Новые семь чудес света. Фото и описание

Сообщение по окружающему миру для школьников. Тема: «Чудеса на земле. Новые семь чудес света»

Цели:

1. Познакомить детей с новыми семью чудесами света.

2. Способствовать развитию познавательного интереса к историческому прошлому и настоящему человечества.

1. Великая Китайская стена

Великая Китайская стена - одно из самых грандиозных сооружений всех времен и народов - стала символом Китая, о котором наслышаны буквально все цивилизованные люди.

Чудо света, самая длинная в мире, «Вань ли чан чэн» («Стена в десять тысяч ли») - так в разные времена называли Великую стену. И хотя по последнему названию можно предположить настоящий размер древней Китайской стены (1 ли равен 576 м), разные источники называют разные цифры.

По одним предположениям ее длина не превышает 4 тысяч километров, по другим - она более 5 тысяч километров. Высота стены в среднем 6,6 м (на отдельных участках до 10 м), ширина нижней части около 6,5 м, верхней - около 5,5 м. Эта ширина позволяла разъехаться двум конным повозкам. На всём протяжении Великой Китайской стены сооружены казематы для охраны и сторожевые башни, а у главных горных проходов выстроены крепости.

История Китайской стены началась с эпохи правления первого императора Китая. Цинь Шихуанди приказал построить Великую Китайскую стену после того, как придворный предсказатель изрек фразу: «...погубят Цинь хусцы, что на севере». Чтобы оградить империю Цинь от «северных дикарей», император повелел возвести невиданные по своей масштабности оборонительные укрепления.

Для строительства огромной стены были согнаны сотни тысяч рабов, военнопленных и крестьян. День и ночь они утрамбовывали землю, укладывали огромные камни и кирпичи, замешивали раствор для их скрепления. Многие из создателей этого грандиозного сооружения так и не вернулись по своим домам.

По одной из версий, строительство началось еще до правления императора Цинь Шихуанди. Еще с 300 года до н. э. правители северного Китая строили отрезки стены вдоль своих границ. Состояли они в основном из уплотненной земли и имели общую протяженность около 2000 километров.

Император Ши Хуанди задумал укрепить уже построенные отрезки и соединить их, чтобы сделать стену в виде непрерывной линии для защиты от северной угрозы. Великая Китайская стена была построена с таким мастерством и запасом прочности, что она сохранилась до сих пор. И это единственное рукотворное сооружение на нашей планете, которое видно даже из космоса.

Китайская стена тянется вдоль городов, через пустыни, долины, глубокие ущелья - через весь современный Китай. Когда Китайская стена была построена, она превратила страну, расположенную южнее, в огромную, хорошо защищенную крепость.

Но ни Великая стена, ни жестокость правления не помогли династии Цинь. Через несколько лет после смерти первого китайского императора династия Цинь была свергнута.

Однако государственный опыт империи Цинь был развит и приумножен новой империей Хань, образовавшейся в конце III века до н. э. и просуществовавшей более 400 лет. В империи Хань китайцы в полной мере осознали себя единым народом, и сегодня они называют себя ханьцами. Основная часть стены была возведена во времена правления династии Минг в 1368-1644 годах.

Сегодня Великая Китайская стена привлекает туристов со всего мира. Никакое описание китайской столицы не может обойтись без упоминания о ней. Китайцы утверждают, что история этой стены - половина истории Китая и нельзя понять Китай, не увидев Великой Китайской стены.

По подсчетам ученых, если все материалы, использованные при постройке Великой стены периода династии Минг, сложить в стену толщиной в один и высотой в пять метров, то ее длины хватит, чтобы опоясать земной шар. Если также поступить со всеми материалами, использованными династиями Цинь, Хань и Минг, то такая импровизированная «стена» сможет опоясать землю более 10 раз.

По грандиозности сооружения Великая Китайская стена не знает себе равных в истории мировой архитектуры. С самых высоких ее точек можно любоваться захватывающей дух панорамой. Определить точную длину Китайской стены можно только с помощью аэрофотосъемки.

А пока туристы со всего мира ежедневно посещают этот памятник мировой архитектуры, чтобы восхититься грандиозностью строения и его масштабами. Прямо на месте желающие могут приобрести сертификат с указанием даты и времени посещения Китайской стены.

2. Город Мачу-Пикчу в Перу

Мачу-Пикчу, что в переводе означает «старая вершина», - один из самых необыкновенных городов. Зажатый между двумя островерхими пиками и обрамленный короной покрытых лесами высоких гор, он расположен на высоте 2280 м на крутом склоне над долиной «реки Солнца» Урубамбы и утопает в белоснежных облаках и густых туманах.

Почему инки решили обосноваться в этом труднодоступном месте высоко в Андах, неясно до сих пор. Из населенных пунктов, расположенных вдоль дорог империи, осуществлялось управление территориями, наделенными полной автономией. Возможно, Мачу-Пикчу был создан для того же, но исключительное географическое положение города, более всего подходившее для ведения астрономических наблюдений, вскоре сделало его привилегированным. Инки считали, что самые красивые пейзажи, подаренные природой, наделены сверхъестественной силой. В этом отношении Мачу-Пикчу был идеальным и даже мистическим местом, где встречались небо и земля. Возможно, его и выбрали для того, чтобы быть как можно ближе к солнцу и ежечасно служить своему верховному божеству.

Долгое время считалось, что эту местность люди заселили задолго до появления инков и каменные сооружения и мегалитические стены были творениями представителей доисторической цивилизации. Самые смелые ученые приписывали авторство построек инопланетным зодчим. Однако современные исследователи выяснили, что город был построен по приказу правителя инков Пачакути Юпанкуи в 1450 году.

