Маресьев Алексей Петрович. Биография кратко для детей

Маресьев Алексей Петрович. Биография кратко для детей

Маресьев Алексей Петрович. Интересные факты биографии для школьников

Алексей Петрович Маресьев, военный летчик, Герой Советского Союза (1916-2001)

Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале.

А. Маресьев

Алексей Маресьев родился в приволжском городе Камышине в рабочей семье и по окончании семилетки стал работать токарем на одном из местных заводов. Но вскоре вместе с другими молодыми людьми он отправился на комсомольскую стройку, чтобы строить на Дальнем Востоке новый город — Комсомольск-на-Амуре. Там Маресьев начал заниматься в аэроклубе. После чего почти вся его жизнь стала связана с авиацией.

В 1937 г. по комсомольскому призыву Алексей вступил в Красную Армию и получил направление в Батайскую военно-авиационную школу, а в 1940 г., закончив обучение, начал служить в истребительном полку, где прошел путь от летчика до штурмана.

Конечно, с самого начала Великой Отечественной войны Маресьев находился на фронте. Он постоянно совершал боевые вылеты и к концу 1941 г. уже имел на личном счету четыре сбитых вражеских самолета. В марте 1942 г. во время тяжелых боев в районе Демянского плацдарма, расположенного в Новгородской области, самолет Маресьева был подбит, а сам он получил ранение. Ценой невероятных усилий он сумел совершить посадку в тылу противника, а затем в течение 18 суток, преодолевая невероятные трудности, пробирался к линии фронта. Когда летчик добрался до прифронтовой полосы, местные жители помогли ему укрыться, а при первой возможности сообщили о нем командованию.

Друзья-летчики вывезли Маресьева и добились его отправки в Москву в главный военный госпиталь. Отважному пилоту сделали несколько операций, но ноги сохранить не смогли, так как развилась газовая гангрена. Врачи, естественно, предупредили его, что летать он теперь уже никогда не сможет. Однако Маресьев не смирился с приговором и начал тренировки по собственной системе. Он сумел не только освоить протезы, но и доказать, что может свободно владеть ими.

Трудно сказать, когда и при каких обстоятельствах Маресьев принял твердое решение вернуться в строй. В книге «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и в одноименном фильме рассказывается о некоем комиссаре, который лежал в палате рядом с А. Маресьевым и пробудил у него жажду жизни и желание летать, приведя в пример поступок другого раненого летчика времен Первой мировой войны — Карповича. Был ли такой летчик на самом деле?

Никто из историков авиации о летчике Карповиче не слышал, зато хорошо известен Александр Прокофьев-Северский, выдающийся «ас» Первой мировой. Ему ампутировали ступню, но он снова стал летать по личному разрешению Николая II. Имя Прокофьева-Северского в советской России было под запретом, так как после октября 1917 г. он эмигрировал в Америку. Там он продолжал летать, стал авиаконструктором. На заводах Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении армии США. Во время Второй мировой войны Северский консультировал Белый дом по вопросам авиационной стратегии, за что получил престижную награду от президента Трумэна. Но в 1946 г., когда появилась повесть о Маресьеве, эмигрант не мог стать примером для советского летчика по политическим мотивам. Как бы там ни было, Алексей решил вернуться в авиацию.

Его первые протезы были сделаны по проекту, разработанному еще Н.И. Пироговым для солдат-инвалидов царской армии. Со временем эту простейшую кожаную конструкцию он освоил очень хорошо. Каких усилий это стоило и через какую боль пришлось пройти, знал только сам Маресьев.

Чтобы дать объективную оценку достижениям летчика, создатели документального фильма о Маресьеве обратились к современному эксперту — главному врачу Московского протезно-ортопедического центра Ю.В. Киму. Он сказал: «Для нас и сегодня является большим секретом, каким образом человек без двух конечностей мог летать и участвовать в боевых действиях. Ведь находясь на протезе, а тем более на Двух, он как бы "парит в воздухе", ему нужно "ходить головой", необходимо видеть, куда ступает. А управлять самолетом, регулировать педали, оказывать на них давление с определенным усилием... Лично для меня это является большой загадкой». Маресьев нашел в себе силы преодолеть боль и другие препятствия. А ведь многие раненые с гораздо меньшими физическими увечьями отказывались от борьбы Сам Маресьев в одном из интервью сказал: «Я не мог себя представить на тележке, просящим милостыню на вокзале»

В июне 1943 г. летчик добился разрешения вернуться в строй, и его снова направили в истребительный полк. По воспоминаниям подполковника С.Ф. Петрова, с которым в паре летал А. Маресьев и которого спас в одном из воздушных боев, «ноги у него еще не полностью зажили и кровоточили. Мы поняли, что они очень сильно его беспокоят, но он никому вида не показывал».

