Сценарий внеклассного мероприятия, посвящённого народному празднику Покров.
(Звучит музыка)
Ученик 1.
Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать –
В Россию можно только верить!
Ф. Тютчев
(Под музыку входят дети парами и тройками, изображают народное гулянье, рассаживаются по местам)
Учитель.
Здравствуйте, здравствуйте,
Гости дорогие!
Люди свойские, простые,
Заходите, проходите
Чайку свежего откушать,
Сказок наших послушать.
Ученик 2.
Как у нас на Руси
Уж давно повелось,
Чтобы весело всем
И счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто
И никто не скучал,
Сам народ для себя
Шутки, песни слагал.
Ученица 1.
Наши бабушки, дедушки
Нам говорили,
Как плясали они,
Хороводы водили.
Как смеялись, шутили,
Своих деток учили
Петь еще с колыбели.
Ученик 3.
Времена теперь другие,
Как и мысли, и дела.
Далеко ушла Россия
От страны, какой была.
Умный, сильный наш народ
Свою землю бережет.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава нашей стороне!
Учитель. Культурное наследие прошлого народ хранит веками. Давайте откроем этот прекрасный ларец народной мудрости. С искусством народа мы знакомимся с первой услышанной в детстве песни, сказки, потешки. Нет человека, который бы не знал хотя бы несколько пословиц и не помнил напева какой-нибудь русской народной песни.
(Звучит фонограмма русской народной песни - на выбор музыкального руководителя. Выходят дети с хлебом и солью).
Ученик 1.
Есть у повести начало –
Это первая строка.
Начинается с причала
Путь по морю моряка.
Ученица 2.
У кручины есть причина,
У стихов - завязка слов.
Начинается с зачина
Сказка, песня... и любовь.
Ученик 2.
Собрались все вместе коли,
Как там бают: «Чином чин»,
Начинаем с хлеба-соли,
С доброй песни наш зачин.
Ученик 3.
Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские.
Ученица 1.
Жива традиция, жива –
От поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
Ученица 2.
И потому принять изволь,
Тот, кто пришел на посиделки,
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб, и соль!
(Дети низко кланяются и вручают хлеб-соль самому старшему. Хлеб пускают по кругу, и каждый отщипывает кусочек, макает его в солонку и съедает)
Учитель. Низкий поклон вам, люди добрые! Рады видеть вас у себя в гостях! Хлебом-солью вас встречаем, хлебом-солью угощаем, потчуем! Отведайте хлебушка нашего да соли щепоточку!
(Дети начинают беседу, сидя на скамейке)
Ученица 1.
Ha завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
Ученик 1.
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод -
Говорили, песни пели.
Да водили хоровод.
Ученик 2.
Добрым чаем угощались
С медом, явно без конфет,
Как и нынче мы общались,
Без общенья жизни нет!
Ученица 2.
А играли как? В горелки.
Ах, горелки хороши!
Словом, эти посиделки
Были праздником души.
Ученик 3.
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Скучно жить без посиделок,
В тесноте своих квартир.
Ученица 1.
Отдых-это не безделки,
Время игр, новостей,
Начинаем посиделки,
Открываем посиделки
Для друзей и для гостей!
Ученик 1.
Гостей и близких привечаем
Мы ароматным сладким чаем!
Ученица 2.
От всех невзгод, от всех болезней
Российский чай вдвойне полезней!
Ученик 2.
Наш гость, сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!
Ученик 3. Чай пить - приятно жить.
Ученица 1. Выпей чайку - позабудешь тоску.
Ученик 1. С чая лиха не бывает.
Ученик 2. Если чай не пьешь, где силы берешь?
Ученик 3.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Ученик 1.
Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Ученица 2.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
Ученик 1. Гостей и близких привечаем Мы ароматным сладким чаем!
Ученица 2. От всех невзгод, от всех болезней Российский чай вдвойне полезней!
Ученик 2. Наш гость, сегодня не скучай,
Пей от души горячий чай!
Ученик 3. Чай пить - приятно жить.
Ученица 1. Выпей чайку - позабудешь тоску.
Ученик 1. С чая лиха не бывает.
Ученик 2. Если чай не пьешь, где силы берешь?
Ученик 3.
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поет-гудит,
Только с виду он сердит,
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Ученик 1.
Самовар пыхтит, искрится-
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Ученица 2.
Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный.
Он недуги исцеляет
И усталость прогоняет,
Силы новые дает
И друзей за стол зовет.