Мачу-Пикчу вполне мог быть второй летней резиденцией государя и его двора, поскольку в столице Куско климат был намного жарче. В 1533 году Куско был покорен испанцами под предводительством Франсиско Писарро, а в 1572 году пала последняя столица инков Вилкабамба. Между двумя этими датами обезлюдел и Мачу-Пикчу, но какова была конкретная причина, не знает никто.

Исследователи отвергают гипотезу о внешнем вторжении: ни следов насилия, ни разрушений они не обнаружили. Есть предположение, что население скосила эпидемия оспы.

А быть может, жители оставили свой город в наказание за бесчестье, нанесенное одной из священных дев солнца. По свидетельству Гарциласа де Веги, сына инкской принцессы и испанского аристократа, насилие над священной девой каралось смертью виновного, всех его родственников, соседей и даже всей общины. Вдобавок на оскверненном месте уже нельзя было жить даже животным.

Как бы то ни было, а исследователи не теряют уверенности в том, что когда-нибудь смогут разгадать этот секрет.

Мачу-Пикчу часто называют потерянным городом инков. Совсем немного времени понадобилось на то, чтобы джунгли поглотили дома, храмы и стены. Город погрузился в 300-летний сон, пока совершенно случайно не был обнаружен американцем Хайрамом Бингемом, организовывавшим археологические экспедиции в Южную Америку.

В одной из поездок он встретил индейца, который показал ему город, затерянный в лесах. Ученый, убежденный в том, что обнаружил Вилкабамбу, вернулся сюда через год, заручившись поддержкой Национального географического общества и правительства Перу.

Участникам экспедиции удалось расчистить от растительности здания, площади и искусственные террасы Мачу-Пикчу. Исследования X. Бингема приоткрыли завесу тайны жизни древнего города, но до сих пор наши знания об этом удивительном месте очень ограниченны.

Попасть в город-крепость Мачу-Пикчу было непросто. Безопасность была главной заботой населявших его людей. К нему вела одна из мощеных дорог, часть обширной дорожной сети, опоясывающей всю территорию государства инков от побережья до Анд.

Чем ближе к горам, тем опаснее становился путь: во многих местах узкая дорога, по которой мог передвигаться только один человек, проходила вдоль устрашающих пропастей и обрывов. С одной стороны от поселка был перекинут подъемный мост над бездной, а с другой, юго-восточной, не защищенной отвесными скалами, были сооружены стены высотой в пять метров и толщиной в метр. На всех окрестных холмах стояли дозорные башни.

Многие постройки Мачу-Пикчу частично вырублены в скале, частично сложены из умело подогнанных каменных глыб. Всевозможные выступы и ложбины древние перуанцы приспосабливали под строительные нужды: горы и скалы издревле являлись для них олицетворением предков, поэтому их никогда не пытались видоизменить. Магическое значение имел и камень, который добывали в окрестностях. Там же располагались хижины мастеров, архитекторов, опытных строителей и простых рабочих.

Вероятно, тем, что многие камни почитались у инков как священные, можно объяснить столь тщательную подгонку блоков. Ведь между некоторыми из них нельзя просунуть и лезвия! Правда, высочайшей степенью обработки отличались только те камни, которые шли на постройку храмов и домов богатых и знатных горожан. Известно, что инки шлифовали блоки с помощью бронзовых и каменных инструментов, а иногда терли их друг о друга до тех пор, пока они идеально не соприкасались между собой.

Здешние мастера умели изготавливать камни-скобы и многогранные камни-гвозди, придававшие конструкции устойчивость. Еще одна примета инкской архитектуры - трапециевидные окна и дверные проемы, которые часто перекрывали многотонными монолитами.

Устройство города.

Мачу-Пикчу был разделен на три сектора. В одном располагались королевская резиденция, дома знати и храмы. Большая Священная площадь отделяла этот район от квартала простых обывателей, мастерских, лавок и кладбища, устроенного в Погребальной скале. Ниже, в южной части города, были дома крестьян с кладовыми и загонами для скота. Двускатные крыши своего жилья инки покрывали соломой, которую стелили на деревянные балки, а их крепили к каменным опорам с помощью лиан. Несколько подобных строений ученые попытались реконструировать. Результаты их работы могут увидеть современные туристы.

На юге и на западе Мачу-Пикчу были устроены ступенчатые сельскохозяйственные террасы, защищенные стенами из грубо обработанных камней. Они назывались «анденес» (отсюда и пошло название горного массива Анд). Такое расположение угодий облегчало искусственное орошение и предотвращало подмыв почвы. Анденес наполняли плодородной землей, привозимой из долины Урубамбы. Здесь выращивали маис, картофель, целебные травы и цветы. Однако для пропитания тысячного населения Мачу-Пикчу одних террас явно недоставало.

В радиусе пяти километров от города обнаружено множество мест, предназначенных исключительно для земледелия и скотоводства. Крестьяне, жившие там, были людьми «второго сорта» - представителями разрозненных древних племен, некогда вытесненных инками со своих земель.

Отдельные части города, которые к тому же находились на разном уровне, соединяла между собой разветвленная сеть каменных лестниц, вырубленных прямо в скале. Высоким уровнем инженерного и строительного искусства отличалась и система водоснабжения. Вода подавалась в город из горных источников по искусственно созданным каналам. Водопровод древнего народа сегодня действует так же, как и 500 лет назад.

