Цели: воспитывать чувство патриотизма; прививать нравственно-эстетические качества; обогащать опыт поисковой работы.
Оформление: карта России, флажки с названиями великих сражений, звездочки; магнитофон с подготовленной заранее фонограммой, счетная таблица для жюри (листок учета баллов в конкурсах).
Предисловие
В наше непростое время, когда нередки попытки «переписать», исказить недавнюю историю нашей страны и всего мира, трудно переоценить значение патриотического воспитания молодежи, укрепления связей поколений. Причем эту работу нужно вести очень деликатно, так как любой нажим может вызвать противодействие, то есть можно получить прямо противоположный эффект.
Предлагаем провести классное мероприятие в форме конкурса, так как момент соревнования способствует активизации учащихся и на этапе подготовки, и во время проведения самого классного часа.
Конкурсные задания сформулированы таким образом, чтобы, с одной стороны, ребята могли вспомнить и применить знания отечественной истории, полученные ими на уроках, с другой стороны, хотелось нацелить их на поисковую работу (в своих семьях, в беседах со своими близкими, знакомыми и в других формах).
В оформлении кабинета рекомендуется использовать произведения изобразительного искусства, посвященные Победе нашего народа в Великой Отечественной войне; в тексте ведущих можно использовать отрывки из поэмы Р. Рождественского «Реквием».
Учитель. На классных часах в рубрике «Наш календарь» мы часто говорим о выдающихся событиях в истории нашей страны. И, конечно, не можем обойти вниманием самую знаменательную дату этого года - День Победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
У каждого поколения - своя война: Великая Отечественная, Афган, Нагорный Карабах, Чеченская ... Все эти войны болью отзывают в наших сердцах. Но Великая Отечественная война - это особая страница в истории нашей страны, показавшая всему миру и нам самим, как мы сильны, и, прежде всего, духом.
Современную молодежь часто упрекают в том, что она не знает историю нашей страны, в том числе и историю Великой Отечественной войны. Для многих нынешних подростков эта война и в самом деле далекая история. Но вместе с тем оказывается, что ребята немало знают о Великой Отечественной войне, в чем мы с вами сейчас убедимся.
Наш открытый классный час мы проведем в форме конкурса, который назвали строкой из стихотворения Ольги Берггольц: «Никто не забыт, ничто не забыто».
II. Конкурс «Никто не забыт, ничто не забыто».
1-й ведущий. Мы начинаем конкурс «Никто не забыт и ничто не забыто».
2-й ведущий. Сегодня соревнуются две команды. (Называются капитаны команд.) Судьями конкурсов мы попросили быть присутствующих на нашем классном часе учителей.
Звучит грамзапись фрагмента песни на сл. В. Лебедева-Кумача «Священная война» (муз. А. Александрова).
1-й ведущий.
Плескалось багровое знамя,
Горели багровые звезды,
Слепая пурга накрывала
Багровый от крови закат.
И слышалась поступь дивизий,
Великая поступь дивизий,
Железная поступь дивизий,
Точная поступь солдат!
А. Сурков
2-й ведущий. В великих сражениях решалась судьба войны, судьба Родины, судьба всего мира.
В конкурсе «Великие битвы» капитаны команд выбирают по два флажка с названиями решающих битв Великой Отечественной войны; эти флажки нужно закрепить на карте на месте битвы, назвать дату этой битвы - за правильное выполнения задания дается по одному баллу, а за дополнительные сведения начисляются дополнительные баллы.
1-й ведущий.
Вечная слава героям!
Вечная слава!
В этом конкурсе команды должны поочередно называть имена Героев Советского Союза, получивших это высокое звание на фронтах Великой Отечественной войны. Та команда, которая не даст ответа в течение трех секунд, считается проигравшей.
1-й ведущий.Героями могут стать не только люди, но и города.
2-й ведущий. Для участия в конкурсе выходят два участника и у карты поочередно называют и показывают города- герои.
1-й ведущий. Гимном праздника Победы стала песня Давида Тухманова на стихи Владимира Харитонова «День Победы».
2-й ведущий. Эту песню любят и поют все: известные певцы, ветераны, молодежь. А в нашем конкурсе ее исполнят команды (по одному куплету). Победный балл присуждается той команде, которая споет песню лучше. (Команды исполняют песню.)
2-й ведущий.
Пусть не все герои -
те, кто погибли, -
Павшим
вечная слава!
Вечная слава!
Вспомним всех поименно,
Горем
вспомним
своим...
Это нужно –
не мертвым!
