Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года». На фоне музыки учащиеся читают стихи.
1-й ученик.
Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят,
Лишь вдали красуются, там, на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин.
2-й ученик.
Осенних красок хоровод
Нас непрестанно удивляет.
А зеркало застывших вод
Их многократно умножает.
3-й ученик.
Мелькает желтый лист
Из зелени дерев.
Работу кончил серп на нивах
Золотистых.
И покраснел уже вдали
Ковер лугов
И зрелые плоды висят
В садах тенистых.
Учитель. Ребята, сегодня мы отправляемся в трудное, но занимательное путешествие по царству осени. Наш маршрут пройдет по станциям: Поэтическая, Пословицыно, Загадкино, Игровая, Экологическая и Театральная. А начнем мы наше путешествие с посещения художественной мастерской осени. Прежде чем отправиться в путь, проведем разминку: проверим сообразительность, дисциплинированность и сработанность команд.
Задание 1.
Участники игры должны прочитать названия своих команд. Для этого надо зачеркнуть одинаковые буквы на листочках и прочитать слово. Слово вслух не произносить. Выиграет тот, кто быстрее это сделает. (Боровик, сыроежки, лисички.)
Учитель. Начало осени считают грибной порой. Проверим ваши знания о грибах.
Задание 2.
«Знакомство». Участники игры должны будут сейчас представить свои команды и защитить название.
Боровик.
Догадайтесь, кто я:
Под старою сосною,
Где склонился пень-старик,
Окружен своей семьею,
Первым найден ... (боровик).
Белый гриб - мечта всех грибников. Растем мы в березовых рощах, в сосновых борах, дубовых и еловых лесах. В одиночку грибы растут редко, чаще группами. Боровик - красивый и крупный гриб, его часто называют царем грибов.
Сыроежки.
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек,
В шляпках разноцветных,
Издали приметных,
Собирай, не мешкай,
Это ... (сыроежки).
Правильно! В лесу растет больше всего сыроежек. Свое название мы получили за то, что при засоле очень скоро, через сутки, становимся готовыми к употреблению. Сыроежки - друзья малоопытных грибников.
Лисички.
Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах.
Осень в лес приносят летом
Золотистые ... (лисички).
Мы растем в смешанных лесах. Лисички можно варить, жарить, мариновать. У этих грибов есть одно очень интересное свойство - они не крошатся и не мнутся. Очень редко встретишь червивые лисички. Вот мы какие!
Учитель. Молодцы, ребята, с заданием справились. Знаете ли вы, ребята, как надо собирать грибы?
Ответы детей:
1. Нельзя собирать грибы, которых не знаешь. Среди них могут оказаться ядовитые!
2. Когда ищешь грибы, нельзя разрывать и раскидывать в сторону листву и мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
3. Чтобы не повредить грибницу, надо срезать грибы ножом.
4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
Учитель. А сейчас мы с вами попробуем собирать грибочки, но сделать вам это будет сложнее, потому что вы собирать грибы будете с закрытыми глазами.
Игра «Сбор грибов».
Участвуют три девочки, потом три мальчика. Им завязывают глаза, на полу расставляют муляжи грибов. Дети под музыку собирают грибы в корзинки.
Подведение итогов.
Осень - знаменитый художник. Она превращает самые обычные предметы и явления в сказочные картины: листья становятся похожими на порхающих мотыльков, земля - на богато украшенный ковер, дождь - тонкую паутинку. Ваша задача - превратить обычные предметы (желуди, шишки и другой природный материал) во что-то необыкновенное.
Играет музыка. Дети работают с природным материалом (домашнее задание). Разыгрывается сценка.
Ученица.
Ой, ребята, тише, тише,
Что-то странное я слышу...
Гость какой-то к нам спешит
И как будто бы... шуршит.
Кто б ты ни был, - заходи
Да ребят повесели.
(Идет к двери, открывает ее.)
Ну, смелей! Мы ждем гостей,
С ними праздник веселей!