Священные храмы Мачу-Пикчу

Так получилось, что более всего инкский город знаменит своими необычными храмами. Святая святых Мачу-Пикчу - самая высокая точка города, Интиуатан, - «место, которому благоволит солнце». Сердцем его является ритуальный камень, напоминающий солнечные часы. С его помощью жрецы определяли время суток, высчитывали месяцы и годы.

Камень-алтарь играл особую роль в церемонии символического привязывания солнца, которую исполняли для того, чтобы светило вернулось в Мачу-Пикчу на следующий год. Задобрить божество могли всевозможные жертвоприношения - вероятно, это были не только животные, но и дети.

Весьма необычен храм Кондора, названный так благодаря камню, который повторяет очертания птичьей головы и клюва. Позади него высятся две скалы, символизирующие крылья. Должно быть, необычный камень тоже служил алтарем, ведь «клюв» окаймлен желобом, в который, скорее всего, должна была стекать кровь жертв. Возможно, этот храм был связан с культом кондора, который являлся для инков олицетворением свободы, воздуха.

Бесспорный шедевр архитектуры инков - храм Солнца. Возведенный на скалах, он чем-то напоминает гнездо кондора. Отсюда жрецы могли вести астрономические наблюдения, например определять точное положение солнца, что было важно для проведения мистических ритуалов. Полукруглая стена храма скрывает огромный гранитный постамент с множеством выбоин, похожий на алтарь и наверняка служивший жертвенником. На его поверхности в день летнего солнцестояния на восходе всегда появляется полоса света.

У подножия скалы, на которой воздвигнут храм Солнца, располагается вход в пещеру, служившую, вероятно, усыпальницей для мумии некой знатной персоны. Инки верили, что душа человека оставалась связанной с телом до тех пор, пока оно не было тронуто тлением. Поэтому умершие из числа знати и духовенства подвергались мумификации. Кстати, мумии инков совсем не походят на классические египетские.

На востоке за городской чертой был обнаружен ритуальный камень с тремя ступенями. Одна из них знаменует небо, жилище богов, вторая - землю, третья - подземное царство, куда возвращается все живое. На этот камень укладывали умерших, а потом под воздействием солнечных лучей днем и холодных ветров ночью там происходила их естественная мумификация.

Назначение многих храмов Мачу-Пикчу неизвестно. Например, какому божеству был посвящен храм Трех окон, ученые еще не выяснили, хотя и установили, что, как полагали инки, окна этой постройки вели в бесконечность.

Новые загадки принесли и раскопки так называемого Зала ступок. В его центре расположены камни с выдолбленными в них лунками, в определенное время наполняемыми водой. Благодаря особому расположению окон и фокусированию солнечных лучей такой зал мог служить для астрономических изысканий, например важных расчетов сроков сельскохозяйственных работ. Не исключено также, что эти лунки использовались жрицами для изготовления красок из толченых растений и минералов для росписей тканей и сосудов. Местные жители предлагают свое объяснение: по их мнению, наполненные водой ступки - это два широко раскрытых глаза, стремящихся к солнцу и к небу.

Сегодня Мачу-Пикчу - популярный туристический центр. Многие стремятся сюда, чтобы воочию увидеть непревзойденное строительное искусство инков. Но многих влечет сюда и легенда об Эльдорадо - мифической стране, богатой золотом и драгоценными камнями.

Золото и серебро инки именовали слезами солнца и луны, эти металлы были для них сакральными (священными, заветными). Совсем иное отношение к ним демонстрировали европейцы. Первые испанские конкистадоры, захватив Куско, нашли здесь так много золотых предметов, что примерно в течение полугода переплавляли их в слитки и отправляли в метрополию (это стало причиной невиданного за всю историю обесценивания золота: оно подешевело в несколько раз).

Исчерпав запас инков, испанцы развернули очередную кампанию по поиску сокровищ, поверив указанию на то, что они спрятаны неподалеку от Куско в труднопроходимой горной местности. Мачу-Пикчу в силу своего местоположения долгое время отождествляли с этим сказочным краем. И, несмотря на то что изделий из благородных металлов в нем обнаружено не было, его все равно прозвали Золотым городом инков.

Но и без столь впечатляющей истории одинокий, затерянный в горах Мачу-Пикчу мог бы считаться одним из самых таинственных городов. И вряд ли в этом плане с ним удастся потягаться какому-либо другому уголку планеты.

3. Город Петра в Иордании

Кто такие набатеи и откуда они пришли на земли сегодняшней Иордании? Историки не могут дать точного ответа на этот вопрос. Известно лишь, что набатеи построили удивительный и загадочный город Петра. Город в скалах, где обитали и мертвые, и живые. Затерянный в песках город-призрак, на протяжении веков обраставший легендами и, наконец, почти случайно найденный в начале XIX века...

Предания о затерянном среди скал и песков древнем набатейском городе будоражили сознание европейских ученых и путешественников еще со времен крестоносцев. Эти земли в Средние века контролировали свирепые бедуинские племена, а потому их недоступность еще больше подогревала воображение. Отдаляясь во времени, Петра все больше и больше обретала призрачные черты ближневосточного Эльдорадо, пока, наконец, почти случайно не была обнаружена швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом. В надежде отыскать потерянный город он отправился вместе с караваном от Дамаска до Каира.

