Конспект урока чтения по теме «Прощание с Азбукой»

Конспект урока чтения в начальной школе

Составила: Шмерега Светлана Вячеславовна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - начальная общеобразовательная школа №29  г. Тула

Цель: закрепить знания детей о буквах и звуках, умения давать характеристику звукам языка, деления слов на слоги, развитие умения составлять слова и предложения заданной структуры, совершенствование фонематического слуха детей; воспитание любви к родному языку.

Ход урока.

1. Мотивационный этап

Начинается урок, он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять, интересное узнать.

На вас надеюсь я, друзья,

Мы – хороший, дружный класс.

Всё получится у нас.

2. Актуализация знаний

А) Посмотрите на слайд. Подумайте, что можно сказать?

К, ступенька, азбука, мудрости.

- Определите жанр данного произведения.

- Объясните смысл данной пословицы.

- Слово «азбука» образовано от названий двух букв старославянской азбуки: АЗ и Буки.

Старославянскую азбуку создали братья Кирилл и Мефодий.

Б) Отгадайте загадку: 33 родных сестрицы,

Писаных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

- О чём эта загадка? Как догадались, что это буквы?

- Послушайте следующую загадку:

Буквы – значки, как бойцы на парад,

В чётком порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит.

А называется всё  - АЛФАВИТ.

-Из какого языка пришло к нам слово «АЛФАВИТ»?

-Расскажите алфавит.

3.  Включение в систему знаний и повторение.

Блиц – опрос.

- Сколько букв в алфавите?

- Какие группы букв можно выделить?

- Сколько гласных букв?

- Сколько согласных букв?

- Зачем нам нужны буквы?

- Какие группы звуков мы выделяем? (Гласные и согласные)

- Какие гласные звуки называются ударными? Безударными?

- Какие группы согласных звуков можно выделить? (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)

- Назовите всегда твёрдые согласные звуки, всегда мягкие согласные звуки, непарные звонкие, непарные глухие, парные по звонкости – глухости.

4. Игра «Слушай внимательно»

Я читаю вам слова, вы выделяете первые звуки. Обозначаете их буквами и читаете получившееся слово.

1 вариант – крот, ночь, иволга, грач, астра.

2 вариант – бабушка, умница, кран, волк, арка.

- Какие слова получились? ( КНИГА, БУКВА).

-Чем похожи эти слова?

5. Физминутка.

Если я называю слово, которое начинается с гласной – то поднимайте руки вверх, а если  с согласной – приседайте.

Утюг, стол, школа, ослик, жук, ириски, апельсин, мост, доска, август, каникулы.

6.  Игра «Шифровальщик».

Составление схемы слов: Азбука, алфавит.

7. Игра «Чуткий слух»

- Какими звуками отличаются слова:    Мел – мил, кон – конь, кран – краб, малина – машина.

8. Игра «Буква заблудилась»

Неизвестно, как случилось,

Только буква заблудилась.

Заскочила в чей – то дом

И хозяйничает в нём.

Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»

Тает снег.  Течёт ручей. На ветвях полно врачей.

На виду у детворы крысу красят маляры.

Мама с бочками пошла по дороге вдоль села.

Писем мы не написали: тучку целый день искали.

9. Игра «Составь самое длинное слово» из букв К, О, Л, У, М, А, Н.

10. Литературная викторина.

- У отца был мальчик странный,

 Необычный, деревянный.

Он имел предлинный нос.

Что за сказка? Вот вопрос.   (Буратино)

 

- Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом.

Кем же были эти

Маленькие дети?   (Козлята)

 

- Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт.  (Федора)

      

- В Простоквашино живёт,

Всё хозяйство там ведёт.

Адрес точный я не знаю,

Но фамилия – морская.    (кот Матроскин)

 

- Да, ребята, в этой книжке

Малыши живут, малышки,

И живёт один чудак.

Всё он делает не так.

Неумейкой он слывёт.

Кто его нам назовёт?    (Незнайка)

11. Ну что ж, друзья, проститься нужно нам с Азбукой своею дружно.

Взамен для сердца и ума нам книга новая дана.

Учебником  чтения называется она.

12. Рефлексия деятельности.

У кого не было затруднений?  Дорисуйте лицо человечка и объясните, какое у него настроение, почему?

Литература:

1. Занимательное азбуковедение: Кн. для учителя / Сост. В.В.Волина.  -  М.: Просвещение. 1991. - 368 с.

2. Литература и фантазия: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Сост. Л. Е. Стрельцова. -  М.: Просвещение, 1992. -  256 с.

Рекомендуем посмотреть:

Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Внеклассное мероприятие в 1 классе «До свидания, Азбука!»

Внеклассное мероприятие в 1 классе. Сказочное королевство

Прощание с азбукой в 1 классе. Сценарий

Елена Валерьевна Пластинина # 22 февраля 2014 в 10:38 0
Спасибо за конспект! Сценарий направлен на обобщение полученных знаний и на демонстрацию умений перед зрителями. Качественно подобраны задания. В ходе мероприятия дети не только поразвлекаются, но и закрепят изученное. Обязательно используем Ваш труд! Спасибо!
Валентина Ивановна Киреева # 27 марта 2014 в 21:09 0
Спасибо за конспект урока. Интересный, занимательный. Все задания соответствуют цели и задачам урока. Взяла  материал и для своего урока. Спасибо! Творческих успехов!
Фаина Фиргатовна Ишкинина # 17 сентября 2014 в 23:11 0
Доброго времени суток! Где задачи занятия? Очень понравились игры, методически правильно и актуально их применять в конспектах "Прощание с азбукой". Спасибо!
Олеся Владимировна Маслова # 19 января 2016 в 22:18 0
Хорошее внеклассное мероприятие, которым можно и воспользоваться.
Расима Марваджановна Сайфутдинова # 26 марта 2016 в 21:11 0
Преподаю в 1 классе. Недавно "Простились" с букварём. Читала и сравнивала со своим мероприятием. Понравились задания на закрепление пройденных букв алфавита.
Надежда Александровна Коновалова # 6 октября 2017 в 20:33 0
Обязательно используем Ваш труд! Спасибо!