В зал входит мальчик в спортивном костюме. На голове у него шапочка в виде желудя, в руках - корзина, украшенная осенними листьями.
Шуршик.
Меня к вам направила Осень
Просила доставить она загадки, подарки
И скоро надеется быть здесь сама!
Ученица.
Корзинку с подарками видим.
А кто же ты сам-то такой?
Поверь, мы тебя не обидим,
Как звать тебя, дорогой?
Шуршик. Ш-шур-ш-шик.
Ученица
Шуршик. Какое странное имя!
Впервые слышу...
Шуршик.
На самой крепкой ветке дуба
Я в тесном желуде сидел,
Пришла пора, и я оттуда
На кучу листьев полетел.
Я по листве осенней мчался,
И каждый листик мне шуршал.
И старый дуб до слез смеялся
И шуршиком меня назвал.
Вот с этих пор, как только Осень
Приходит в парки и леса,
Меня шуршать листвою просит,
Чтоб слышать листьев голоса.
Ученица. Вот теперь понятно, почему тебя так зовут. А ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзинке?
Шуршик.
Конечно!
Там загадки не простые,
Там загадки - как живые!
Отгадаете загадку,
Вмиг увидите отгадку!
Учитель. Что ж, давайте, ребята, посмотрим. (Достает из корзины красный кленовый листок с загадкой.)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Желудь.)
Молодцы, ребята, справились с загадкой! Осень прислала вам целое ведро желудей, и мы сейчас узнаем, кто из вас самый ловкий.
Шуршик.
Желудь на пол положи.
Себя в пляске покажи!
Кончит музыка играть –
Быстро желудь надо взять.
Шуршик достает из корзины детское ведерко, полное желудей, и, проходя вдоль рядов, раздает по одному желудю детям. Дети встают в круг. Шуршик - в центре круга. Проводится игра «Подбери желудь». Звучит плясовая мелодия, под которую дети пляшут. С концом музыки Шуршик пытается взять чей-нибудь желудь. Игра продолжается два-три раза.
Учитель достает из корзины желтый листок с заданием: прочитать стихотворение об осени.
Осень навевает самые различные оттенки настроения. Много стихов написано об этом времени года. Давайте послушаем одно из них.
Выходят дети.
1. Бродит в роще листопад
По кустам и кленам.
Скоро он заглянет в сад
Золотистым звоном.
2. Соберем из листьев веер,
Яркий и красивый.
Побежит по листьям ветер,
Легкий и игривый.
3. И послушно ветру вслед
Листья улетают.
Значит, лета больше нет,
Осень наступает.
4. Журавли на юг летят.
Здравствуй, здравствуй, осень!
Приходи на праздник к нам,
Очень, очень просим.
Все. Осень, осень, в гости просим.
Под музыку «Времена года» входит Осень.
Осень.
Я на праздник к вам пришла
И братьев своих с собой привела.
Входит ребенок в костюме месяца — Сентября.
Сентябрь.
Опустел наш школьный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел?
- А что вы знаете обо мне, ребята?
Октябрь.
Все черней, мрачней лицо природы -
Почернели огороды,
Молкнут птичьи голоса,
Медведь в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
- А стихи об осени вы знаете?
Чтение стихотворения 3. Феодоровской «Осень».
Входит ребенок в костюме месяца - Ноября.
Ноябрь.
Поле черно-беловатым стало,
Падает то дождь, то снег,
И сильней похолодало,
Льдом сковало воды рек,
Мерзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
- Ребята, а какие вы знаете пословицы или поговорки об осени, о месяцах?
Пословицы и поговорки об осени.
Сентябрь - хмурень - дни короткие, тучи плотно кроют небо.
Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Паутина стелется по растениям к теплу.
Октябрь - грязник, листобой, хлебник (полны закрома, убраны все поля).
Если с дуба в октябре лист с березы и дуба опадает не час то - жди (холодной) суровой зимы.
Если листопад пройдет скоро, надо ожидать крутой зимы.
Ноябрь - листогной.