В конце августа 1812 г. путешественник оказался недалеко от предполагаемого места расположения Петры. Поскольку он прекрасно говорил по-арабски, был одет, как кочевник, и вообще выдавал себя за мусульманина Ибрагима ибн Абдаллу, ему не составило особого труда упросить местных арабов отвести его на могилу брата Моисея, пророка Аарона, погребенного, по преданию, на вершине одной из гор якобы для принесения жертвы.

К удивлению Буркхардта, бедуин повел его в горы. Издали они казались совершенно непреодолимыми, но при подходе к ним в одной из скал внезапно обнаружился узкий проход в глубокое ущелье - Сик. После двадцатиминутной прогулки по дну извилистого каньона взору изумленного швейцарца открылись грандиозные развалины мертвого города, в которых он опознал Петру - потерянную столицу набатеев. От этого открытия он пришел в такой восторг, что чуть было не выдал себя. Но дело было сделано, Буркхардт оказался первым европейцем за последние шестьсот лет, который увидел это чудо света.

О набатеях сегодня известно немного. Сами они не оставили о себе никаких письменных свидетельств. Все, что мы знаем о них, - это истории, рассказанные заезжими путешественниками многие сотни лет назад, или скудные данные археологических раскопок.

Кстати, сегодня в Петре подробно исследовано только около пятнадцати процентов территории. Так что неизвестно, какие еще открытия ждут нас в будущем. Хотя вряд ли эти раскопки прольют свет, скажем, на происхождение набатеев.

Одни считают их простыми кочевниками, осевшими в этом удобном месте исключительно из-за его выгодного географического расположения. С давних пор здесь проходили главные караванные маршруты, соединявшие Европу, Азию и Африку.

Другие не соглашаются с этим, указывая на слишком уж обширные познания набатеев в области земледелия и орошения. Это, в общем-то, действительно не было свойственно кочевникам.

Некоторые называют их прародиной Ассирию, север Аравийского полуострова, или даже Йемен.

Теорий много, но понять, какая из них верна, сложно. Так или иначе, точно известно, что первым властителем Набатейского царства был Арета I, взошедший на престол в 169 г. до н. э.

Конечно, история государства в скалах Петра, название которой и означает на греческом «скала», началась не с этого момента. Достоверно известно, что в 312 г. до н. э. оно уже существовало. Об этом говорят греческие источники.

Именно в этот год греческая армия во главе с Антигоном совершила неудачный поход на Петру. Скорее всего, с этого момента и началось возвышение государства, достигшего своего апогея к 106 г., когда умер последний набатейский владыка Раббэль II. Воспользовавшись этим моментом, Римская империя легко присоединила слишком богатое и благополучное царство. Петра стала частью римской провинции Аравия. Еще триста лет продолжалось ее процветание. Но незаметное угасание города началось именно тогда.

Дело в том, что набатеи были своего рода таможенниками или пограничниками. Они собирали дань с проходивших мимо караванов. Занимаясь этим веками, они и скопили свои сказочные богатства, слава о которых не давала покоя многим поколениям кладоискателей. Как раз в это время началось возвышение другой жемчужины Ближнего Востока - Пальмиры. Караваны пошли другими путями, а жителям Петры оставалось лишь сожалеть об утраченном величии и могуществе.

Петра успела побыть и частью Византии, пока два страшных землетрясения в 363 и 747 гг. окончательно не добили ее. Во времена господства арабов и крестовых походов город уже был мертв. И лишь поиски сокровищ, которые должны были быть спрятаны где-то здесь, продолжали манить сюда самых разных авантюристов.

С той поры на главном символе Петры - Казне - остались многочисленные следы от пуль. Бедуины считали, что если попасть в нужное место, то на них прольется золотой дождь. Увы, он не пролился, хотя кто знает, может быть, они просто стреляли не туда, куда надо.

Вполне возможно, что фантастические набатейские сокровища еще лежат где-то в этих розовых руинах. Ведь никто никогда не видел, чтобы из города вывозили ценности. Хотя, по правде говоря, за триста лет можно было проесть любые, даже несметные, богатства.

Неудивительно, что именно Казну Стивен Спилберг сделал декорацией к истории о поисках священного грааля. Правда, в фильме о приключениях Индианы Джонса этот фантастический фасад лишь дверь, за которой скрываются непредсказуемые лабиринты. К сожалению, это не так.

Фасады всех гробниц были вырублены в скалах, а потому за ними лишь небольшие погребальные помещения, в которых набатеи хоронили царей или высшую знать. Представьте, каким должно было быть мастерство архитекторов, чтобы точно рассчитать и вырезать в куске цельного камня такие циклопические монолитные надгробия.

Из-за обилия гробниц в XIX веке последователи Буркхардта даже окрестили Петру гигантским некрополем. Это не совсем так. Несмотря на обилие могил, в лучшие времена в городе жили, по крайней мере, 20 000 человек. Просто дома, расположенные на равнине, не сохранились до наших дней.

Зато до нас дошли постройки римских времен, говорящие о том, что некогда жизнь в Петре била ключом. Это и центральная мощеная улица, колонны, триумфальная арка, руины некоторых других сооружений.

Великолепный театр на три тысячи человек к этому ряду не относится, поскольку он был возведен задолго до прихода римлян и, по всей видимости, использовался набатеями в ритуальных религиозных целях. Сказать точно, что происходило на сцене этого театра, невозможно. Как мы уже говорили, письменных свидетельств не осталось, так что остается только строить всевозможные догадки.

По этой же причине не следует удивляться некоторым загадочным названиям в Петре: Храм крылатых львов, Дворец дочери фараона, Джинновы глыбы, та же Казна фараона. Все они были придуманы намного позже, когда от набатеев не осталось и следа.

