Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка», 3 класс

Автор-составитель: Федотова Валентина Николаевна, учитель классных МОУ «Застолбская средняя общеобразовательная школа» Рамешковского района Тверской области

Краткое описание работы и актуальность: Программа внеурочной деятельности познавательной направленности кружка «Почемучка» разработана для учащихся начальной школы 3 года обучения. Существует тесная связь между знаниями и познавательным интересом. С одной стороны, благодаря познавательному интересу ребёнок лучше усваивает знания, с другой – познавательные интересы развиваются преимущественно на основе знаний. Программа кружка «Почемучка» составлена с учётом интересов учащихся, мнений родителей и запросов общества в целом, так как позволяет удовлетворять разнообразные познавательные интересы учащихся.

Цель программы – ознакомление младших школьников с загадочным окружающим миром, формирование навыков наблюдения, анализа, формулировки выводов, пробуждение интереса к знаниям наукой.

В процессе реализации данной программы предполагается решение следующих задач:

- изучение интересов и возможностей каждого ребенка;

- развитие мотивации младших школьников к участию в научно-познавательной деятельности;

- создание условий, необходимых для осуществления научно-познавательной деятельности школьников; формирование умений наблюдать за явлениями природы, самостоятельно ставить задачи и находить пути решения. Делать выводы.

Ожидаемые результаты:

- приобретение школьниками знаний о нормах отношения к природе и объектам окружающего мира; о способах самостоятельного поиска информации в справочной литературе;

- развитие ценностных отношений к родному отечеству, родной природе;

- приобретение опыта природосберегающей и природоохранной деятельности, опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми.

Тематическое планирование и содержание деятельности.

Программа рассчитана на 68 часов: проведение занятий 2 раза в неделю.

Содержание занятий

Введение (2 ч). Беседа. Что будем изучать в этом году. Поведение в группе. Умение слушать друг друга. Находчивость и чувство юмора как компоненты успешной игры.

Твоя Вселенная (22 ч).

Звездное небо над тобой

Красота и величие звездного неба. Звездное небо в произведениях поэтов и писателей, ученых и философов. Много ли на нашем небе ярких звезд, можно ли их увидеть сразу все вместе. Понятие о созвездиях. Наскальные изображения созвездий. Как найти Полярную звезду – самую яркую звезду Малой Медведицы. Летний осенний треугольник, образованный звездами Вега, Денеб и Альтаир. Созвездие Ориона – главное украшение нашего зимнего неба. Зимний треугольник, образованный звездами Сириус, Бетельгейзе и Процион. Понятие о зодиакальных созвездиях. Зодиакальное созвездие весеннего неба с яркой звездой Регул. Мифы и легенды о звездах. Размеры звезд по сравнению с нашим Солнцем. Самые большие и самые маленькие звезды. Самые горячие и самые холодные звезды. Все ли звезды мы видим? Могут ли звезды влиять на людей и на погоду.

Обсуждение «почемучкиных» вопросов:

1)    Почему днем не видно звезд?

2)    Почему в лунные вечера на небе мало звезд?

3)    Почему темно, когда на небе много звезд, хотя каждая звезда - далекое Солнце?

4)    Почему звезды разного цвета?

5)    Почему звезды мерцают?

6)    Почему нам кажется, что звезды одинаково удалены от нас, хотя они на разных расстояниях?

7)    Почему на нашем вечернем летнем небе никогда не появляется Орион, а на зимнем – Лев?

8)    Почему расстояние до звезд измеряют не в километрах, а в световых годах?

9)    Почему на звездах никто не живет?

10)  Почему невооруженным глазом невозможно различить отдельные звезды Млечного Пути?

Дидактические игры.

Создание банка вопросов Что? Где? Когда? Как?

Наблюдения и практические работы: ознакомление с наиболее заметными сезонными созвездиями; ориентировка по Полярной звезде.

Моделирование звездного неба.

Экскурсия в планетарий.

История Олимпийского движения (16 ч).

Мифы и легенды Древней Греции. Возрождение Олимпийского движения. Символика Олимпиад. Награды Олимпиад. Долгий путь священного олимпийского огня. Олимпийские сооружения. Виды состязаний Олимпиады 2014 года. Участие наших земляков на Олимпиаде.

