Конспект урока чтения в начальной школе
Составила: Шмерега Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - начальная общеобразовательная школа №29 г. Тула
Цель: закрепить знания детей о буквах и звуках, умения давать характеристику звукам языка, деления слов на слоги, развитие умения составлять слова и предложения заданной структуры, совершенствование фонематического слуха детей; воспитание любви к родному языку.
Ход урока.
1. Мотивационный этап
Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять, интересное узнать.
На вас надеюсь я, друзья,
Мы – хороший, дружный класс.
Всё получится у нас.
2. Актуализация знаний
А) Посмотрите на слайд. Подумайте, что можно сказать?
К, ступенька, азбука, мудрости.
- Определите жанр данного произведения.
- Объясните смысл данной пословицы.
- Слово «азбука» образовано от названий двух букв старославянской азбуки: АЗ и Буки.
Старославянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий.
Б) Отгадайте загадку: 33 родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся!
- О чём эта загадка? Как догадались, что это буквы?
- Послушайте следующую загадку:
Буквы – значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
А называется всё - АЛФАВИТ.
-Из какого языка пришло к нам слово «АЛФАВИТ»?
-Расскажите алфавит.
3. Включение в систему знаний и повторение.
Блиц – опрос.
- Сколько букв в алфавите?
- Какие группы букв можно выделить?
- Сколько гласных букв?
- Сколько согласных букв?
- Зачем нам нужны буквы?
- Какие группы звуков мы выделяем? (Гласные и согласные)
- Какие гласные звуки называются ударными? Безударными?
- Какие группы согласных звуков можно выделить? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
- Назовите всегда твёрдые согласные звуки, всегда мягкие согласные звуки, непарные звонкие, непарные глухие, парные по звонкости – глухости.
4. Игра «Слушай внимательно»
Я читаю вам слова, вы выделяете первые звуки. Обозначаете их буквами и читаете получившееся слово.
1 вариант – крот, ночь, иволга, грач, астра.
2 вариант – бабушка, умница, кран, волк, арка.
- Какие слова получились? ( КНИГА, БУКВА).
-Чем похожи эти слова?
5. Физминутка.
Если я называю слово, которое начинается с гласной – то поднимайте руки вверх, а если с согласной – приседайте.
Утюг, стол, школа, ослик, жук, ириски, апельсин, мост, доска, август, каникулы.
6. Игра «Шифровальщик».
Составление схемы слов: Азбука, алфавит.
7. Игра «Чуткий слух»
- Какими звуками отличаются слова: Мел – мил, кон – конь, кран – краб, малина – машина.
8. Игра «Буква заблудилась»
Неизвестно, как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей – то дом
И хозяйничает в нём.
Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
Тает снег. Течёт ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.
Писем мы не написали: тучку целый день искали.
9. Игра «Составь самое длинное слово» из букв К, О, Л, У, М, А, Н.
10. Литературная викторина.
- У отца был мальчик странный,
Необычный, деревянный.
Он имел предлинный нос.
Что за сказка? Вот вопрос. (Буратино)
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кем же были эти
Маленькие дети? (Козлята)
- Убежали от грязнули
Чашки, ложки и кастрюли.
Ищет их она, зовёт
И в дороге слёзы льёт. (Федора)
- В Простоквашино живёт,
Всё хозяйство там ведёт.
Адрес точный я не знаю,
Но фамилия – морская. (кот Матроскин)
- Да, ребята, в этой книжке
Малыши живут, малышки,
И живёт один чудак.
Всё он делает не так.
Неумейкой он слывёт.
Кто его нам назовёт? (Незнайка)
11. Ну что ж, друзья, проститься нужно нам с Азбукой своею дружно.
Взамен для сердца и ума нам книга новая дана.
Учебником чтения называется она.
12. Рефлексия деятельности.
У кого не было затруднений? Дорисуйте лицо человечка и объясните, какое у него настроение, почему?
Литература:
1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина. - М.: Просвещение. 1991. - 368 с.
2. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. - М.: Просвещение, 1992. - 256 с.
Рекомендуем посмотреть:
Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс
Внеклассное мероприятие в 1 классе «До свидания, Азбука!»
Внеклассное мероприятие в 1 классе. Сказочное королевство
Прощание с азбукой в 1 классе. Сценарий