Цели: познакомить детей с историей возникновения пряника, элементами технологии его приготовления; ввести их в мир философии народной «пряничной» традиции; учить относиться к любому делу с любовью, радением, дарить людям тепло своей души, быть благородным.
Оборудование: народные костюмы (2) для педагогов, кукла в народном костюме, пряничная доска, тесто для формовки пряников (соленое), жестяные формочки, «печатки», мука пшеничная и ржаная, пшеничные и ржаные колосья, зерно, посуда хохломская, керамика, мед в прозрачной посуде, пряники (тульские) для угощения детей;
- клеенка, салфетка хлопчатобумажная, мука, 2 «колобка» из теста для лепки, «печатки» (2), плиточка для получения оттиска, круглые фломастеры (сухие) - «скалочки» (каждому ребенку);
- в лукошке: игрушки «Дед на плечи» (Гжель), барашек (Жбанниково).
1-й учитель (в народном костюме). Здравствуйте, ребята!
Хотите знать, чем я сегодня богата? Только сначала гостям
улыбнитесь, поклонитесь да скорее садитесь.
2-й учитель (появляется в народном костюме).
1-й учитель. Пряники я вчера купила, гостя пригласила...
2-й учитель. Ой, что с нами было!
1-й учитель. Чуть только мы пряники надкусили, смотрим. Ах! Что за чудо превращенье, просто загляденье! Сарафаны-то на нас какие!
2-й учитель. Вот какие! (Демонстрируют свои наряды детям.)
1-й учитель. А кички-то на головах - золотые!
2-й учитель. Ой, золотые! Золотые, непростые, сказочные...
1-й учитель. Подивились мы друг на дружку.
2-й учитель. Ой, подивились!
1-й учитель. Откусили еще по кусочку - да в стародавних временах очутились!
2-й учитель. Ох, очутились!
1-й учитель. А там ... Сказки по воздуху летают!
2-й учитель. Ой, летают!
1-й учитель. А люди их за крылышки хватают...
2-й учитель. Ой, хватают!
1-й учитель. А мы за ними на пряничном коне скакали...
2-й учитель. Ой, скакали!
1-й учитель. Да в лукошко их собирали...
2-й учитель. Ой, собирали!
1-й учитель. Одну из них мы припасли и вам сегодня принесли! Называется эта сказка (вместе) - «Русский пряник». (Достают из лукошка и показывают большой печатный пряник.) 1-й учитель.
Жила-была Малаша - девочка наша.
(Показ куклы.)
Малаша пряники пекла,
Да на базар продавать их несла.
«Ой, пряники медовые,
Мягкие, фунтовые.
Не жуй, не глотай,
Только брови поднимай!
Ой, для малых ребятишек.
Для девчонок и парнишек,
Шалунам, озорникам
И беззубым старикам!
Сами печем, отдаем нипочем
С пылу, с жару, алтын за пару!»
Охотно брали люди Малашины пряники.
Дивились все: «Ай да пряник баской!»
Спрашивали, что за секрет в нем такой.
(Баской, баский - красивый, хороший, ладный.)
Малаша.
В нем солнышко да водичка,
Да медок,
Да ржаная мукичка,
Да любви частичка,
Да доброе пожелание-слово –
Вот и готово!
2-й учитель. Остановился возле Малаши баран с крутым рогом (показ).
- Как так, солнышко в прянике? Не бывает такого!
Ученики пытаются доказать обратное. Им в помощь на
Варианты ответов:
- Колосок солнышком пропитался...
- В зернышках солнышко сохранилось...
- Мед на солнышко похож, пчелки в цветках-солнышках его собрали.
1-й учитель. Вот и выходит, что и вправду солнышко в прянике прячется. Нарисуйте такой пряничек в своих тетрадках.
(Рисунок на доске.)
1-й учитель. Как Малаша свои прянички пекла?
Ученики. Старалась, душу, сердце вкладывала.
1-й учитель. Давайте превратим солнечный лучик в частичку Малашиного сердечка. (На рисунке лучик «превращается» в «сердечко».)