Полковнику A.M. Числову, который просил зачислить Маресьева к себе в эскадрилью, командир полка сказал: «Если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что берешь на себя ответственность за его жизнь. Если что случится — отправлю в штрафной батальон». В том же году Маресьев и Числов получили звание Героя Советского Союза. В наградном листе написано, что в одном из боев спас жизнь двум летчикам и уничтожил два немецких истребителя. Продолжая летать, Маресьев сбил еще семь самолетов противника. Всего он совершил 86 боевых вылетов. За эти заслуги в 1944 г. он был командирован в Управление высших учебных заведений ВВС, а после войны в Высшую партийную школу и аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС. Вскоре летчик женился; у него родился сын Виктор.

Из рассказа Виктора Маресьева

После войны отцу предложили поступить либо в Академию Генерального штаба, либо в Высшую партийную школу Он ответил: «Я считаю, что безногие генералы в мирное время не нужны. В военное время готов снова быть в строю и защищать Родину».

Первые сведения о подвиге Маресьева появились в 1943 г., когда с ним встретился военный корреспондент «Правды», писатель Б Полевой. Записав рассказ летчика, он опубликовал небольшой очерк, где назвал своего героя Алексеем Мересьевым. В многочисленных откликах читатели-просили рассказать более подробно о жизни и подвиге этого удивительного человека. Так появилась «Повесть о настоящем человеке». Затем писатель создал по этой повести киносценарий, по которому был снят фильм, вышедший на экраны в 1948 г. Главную роль в нем сыграл актер П. Кадочников. В 1954 г. Полевой написал пьесу под тем же названием, которая сразу же была поставлена на сцене Театра Советской армии в Москве, а затем не только в театрах Советского Союза, но и во многих странах мира. Образ патриота, преодолевшего невероятные препятствия и все-таки вернувшегося в строй, стал одним из символов героизма советского народа в Великой Отечественной войне.

Мирная жизнь Алексея Маресьева связана с Советским комитетом ветеранов войны, который он возглавлял с 1983 г. В 2001 г. легендарного летчика не стало. А. Маресьев был не единственным летчиком, который вернулся в строй после ампутации ног и наравне со всеми воевал. Создатели документального фильма называют следующие имена Героев Советского Союза: гвардии-капитан Г.П. Кузьмин, майор Л.Г. Белоусов, гвардии-подполковник А.И. Гриченко, гвардии-капитан З.А. Сорокин, старший лейтенант И.М. Киселев, гвардии-подполковник И.С. Любимов, старший лейтенант И.А. Маликов и английский летчик, подполковник Дуглас Бадер.

Завершая рассказ о героях Второй мировой войны, следует назвать имя еще одного летчика, который стал Героем России и вернулся в авиацию после тяжелейшего ранения в 1984 г. в Афганистане. Это полковник Сергей Александрович Соколов, получивший в 2005 г. высшую категорию «летчик-снайпер». За последние годы Соколов освоил шесть видов авиационной техники. По свидетельству его друзей, последние 20 лет летчик все делает «через не могу».

Звезду Героя России ему присвоили за участие в 1995 г. в международной экспедиции на Северный полюс. В материалах документального фильма «Возвращение в небо» (2005) из проекта Л. Кривцовой «Встань и иди» есть сюжет о реакции родных на поступок летчика. Жена говорит: «Когда видишь, как Сергей на Северном полюсе держит на фоне Российского флага два удостоверения — инвалида и офицера, — чувствуешь гордость за офицеров и свою Родину»

Рекомендуем посмотреть:

Интересные факты про рыб для младших школьников, 2 класс

Интересные истории для детей о происхождении вещей

Интересные факты по естествознанию для детей

Занимательные факты о словах

Интересные факты о растениях для детей 8-10 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!