Ученица 1. Дорогие гости, веселья вам да радости!
Ученик 2. У нас для каждого найдется теплое местечко и приветливое словечко.
Ученица 2. Припасли мы для вас забавушек на всякий вкус, кому сказку, кому правду, кому песенку.
Ученик 3. Удобно ли вам, гости дорогие, всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?
Ученик 1. Давно мы вас поджидаем, праздник без вас не начинаем!
Учитель. А какому празднику мы посвящаем сегодняшние посиделки?
Ученики (хором). Покрову-батюшке!
Учитель. Праздник Покрова Пресвятой Богородицы отмечается в память чудесного явления Богородицы в Константинополе в X веке. В воскресный день, 1 октября, а теперь 14-го, во время всенощного бдения, когда храм был переполнен молящимися, князь Андрей, подняв очи к небу, увидел идущую по воздуху Пресвятую Богородицу, озаренную небесным светом и окруженную ангелами и сонмом святых. Преклонив колена, Пресвятая Дева начала молиться за христиан и долгое время пребывала в молитве, потом, подойдя к Престолу, продолжала свою молитву. Закончив молиться, она сняла со своей головы покрывало и распростерла его над молившимися в храме людьми, защищая их от врагов видимых и невидимых. Пресвятая Владычица сияла Небесной славой, а покров в руках ее блистал сильнее лучей солнечных. И когда ушла она, сделалось и покрывало невидимым, но, взяв его с собой, она оставила людям благодать.
В России праздник в честь Покрова Божьей Матери был установлен в начале XII века князем Андреем Боголюбским. В 1165 г. он построил всемирно известный своими архитектурными достоинствами храм Покрова на Нерли. В Новгороде в VII веке существовал монастырь Покрова Пресвятой Богородицы. В Москве царем Иоанном Грозным был построен собор Покрова Божьей Матери, «что на рву» (известный как храм Василия Блаженного). В старой русской деревне приход Покрова означал завершение всех уборочных работ, начало молодежных посиделок. Говорили, если на праздник Покрова выпал первый снег, то можно загадывать желание. Праздник Покрова считался первым зазимьем: если к этому дню устанавливались первые морозы, проводили пробные поездки на санях. Но если Покров случался теплым, устраивали сбор грибов и спешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находиться допоздна было опасно - баловалась лесная колдунья по имени Шишиха. Над недобрыми людьми она смеялась, а хорошему человеку, наоборот, могла помочь. Но все же люди предпочитали с ней не встречаться.
Ученица 1.
Зиме и осени идти
На оба голоса.
Октябрь не любит на пути
Ни обода, ни полоза.
И непогоду носит
Тяжелых туч сума.
В ней до обеда - осень,
А к вечеру зима.
Ученик 2. Батюшка Покров, покрой нашу избу снежком, а хозяина добром.
(Дети поют на мотив песни «Как на именины испекли мы каравай»)
Как на день Покров
Ткали множество ковров.
Ай-люли-люли-люли,
Ткали множество ковров.
Первый - травяной,
Лета жаркий зной.
Ай-люли-люли-люли,
Лета жаркий зной.
А ковер второй
Из листвы сухой.
Ай-люли-люли-люли,
Из листвы сухой.
А третий ковер - снег,
И он не навек.
Ай-люли-люли-люли,
И он не навек.
Ученица 2. Батюшка Покров, покрой землю снежком, а меня женишком.
Ученица 1.
Уж ты, прялица-кокорица моя,
Да с горя выкину на улицу тебя.
Сама сяду прясть-попрядывать,
На мила дружка поглядывать,
Нитки рвутся, не вижу –
Все на милого гляжу.
(Дети исполняют русскую народную песню «А я по лугу, а я по лугу»)
А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла.
Я с комариком,
С комариком плясала.
Мне комар ножку,
Комар ножку отдавил.
Все суставчики,
Суставчики раздробил.
А я матери,
Я матери кричала:
Ой, подай, матерь,
Подай, матерь, косаря,
Я рубить-казнить,
Рубить-казнить буду комара.
Покатилася,
Покатилась голова За широки ворота.
А я по лугу,
Я по лугу гуляла.
Учитель. Что ж, поете вы хорошо. А коль пойдете в пляс, то пляшите так, чтобы пол трещал, потолок стоял и чтобы стены в горнице закачались.