1-й учитель. Но ведь, чтобы пряничек получился, в него не только Малаша свой труд и душу вложила. Старался пахарь, что поле пахал, сеял, колоски растил (еще один лучик «превращается» в «сердечко»), старался бортник, что мед собирал (еще один лучик «превращается» в «сердечко») - каждый вложил частичку своей души в это пряничное творение, потому и оказался пряник чудом.
Запись в тетрадь главной мысли:
■ Любое дело делай с душой.
1-й учитель. Верили люди, что пряник излечивает от тяжелых болезней, волшебной силой обладает... Конечно, пряник волшебный, если он даже говорить умеет, вот взгляните (показ печатного пряника с какой-либо надписью-пожеланием).
Можно дать задание придумать пожелание.
2-й учитель. Малаша наша умела такие пряники делать. Слава о них шла по всей земле. Услышал царь (показ игрушки царя) про Малашины прянички. Вызывает ее к себе в столицу, спрашивает:
Такая ль ты умница, как мастерица?
Дай-ко я тебя спытаю!
Ну-кось, чего я в своем царстве не знаю?
Что, отгадка-то не простая?
Малаша. Да про пряник ты, царь, не знаешь!
Царь. Как не знать? Знаю! Я ж их в день по пуду съедаю!
(Учащимся разъясняется значение слова «пуд».)
Вяземские да тульские печатные,
Тверские белые, мятные, ароматные,
Городецкие горохом и теремные
Да архангельские расписные!
Малаша. А пряниками почему их зовут?
Царь задумывается.
Учащиеся высказывают свои предположения на этот счет. Затем учитель объясняет им значение слова «пряности». Учителя в народных костюмах проносят по рядам по 2 пакетика с пряностями, дети вдыхают их аромат, сравнивают.
ВНИМАНИЕ! Обязателен предварительный контроль на выявление детей, страдающих аллергией, астмой.
Примеры предлагаемых пряностей: гвоздика, ваниль, корица, шафран.
1-й учитель. Так Малаша все царю про пряники и пряности объяснила, рассказала ему даже, что пряники до того, как стали пряности в них добавлять, звали коврижками - «хлебным лакомством на меду» (по В. И. Далю).
Насупился царь.
Малаша (обращаясь к царю). Что ты, царь-батюшка, смотришь на меня, будто пряник печатный? Отпустил бы ты меня лучше поглядеть на дело рук пряничных мастеров, что тебе пряники шлют к царскому столу.
1-й учитель. Царь дал ей три дня сроку да пряничную ладью (показ), да пряничного коня (показ), чтоб, знать, скорее обернулась-то.
2-й учитель. А Малашенька-то к ладье идет да нас с собой зовет.
Малаша. Пойдем, что ли, ребята?
Дети с радостью соглашаются.
Учитель с пряничной ладьей подходит к карте.
2-й учитель. Ты плыви, моя ладья, во заволжские края!
(Учащиеся хором повторяют «волшебные слова».)
Учитель комментирует продвижение ладьи по карте, «останавливаясь» у города Городца.
Тут бы нам не мешало на берег сойти.
В Городце, мои родные,
режут доски вот какие...
(Показ городецкой пряничной доски.)
Педагог спрашивает детей.
Что это за предмет?
Для чего он нужен?
Как им пользоваться?
Учащиеся выдвигают различные версии и, направляемые учителем, выходят на определение пряничной доски. Учитель предлагает детям кусок теста для того, чтобы самые смелые могли продемонстрировать способы пользования пряничной доской. Учитель комментирует действия детей, затем показывает, как получается отпечаток - оттиск с пряничной доски на куске теста (состав теста: мука - 2 ч., соль - 2 ч., вода - 1 ч ).
Затем учащимся предлагается взять из-под салфеточек на столах по одному колобку и на клеенке при помощи плиточек с ребристой поверхностью попробовать получить отпечаток самостоятельно. Для получения дополнительных узоров в качестве «печаток» можно использовать колпачки от фломастеров, дающие оттиски в виде звездочек, кружочков, крестиков.