Это надо –
живым!
Р. Рождественский
1-й ведущий. Трудно найти семью, которую бы не обошла горем война. Команды провели поисковую работу и сейчас расскажут о ее результатах.
2-й ведущий. Слово предоставляется классному руководителю.
Классный руководитель. Есть в армии такая команда: «Делай как я!».
В моей семье на войне погибли двое: старший брат мамы Рябцев Дмитрий Леонидович погиб в первые месяцы войны на Кольском полуострове, ему было 19 лет; на подступах к Сталинграду, в Цимлянских степях, в 1942 году погиб старший брат моего отца Усатов Иван Николаевич, ему было 18 лет. Пусть звезды, которые я укрепила на карте на месте их гибели, будут своеобразным памятником им.
А теперь - слово командам.
Участники обеих команд по очереди подходят к карте и укрепляют звезды на месте гибели членов своих семей, кратко рассказывая о них.
1-й ведущий. К конкурсу «Рассказ по воспоминаниям ветеранов» ребята также готовились заранее, получив задание пригласить на наш классный час ветеранов Великой Отечественной войны.
2-й ведущий. Команды, представьте своих гостей.
Участники команд представляют приглашенных ими гостей - ветеранов Великой Отечественной войны, кратко рассказывают о них, о военных событиях по их воспоминаниям.
1-й ведущий. Команды подготовили музыкальные приветствия нашим уважаемым гостям-ветеранам.
2-й ведущий. Просим ребят выступить.
Участники команд выступают с подготовленными номерами художественной самодеятельности.
Листок учета баллов в конкурсах
№ п/п |
Наименование конкурса |
1-я команда |
2-я команда |
1 |
«Великие битвы» (по 1 баллу за флажок + 1 балл за каждое дополнение) |
2 |
5 + 1 |
2 |
«Герои войны» (1 балл за выигрыш) |
– |
1 |
3 |
«Г орода-герои» (1 балл за выигрыш) |
1 |
– |
4 |
Песня «День Победы» (1 балл за выигрыш) |
1 |
– |
5 |
«Мы помним павших имена» (1 балл за каждую звезду) |
3+2 |
3 |
6 |
«Рассказ по воспоминаниям ветеранов» (оценивается представление командой приглашенного ветерана) |
2 |
1 |
7 |
«Ветеранам посвящается» (1 балл) |
1 |
– |
|
Итоги: |
12 |
11 |
1-й ведущий. Главного судью нашего сегодняшнего соревнования мы попросим объявить итоги и назвать команду- победительницу.
2-й ведущий. Приз команде-победительнице, а также команде, занявшей второе место, вручает главный судья этого соревнования. (В качестве призов могут быть коробки конфет, блокноты, ручки и т. д.)
1-й ведущий.
Их имен благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням, -
Никто не забыт и ничто не забыто!
О. Берггольц
III. Заключительное слово классного руководителя.
- Вот и завершился наш конкурс. Ваше выступление, ребята, показало, что вы знаете и помните горькую, но славную страницу истории Родины - Великую Отечественную войну. Была проведена большая поисковая работа в библиотеках, вы общались с людьми, пережившими войну, лучше узнали историю своей семьи.
Когда я готовилась к этому классному часу, то, пересматривая свои книги, в одной из них нашла несколько листков бумаги, исписанных красивым детским почерком, и вспомнила следующее: школьники участвовали в традиционном смотре-конкурсе художественной самодеятельности, а так как это был год празднования юбилея Победы, то наша концертная программа была посвящена этой выдающейся дате. Одним из ведущих был учащийся Мироненко Виктор; это его листочки я нашла в книге. Витя читал стихотворение Роберта Рождественского «Давнее».
А в августе 1999 года, в начале 2-й Чеченской войны, Витя погиб в Дагестане и теперь это стихотворение можно считать посвященным его памяти и памяти сегодняшних героев:
Давнее
Я, как блиндаж партизанский,
травою пророс.
Но, оглянувшись,
очень отчетливо вижу:
Падают мальчики,
запнувшись за мину,
как за порог,
Наткнувшись на очередь,
словно на ленточку финиша.
Падают мальчики,
руки раскинув просторно
На чернозем,
от безделья и крови жирный.
Падают мальчики,
на мягких ладонях которых
Такие прекрасные,
такие длинные
линии жизни.
Р. Рождественский
Урок памяти ко Дню Победы, 11 класс
Мероприятия к 9 мая в школе. Сценарии
Классный час на тему 9 мая День Победы, 9 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!