(Под песню «Ой ты, Порушка-Пораня» все водят хоровод)
Ой ты, Порушка-Пораня,
Ты за что любишь Ивана?
Я за то люблю Ивана,
Что головушка кудрява,
Что головушка кудрява,
А бородушка кучерява,
Кудри вьются от лица,
Люблю Ваню-молодца!
(Выбегают два скомороха)
Скоморох 1.
Под кустом у дорожки
Сидели скоморошки.
Скоморох 2.
Я скоморох Прошка.
Скоморох 1.
А я Федул-скоморошка.
Скоморох 2.
У меня, скомороха Прошки,
Игр да забав полное лукошко.
Скоморох 1.
Собирайся, народ,
Становись в хоровод
Без толчеи, без спешки.
Скоморохи (вместе).
Вас сегодня ожидают
Русские потешки.
Скоморох 2.
Наша утка - крякалка,
А Сережка - якалка:
«Я сумею, я смогу,
Я быстрее пробегу!»
Отдохни немножко,
Якалка Сережка.
(Короткие инсценировки)
Ученица 2. Сынок, сходи за водицей на речку.
Ученик 3. Живот болит.
Ученица 1. Сынок, иди кашу есть.
Ученик 1. Ну что ж, коль мать зовет, надо идти.
Ученик 2. Федул, чего губы надул?
Ученик 3. Кафтан прожег.
Ученик 1. Можно зашить?
Ученик 2. Да иглы нет.
Ученик 3. А велика ли дыра?
Ученик 1. Один ворот остался.
Ученица 2.
Ехала деревня мимо мужика,
Вдруг из-под собаки лают ворота,
Крыши испугались, сели на ворон,
Лошадь подгоняла мужика кнутом.
Лошадь ела кашу, а мужик - овес,
Лошадь села в сани, а мужик повез.
Учитель.
Отдохнуть пришла пора,
И сейчас без подготовки
Начинается игра
«Кто сегодня самый ловкий?».
(Игра «Семь раз отмерь, один раз отрежь». На нитках подвешивают бумажные кульки, в которых лежат веселые сюрпризы: сушки, мочалка, конфеты и др. Играющим завязывают глаза, и они ножницами пытаются срезать предмет)
Скоморох 1.
Жил-был кот-колоброд,
Он развел огород.
Скоморох 2.
Уродился огурец.
Нашим играм не конец.
Учитель. Игра со словами в скороговорках тоже становится источником веселья. В одной фразе нарочно совмещаются звуки, трудные для произношения. Скороговорки всегда учили четко, быстро и правильно говорить, хотя и оставались простой игрой.
Ученик 1.
Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Греку цап.
Ученик 2. От топота копыт пыль по полю летит.
Ученик 3. Проворонила ворона вороненка.
Ученик 4. На дворе трава, на траве дрова,
Не руби дрова на траве двора.
Ученица 1. Ha каждого Егорку есть поговорка.
Учитель.
Любит русский народ озорную шутку
И на все найдет ответ в трудную минутку –
И пословицу сказать, и придумать басню,
И загадку разгадать он великий мастер.
Итак, загадки.
1. Стоит матрешка на одной ножке,
Запутана, закутана. (Капуста)
2. На солнце я похожий
И солнышко люблю.
За солнцем поворачиваю
Я голову свою. (Подсолнух)
3. Кафтан на мне зеленый,
А сердце как кумач,
На вкус как сахар сладок,
На вид похож на мяч. (Арбуз)
4. Если б не было его,
Не сказал бы ничего. (Язык)
5. Конь стальной, а хвост льняной. (Иголка с ниткой)
6. Зубов много, а ничего не ест. (Расческа)
Скоморох 1.
Хохотушки, задиры, болтушки,
Убивающие наповал.
Сколько раз я слыхал вас, частушки,
Сколько раз я вас сам напевал.
Скоморох 2.
В самоцветных припевах - Россия,
Посвист ветра, и удаль, и стать.
Никогда не выходит из моды
Остроумное слово народа.
(Дети поют частушки)
Дети (вместе).
Если б не было воды –
Не было бы кружки
Если б не было бы нас,
Кто бы пел частушки?
Ученик 1.
Сидит ежик на березе –
Белая рубашка.
На головке - сапожок,
На ноге - фуражка.
Ученик 2.
Начинаю я припевку
Первую, начальную,
Я хочу развеселить
Публику печальную.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученица 2.
Не хотела я плясать,
Стояла, стеснялася,
Как гармошка заиграла –
Я не удержалася.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученик 3.
