Цели: расширить представления учащихся о творчестве Ф. И. Тютчева; работать над совершенствованием навыка чтения: выразительностью; над художественными средствами языка: сравнением, олицетворением.
Оборудование: грамзапись, портреты поэтов-классиков, нарисованные образы Зимы и Весны, таблицы со словами-действиями, карточки А. Степанищева, экран телевизора.
I. Организационный момент.
II. «Жужжащее» чтение (5 мин).
III. Проверка домашнего задания. Работа по группам.
1-я группа. Чтение наизусть «Ласточки пропали» (выбрать лучшего чтеца).
2-я группа. Выбирает лучшие рисунки, иллюстрирующие последовательность действий в стихотворении.
3-я группа. Конкурс чтецов.
IV. Работа с таблицами А. Степанищева.
Работа с этими таблицами проводится следующим образом: на уроке во время игровой паузы дети считывают таблицу, удерживая взгляд в ее центральном квадрате. На это отводится 90 с. Скорость считывания у всех разная - от 2 до 6 знаков. Со временем она увеличивается в среднем на 3—4 знака. Работа с одной таблицей ведется до тех пор, пока ребенок не выучится считывать в таблице все знаки.
Есть еще один тип упражнения для развития периферического зрения. Двигаясь взглядом только по центральной вертикальной линии сверху вниз, надо назвать буквы, размещенные на боковых линиях (см. табл. 2).
Таблицы Степанищева
Таблица 1а
Ш |
К |
X |
Ч |
Б |
Ц |
О |
А |
Ж |
X |
3 |
У |
Ф |
Р |
Д |
Ф |
П |
И |
Н |
Л |
М |
Г |
В |
С |
Е |
Таблица 1б
де |
ил |
пу |
та |
ма |
ач |
ил |
та |
ап |
пу |
яч |
см |
ти |
ба |
ва |
фо |
ва |
пр |
ол |
дт |
ук |
ке |
ро |
лд |
от |
Таблица 1в
НЕТ |
НАЛ |
ТИК |
ЛУЧ |
ШЕИ |
ЧАЯ |
ЯЫЧ |
ЧВШ |
САМ |
МПИ |
ПИР |
ИРТ |
ОТР |
ТОБ |
БОЛ |
ФЦО |
ВУФ |
ВКА |
ПЕА |
РЕП |
ЯЦИ |
СУЧ |
МКЯ |
СЕИ |
ТШБ |
Таблица 1г
А |
33 |
И |
90 |
Д |
22 |
4 |
Я |
7 |
1 |
Л |
10 |
У |
Е |
18 |
24 |
ю |
2 |
О |
К |
9 |
3 |
М |
23 |
В |
Таблица 2
Для развития периферического зрения
X |
П |
О |
М |
Я |
Ч |
С |
М |
И |
Т |
Ь |
Б |
Ф |
Ы |
В |
А |
П |
Р |
V. Подготовка к изучению нового материала.
- О каком времени года говорилось в стихотворении «Ласточки пропали».
- Посмотрите, как вы смогли его проиллюстрировать (выставка рисунков).
1. Беседа о Ф. И. Тютчеве.
На доске выставка портретов А. Фета, А. К. Толстого, Ф. И. Тютчева.
- Кто из поэтов вам знаком?
- Какие стихи этих поэтов знаете?
Сегодня познакомимся с творчеством Ф. И. Тютчева и узнаем, как он описывает в своих стихах времена года.
2. Знакомство с биографией Ф. И. Тютчева. Выступления учащихся.
3. Подготовка к восприятию стихотворения «Зима недаром злится».
- В природе весной нередко случается, что перед потеплением вдруг сойдет снег, а вскоре становится настолько тепло, что природа оживает. Как будто Весна и Зима борются, кто кого? Об этом рассказывается в стихотворении замечательного русского поэта Ф. Тютчева, который удивительно ярко нарисовал такие перемены погоды весной, борьбу Весны с Зимою.
VI. Изучение нового материала.
1. Прослушивание фонограммы «Зима недаром злится».
- Увидели ли вы в своем воображении картину борьбы Весны и Зимы?
2. Чтение по четверостишьям.
1-2-е четверостишия. Почему Зима злится? Как вы себе представляете, что Весна «стучится и гонит» Зиму?
3- е четверостишие. Сразу ли ушла Зима, увидев Весну? Что она делала? Прочтите. Как вела себя Весна?
4-5-е четверостишия. Как вы представляете себе эти картины?
3. Повторное чтение.
1) Словарная работа.
Злится - сердится.
Засуетилась - забеспокоилась.
Подняли трезвон - весело поют.
Взбесилась - злится.
Наперекор - назло.
- Найдите пары, похожие по значению.
2) Индивидуальные задания (могут быть использованы задания из дидактического материала по чтению. 2 кл.).
Разбор индивидуальных заданий.
Обратите внимание, что поэт изображает Весну и Зиму как живые существа. Он использует прием «олицетворение».
3) Творческая работа (в группах).
- Какой представляете Весну? (Вопрос для девочек.)
- Какой представляете Зиму? (Вопрос для мальчиков.)
После прослушивания рассмотреть иллюстрации «Весна,
Зима», сопоставить и дополнить.
- А теперь найдем слова-действия, подходящие для Весны и Зимы:
Весна Зима
стучится злится
гонит хлопочет
хохочет ворчит
шумит взбесилась
умылась пустила
стала румяней
(На каждом столе карточки с этими словами. Дети, работая в парах, распределяют их.)
- Как Тютчев отзывается о Зиме, Весне?
- С кем сравнивает и почему?
(Использует прием сравнения - выставить карточку.)
4. Работа над выразительностью.
- Каким тоном будем читать строки о Зиме? Почему?
- Как станете читать о Весне? Почему?
- А в целом, как будем читать стихотворение? (Бодро, весело, грустно, радостно.)
5. Повторное чтение учителем.
Расстановка пауз, логических ударений.
6.Чтение учащимися.
Чтение стихотворения в парах, хором.
Слово Зиме - читает одна группа учащихся.
Слово Весне - читает другая группа учащихся.
- На чьей стороне симпатии поэта?
- А ваши?
VII. Итог урока.
- Над каким произведением работали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание.
Выучить стихотворение наизусть, подобрать пословицы (по рядам) о зиме и весне.
Игра по литературному чтению, 2 класс
Урок литературного чтения, 2 класс. Пермяк «Две пословицы»
Конспект урока. Есенин «Пороша», 2 класс. Планета знаний
Урок литературного чтения во 2 классе. Есенин «Береза»
Носов «Заплатка». Конспект урока, 2 класс. Начальная школа 21 века
Нет комментариев. Ваш будет первым!