Те, кто давал подобные названия, руководствовались при этом не надежными источниками, а своими собственными, весьма субъективными, впечатлениями. Например, бедуины искренне верили, что Петра была построена древнеегипетскими фараонами.

Сегодня мы знаем, что египтяне не имели к строительству этого фантастического города никакого отношения. Это сделал другой, не менее таинственный народ, достигший недосягаемых архитектурных высот, - набатеи.

Без преувеличения можно сказать, что лучшее напоминание, которое они оставили о себе потомкам и которое говорит о них лучше любых летописей, - это продуваемый ветрами розовый скальный шедевр, спрятанный ими среди неприступных гор.

4. Город Чичен-Ица на полуострове Юкатан, Мексика

Чичен-Ица (Chichen-Itza) - древний город майя, археологическая зона, расположенная на севере полуострова Юкатан, которая является одной из самых значительных достопримечательностей времен индейцев майя и тольтеков.

Здесь находится величественная и самая загадочная постройка Мексики - пирамида Кукулкан. Здесь же можно увидеть Чака Мооля - идола с плоской чашей на животе (в нее опускали сердца принесенных в жертву), Царские бани, древнюю индейскую обсерваторию, Священный колодец Жертв. Сюда население Чичен-Ицы бросало различные подношения, в том числе и своих соплеменниц, девушек 14-18 лет. Чичен-Ица считается священным городом.

«Чичен-Ица» можно перевести как «место у колодца племени Ица». Город был основан, как полагают, в начале VI века и являлся одним из крупнейших городов майя. К концу X века, однако, по невыясненным причинам жизнь здесь практически прекратилась. Строения, относящиеся к этому периоду, находятся главным образом в южной части современной Чичен-Ицы.

Иногда самую южную часть города даже называют Старый Чичен. Затем город был занят тольтеками, пришедшими на Юкатан из Центральной Мексики. Тольтеки дали Чичен-Ице вторую жизнь. Во времена тольтеков формируется северная часть города. Увы, к концу XIV века город опять пришел в упадок и вновь обезлюдел.

В середине XIX века здесь побывал известный исследователь руин майя американец Джон Стефенс. В 1923 году в Чичен-Ице начались серьезные исследования. К настоящему времени остатки древнего города раскопаны на площади около 6 кв. км. Сейчас Чичен-Ица, наверное, самый посещаемый город древних майя. Сюда можно совершить однодневную экскурсию как из Мериды, так и из Канкуна. Для туристов, желающих провести в Чичен-Ице несколько дней, здесь открыто несколько отелей.

Главной достопримечательностью Чичен-Ицы является ЭльКастильо (что в переводе с испанского означает «замок»), который называют также пирамидой Кукулькана. Кукулькан на языке майя означает «оперённый змей» (чаще, правда, встречается менее правильный перевод - «пернатый змей»).

Эль-Кастильо представляет собой пирамиду высотой 25 м, на верхней площадке которой расположен храм. В основании пирамиды лежит квадрат со стороной 55,5 м. Пирамида имеет 9 уровней. По её сторонам поднимаются четыре широких лестницы, каждая из которых имеет по 91 ступени. Лестница, идущая по северной стороне пирамиды, внизу по краям оканчивается змеиными головами, которые являются символом Кукулькана.

Если число ступеней лестницы (91) умножить на число лестниц (4) и рассматривать платформу на вершине пирамиды, на которой стоит храм, как ещё одну ступеньку, то получаем 91 х 4 + 1 = 365. Как известно, число дней в году также равно 365. Это совпадение дало ученым основание сделать заключение, что в основу пирамиды был положен принцип календаря, да и сама пирамида, возможно, имела какое-то астрономическое значение. Внутрь пирамиды можно попасть через отверстие в полу храма. Там были обнаружены скульптура так называемого Красного ягуара и своебразная фигура-трон, называемая Чак-Мооль.

Пирамида Кукулькана находится в центре большой площади. С западной стороны этой площади находится другая известная достопримечательность Чичен-Ицы - Храм воинов.

В основе Храма воинов лежит пирамида с основанием 40 м х 40 (м), имеющая четыре уровня. Перед Храмом воинов находится площадка с четырьмя рядами колонн. Высота колонн достигает 3 м. На большинстве этих колонн изображены тольтекские воины, собственно, поэтому Храм воинов так и называют.

Когда-то колонны поддерживали крышу. Увы, от крыши не осталось и следа. Не осталось следа и от крыши над святилищем, расположенным на верхней площадке Храма воинов. Лишь два стилизованных змея, выполненных в виде колонн и символизирующих Кукулькан, стерегут вход в святилище.

Здесь же находится Чак-Мооль, ставший своеобразным символом Чичен-Ицы. Кстати, этот Чак-Мооль был найден внутри Храма воинов, где находятся остатки предыдущей постройки.

С южной стороны Храма воинов находится так называемая Группа тысячи колонн. Она формируется тремя колоннадами, окаймляющими с трех сторон довольно большую площадку. (Кстати, с четвертой, южной, стороны этой площадки расположено здание, называемое почему-то Рынок - Mercado).

Западная колоннада, началом которой служат колонны перед Храмом воинов, тянется на юг на 125 м при ширине 11 м. Другая колоннада проходит вдоль южной стороны храма и также тянется почти на 125 м. Эта колоннада, носящая название северной, насчитывает 156 колонн, расположенных в 10 рядов. (Кстати, ширина этой колоннады - 20 м.) Заметим, что в целом в Группе тысячи колонн преобладают круглые колонны.