Беседы.

Демонстрация презентаций.

Малые школьные Олимпийские игры.

Животные твоего края (28 ч).

Копытные животные Тверской области (лось, косуля). Местообитание. Особенности питания. Размножение.

Хищные звери нашего края (медведь, волк, куница, лисица, рысь). Местообитание. Особенности питания. Размножение.

Насекомоядные животные (еж, крот, землеройка). Местообитание. Особенности питания. Размножение.

Грызуны (заяц, белка, бобр, ондатра, нутрия, крысы, мыши-полевки). Местообитание. Особенности питания. Размножение.

Примерные темы бесед и дискуссий:

- Лось – лесной великан.

- Медведь – сумеречное животное.

- Почему медведя называют шатуном?

- Рысь – дикая кошка.

- Волк – санитар леса.

- Как лиса мышкует?

- Где спит еж?

- Бобр – самый крупный грызун нашего края.

- Белкины враги.

Экскурсия в краеведческий музей Тверской области. Экскурсия в лес, на поле.

Наблюдения за жизнью животных.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/Министерство образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2010

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России. – М.: Просвещение, 2010

3. Внеурочная деятельность школьника. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)

4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителя/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – Москва. Просвещение, 2011 (стандарты второго поколения)

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока чтения по теме «Прощание с Азбукой»

Проекты в начальной школе, 3-4 класс. Окружающий мир

Проектная внеурочная деятельность в начальной школе

Проекты в начальной школе по математике, 3-4 класс

Этапы работы над проектом в начальной школе, 3-4 класс

Светлана Николаевна Лексина # 5 января 2014 в 20:03 +1
Как раз подбираю материал для знакомства с окружающим миром. Ведь на следующий год планирую что-то подобное в своем классе. Материал как нельзя кстати. Мне понравлось. Есть чем воспользовться. Спасибо!
Наталья Владимировна Тарасова # 16 февраля 2014 в 14:45 +1
Данная программа помогает педагогу во внеклассной работе развивать познавательный интерес у учащихся, уметь проводить исследования, вести проектную работу с младшими школьниками. Возьму себе на заметку Вашу программу. Спасибо за предоставленный материал.
Анастасия # 2 августа 2014 в 15:19 +1
Здравствуйте, Валентина Николаевна! Структура и содержание программы составлены грамотно. Детям младшего школьного возраста будет интересно получать знания таким образом! Желаю дальнейших успехов!
Юлия Михайловна Шныпко # 23 августа 2014 в 18:21 0
Очень актуальная программа. Тема хорошая. Мы часто слышим этот вопрос от детей. Может стоит добавить УУД и тогда цены программе не будет. Спасибо за вашу работу.
Татьяна Васильевна Кононенко # 11 декабря 2014 в 00:30 0
Спасибо за интересную программу. Тематика разнообразная и полезная. Актуальность обоснована.Много разнообразных видов деятельности.Вот такие емкие программы надо писать,а не раздувать "из мухи слона".
Татьяна Евгеньевна Сухарева # 30 декабря 2014 в 13:59 0
Добрый день Валентина Николаевна. Познакомилась с вашей программой кружка очень актуально и разнообразно. Есть возможность для корректировки входе работы, дети порой сами могут найти вопрос для обсуждения. На мой взгляд стоит добавить УУД и расширить список используемой литературы.
Мария Алексеевна Лаврентьева # 13 апреля 2015 в 18:35 0
По новым стандартам предусмотрена внеурочная деятельность. В первом классе у меня тоже был кружок "Почемучка", познавательная направленность которого сочеталась с проектной деятельностью учащихся. На занятиях кружка мои ученики узнавали что -то новое, расширяли свой кругозор, а также выполняли проектные задания, доступные первоклассникам. одним из таких проектов при изучении темы "Математические символы" стало создание альбома "Моё любимое число".
Расима Марваджановна Сайфутдинова # 26 марта 2016 в 21:16 0
Такие программы по внеурочной деятельности очень помогают преподавателям прививать любовь к предмету через занимательный материал и выявлять детей, которым интересны те или иные вопросы и работать с ними в дальнейшем.