Всё началось с колеса. Мы не знаем, кто его изобрёл. От тех далёких времён не осталось даже сказок и легенд.
Колесо — чудесное изобретение человека. Ведь в природе колеса нет, и людям негде было подсмотреть его принцип. Другие изобретения обычно похожи на то, что мы видим вокруг. Например, крылатые машины — самолёты, похожие на птиц или стрекоз. Или подводные лодки, напоминающие рыб. А вот зверей на колесиках нет...
Автомобильные эмблемы могут рассказать о многом. Каждый завод или фирма выбирает свой знак, и не просто, а со смыслом.
Проще всего взять первые буквы названия завода. Так создана эмблема ЗИЛа — Московского автомобильного завода имени Лихачёва.
Иногда на эмблему выносится герб города — родины автомобиля. Старинный герб города Горького с бегущим оленем можно увидеть на машинах Горьковского автомобильного завода (ГАЗ).
За границей фирмы называются по именам их владельцев. Имя хозяина стоит, например, на машинах английской фирмы «Остин» или американской «Шевроле».
Часто берутся только начальные буквы имени создателя фирмы. В Англии особо дорогие машины строит фирма «Роллс-Ройс», её эмблема — две латинские буквы «R». Ролле и Ройс были инженерами, конструкторами автомобилей.
Американская фирма «Кадиллак» для названия выбрала фамилию француза Ломэ де ла Мотт-Кадиллака, который жил задолго до появления автомобилей. Два века назад этот офицер основал город Детройт, там теперь стоят заводы фирмы. А. на эмблеме фирмы изображён герб города Детройта — чёрные утки на золотом фоне. Первые буквы названия завода тоже могут стать эмблемой. В Италии ФИАТ— сокращение от «Фабрика итальяна аутомобили Торино», то есть «Автомобильный завод в городе Турин». В Америке название фирмы Джи-Эм-Си тоже сокращение от «Дженерал моторе компани» — «Главная компания моторов».
В японском языке слова записываются иероглифами, а не буквами. И фирма «Тойота» составила эмблему из иероглифов.
Большие или быстрые животные как будто просятся на эмблемы автомобилей. Английская фирма «Моррис» на своих грузовиках помещает фигуру быка. Гоночные машины фирмы «Порше» из ФРГ носят эмблему с бегущей лошадью. А вот английский завод дорогих автомобилей «Ягуар» поместил на эмблему крылья и хвост ласточки.
В автомобильных эмблемах встречаются и сказочные звери. Например, геральдический лев на задних лапах на французских машинах «Пежо» — из дворянского герба семьи Пежо, основателей фирмы.
Ну, а чем плохи геометрические фигуры? Изобретатели первых автомобилей тоже имели на эмблемах простые фигуры: Бенц — кольцо из веточек, а Даймлер — трёхконечную звезду. Даймлеру не повезло: он разорился. Чтобы поправить дела, он пригласил в свою фирму богача Елинека. А тот согласился, если только все машины будут называться по имени его дочери Мерседес. Потом фирмы Даймлера и Бенца объединились и соединили эмблемы — получилась звезда в кольце. С ней и бегают сейчас машины «мерседес-бенц».
Ещё лет сто тому назад любая армия воевала на лошадях. Лихо мчалась кавалерия. Артиллерийские упряжки тащили тяжёлые пушки. По дорогам ползли бесконечные обозы с провиантом и боеприпасами. На холме сидел полководец, а вокруг толпились адъютанты. То и дело один из адъютантов вскакивал на коня и мчался галопом — вёз приказ войскам.
Но вот в самом начале нашего века, во время русско-японской войны, крепость Порт-Артур оказалась отрезанной от русских армий. Неоткуда было подвезти корм лошадям и продовольствие людям. Так что адъютанты скоро остались без коней — хоть бегай пешком. Но в крепости были автомобили. И они оказались очень удобными для офицеров связи.
Через 10 лет после русско-японской войны грянула Первая мировая война. Для Франции она началась неудачно: немецкие войска дошли почти до Парижа. Казалось, столицу Франции вот-вот захватят враги. Свежие войска пешим порядком никак не успевали подойти к месту боёв. Тогда французы собрали все парижские такси. И автомобили спасли город.
Через 25 лет началась Вторая мировая война. Её недаром называли «войной моторов». Моторы участвовали в боях везде: на земле, в небе, на море. Воевали и автомобили — они бежали и ползли по бесконечным фронтовым дорогам. В большинстве это были обычные, гражданские автомобили, которые строились специально для войны.
Конструкторы американской фирмы «Виллис» сделали очень простую маленькую машину. Они сняли с автомобиля всё, что не нужно на войне: дверцы, подъёмные стёкла, плафоны. Упростили машину как могли. Дворники для очистки ветрового стекла, например, надо было двигать рукой. От всего кузова остались низкие бортики, три сиденья да тент от дождя. Зато все четыре колеса были ведущими. Машина получилась намного легче гражданского легкового автомобиля. Назвали её «Джи-Пи-Ви», по первым буквам слов «дженерал перпоуз вийкл», в переводе — «общего назначения машина». Солдаты не стали выговаривать столь длинные слова. Они превратили их в короткое «джип». Так, джипами, и сейчас называют лёгкие вездеходы.