От пирамиды Кукулькана на север идет прямая дорога шириной 10 м. Эта выложенная из камней дорога длиной около 300 м приводит к так называемому Священному сеноту. «Сенот» можно перевести как «колодец», однако диаметр этого колодца около 60 м. Его общая глубина - около 50 м, вода в настоящее время находится примерно на 20 м ниже края колодца. Сюда жрецы майя сбрасывали людей (главным образом, молодых девушек), приносимых в жертву богам. Поэтому это место известно ещё как «Колодец смерти».

Начиная с 1923 года американец Эдвард Томпсон, который был, кстати, консулом в Мериде, в течение нескольких лет проводил исследование сенота. Несколько раз он сам спускался в водолазном костюме на дно колодца. Остатки скелетов, извлеченных со дна Колодца смерти, подтвердили его зловещее название. Было извлечено также большое количество украшений и предметов быта древних майя.

Кстати, в Чичен-Ице существует и еще один водоем - сенот Штолок, находящийся к югу от пирамиды Кукулькана. Он меньше Священного сенота и использовался исключительно как источник питьевой воды.

О том, что в Чичен-Ице принесение людей в жертву было обычным делом, свидетельствуют и каменные платформы, находящиеся вблизи Эль-Кастильо, на которых, как полагают, также осуществлялись человеческие жертвоприношения. Это так называемая Платформа Венеры, находящаяся к северу от Эль-Кастильо прямо у начала дороги к Священному сеноту, и Платформа ягуаров и орлов к северо-западу от пирамиды.

Платформа Венеры получила свое название в честь планеты Венеры, которой поклонялись тольтеки. Платформа ягуаров и орлов названа так по рельефным изображениям на ее стенах. Если приглядеться, можно обнаружить, что ягуары и орлы пожирают человеческие сердца.

Еще одно зловещее место - Цомпантли, или Храм черепов. Цомпантли представляет собой Т-образную платформу, расположенную рядом с Платформой ягуаров и орлов, но превосходящую ее размерами. Особенностью Цомпантли является то, что стены этой платформы покрыты рельефными изображениями черепов. Именно поэтому это сооружение и было названо Храмом черепов.

Надо отметить, что человеческие жертвоприношения пришли в Чичен-Ицу вместе с тольтеками. Вообще вся северная часть Чичен-Ицы отражает сильное влияние тольтеков.

К западу от Цомпантли находится Площадка для игры в мяч. Вообще-то в Чичен-Ице насчитывается восемь площадок для игры в мяч, однако эта площадка - самая большая. Причем не только в Чичен-Ице. Эта площадка для игры в мяч - самая большая из площадок во всех городах майя. Достаточно лишь сказать, что длина этой площадки 168 м, а общая ширина - 70 м. Размеры собственно игрового поля составляют 83 х 30 (м). Высота стен - более 8 м.

В восточной стене площадки расположен Храм ягуара. Он включает в себя два святилища - верхнее и нижнее, которые иногда называют соответственно Верхний и Нижний храм ягуара. Верхнее святилище расположено наверху стены, ограничивающей площадку, и выходит на игровое поле. По-видимому, отсюда знатные лица города наблюдали за игрой. Вход в нижнее святилище Храма ягуара находится с внешней стороны площадки. При входе в нижнее святилище стоит стилизованная фигура ягуара, которая и дала название всему этому храму.

В северной части площадки расположен Храм Бородатого человека. Храм получил свое название по рельефу внутри храма. Часто, однако, этот храм называют просто Северным.

Двигаясь по дороге, ведущей на юго-запад от Эль-Кастильо, попадаем к сравнительно небольшой пирамиде, носящей название Могилы Верховного жреца. Такое название эта пирамида получила потому, что на её верхней площадке обнаружено семь надгробий, свидетельствующих, по всей видимости, о захоронении важных людей города. Эту пирамиду называют также Осуари, что означает «склеп». Правда, часто это сооружение называют просто Малой пирамидой. Её высота составляет 10 м.

Далее к югу находится так называемый Красный дом. Своё название Красный дом получил из-за красной краски на фасаде. Красный дом - типичное сооружение древних майя. Его крыша украшена характерными изображениями носатого бога дождя Чака.

К юго-востоку от Красного дома находится одна из самых известных достопримечательностей Чичен-Ицы - Караколь, что в переводе с испанского означает «раковина улитки». Это грандиозное сооружение представляет собой башню, находящуюся на двойной платформе. Считается, что башня Караколя использовалась майя для астрономических наблюдений, поэтому часто это сооружение называют Обсерваторией. К сожалению, верхняя часть башни серьёзно повреждена.

К югу от Караколя находится мощное сооружение, имеющее основание размером 70 х 35 (м) и поднимающееся над землей почти на 20 м. По каким-то непонятным причинам это сооружение напомнило испанцам, впервые увидевшим его, монастырь, и они назвали его Женский монастырь. Вообще-то по внешнему виду он скорее напоминает дворец. Широкая лестница, расположенная с северной стороны Монастыря и разделяющая его как бы на две части, позволяет подняться наверх, где, собственно, и находится сам «монастырь», украшенный рельефными узорами и масками бога Чака.

С восточной стороны к основному зданию Монастыря почти вплотную стоит так называемая Иглесия, что в переводе с испанского означает «церковь». Это здание, естественно, не имеющее никакого отношения к церкви, получило такое название исключительно по аналогии с Монастырём. Оно также украшено рельефом и масками Чака.

