Уланова Галина Сергеевна. Биография для детей 4-5 класса

Уланова Галина Сергеевна. Биография для детей 4-5 класса

Интересные факты биографии Галины Улановой

Галина Сергеевна Уланова, выдающаяся русская балерина, народная артистка СССР (1910-1998)

Галина Уланова — обыкновенная богиня.

А. Толстой

Как пишет биограф Г.С. Улановой А. Фаркаш, комиссия по сохранению ее наследия обнаружила дневник балерины — тонкую тетрадку, исписанную мелким почерком. То ли случайно, то ли нарочно Уланова не уничтожила ее вместе с остальными дневниками. Но там оказались только спектакли и роли. «Джульетга. "Ромео и Джульетта". С.С. Прокофьев. Постановка Л.М. Лавровского. 11 января 1940 г. Жизель. "Жизель". А. Адан. Постановка М.И. Петипа. Редакция Л.М. Лавровского. 30 августа 1944 г. Болела нога. Золушка. "Золушка". С.С. Прокофьев. Постановка Р.В. Захарова. 24 ноября 1945 г.» И все. Что хотела этим сказать выдающаяся балерина?

В детстве Галина была больше похожа на мальчика. Наголо остриженная, с круглой, как шарик, головой, в коротких штанишках и матроске, она всюду таскала за собой деревянный кораблик на веревочке. Любила ходить с отцом на рыбалку и возиться с его охотничьими собаками. Девчонок по-мальчишески презирала. Особенно балетных — прилизанных, большеглазых, осторожно переступающих длинными тонкими ножками. По субботам, когда их в закрытой повозке везли в театр мимо дома Улановых, Галя высовывалась из окна и вторила уличным мальчишкам: «Балетных крыс в коробчонке везут!» Галины родители, в прошлом танцовщики Императорского Мариинского театра, остались в балете на всю жизнь: Сергей Николаевич Уланов — режиссером, Мария Федоровна Романова — преподавателем. Но их дочь совершенно не годилась для того, чтобы продолжить семейную традицию: зажатая, угловатая, ножки коротковаты, выворотность нулевая. Девочку это не огорчало: она мечтала стать капитаном.

Потом наступила революция. Внезапно не стало молока, сахара, дров... Мама по ночам штопала костюмы и затирала мелом пятна на поникших лебединых перьях. Папа кашлял: артисты «приближали искусство к народу», выступая в плохо отапливаемых кинотеатрах перед сеансами; матросы и рабочие сидели в валенках и шинелях, а «принцы» и «прекрасные лебеди» танцевали на сцене в тонких трико. Танцевал и папа, поскольку режиссерам за выступления не платили. Однажды ночью все те же люди в шинелях ворвались к Улановым. Отец затолкал Галю меж двух матрасов и приказал лежать тихо. Забрав семейные драгоценности, мамину шубу, папины удочки и зачем-то Галин кораблик, люди ушли. За три часа обыска девочка не издала ни звука, как и в следующие две недели... На семейном совете решили отдать Галю в балетное училище: в интернате кормят и поят, обувают и одевают, и никто туда по ночам не врывается.

Узнав про интернат, будущая балерина рыдала в голос. Добросердечная Мария Федоровна единственный раз в жизни проявила жесткость: «Ты должна заниматься! Иначе кем ты будешь? Никем!» Слова эти Галя запомнила на всю жизнь и цитировала в каждом интервью. Или танцевать, или — никем... Спали по тридцать девочек в комнате. Тут же за ширмой ночевала и воспитательница. В восемь звонил колокол — подъем. В умывальной в любое время года обливались до пояса холодной водой. В девять начинался первый завтрак. На посуде нежного саксонского фарфора ели черный хлеб с маслом, серебряными ложечками помешивали пустой чай (ложка сахара полагалась только занятым в спектаклях). Затем был экзерсис: череда плие, батманов, больших, малых, с первой позиции, с пятой... В полдень — второй завтрак, потом прогулка, школьные уроки. В четыре — обед, после — уроки музыки и репетиции. Ужин в восемь. Отбой в девять. И так каждый день. Девочкам и мальчикам запрещалось разговаривать друг с другом, гулять их водили по отдельности. Свободолюбивая Галя дичилась воспитателей, фыркала на одноклассниц и даже пыталась сбежать. «Я привыкла к мальчишкам. А попала-в интернат к девчонкам — наступило одиночество».

