, 2 класс

Интересные факты о растениях для детей 8-10 лет

Занимательные факты о словах

Интересные истории для детей о происхождении вещей

Интересные факты по естествознанию для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!