Учитель спрашивает у детей, какие действия они выполняют.
Ученики. Жмем, печатаем, бьем.
1-й учитель. Потому такие пряники и назвали печатными, битыми коврижками, жемками, жемочками.
Запись в тетради. Пряник печатный.
2-й учитель. Знамениты на весь мир печатные пряники тульские, вяземские, тверские, городецкие (по возможности, показ пряников, фотографий, слайдов.) Имели они самую разную форму - фигуру (на Волге печатные фигурные пряники так и называли - «фигура»), были самого разного размера: с ноготок - самые маленькие и теремные - самые большие. Городецкие мастера царю к свадьбе испекли пряник, который пришлось везти на двух подводах, а толщиной он был девятнадцать сантиметров!
Малаша. Хочу еще поглядеть, как архангельские пряники делают. (Заторопилась Малаша и оседлала пряничного коня.)
1-й учитель. Давайте и мы «оседлаем» своих коней, поскачем вслед за Малашей:
Таратушки, таратушки,
Где же сладкие игрушки?
Таратушки-тарара,
Выйди, коник, со двора!
2-й учитель. Словно птица, летит наш пряничный конь! Пролетает над заснеженными лесами, полями (показ слайдов), все дальше и дальше на север - ко граду Архангельску. Заснеженный город на берегу (слайд), искрится снежок на крышах домов, дым валит из труб - печки топятся, а в печках прянички пекутся.
1-й учитель. Ну-ка, ну-ка, какой дымок ароматнее? Из трубы какого дома? К нему и подойдем поближе (слайд), войдем внутрь (слайд) - вот перед нами и печка:
Стоит дедушка - весь белый,
Зимой все его обнимают,
А летом про него забывают...
А в другом углу что? (Показ слайда.) Стол, а на столе - посуда, посмотрите, какая (слайд) - глиняная да деревянная (как у меня на столе), хлебушек ржаной лежит (пряники ведь тоже из ржаной муки пекли), а вот и то, ради чего мы такое путешествие совершили, - пряники (слайд). Посмотрите, отличаются ли они от печатных-то Городецких?
Учащиеся описывают увиденное, строят предположения о способах украшения пряников.
Учитель предлагает детям вынуть из-под салфеточки на стол второй колобок теста и попробовать своими руками сделать подобный пряничек. Учитель просит детей комментировать совершаемые действия.
2-й учитель. Что мы делаем, дети?
Ученики. Раскатываем лепешку, вырезаем формочкой фигурку.
2-й учитель. Так пряники эти называть и будем - вырезанные или вырубленные, по-старинному - вырубные.
Запись в тетради: вырубной пряник (рисунок).
2-й учитель. У таких пряников были и другие имена: колядки, коровки, козульки, рогушки. Колядки - потому что пекли их на праздник, который Колядой называется.
Коляда - праздник зимнего солнышка. В декабре день начинал прибавляться, и люди думали, что это народилось солнышко молодое, и назвали его Колядою. Люди хотели радостью, праздником помочь молодому солнышку силенок набраться. Только в толк не возьму, зачем пряники в виде животных пекли?
Учащиеся выдвигают свои версии, учитель помогает им прийти к мысли о жертве солнцу через жертву печному огню.
Возможные ответы детей:
- Огонь пряники ест.
- Дым кверху поднимается - кормит солнышко.
- Огонь печи - частичка солнца.
- Может быть, раньше настоящих животных в жертву приносили?
1-й учитель. Пока мы разговаривали, Малаша в другой дом отправилась, поглядеть, какие еще северные пряники- козули бывают. Вот она уже и навстречу нам идет. А в ладошках что несет?
Показ северных козулек.