5. Мавзолей Тадж-Махал

Тадж-Махал стоит среди кипарисовых парков на берегу Ямуны, и его величавый и совершенный облик отражается в водной глади прудов. Мраморные фасады сверкают серебром под луной, сияют розовым светом на заре и переливаются огненными отблесками заходящего солнца. Этот сказочный по красоте мавзолей был сооружен при шахе Джахане в память о его горячо любимой жене.

В 1629 году, родив на свет 14-го ребенка, супруга индийского Могола умерла. Ей было 36 лет, из которых 17 она была замужем. Султан Шах-Джахан потерял не только любимую жену, но и мудрую политическую советницу. Есть сведения, что он два года носил по ней траур и дал клятву построить надгробный памятник, достойный памяти жены, совершенно необычайный, с которым ничто в мире не сможет сравниться.

Арджуманд Бану, известная также как Мумтаз-Махал («Избранная дворцом»), покоится именно в такой необычайной гробнице, названной ее именем в сокращении: Тадж-Махал.

Строительство велось в несколько этапов, с 1631 по 1653 год. Над сооружением здания работало более 20 000 человек, набранных не только по всей Индии, но даже и в Центральной Азии. Главным архитектором был Иса Кхан, прибывший из иранского города Шираза, а замечательные европейские мастера богато украсили фасад здания.

Усыпальница выстроена из мрамора (его надо было доставлять на место из каменоломни за 300 километров), но здание вовсе не выдержано полностью в белом цвете, как это пытаются представить многие фотографии. Поверхность его инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для каллиграфически выполненных орнаментов использовался черный мрамор. Искусной ручной работы, филигранно отделанная, мраморная облицовка отбрасывает - в зависимости от падения света - завораживающие тени.

Когда-то двери в Тадж-Махал были из серебра. Внутри находился парапет из золота, а усыпанная жемчугом ткань лежала на гробнице принцессы, установленной на самом месте ее сожжения. Воры похитили эти драгоценные предметы и неоднократно пытались выбить драгоценные камни инкрустации. Но, несмотря на все это, мавзолей и сегодня у каждого посетителя вызывает потрясение.

Здание расположено в садовом ландшафте, входить в него нужно через большие, редкостно красивые ворота, которые символизируют вход в рай. Его огромная беломраморная терраса и двойной купол совершенной формы, окруженные четырьмя минаретами, покоятся на основании из красного песчаника.

Внутри - инкрустированная драгоценными камнями усыпальница королевы, а рядом с ней, чуть сбоку, - богато украшенный гроб императора, единственный нарушающий абсолютную симметрию сооружения. От посетителей их ограждает восьмиугольная ажурная мраморная стена.

Шах планировал продолжить строительство, мечтая возвести по другую сторону реки двойник белоснежного Тадж-Махала - Мумтаз-Махал из черного мрамора, который стал бы его собственным надгробным памятником. Но Джахан был свергнут своим сыном и остаток жизни провел в одиночестве, заключенный в форте Агра, глядя в тоске на быстротекущую реку. Оттуда шаху Джахану был виден Тадж-Махал.

Бессмертная красота Таджа по сей день служит источником вдохновения для поэтов и художников, писателей и фотографов. А в лунные ночи влюбленные, как много веков назад, встречаются в тени этого всемирно знаменитого памятника любви.

6. Статуя Иисуса Христа в Рио-де-Жанейро

Главной достопримечательностью Рио-де-Жанейро считается статуя Спасителя. Она стоит на вершине холма Корковаду на высоте 704 м над уровнем моря. Высота самой статуи - 30 м, не считая семиметрового постамента, а ее вес 1140 тонн.

Идея этого сооружения зародилась в 1922 г., когда праздновалось столетие независимости Бразилии. Известный еженедельник объявил тогда конкурс проектов на лучший монумент - символ нации. Победитель, Эк-тор да Силва Коста, выдвинул идею статуи Христа, распростершего руки и как бы обнимающего весь город. Этот жест выражает сострадание и одновременно радостную гордость.

Идея да Силвы была принята общественностью с восторгом еще и потому, что она перечеркнула прежний план возведения на горе Пан-ди-Асукар (Pan de Asugar) грандиозного памятника Христофору Колумбу. К делу тут же подключилась церковь, организовав по всей стране сбор пожертвований, дабы финансировать осуществление проекта. В итоге через девять лет статуя уже стояла на своем месте.

Конструировалась и изготовлялась она в Париже. Перед началом работ архитекторы, инженеры и скульпторы встретились в Париже, чтобы обсудить все технические проблемы установки статуи на вершине холма, где она должна была быть открыта всем ветрам и подвержена другим метеорологическим влияниям. Затем французский скульптор Поль Ландовский начал моделировать голову и руки, в то время как инженеры занялись разработкой каркаса. Масштабы стоявшей перед ними задачи наглядно демонстрируются следующими статистическими параметрами: голова статуи весит 35,6 тонны, кисти рук - по 9,1 тонны каждая, а размах рук составляет 23 м.

Статуя была доставлена из Парижа в Рио-де-Жанейро и установлена на холме Корковаду. 12 октября 1931 г. состоялось ее торжественное открытие и освящение, к этому дню была смонтирована и осветительная установка. В 1965 г. папа Павел VI повторил церемонию освящения, по этому случаю была обновлена и осветительная установка. Еще одно большое торжество проходило здесь в присутствии папы Иоанна Павла II 12 октября 1981 г., когда отмечалось пятидесятилетие самой статуи.