Сырое лето и теплая осень - к долгой зиме.
Много желудей на дубах - к лютой зиме.
Осень. Молодцы, ребята!
Ученик.
Здравствуй, Осень,
Здравствуй, Осень,
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим:
Все. Что в подарок принесла?
Осень. Принесла я вам муки.
Все. Значит, будут пироги!
Осень. Принесла вам гречки.
Все. Каша будет в печке!
Осень. Принесла вам груши.
Все. Мы их впрок насушим!
Осень. А уж яблоки и мед
Все. На варенье и компот.
Осень. Принесла вам меду полную колоду.
Все.
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и меду принесла,
А хорошую погоду
Ты нам, Осень, припасла?
Осень. Дождику вы рады?
Все. Не хотим, не надо.
Осень проходит вокруг детей, немного их обрызгивая.
Учитель. Осень, ты видишь, что ребята у нас такие смелые, что дождик им не помеха. И мы споем тебе об этом песню.
Исполняется песня кота Леопольда «Неприятность эту мы переживем».
1. Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает. (Лук.)
2. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель.)
3. Лето целое старалась:
Одевалась, одевалась,
А как осень подошла,
Все наряды отдала.
Сотню одежонок
Сложили мы в бочонок. (Капуста.)
4. На землей - трава,
Под землей - алая голова. (Свекла.)
5. За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь.)
6. Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.
Осенью пришла беда –
Треснул домик гладкий.
Поскакали кто куда
Круглые ребятки. (Горох.)
7. Красная мышка с белым хвостиком
В норке сидела под зеленым листиком. (Редиска.)
8. Ягодка горька, да не рябина,
Ягодка черна, да не черника,
Ягодка велика, всю в рот не положишь. (Баклажан.)
9. Наши поросятки
Выросли на грядке,
К солнышку бочком,
Хвостики крючком.
Эти поросятки
Играют с нами в прятки. (Огурцы.)
10. Золотая голова
Велика, тяжела.
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка. (Тыква.)
11. Росли на грядке зеленые ветки –
А на них - красные детки. (Помидор.)
12. Круглый бок, желтый бок,
Сидит на грядке колобок.
Врос в землю крепко.
Что же это? (Репка.)
Осень
Урожай у нас хорош,
Уродился густо:
Морковь, картошка и горох,
Белая капуста,
Баклажаны синие,
Красный помидор –
Затевают длинный и серьезный спор.
Инсценировка стихотворения «Спор овощей» Н. Семеновой.
Овощи.
Кто из нас, из овощей,
И вкуснее, и нужней?
Кто при всех болезнях
Будет всех полезней?
Осень. Выскочил горошек, ну и хвастунишка!
Горошек (весело).
Я такой хорошенький
Зелененький мальчишка!
Если только захочу,
Всех горошком угощу!
Осень.
От обиды покраснев,
Свекла проворчала...
Свекла.
Дай сказать хоть слово мне,
Выслушай сначала.
Свеклу надо для борща
И для винегрета.
Кушай сам и угощай –
Лучше свеклы нету!
Капуста (перебивая).
Ты уж, свекла, помолчи!
Из капусты варят щи.
А какие вкусные пироги капустные!
Зайчики-плутишки
Любят кочерыжки.
Угощу ребяток
Кочерыжкой сладкой.
Огурец (задорно).
Очень будете довольны,
Съев огурчик малосольный.
А уж свежий огуречик
Всем понравится, конечно!
Редиска (скромно).
Я - румяная редиска,
Поклонюсь вам низко-низко.
А хвалить себя зачем?
Я и так известна всем!
Морковь (кокетливо).
Про меня рассказ недлинный:
Кто не знает витамины?
Пей всегда морковный сок
И грызи морковку –
Будешь ты тогда, дружок,
Крепким, сильным, ловким.
Осень.
Тут надулся помидор
И промолвил строго...
Помидор.
Не болтай, морковка, вздор,
Помолчи немного.
Самый вкусный и приятный
Уж, конечно, сок томатный.
Все.
Витаминов много в нем,
Мы его охотно пьем!
Осень.
У окна поставьте ящик,
Поливайте только чаще.
И тогда, как верный друг,
К вам придет зеленый ... (лук).
Лук.
Я приправа в каждом блюде
И всегда полезен людям.
Угадали? Я - ваш друг,
Я - простой зеленый лук!
Картошка (скромно).
Я, картошка, так скромна -
Слова не сказала...
Но картошка так нужна
И большим, и малым!
Баклажаны (робко).
Баклажанная икра
Так вкусна, полезна...
Осень. Спор давно кончать пора!
Овощи. Спорить бесполезно!
Слышится стук в дверь. Все овощи замолкают.
Овощи. Кто-то, кажется, стучит...
Входит ребенок в костюме Айболита.
Овощи. Это доктор Айболит!
Айболит.
Ну, конечно, это я!
О чем спорите, друзья?
Овощи.
Кто из нас, из овощей,
Всех вкусней и всех важней?
Кто нам при болезнях
Будет всех полезней?
Айболит (расхаживая).
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо овощи любить.
Все, без исключения,
В этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус,
И решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее,
Кто из вас нужнее!
Овощи. Ребята, а из каких сказок мы пришли? («Чиполлино», «Репка», «Принцесса на горошине», «Мужик и медведь».)
Задание. Перед вами выступали овощи, но вы знаете, что Осень нас одаривает и ягодами, и фруктами. Сейчас будем варить борщ и компот. Для борща нужны будут... А для компота?
Игра. Участвуют по два человека (мальчик и девочка). Из общей корзинки, где лежат овощи и фрукты, дети выбирают то, что нужно им (овощи - для борща, фрукты - для компота).
Учитель. Предлагаю вам ответить на вопрос: «Что я могу сделать для охраны природы».
К нам поступили жалобы обитателей садов, лесов, огородов.
Задание. Капитаны поочередно зачитывают жалобы, а команда должна назвать имя жалобщика и ответить - обоснована жалоба или нет. Побеждает та команда, ответы которой окажутся наиболее вескими.
Жалоба 1.
Ох, и не любят же меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится и глаза, говорят, у меня некрасивые. Считают, что беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы иногда некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать меня надо или любить.
Ответ. Это сова. С 1954 года в России сова находится под охраной закона. Одна сова (серая) за лето убивает тысячи полевок, которые способны уничтожить тонну зерна за лето.
Жалоба 2.
На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором рассказывали столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать?
Ответ. Летучие мыши.
Жалоба 3.
Сама знаю, что не красавица я. Окажусь рядом - и многие шарахаются в сторону, а то еще камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! А польза от меня людям большая.
Ответ. Жаба. Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу - они исчезнут.
Учитель. А сейчас проверим, сможете ли вы узнать друзей по голосу. Победит та команда, представители которой правильно назовут имена тех, чьи голоса сейчас прозвучат.
Запись «Голоса птиц».
Жюри подводит итоги конкурсов и объявляет победителей.
Осень.
Как жалко праздник покидать,
Но ждет нас лес осенний.
Шуршик.
Мы долго будем вспоминать
Чудесный праздник наш осенний.
Ученица.
Нет-нет! Не надо уходить!
За танцы, игры ваши
Хотим вам песню подарить –
Она о школе (дружбе) нашей!
Исполняется песня «Смешной человечек».
Ученица.
Мы верим, на празднике нашем
Вам некогда было скучать.
Гостям на прощание скажем:
«Мы ждем вас зимою опять!»
Учитель подводит итоги.
Автор: Е. Ю. Степанова
Сценарий праздника Осени в начальной школе
Осенний праздник в начальной школе. Сценарий «Капустник»
Внеклассное мероприятие о грибах для детей 2-3 класса
Сценарий фольклорного обрядового праздника для младших школьников
Сценарий осеннего праздника в начальной школе «Осень в лесу»
Нет комментариев. Ваш будет первым!