Почему у вертолёта нет крыльев?

Вертолёт и в самом деле удивительная машина. Птицам помогают летать крылья. Без них вроде бы и от земли не оторвёшься. И, мечтая о полётах, человек прежде всего раздумывал, как обрести крылья. Помните красивую древнегреческую легенду о Дедале и Икаре? Они ведь взлетели к Солнцу на самодельных крыльях из перьев, скреплённых воском. И первый летательный аппарат, изобретённый в 1903 году братьями Райт, разумеется, тоже был с крыльями.

Но ещё в XV веке великий итальянец Леонардо да Винчи, художник, скульптор, музыкант, учёный и инженер, набросал рисунок странной машины с винтом и приписал рядом: «Если этот аппарат правильно построить, то при быстром вращении винта он поднимется в воздух».

Это было гениальной догадкой, намного опередившей своё время! Только столетия спустя расчёты подтвердили: быстрое вращение винта действительно может поднять летательный аппарат в воздух. Винт создаёт тягу и вместе с тем как бы становится опорным крылом. Словом, без крыльев для полёта всё-таки не обойтись. Так что и у вертолёта они есть, только невидимые.

А для чего, спросите вы, нужен маленький вертикальный винт на хвосте? Очень просто. Когда большой винт крутится в одну сторону, саму машину по законам физики разворачивает в другую. Маленький винт удерживает её на месте. Однако есть теперь конструкции вертолётов с двумя большими винтами: один крутится в одну сторону, а второй в другую. Здесь можно и без дополнительных винтов обойтись.

Вертолёт — очень удобная машина. Разбега для взлёта ему не требуется, как самолёту, да и на любую ровную площадку он опустится. А если надо, зависнет в воздухе на месте. Так что два пилота, словно водители автобусов, могут остановиться рядышком и перекинуться парой слов...

А вдобавок вертолёт очень надёжен. Даже если остановится двигатель и машина начнёт падать, лопасти винта в воздушном потоке сами собой раскрутятся и сработают, словно парашют.

Вот ещё вопрос, который наверняка у вас возник: винт поднимает машину и держит её в воздухе, а как же она движется? Тоже просто: лопасти наклоняются, и вертолёт, «загребая воздух», устремляется вперёд. Чем больше угол наклона, тем скорость выше. Правда, наклонять лопасти можно лишь до известного предела, надо ведь ещё и на воздух опираться.

Но почему же, если вертолёт всем хорош, он так и не заменил полностью самолёт?

Тут, как говорится, каждому своё. Большой скорости вертолёт не разовьёт, зато поможет геологам в тайге, монтажникам, устанавливающим опоры линий электропередачи, да и пассажиров на небольшие расстояния доставит. А если надо быстро добраться из Москвы в Нью-Йорк или в Токио, без самолёта никак не обойтись. Так они и работают рядом: машина с крыльями и без крыльев.

По материалам журнала «А почему?»

Рекомендуем посмотреть:

История возникновения часов для детей с древних времен и до нашего времени

История развития источников света для детей

Интересные задания о природе для 2-4 класса

Рассказы про автомобили для детей 7-10 лет

Суворов Александр Васильевич. Биография для детей 3-4 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!