Когда только появились бензиновые автомобили, было не до соревнований. Лишь бы машины ходили и не очень часто ломались! О большем конструкторы и не мечтали. Но прошло 10 лет. Инженерам и водителям захотелось посмотреть, на что способны их любимцы. И первые гонки на скорость были устроены в 1895 году.
Готовились к старту 29 бензиновых, 15 паровых и 2 электрические машины. Гонщикам предстояло проехать половину Франции, от Парижа до Бордо и обратно. Страшно подумать, 1200 километров! Не многие верили, что машины вернутся. Но через два дня на улицах Парижа появился бензиновый «па- нар-левассор». Конструктор машины, он же водитель, Левассор с трудом поднялся с сиденья. Корреспонденты газет окружили его.
— Это было безумие! — сказал победитель гонок. — Я делал до тридцати километров в час!
В честь первых гонок в Париже, на одной из площадей поставили памятник и на нём выбили слова Левассора. Конечно, сейчас скорость 30 километров в час кажется небольшой. Но тогда...
Как бороться лилипуту с великаном? Их силы неравны. На такую борьбу и смотреть неинтересно, всё известно заранее. Вот если великан с великаном и малыш с малышом... Так и поступают в автомобильном спорте. Гоночные машины разбиты по величине на группы, или «формулы».
Гоночные машины делаются низкими. Корпус обычно в виде клина. Клин прижимается к земле потоком воздуха. Колёса расставляются пошире — так машина устойчивей на повороте. А водитель скорее лежит, чем сидит. Обтекатель — колпак для головы водителя — совсем маленький. Гоночные машины по «формулам» делаются давно, к ним привыкли. Но появляются новые машины, которые ни в какие классы не укладываются. Как они возникают?
В Соединённых Штатах Америки, на берегу Тихого океана, лежит штат Калифорния. Там много больших городов, везде проложены отличные дороги. По таким обжитым местам неинтересно ездить любителям спорта. Правда, остаётся дикий берег океана. Но обычные автомобили вязнут в сыпучем песке пляжей. И тогда автомеханики построили лёгкие машины на широких шинах. Их назвали «багги бич» — «песчаная блоха» (или «пляжный клоп», можно и так перевести). Вид у «багги» неказистый. Зато такая машина отлично бегает по самым гиблым местам. Спортсмены используют «багги» для кросса — гонок по бездорожью.
Изобретение другой гоночной машины оказалось делом случая. Как-то механики сварили раму из труб, поставили мотоциклетный мотор, приделали хвостовые колёсики от самолёта. И давай гонять по бетонной полосе. Маленькие машинки, «карты», понравились механикам. А сейчас уже проводятся международные соревнования на «картах».
Есть ли польза от спортивных машин? Вернее, есть ли польза не только для спортсменов? Судите сами. Рекорд не даётся легко, надо всё выжать из конструкции. Но зато получаются удивительные результаты. Есть такой вид соревнований: кто дальше проедет на одном литре горючего. Машины для соревнования напоминают скорее всего четырёхколёсные велосипеды: лёгкие, ажурные, с маленьким моторчиком. Машины ездят на хороших стадионах по ровным дорожкам. Результаты: 600—700 километров на одном литре горючего. Это расстояние от Москвы до Санкт-Петербурга! Обычно «Жигули» на одном литре бензина могут пробежать всего 12—15 километров. Подобная экономичность, конечно, интересует автомобильных конструкторов.
Рекорд — граница наших возможностей. Поставлен рекорд — значит автомобиль помог спортсменам узнать новое, сделать то, что не мог ещё никто.
Уже летали спутники над нашей планетой, первые космонавты побывали на орбите и вернулись на Землю, когда конструкторы получили необычайное задание. Требовалось создать машину для Луны. На Луне нет воды. Значит, нет грязи, болот, почвы. Только камни и пыль. Инженеры попробовали различные колёса и гусеницы на земных камнях. Оказалось, что колёса удобнее гусениц, они меньше по весу. Вот и сделали восьмиколёсную машину, короткую и широкую. Чтобы её повернуть, надо притормозить колёса с одной стороны. Так получается проще, чем поворачивать колёса. Назвали машину «Луноход».
Наш «Луноход» стал первым лунным автомобилем. А вторым оказался американский «Ровер». Его спроектировала авиационная фирма «Боинг». Машину привезли на Луну американские астронавты. «Ровер» облегчён до предела. Он, можно сказать, представляет собой скелет машины, без всяких стёкол, щитков и панелей. Да они и не нужны: ведь на Луне нет воздуха и воды, значит, не бывает ветра и дождя. Двигатель у «Ровера» электрический. Запас энергии для него привезли с Земли в аккумуляторах. Запас, конечно, небольшой, поэтому астронавты ездили не очень быстро, со скоростью 18 километров в час.
А дальше... Кто знает, что ещё откроет человеческий разум? Но ещё очень долго нам будут нужны машины, которые двигаются по земле — на колёсах ли, ногах или на присосках. Машины, у которых есть мотор, чтобы человеку не тратить свои силы. Такие машины, с которыми дорога становится отдыхом, а не тяжкой обузой. Наши верные друзья автомобили.
По А. Сафонову
Почему у вертолёта нет крыльев?
Интересные факты про рыб для младших школьников, 2 класс
История развития источников света для детей
История возникновения часов для детей с древних времен и до нашего времени
Нет комментариев. Ваш будет первым!