Прыжок и шаг у Улановой от природы были небольшие, и она очень отставала от всех — попала-то в училище только мольбами мамы-преподавателя. Но Галя не могла вынести, что изнеженные балеринки сильнее и ловчее ее, будущего капитана! Сутками, до изнеможения она отрабатывала никак не дающуюся ей технику. К тому же во время упражнений было тепло, не хотелось есть и никто не приставал с разговорами...

Тренировки сделали свое дело: Галину, вместе с четырьмя девочками, отобрала в свой класс сама Агриппина Яковлевна Ваганова, чье имя впоследствии получило прославленное хореографическое училище, теперь — Академия русского балета. Ваганова не любила красивых девочек с хорошими природными данными. Ей нужны были фанатки, трудяги, такие, как Уланова. Об уроках Вагановой мечтали все ученицы, но боялись ее ужасно. Она никогда не показывала дважды и вела уроки в таком темпе, который был едва по силам и опытным балеринам. Если ученица не схватывала сразу, Ваганова тихо говорила: «Отойди, милая, поучись наглядно, а то ты очень мешаешь...». И это было самое страшное наказание.

Первым классическим сольным номером, исполненным Улановой, была рахманиновская полька-пиццикато, поставленная для нее мамой. Танец требовал той самой техники и особой «резвости ног». «И-раз, и-два, и-три» — на представлении в ученическом театрике Галина идеально-правильно отщелкивала сложные элементы польки. «Галя, улыбнись! — несся шепот из-за кулис. — Полька — веселая!» А она продолжала сосредоточенно отщелкивать: «И-раз, и-два, и-три».

В аттестате Улановой стояли пятерки по всем «техническим» предметам и единственная двойка — за «выразительное движение». Она вообще была сдержанной и замкнутой. Совсем не артистичной. Позже об этом будут писать как о «стиле без тени стилизации, единственном в своей простоте, а потому глубоко захватывающем и личном». Эту отточенную технику и отстраненный стиль хорошо запомнили балетные режиссеры — постоянные посетители учебных спектаклей. После выпуска Уланову приняли солисткой в труппу Мариинского театра — она перескочила сразу через три ступеньки балетной иерархии, небывалое дело! Для 17-летней Галины те месяцы были очень насыщенными: в июне — выпускной спектакль, в августе, к ужасу родных, вышла замуж, в сентябре начала репетировать, а в октябре уже дебютировала партией принцессы Флорины в «Спящей красавице». Ее отец в тот вечер дежурил как режиссер. Мама за кулисами крестила дочь перед сложными движениями. Она советовала Гале: «Станет страшно — смотри вдаль, поверх публики». Потом это назовут «незабываемо мечтательным взглядом Улановой».

«Я провалила свои первые выступления», — считала Уланова. «Она показала совершенство техники», — писали критики. И добавляли к ее имени новые эпитеты: «академично- холодная», «бесстрастная», «блистательная», «божественная»... В то время классический танец отходил от традиционной преувеличенности чувств. Балет словно рождался заново. Вошли в обиход слова «бытбалет» и «драмбалет» — режиссеры искали новые формы для нового времени, а нашла их Галина Уланова. Сама того не подозревая, попала в струю со своей «двойкой» за «выразительное движение»: совершенная техника и сдержанность чувств — вслед за ней к этому будут стремиться почти все балерины. Через два месяца после дебюта Уланова уже танцевала Одетту — Одиллию в «Лебедином озере», потом — «Щелкунчика», «Спящую красавицу», «Жизель»... Восторженные отзывы критики, интервью, правительственные награды, зарубежные гастроли, переезд в Москву для «укрепления труппы Большого театра», слава и... еще большая замкнутость.

«Наша жизнь состояла из его работы и моей работы», — писала Уланова о своем муже Ю. Завадском и о себе Богиней Уланова была только на сцене. После спектакля она опадала, как проколотый воздушный шарик. Завадский заносил ее в дом на руках, оборачивал ей ноги мокрой тканью и, прижимая ее голову к своей груди, тихо бормотал всю ночь, укачивал — от боли и перенапряжения Галина Сергеевна не могла заснуть.

Как пишут биографы Улановой, трудно было найти более скрытную и неразговорчивую звезду. О ее частной жизни почти ничего не знали даже коллеги, рядом с которыми она работала многие годы. Она так и не смогла сойтись ни с кем из балерин — с детства их не любила, а других знакомых и не завела... Журналисты называли ее «великой немой» и надеялись: в дневниках прячется душа божественной Улановой, ее мысли, чувства... Но перед смертью 88-летняя балерина сожгла все свои записи... Больше года эксперты ведущих музеев описывали вещи в квартире на Котельнической: картины Шагала, Гудиашвили, Бенуа, подарки именитых поклонников, ювелирные украшения и фотографии, сделанные знаменитым Наппельбаумом. Среди всего этого и нашли тонкую тетрадку, исписанную мелким почерком. Но там были перечислены только спектакли и роли. В них вся жизнь великой балерины. Вот некоторые материалы из документального фильма «Уланова навсегда».