1-й учитель. Эти козульки делали несладкими, размером - махонькие. Причем чем меньше, тем сложнее козулю изготовить. Остался у нас кусочек теста. Как раз на козулю. Скатаем его в комочек... А комочек-то получился волшебный - в нем сидит маленький олень, в старину его иногда неправильно называли лесным козлом, козюлей, отсюда и название пряника. Поможем ему выбраться из комочка - одну ножку вытянем, вторую. Выправим рожки. Сушить поставим. Рассказывают на Севере, что весной солнышко приходит (возвращается - там ведь полярная ночь) на землю в виде оленя с золотыми рогами. Что мы сейчас делали?
Ученики. Лепили.
1-й учитель. Значит, пряник такой назовем... лепным.
Запись в тетради: лепной пряник (рисунок).
1-й учитель. А теперь не мешает нам вспомнить известную детскую потешку. Помогайте, ребятишки!
- Кисонька-мурысонька, где была?
- На мельнице.
- Что делала?
- Муку молола.
- Что из муки пекла?
- Прянички.
- С кем ела прянички?
- Одна.
- Не ешь одна! Не ешь одна!
1-й учитель. Как вы думаете, почему?
Ученики. Делиться надо. Пряники дарить можно.
1-й учитель. Вот это очень важно. Пряники предназначались для дарения. Их дарили на родины и крестины, на свадьбе молодым и родителям, в знак уважения и даже на память. Ведь правильно приготовленный пряник может храниться и год, и два...
Мы уже говорили о пряниках с пожеланиями, но вот пряники в форме рогатых животных не имеют надписей, а то же пожелание в себе содержат - пожелание плодородия (потому что рога считались нашими предками символом плодородия).
На праздник Коляду (зимние святки) наряжали кого-нибудь рогатой козой (надевали на ребенка маску), водили по дворам и пели при этом. (Играем с детьми - разминка.)
Мы не сами идем, мы козу с собой ведем.
Где коза ходит - там жито родит,
Где коза ногой - там жито - копной,
Где коза рогом - там жито - стогом!
Жито - хлеб - жизнь. Много хлеба - нет голода, люди сильны, здоровы, счастливы.
Вот что означало пожелание плодородия. Желали всем, от всей души. Верили, как пожелается, так и сбудется. Верили, если будет хорошо всему роду, то и каждый в отдельности будет здоров и счастлив.
Запись в тетради главных мыслей:
Трудись с любовью, дари радость, желай добро!
2-й учитель. Научилась многому Малаша в дальней стране. И отправилась домой на пряничном коне.
Царь. Выходи за меня, Малаша!
Будешь царицей нашей!
2-й учитель.
Не захотела Малаша стать царицей,
Осталась пряничницей-мастерицей.
Нашел царь на место царицы
Другую красу-девицу.
Про царя с царицей люди забыли,
А про пряничницу Малашу сказку сложили.
Кто живет трудом, тот в почете большом.
Очень важно помнить о мастерах - людях, которые душу в дело вкладывают, для людей стараются. Учитесь быть благодарными. Кушайте прянички и благодарите всех, кто для вас потрудился! (На красивом подносе другой учитель выносит пряники.)
1-й учитель. Это вам, ребятки, от Малаши-пряничницы нашей на память об уроке, на котором вы узнали, как делают пряники, какие они бывают... А на прощание вот вам к пряничкам загадка Малашина:
Не книга он, а его печатают,
Бьют его, а он от этого все краше становится,
Не лекарь он, а лечит,
Языка нет, а говорить может,
С рогами, а не бодает.
Не знает топора, а его вырубают.
Зреет дольше, чем поспевает,
Не ледяной, а во рту тает.
С ним играют, а после съедают.
Он не только сладость,
Но и в доме радость! Что это?
Отвечаем вместе: ПРЯНИК!
Малаша и учителя прощаются с детьми, благодарят их за внимание и старание, раздают пряники и желают всем приятного аппетита.
Внеклассное мероприятие 1, 2, 3, 4 класс по теме Профессии
Внеклассное мероприятие по математике в начальной школе
Конкурсная программа для младших школьников
Нет комментариев. Ваш будет первым!