Сценарий фольклорного обрядового праздника для младших школьников

Осенний фольклорный обрядовый праздник «Зимняя (осенняя) казанская (4 ноября)». Начальная школа

Цель: воспитывать интерес к старинным обычаям; обратить внимание на любовь простых славян к своей природе, родине.

Оборудование: русские народные костюмы, картины с изображением царя Ивана Грозного во время битвы; реквизит: для угла избы, бани, для частушек - гармошка, фонограмма, технические средства.

Действующие лица: скоморохи (двое), девушка, парни, ведущий, чтец.

Звучит народная музыка. Плакат гласит: «Ноябрь — листокос, листогной, бездорожник, лета обидчик, сумерки года, ворота зимы, полузимник, грудень, курятник».

На сцену выбегают с двух сторон два скомороха в русских народных костюмах.

1-й скоморох. В ноябре осень-жируха со злой зимой борется. Ноябрь - сентябрев внук, окгябрев сын.

2-й скоморох. Ноябрь - сумерки года. В ноябре зима с осенью борются.

Чтец. К. Фофанов

Как будто раннею весною,

В дни поздней осени - светло.

Озер прозрачное стекло

Блестит румяной синевою.

Лучи последние свои

Закат в полях роняет косо,

И вдоль промерзлой колеи

Стучат трескучие колеса...

Последний блеск, последний шум

В дыханье осени так внятен,

Холодный воздух так угрюм

И так спокойно ароматен, -

Что сердце в чуткой тишине

Предсмертным снам природы внемлет

И, очарованное, дремлет,

Весну почуяв в полусне...

Ведущий. Четвертое ноября - большой православный праздник Казанской Иконы Пресвятой Богородицы. Этот праздник установлен церковью в благодарность за избавление Москвы от поляков в 1612 году, которое свершилось после всенародной молитвы этой иконе. Но в народном сознании праздник связывался больше со взятием Казани Иваном Грозным в 1552 году. Об этом пели песенники-сказители. Представляю и вам сказку-легенду.

Действующие лица: царица Елена; царь Симеон, Великий князь Иван Васильевич, молодой казак.

Сказитель. Посреди Казанского царства стояли белокаменные палаты, и жили в них царица Елена и царь Симеон. Вот приснился однажды царице страшный сон, будто поднялся из царства Московского сизый орлище, полетел грозной тучей, накрыл Казань.

Царица (рассказывает сон царю). Царь Симеон, приснился мне страшный сон о том, что сизый орел прилетел к нашему Казанскому царству.

Царь (задумчиво). Чует мое сердце, что это не к добру...

Ведущий. А тем временем Великий князь Московский Иван сударь Васильевич с пехотными полками и славными казаками и впрямь поднялся и подошел к Казанскому царству. За пятнадцать верст от белокаменных палат у Булат-реки остановился.

Великий Князь Иван Васильевич (кричит). Сдавайся, царь Симеон!

Царь Симеон (посылает гонца передать князю). Крепки наши стены, глубоки наши рвы, уходи, Иван сударь Васильевич, подобру-поздорову.

Ведущий. И отдал Иван Васильевич приказ сделать подкоп под Булат-рекой до самых белокаменных палат, закатить туда бочки с черным порохом, да поставить к ним свечу белого воска, - как догорит свеча - быть взрыву великому.

Вот сделали казаки подкоп, закатили бочки, свечу поставили, а вторую - такую же - велел Иван Васильевич установить в чистом поле. Та свеча в чистом поле стояла, горела-горела и до конца сгорела, а взрыва-то все нет и нет... Почуял Иван сударь Васильевич казацкую измену, велел изменников казнить. А казаки-то и не знают, что сказать. Один за другого хоронится. И вышел тут один молодой казак.

Молодой казак (почтительно, но смело). Не делали мы тебе измены. Не вели ты нас, казаков, казнить. На ветру свеча горит быстрее, а под землею - медленнее!

Ведущий. Призадумался князь Иван Васильевич, а свеча под землей тем часом догорела, занялись бочки с черным порохом, подняло вверх стены высокие, разбросало белокаменные палаты, засыпало глубокие рвы.

В записи звук взрыва.

Царица Елена (встречает Ивана Васильевича хлебом- солью). Пощади нас! Мы согласны на мир!

Сударь Иван Васильевич (повелительно). Обратить ее в крещеную веру. С Симеона снять царскую корону и подать ее мне! (Надевает на себя корону.)

Ведущий. Не только сказками, легендами красна Казанская, но и песнями. Песнями не простыми, а свадебными. С Покрова начинались свадьбы одна за одной. А Казанская - лучшее время для венчания. Пословица так говорит: «Кто на Казанскую женится, счастлив будет».

1-й скоморох. Казанская - баба-заступница. Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо.

2-й скоморох. Выбирай корову по рогам, а девку по родителям. Добрая жена да жирные щи - другого добра не ищи.

На сцене имитация крестьянской бани. Девушки поют в день девичника.

Девушки.

Ты топись-ко, баненка,

Да разгорися, нова каменка,

Да разгоритесь, сыры дрова,

Да что сыры дрова березовые!

Мы носили серы камешки

Что со трех полев со чистыих.

Мы носили студену воду,

Что со трех ключей кипучих,

Мы ломали шелков веничек,

Что с трех берез кудрявыих,

Чтоб обмыть-то красну красоту,

Что девичью вольну волюшку.

Ведущий. Девушки носили воду в баню. Ее много надо было для купания. У источника-ключа девушки встречались с добрыми молодцами. Здесь парни выбирали себе девушек. Собирался девичник. Тогда девушка с подругами пела:

У ключа было, да у ключика,

У ключа да у студеного,

У ключа да у студеного.

Да тут Ольга воду черпала,

Да тут Ольга воду черпала.

Да свет ведь Кузьмовна-студеную.

Да тут ведь Петр коней поил, -

Да тут она ведь с ним повидалася

Да золотым перстнем сменялася.

Ведущий. Если девушка менялась перстнем с парнем, значит согласна стать его женой. Хотя девушка дает согласие стать женой, но ей жалко и девичьей воли. Она предупреждает родителей о скорой свадьбе, плачет. Отец и мать дают согласие, уговаривают дочь.

Утешал ее батюшка,

Уговаривала матушка:

- Ты не плачь, не плачь, умница,

Ты не плачь, не плачь, разумница.

Мы тебя не в полон даем,

Мы тебя не полонить хотим, -

Мы даем тебя за умного,

Мы даем тебя за разумного,

За Ивана Ивановича.

Можно показать сценкой.

Ведущий. Парень доволен своим выбором. Он за свадебным столом хвалит молодую жену:

- У меня есть молодая жена,

Да молода жена да Ольга-душа.

Что без белил она белешенька,

Да без румян она румянешенька.

Ведущий. Зимняя Казанская - еще один традиционный срок расчетов. К этому времени заканчиваются все строительные работы; землекопы, плотники, каменщики, штукатуры получают расчет и возвращаются домой, в свои деревни. Об этом так пели:

Не фугует мой фуганок,

Не пилит моя пила,

Рассчитай меня, хозяин,

Мне работа не мила.

 

Пришел на осень домой -

Не пускает отец мой:

«Где ты лето пропадал,

Зачем на зиму придрал?»

А я тяте на ответ:

«Там работы теперь нет».

 

Не судите, бабы, нас.

Мы лето жили не у вас,

Мы лето жили в Питере

И много горя видели.

 

Я во Питер собирался –

Думал в барины попасть,

Только в бары не попал,

В лапотках домой придрал.

 

Я во Питере живал,

Москву-город видывал -

Деревенскому житью

Завсегда завидовал.

 

Ну и хитрые хозяева –

Сперва нас берегут,

На последних неделях

Нам покою не дают.

 

На чужой сторонушке

Поклонишься воронушке:

«Здравствуйте, воронушка,

Не с нашей ли сторонушки?»

Ведущий. Хотя по календарю Казанская длится всего сутки, но часто веселье продолжалось дольше - уж больно много для него поводов. Оттого и родились иронические присловья: «Казанская-гулянская», «На Казанскую один день праздник справляли, на другой - опохмел держали, на третий - снова здорово».

Автор: Юлия Александровна Вакуленко

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий праздника Осени в начальной школе

Внеклассное мероприятие о грибах для детей 2-3 класса

Осенние посиделки. Интересный сценарий для начальной школы

Осенний праздник в начальной школе. Сценарий «Капустник»

Сценарий осеннего праздника в начальной школе «Осень в лесу»

Нет комментариев. Ваш будет первым!