Б.П. Богомолов, врач центральной клинической больницы, профессор

В то время оно заканчивала седьмой десяток... Исключительно собранная, организованная. 45 минут утром она делала упражнения, которые называла экзерсисом. Это время отдавалось работе над своим телом. Галина Сергеевна упорно, в каком бы состоянии ни была, занималась своей гимнастикой. В это время ее никто не должен был беспокоить.

В ее комнате постоянно стояли цветы... Каждое утро она начинала с того, что перебирала все до одной розочки, меняла воду. И мне кажется даже, что она с ними разговаривала. А цветы все смотрели на нее. Такое было ощущение, то живое общается с живым. Это было просто удивительно...

С. Жильцова, музыкальный служитель канцелярии балета

Мы ее очень любили. Она шла по коридору, как будто несла себя, и вместе с тем, когда она приходила к нам в канцелярию, у нас не было ощущения, что вот пришла народная артистка, лауреат всех возможных премий. Приходила всегда тихо, спокойно, интеллигентно, говорила с нами всегда очень вежливо, доброжелательно. И нам с нею всегда было очень приятно и просто. Галина Сергеевна — настоящий русский интеллигент. То, что сейчас мы очень редко встречаем, к сожалению. Никогда в жизни она не могла бы повысить голос, накричать на кого-то. Она готова была помочь любому человеку, кто бы это ни был. Всегда здоровалась со всеми, включая гардеробщиц и уборщиц...

Н. Цискаридзе, ученик Г. Улановой, народный артист России

После тяжелого состояния в моей жизни, после травмы, я очень долго не смотрел балет. И вообще никак не интересовался движенческим искусством. Когда я после тяжелейших испытаний в больнице приехал домой, мне захотелось красоты. Обладая огромной фильмотекой, я стал пересматривать названия и понял, что хочу посмотреть только «Жизель» с Улановой. Я поставил запись и посмотрел от начала до конца, получив огромный заряд красоты, сентиментальности... Я понял, что искусство, в котором я был разочарован несколько часов назад, прекрасно и мне так хочется дальше танцевать... Лучше Толстого не сказал никто: «Обыкновенная богиня».

Л. Семеняка, ученица Г. Улановой, народная артистка СССР

Галина Сергеевна — величайший режиссер своей жизни... Все знают, что Уланова была немногословна на репетициях и в жизни, что она внешне была очень закрытым человеком. Дело в том, что ее замкнутость и молчаливость обманчивы. Я не чувствовала этой ее черты. Я просто с годами поняла, что Галина Сергеевна чувствовала самоценность каждого душевного движения, самоценность взгляда, поступка, меру его значимости. И поскольку Галина Сергеевна воздействовала на людей именно с духовной стороны, она стремилась прожить в каждой минуте не зря...

В. Васильев, ученик Г. Улановой, народный артист СССР

Галина Сергеевна свято верила, что классический танец облагораживает любую личность... В ее танце всегда была недоговоренность, недосказанность, отрешенность и углубленность в себя. Такой же Уланова была и в жизни... Ее тайну никто не разгадал и никогда не разгадает...

Исключительный талант Г.С. Улановой отмечен множеством премий, наград, званий. Она дважды Герой Социалистического Труда. Ее вклад в развитие балета отмечен не только на Родине. У здания Шведской академии танца в Стокгольме ей поставлен бронзовый памятник «как лучшей балерине современности.

В последние годы жизни Г.С. Уланова работала балетмейстером-репетитором в Большом театре. Ее ученики — прославленные артисты балета: Нина Тимофеева, Екатерина Максимова, Владимир Васильев, Людмила Семеняка, Нина Семизорова, Александр Кондратов и многие другие. В творчестве каждого из них можно увидеть черты неповторимого стиля Улановой.

Рекомендуем посмотреть:

Интересные истории для детей о происхождении вещей

Интересные факты о растениях для детей 8-10 лет

Интересные факты про рыб для младших школьников, 2 класс

Интересные факты по естествознанию для детей

Занимательные факты о словах

Нет комментариев. Ваш будет первым!