Никита Николаевич Моисеев. Биография для детей

Никита Николаевич Моисеев. Биография для детей

Никита Николаевич Моисеев. Интересные факты биографии для школьников

Никита Николаевич Моисеев, российский академик в области общей механики и прикладной математики (1917-2000)

Мы все уносимся вдаль на одной и той же планете — мы экипаж одного корабля.

А. де Сент-Экзюпери

Никита Николаевич Моисеев принадлежит к числу людей, серьезнейшим образом повлиявших на ход мировой истории. Он был среди тех ученых планеты, кто сумел построить модель «ядерной зимы» и донести до сознания человечества необходимость отказа от ядерного оружия и запрета его испытания. Такая договоренность между странами действует уже несколько лет, но все же время от времени вновь раздаются голоса о возможности применении тактического ядерного оружия. В связи с этим каждому человеку планеты крайне важно вслушаться в предостережения ученого.

Из книги Н.Н. Моисеева «Как далеко до завтрашнего дня»

...Проблема «ядерной ночи» возникла неожиданно. Раньше о ней не думали. Но в марте 1983 г. известный американский астроном Карл Саган опубликовал ряд сценариев возможной ядерной войны, которая сопровождается обменом ядерными ударами мощностью в тысячи мегатонн. Такая ситуация не могла не иметь глубоких планетарных климатических последствий. Чисто умозрительно Саган и его коллеги создали представление о «ядерной ночи», которая должна была бы наступить после грандиозных городских пожаров и той пелены сажи, которая окутала бы планету после ядерных ударов... Как следствие «ядерной ночи» должна была начаться «ядерная зима», так как поверхность планеты становилась недоступной для солнечного света и начала бы быстро остывать.

Когда мы получили этот материал, то я сказал сотрудникам: «Сегодня только наша система (речь идет о системе моделей «океан—атмосфера» с необходимым математическим обеспечением — прим. И.Б.) способна проверить справедливость гипотезы астронома!»

В июне — июле 1983 г. все расчеты и графики были сделаны. Увидев первые расчеты, я не поверил своим глазам и заставил несколько раз перепроверить вычисления, варьируя начальные условия. Но цифры неумолимо показывали одно и то же. Даже в том случае, если обе враждующие стороны используют лишь 30—40% своих ядерных арсеналов для удара по городам, в верхние слои атмосферы поднимется такое количество сажи, которое на многие месяцы закроет Солнце. Температура на всей поверхности Земли, за исключением небольших островов в океане (Мировой океан окажется превосходным термосом), сделается отрицательной. А в некоторых районах земного шара, как, например, в Саудовской Аравии, температура понизится до 30 и более градусов ниже нуля. Лишь к концу года начнется постепенное повышение температуры. Но планета не вернется к первоначальному состоянию. Биота не выдержит такого удара. Тропические леса погибнут, а вместе с ними и все то, что в них живет. Судьба северных лесов будет зависеть от того, в какое время года произойдет ядерная катастрофа. Если она случится зимой, то, по-видимому, леса смогут выжить, а если летом, то тайгу постигнет судьба тропических джунглей. Океанической биоте будет легче выдержать удар. Однако и ей предстоит катастрофическая перестройка.

Итак, анализ сценариев возможной ядерной войны показал, что произойдет полная перестройка всей биосферы Она не исчезнет, но перейдет в новое состояние, качественно отличное от современного. И в этой новой биосфере места для человечества уже не будет. Даже если не учитывать смертельный уровень радиации, который установится на поверхности Земли.

* * *

Надо сказать, что дома довольно многие встретили нас (после выступления на международной конференции в Вашингтоне — прим. И.Б.) без особого восторга. В перерыве одного из заседаний ВПК, где мне довелось присутствовать, тогдашний председатель Смирнов мне бросил: «Ну, что Вы вылезаете, занимались бы себе дома спокойно своей наукой, а то на весь мир растрезвонили. Без Вас астроному и не поверили бы». И в Генштабе я слышал нечто подобное. И не только там. И даже мои предложения о том, что надо начинать думать по-иному и искать альтернативы старым принципам, сообразные современным знаниям, встречались кривыми усмешками — а чего еще можно ожидать от этих ничего не понимающих штатских! Это была правда. Наши расчеты, сделанные независимо, были важнейшим аргументом противников ядерной войны.

Из редакционной статьи журнала «Экология и жизнь»

...Приходит время, когда следование традиционным стандартам грозит человечеству деградацией, а возможно, и прекращением существования самого рода человеческого.

За 2000 лет цивилизация человека неузнаваемо изменилась. Прежде всего многократно возросло ее техническое могущество. Более того, как сказал В.И. Вернадский еще в 1904 г., человечество становится основной геологообразующей силой планеты. Могущество цивилизации делается сопоставимым с могуществом Природы, и человеку надо быть крайне осторожным в обращении с ней, потому что Природа — это не только источник жизни, но и основа нравственности, основа духовной жизни человека.