Построенная в 1885 г. линия трамвая ведет теперь почти на вершину холма: конечная остановка находится всего в сорока метрах под статуей. От нее надо подняться по 220 ступеням лестницы к постаменту, на котором расположена смотровая площадка.

В 2003 г. был открыт эскалатор, на котором можно доехать до подножия знаменитой статуи. Отсюда хорошо видны протянувшиеся по правую руку пляжи Копакабана и Ипанема, слева - гигантская чаша «Мараканы», крупнейшего в мире стадиона, и международный аэропорт, а со стороны моря возвышается неповторимый силуэт горы Пан-ди-Асукар.

7. Колизей в Риме

Символ величия и могущества Рима на протяжении многих веков, Колизей являлся местом, равным которому по накалу кипевших там страстей просто не было: проходившие на арене Колизея гладиаторские бои не на жизнь, а на смерть держали в напряжении десятки тысяч зрителей.

Официальное название этого гигантского сооружения - амфитеатр Флавиев, в честь Тита Флавия - сына императора Веспасиана. Начавшееся в 72 году н. э. и растянувшееся на много лет строительство Колизея проходило при трех императорах из рода Флавиев: Веспасиане, Тите и Домициане. До этого на месте постройки находилось искусственное озеро. Рядом с озером возвышался «Золотой дворец», роскошная резиденция Нерона, печально известного тирана.

С Нероном непосредственно связано название Колизея. Перед амфитеатром есть площадка, на которой когда-то возвышалась тридцатиметровая бронзовая статуя Нерона, именовавшаяся как «Колосс». Считается, что название «Колизей», то есть огромный, колоссальный, связано именно с колоссом Нерона.

В честь открытия амфитеатра в 80 году были объявлены стодневные игры, в ходе которых римляне смогли увидеть бои многих тысяч гладиаторов, а в боях гладиаторов с хищниками было убито огромное количество львов, тигров и других зверей. По размаху празднеств с открытием амфитеатра мог лишь сравниться тысячелетний юбилей Рима в 246 году, когда, по преданиям, на арене Колизея было убито 32 слона, 60 львов, 40 диких лошадей и десятки других животных - лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Тогда же в смертельном бою состязались около 2000 гладиаторов. Проведение боев между гладиаторами было прекращено в 404 году, однако схватки гладиаторов с хищниками продолжались до конца VI века.

На своем веку Колизей успел побывать и крепостью, когда влиятельные римские семьи деи Фраджипане и дельи Аннибальди фактически превратили амфитеатр в своеобразную семейную крепость.

Ущерб, нанесенный амфитеатру сильными землетрясениями, был усугублен самими римлянами, когда глыбы травертина со стен Колизея вывозились для использования при строительстве других римских дворцов, таких как Палаццо Канчеллерия, Палаццо Венециа и даже собора св. Петра.

К истории Колизея была причастна даже Римская Католическая Церковь. В 1750 году папа Бенедикт XIV придал Колизею статус святого места, поскольку, как считала Церковь, амфитеатр был местом гибели «за Христа» многих мучеников языческого Рима.

Вход в Колизей. Каждый арочный пролет первого яруса являлся входом в амфитеатр, 76 из этих входов были пронумерованы. Над арками и сегодня можно видеть римские цифры нумерации входов. Для элиты римского общества предназначались четыре главных входа: для императора и его окружения, для весталок, судей и для почетных гостей.

Колизей снаружи. Четырехъярусный, облицованный травертином амфитеатр имеет форму эллипса длиной 188 метров, шириной - 156 метров и высотой - 57 метров.

Три нижних яруса выполнены в виде арочных пролетов, разрезанных полуколоннами в строго выдержанной строителями Колизея канонической последовательности: на первом ярусе - дорические полуколонны, на втором - ионические, а на третьем - коринфские. Четвертый ярус был достроен позже и примечателен тем, что и сегодня на его карнизе видны отверстия, куда вставлялись опоры для растяжки над ареной амфитеатра специального тента, защищавшего зрителей от зноя.

Так выглядел великолепный фасад Колизея в древности. В Средние века Колизей сильно пострадал, как уже говорилось выше, от того, что травертин, ценный строительный материал, использовался при возведении римских дворцов и базилик. Кроме того, прочность амфитеатра пострадала в связи с тем, что металлические скрепы, соединявшие между собой блоки травертина, были сняты, оставив зияющие и по сей день отверстия.

Внутри Колизея. Колизей мог вместить до 70 тысяч зрителей, для которых были предусмотрены места согласно их социальному статусу.

Часть первых рядов, выложенных из белого мрамора, предназначалась для римских сенаторов. На месте каждого сенатора было высечено его имя. Широкие проходы для зрителей позволяли зрителям быстро заполнять многотысячные трибуны Колизея. В случае необходимости все зрители могли покинуть Колизей в течение 5-10 минут. В то время Колизей являлся уникальным сооружением не только по своим размерам, но и по своей функциональности.

На огромной арене Колизея проходили не только гладиаторские бои и конные состязания, но и морские битвы - «навмахии». Под ареной находился лабиринт, состоящий из помещений для прохода гладиаторов и клеток для содержания хищников. Сегодня, когда арена амфитеатра отсутствует, а на ее месте проложены специальные настилы для туристов, можно в деталях рассмотреть этот искусно спланированный «закулисный мир» Колизея.

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект урока окружающий мир 4 класс по программе «Школа России»

Конспект урока. Окружающий мир, 4 класс. Мир глазами астронома. Школа России

Стихи по окружающему миру, 4 класс

Олимпиадные задания по окружающему миру, 3 - 4 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!