Хлебом-солью вас встречаем,
Самовар на стол несем,
Мы за чаем не скучаем
Говорим о том о сем!
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученик 4.
Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученица 1.
A y нас во дворе
Квакали лягушки,
А я с печки босиком –
Думала, подружки.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученик 1.
На горе стоит телега,
Слезы капают с дуги.
Под горой стоит корова,
Надевает сапоги.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученик 2.
Как на нашем на лугу
Укусил комар блоху.
Сидит дятел на березе,
Умирает со смеху.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученик 3.
Я мальчишка боевой,
Боевым остануся.
Ох и худо тому будет,
Кому я достануся.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученица 2.
Меня милый провожал
Вдоль ближайшего пруда.
Как завидел он лягушек –
Не осталось жениха.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Ученик 4.
Попросила меня мать
Загонять гусака,
А я вышел за ворота –
И давай плясака.
Дети (вместе).
Ишь ты, подишь ты,
А что говоришь ты?
Скоморох 1. Гости дорогие, не хотите ли конфеток покушать да сказочку послушать?
(Скоморохи раздают сладости всем гостям)
Учитель. А теперь небольшой спектакль.
(Инсценировка сказки «Золотое яичко»: старая сказка на новый лад)
Учитель.
Жили-были дед да баба,
Была у них Курочка Ряба.
Снесла курочка яичко,
Не простое - золотое.
Баба. Эй, старик, проснись скорей!
Дед.
Волки, что ли, у дверей?
Ты чего шумишь, старуха?
Баба.
Да смотри, что я нашла:
Наша Курочка Пеструха
Под кустом яйцо снесла.
Дед.
Ну снесла, какое дело!
Что ты, баба, обалдела?
Баба.
Да яйцо-то не простое,
А, гляди-ка, золотое.
Дед.
Золотое, в самом деле?
Мы с тобой разбогатели!
Баба. Погляди, горит как жар!
Дед. Не случился бы пожар.
Баба. Ой, горит, слепит глаза.
Дед. Чудеса!
Баба. Чудеса!
Дед.
Ты в сундук запри его.
(Раздается стук в дверь)
Баба.
Нету дома никого!
Ишь, соседей, как назло,
Ненароком принесло.
Дед.
Ты поди запри засов.
Да спустить бы надо псов.
Баба (возвращаясь).
В среду в город я поеду,
Там базар бывает в среду.
Богатеев много там,
Им яичко и продам.
Раз такое вышло чудо,
Накидают мне рублей.
На пальто себе добуду
Я сибирских соболей.
Вот обновок накуплю я,
Разных юбок сорок штук,
Шаль в цветочках голубую.
До краев набью сундук.
Дед.
Что ты мелешь небылицы?
Ишь, сыскалась молодица –
Наряжаться в разный хлам.
Нет уж, если мы богаты,
Я построю вместо хаты
Трехэтажные палаты
И беседки по углам.
Баба.
Наказанье с глупым мужем!
Что ты, старый, не блажи!
Мы живем других не хуже,
Ни к чему нам этажи.
А за эти за беседки
Засмеют тебя соседки.
Дед. Пусть смеются, мне не жалко.
Баба.
Да уймись ты, не кричи.
Вот упала на пол скалка,
Чугуны гремят в печи.
Ой, не мил мне белый свет!
Дед. Я хозяин или нет?
Баба.
Ой, яичко покатилось,
Покатилось и разбилось,
И скорлупки не осталось,
Все куда-то подевалось.
Дед.
Ну, чего мы затужили?
От чудес одна беда.
Будем жить, как прежде жили,
И работать, как всегда.
Баба.
И шубенку справить можно,
И подправить можно дом.
Дед.
Только то, видать, надежно,
Что дается нам трудом.
Открывай, старуха, дверь.
Что нам прятаться теперь?
Эй, соседки!
Баба.
Эй, сосед!
Забывать друзей не след.
Заходите на часок,
У меня хорош квасок,
И соленья, и варенья.
Дед и Баба (вместе).
Заходите без стесненья!
Учитель. Вот и закончились наши посиделки. Давайте попрощаемся с хозяевами.
Классный час во 2 классе на тему: Осень
Праздник грибов в 3-4 классе. Сценарий
Экологический праздник-сказка. Сценарий 1-2 класс
Татьяна Николаевна Маркелова # 9 октября 2015 в 22:58 0 | ||
|