Не будет преувеличением сказать, что судьба человечества в XXI в. определится способностью человека изменить свои стремления и нравы и согласовать их с возможностями Природы. Эра ничем не ограниченной активности общества заканчивается. Обеспечение будущего для человечества требует ныне глубокого понимания особенностей взаимоотношения человека и Природы, глубокой естественно-научной образованности и дисциплины. Другими словами, интеллигентности. Только по-настоящему интеллигентное общество окажется способным преодолеть ожидающие нас трудности и выработать те нормы цивилизации, которые будут отвечать потребностям наступающего тысячелетия.

Из статьи «Мир XXI века и христианская традиция»

Система ценностных шкал, которая сегодня определяет действия западного мира, при возрастающей мощи цивилизации становится опасной... Поскольку носителем Разума является человек со всем многообразием его желаний, стремлений и представлений о Добре и Зле, то перед человечеством неизбежно возникают сложнейшие вопросы как методологического, так и практического характера о том, как воспользоваться открывающимися возможностями. Наиболее фундаментальный из них — вопрос о целях такого воздействия, о согласовании этих разнородных представлений о Добре и Зле, о том, к чему следует стремиться, об идеалах в конце концов!

...Эта проблема имеет множество граней. Мне представляется, что существуют вполне осязаемые и достаточно понятные цели, бесконечно важные для судьбы человека и благодаря своей близости ему понятные. Они-то и должны сделаться предметом самого пристального внимания. Человек взаимодействует с остальной биосферой как единый биологический вид. Он — часть биосферы и может существовать лишь в ее составе. Биосфера же, как мы знаем, могла существовать без человека миллиарды лет и будет существовать, если по той или иной причине он из нее исчезнет Но человек вне биосферы, во всяком случае в современных условиях, существовать не может. Значит, антропоцентристская позиция должна утверждать необходимость существования такой биосферы, в которой возможно существование человека.

Наше планетарное сообщество — совокупность множества различных цивилизаций, каждой из которых свойственна своя шкала ценностей — результат ее длинной истории. Этот плюрализм — величайшее благо для вида Homo sapiens, и его следует всячески оберегать. Но в то же время всем существующим цивилизациям, несмотря на все их различия, присущи и общие стандарты, которым необходимо должны следовать все представители единого биологического вида.

До поры до времени такие общепланетарные стандарты не играли решающей роли в судьбах человечества как единой системы, ибо взаимозависимость людей была невелика. И ацтекам или инкам не было никакого дела до того, что вытворял Чингисхан в Евразии. Но времена меняются, и вместе с ростом могущества цивилизации, в преддверии эпохи нового экологического кризиса общечеловеческие ценности начинают играть все большую и большую роль. Сегодня игнорирование фактора общности может оказаться смертельным для всей нашей популяции. Появляются цели, общие для всего биологического вида Homo sapiens, и они приобретают абсолютный приоритет. И именно им надлежит оказаться источником компромиссов.

Преодоление неизбежного экологического кризиса потребует огромных усилий, причем усилий всего человечества. Речь будет идти о возвращении человека в лоно Природы, о восстановлении той гармонии с биосферой, которую человечество имело в далеком прошлом и без которой оно лишено будущего. Мы называем эту гармонию коэволюцией человека и Природы. Утверждение ее необходимости для человека как приоритетной цели эволюции биосферы и есть проявление антропоцентризма. Коэволюция общества и Природы, т.е. такое их совместное развитие, при котором деятельность человечества вписывается в естественный (или сделавшийся на определенном этапе естественным) круговорот вещества, немыслима без целенаправленного вмешательства Разума — Коллективного Разума человечества. И его Коллективной Воли.

Утверждение о необходимости обеспечения коэволюции пока лишь парадигма: оно почти не наполнено необходимым содержанием. Мы знаем только одно: существует императив — экологический императив, т.е. совокупность условий, выполнение которых обязательно для всех людей, живущих на планете. Человечество постепенно обретает необходимые знания, и нет сомнений в том, что мы все более и более отчетливо будем видеть ту роковую черту, которую человечество не имеет права переступать ни при каких обстоятельствах!

Но одно дело знать границы допустимого, а другое — следовать этой необходимости. И здесь возникает представление о нравственном императиве, о нравственном содержании цивилизации наступающего тысячелетия Формирование нравственного императива как совокупности моральных основ жизни планетарного общества XXI в. постепенно вырастает в основную проблему современности.

Рекомендуем посмотреть:

Занимательные факты о словах

Интересные истории для детей о происхождении вещей

Интересные факты про рыб для младших школьников, 2 класс

Интересные факты о растениях для детей 8-10 лет

Интересные факты по естествознанию для детей

Нет комментариев. Ваш будет первым!