Цели: познакомить учащихся с творчеством Е. Чарушина; развивать навыки выразительного, безошибочного чтения; учить делить текст на смысловые части и озаглавливать их; прививать любовь к природе, приучать бережно относиться к ней.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание текста по его заглавию, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, воспринимать на слух прочитанное; определять последовательность событий, составлять план, пересказывать подробно по плану; сравнивать художественный и научно-познавательный тексты.
Оборудование: портрет и книги Е. Чарушина; карточки (текст для речевой разминки, задания).
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Что ж ты, еж, такой колючий?
— Это я на всякий случай.
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
Б. Заходер
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с сердитой интонацией (еще: весело, с удивлением, сожалением).
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
Пересказ текста «Ребята и утята» от имени ребят.
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы познакомимся с автором, который тоже писал о животных, очень бережно относился к ним. Продолжим учиться делить текст на смысловые части и озаглавливать их.
— Прочитайте название рассказа. Как вы думаете, о чем он?
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о Е. Чарушине
Материал для учителя
Евгений Иванович Чарушин (1901—1965) — замечательный художник и писатель. Он родился на Урале, в семье архитектора. Отец много разъезжал, нередко брал с собой сынишку, и первые уроки наблюдательности были получены в этих путешествиях по лесному краю. Детство Е. Чарушина прошло в обстановке, благоприятной для развития творческих способностей. Ему замечательно удавались портреты — и живописные, и словесные. После окончания Ленинградской академии художеств Е. Чарушин сблизился с кружком писателей при библиотеке детской литературы, а вскоре получил предложение иллюстрировать книги В. Бианки. Ему принадлежат замечательные рисунки к книгам М. Пришвина, С. Маршака, Д. Мамина-Сибиряка.
В 1930 г. вышел его первый рассказ. Уже ранние произведения определили место Евгения Ивановича в детской литературе: блестящий рассказчик-анималист (т. е. художник, изображающий животных). Юмор, доброта, нежность всегда присутствуют в его изображениях зверей.
Е. Чарушин говорил: «Посмотрел картинки? Прочел эту книжку? Узнал, как звери и птицы учат своих детей добывать еду, себя спасать? А ты человек — хозяин всей природы, тебе все знать нужно».
С детства природа обогащала Е. Чарушина впечатлениями, которые он, став художником и писателем, облекал в точные и яркие образы. С равным мастерством владел он словом, карандашом и кистью.
(Рассказ читают учитель и учащиеся.)
3. Словарная работа
Сени — в деревенских избах и в старину в городских домах помещение между жилой частью дома и крыльцом.
Чулан — помещение в доме, служащее кладовой; клеть или часть сеней в крестьянской избе.
Клеть — кладовая при избе или в отдельной постройке.
4. Обсуждение рассказа
— Понравился вам рассказ?
— Почему он так называется?
VI. Физкультминутка
(Исходное положение: стоя, вытянув руки вперед, ладонями вниз. После первой строки дети начинают свободно встряхивать кистями рук. Продолжая встряхивания, поворачивают ладони вверх, потом снова вниз.)
Дождь
Приплыли тучи дождевые:
— Лей, дождь, лей!
Дождинки пляшут, как живые:
— Пей, рожь, пей!
И рожь, склонясь к земле зеленой,
Пьет, пьет, пьет.
А теплый дождь неугомонный
Льет, льет, льет.
VII. Закрепление изученного
1. Работа с текстом
— Как вы думаете, прочитанное произведение — сказка или рассказ?
— Прочитайте, с чего начинается рассказ. Почему мальчики были дома одни?
— Что напугало детей? Найдите эти строки.
— Как Шура и Петя уговаривали себя не бояться? Прочитайте их диалог.
— Как вел себя ежик, когда искали его?
2. Выразительное чтение
— Прочитайте рассказ так, чтобы слушателям было интересно.
— Какие мысли вы хотите передать? Каким тоном будете читать?
— Изменится ли интонация в конце рассказа?
3. Составление рассказов
— Работайте в паре. Вспомните случаи, когда вы вели себя так же, как эти мальчики. Задайте друг другу вопросы.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал..
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— Какой рассказ мы читали на уроке?
— Кто его автор?
— Чему учит нас рассказ?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о еже. Это может быть история из вашей жизни, а может быть кем-то рассказанная. Если таких историй нет, то читаете рассказы о ежах.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Если ежик не пьет молоко,
Значит, где-то в лесу далеко,
Под кустами, в гнезде из листочков,
Есть у ежика сын или дочка.
Значит, надо ежика взять
И в лес отнести опять.
Ю. Щербаков
— Прочитайте стихотворение медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте с интонацией раздражения (еще: весело, с удивлением, сожалением, восхищением).
— Прочитайте выразительно.
III. Проверка домашнего задания
— Какие рассказы о ежах вы подготовили?
IV. Постановка целей урока
Сегодня мы продолжим работать с рассказом Е. Чарушина. Будем учиться делить его на части, составлять план.
V. Работа по теме урока
Деление текста на части
(Работа в группах или парах.)
— Вы видите, что в тексте есть подчеркнутые слова. С их помощью составьте план рассказа, запишите его в рабочую тетрадь. Добавьте пункты, если это необходимо. Разделите текст на части.
(Дети выполняют задание. Затем - проверка выполненной работы.)
— Какой план у вас получился?
— Кто добавил пункты? Почему?
VI. Физкультминутка
Гуси серые летели,
На лужайку тихо сел и,
Посидели, погалдели,
Потом потихоньку встали,
Быстро-быстро побежали.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Пересказ текста
— По составленному плану перескажите текст («Страшный рассказ»).
2. Сравнение текстов
— А сейчас будем сравнивать два текста — художественный и научный. Откройте учебники на с. 155. Прочитайте задание 7. (Дети читают задание.)
— Прочитайте текст самостоятельно, приготовьтесь читать его всем. (Дети читают и сравнивают.)
— Что нового вы узнали о ежах из этого текста?
— Чем похожи и чем различаются рассказ Е. Чарушина и текст из энциклопедии? (Ответы детей.)
— Прочитайте вывод в желтой рамочке на с. 154. Сравните его с нашим выводом.
3. Работа в тетради
— Отгадайте загадку. Отгадку нарисуйте в рабочей тетради.
Добродушен, домовит, Весь иголками покрыт. Слышен топот шустрых ножек. Это наш приятель... (ежик). (Дети рисуют ежика.)
VIII. Рефлексия
— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
IX. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке?
— Чему вы учились?
— Для чего нужно оберегать диких животных? Почему надо любить и беречь природу?
Чарушин на этот вопрос ответил так: «Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя большой Родиной».
Домашнее задание
1. Понаблюдать за жизнью своих питомцев. Описать их повадки, привычки. (Это будет познавательный текст.)
2. Придумать сказку или рассказ о своем любимце: что выделить особенного в его характере, какие чувства передать (задание 10 на с. 155).
Автор: Кутявина С. В.
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения во 2 классе. Д. Хармс «Что это было?»
Конспект урока литературного чтения, 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Зима
Урок литературного чтения во 2 классе. Ю. Владимиров «Чудаки»
Нет комментариев. Ваш будет первым!