Автор-составитель: Федотова Валентина Николаевна, учитель классных МОУ «Застолбская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области
Краткое описание работы и актуальность: Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка» разработана для учащихся начальной школы 3 года обучения. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа кружка «Почемучка» составлена с учётом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.
Цель программы – ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.
В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:
- изучение интересов и возможностей каждого ребенка;
- развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;
- создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников; формирование умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.
Ожидаемые результаты:
- приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе;
- развитие ценностных отношений к родному отечеству, родной природе;
- приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.
Тематическое планирование и содержание деятельности.
Программа рассчитана на 68 часов: проведение занятий 2 раза в неделю.
Содержание занятий
Введение (2 ч). Беседа. Что будем изучать в этом году. Поведение в группе. Умение слушать друг друга. Находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.
Твоя Вселенная (22 ч).
Звездное небо над тобой
Красота и величие звездного неба. Звездное небо в произведениях поэтов и писателей, ученых и философов. Много ли на нашем небе ярких звезд, можно ли их увидеть сразу все вместе. Понятие о созвездиях. Наскальные изображения созвездий. Как найти Полярную звезду – самую яркую звезду Малой Медведицы. Летний осенний треугольник, образованный звездами Вега, Денеб и Альтаир. Созвездие Ориона – главное украшение нашего зимнего неба. Зимний треугольник, образованный звездами Сириус, Бетельгейзе и Процион. Понятие о зодиакальных созвездиях. Зодиакальное созвездие весеннего неба с яркой звездой Регул. Мифы и легенды о звездах. Размеры звезд по сравнению с нашим Солнцем. Самые большие и самые маленькие звезды. Самые горячие и самые холодные звезды. Все ли звезды мы видим? Могут ли звезды влиять на людей и на погоду.
Обсуждение «почемучкиных» вопросов:
1) Почему днем не видно звезд?
2) Почему в лунные вечера на небе мало звезд?
3) Почему темно, когда на небе много звезд, хотя каждая звезда - далекое Солнце?
4) Почему звезды разного цвета?
5) Почему звезды мерцают?
6) Почему нам кажется, что звезды одинаково удалены от нас, хотя они на разных расстояниях?
7) Почему на нашем вечернем летнем небе никогда не появляется Орион, а на зимнем – Лев?
8) Почему расстояние до звезд измеряют не в километрах, а в световых годах?
9) Почему на звездах никто не живет?
10) Почему невооруженным глазом невозможно различить отдельные звезды Млечного Пути?
Дидактические игры.
Создание банка вопросов Что? Где? Когда? Как?
Наблюдения и практические работы: ознакомление с наиболее заметными сезонными созвездиями; ориентировка по Полярной звезде.
Моделирование звездного неба.
Экскурсия в планетарий.
История Олимпийского движения (16 ч).
Мифы и легенды Древней Греции. Возрождение Олимпийского движения. Символика Олимпиад. Награды Олимпиад. Долгий путь священного олимпийского огня. Олимпийские сооружения. Виды состязаний Олимпиады 2014 года. Участие наших земляков на Олимпиаде.
Беседы.
Демонстрация презентаций.
Малые школьные Олимпийские игры.
Животные твоего края (28 ч).
Копытные животные Тверской области (лось, косуля). Местообитание. Особенности питания. Размножение.
Хищные звери нашего края (медведь, волк, куница, лисица, рысь). Местообитание. Особенности питания. Размножение.
Насекомоядные животные (еж, крот, землеройка). Местообитание. Особенности питания. Размножение.
Грызуны (заяц, белка, бобр, ондатра, нутрия, крысы, мыши-полевки). Местообитание. Особенности питания. Размножение.
Примерные темы бесед и дискуссий:
- Лось – лесной великан.
- Медведь – сумеречное животное.
- Почему медведя называют шатуном?
- Рысь – дикая кошка.
- Волк – санитар леса.
- Как лиса мышкует?
- Где спит еж?
- Бобр – самый крупный грызун нашего края.
- Белкины враги.
Экскурсия в краеведческий музей Тверской области. Экскурсия в лес, на поле.
Наблюдения за жизнью животных.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010
3. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)
4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)
Рекомендуем посмотреть:
Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс
Проектная внеурочная деятельность в начальной школе
Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс
Конспект урока чтения по теме «Прощание с Азбукой»
Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир