Конкурсы

Брейн-ринг по литературному чтению, 3 класс

Игра «Брейн-ринг». Урок-праздник. Литературное чтение в 3 классе

Цели: учить работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке), пользоваться тематическим каталогом, с его помощью находить нужную книгу.

Планируемые результаты: предметные: размышлять над текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте, обобщать изученное, строить рассуждения; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: проявлять самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.

Оборудование: выставка книг, карточки с заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

Правила игры

1. Участвуют 5 команд по 4—5 человек. На команды делятся при помощи жребия (или по желанию).

2. Чемпионом становится команда, выигравшая три игры подряд.

3. Игра идет до 5 очков. За правильный ответ присуждается одно очко.

4. На обдумывание ответа отводится одна минута. Если команда готова отвечать, капитан поднимает руку.

5. При неправильном ответе первой команды вторая команда в оставшееся время имеет право продолжить обсуждение и дать ответ.

II. Работа по теме урока

Игра первая

1. Органы человеческого тела, содержащие самую богатую и самую бедную водой ткань, русский народ связал, не подозревая об этом факте, в одну поговорку. Нам она известна из басни Крылова «Лисица и Виноград».

— Что это за пословица? (Видит око, да зуб неймет.)

2. Кто напечатал для детей первую в нашей стране азбуку- букварь? Когда это было? (Русский первопечатник Иван Федоров в 1574 г. выпустил во Львове первую славянскую «Азбуку».)

3. Профессия Синдбада. (Мореход.)

4. Отгадайте загадку.

Летит кучка поросят,

Кто ни тронет — завизжат. (Пчелы.)

5. Какое литературное произведение дало жизнь такому крылатому выражению «А король-то голый!»? Что оно означает? (Так говорят, когда люди выдают за очевидное то, чего нет на самом деле. Г.Х. Андерсен «Новое платье короля».)

6. Послушайте фрагмент стихотворения А. Блока. Найдите рифму.

Старый дедушка сел у стола,

Наклонился и дует на блюдце,

Вон и бабушка с печки сползла,

И кругом ребятишки... (смеются). («Снег да снег».)

7. Кто из героев басни И. Крылова это сказал?

«Не стыдно ль, — говорит, — средь бела дня

Попался!

Не провели бы так меня:

За это я ручаюсь смело». (Голубь. «Чиж и Голубь».)

8. Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)

9. Хитрющий слуга маркиза Карабаса. (Кот.)

10. Слезинка с неба. (Капля.)

Игра вторая

1. В. Даль приводит такую поговорку: «С твоим умом только в горохе сидеть». А что делать в горохе с таким умом? (Служить пугалом.)

2. И Мазай, и Пихто. (Дед.)

3. Некрасов, Толстой, Пушкин. Что общего между этими людьми? (Писатели.)

4. Из какого металла был сделан андерсоновский стойкий солдатик? (Из олова.)

5. Кто автор слов: «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой»? (А.С. Пушкин.)

6. Итальянский Буратино. (Пиноккио.)

7. Наши предки-славяне — жители Древней Руси писали на самом дешевом, самом доступном материале. Что это за материал? (Береста — березовая кора.)

8. Какое литературное произведение дало жизнь крылатому выражению «Мартышкин труд»? Что оно означает? (Бесполезные усилия, напрасные старания, ненужная работа. И. Крылов «Обезьяна».)

9. Кто автор этих строчек: «Жил-был доктор. Он был добрый»? Как называется произведение? (К. Чуковский. «Доктор Айболит».)

10. Отгадайте загадку.

Лежит под плетнем

И кружит хвостом,

Ничего не болит,

А все стонет. (Свинья.)

Игра третья

1. Он не потеет, и поэтому возникают проблемы с перегревом тела: вот тут-то его и выручают огромные уши. (Слон.)

2. Птица-кашевар из детского стишка. (Сорока.)

3. Как называется русская народная сказка о том, что вежливость и доброту никакой холод заморозить не сможет? («Морозко».)

4. От кого звонил слон Корнею Чуковскому? (От верблюда.)

5. Из какого произведения взяты строчки: «И к нам вошел какой-то дяденька. Я как на него взглянул, так сразу понял, что в Кремль я не пойду. На голове у этого дяденьки была шляпа. А на шляпе наша каша»? (В. Драгунский «Тайное становится явным».)

6. Найдите рифму к фрагменту стихотворения А. Блока.

И уж так-то ворона довольна,

Что весна, и дышать ей... (привольно). («Ворона»)

7. Кто из героев басен И. Крылова сказал это?

Ты все пела? Это дело:

Так пойди же, попляши! (Муравей. «Стрекоза и Муравей».)

8. Вспомните сказки А. Пушкина и назовите трех царей. (Дадон из «Сказки о золотом петушке»; Салтан из «Сказки о царе Салтане...»; Кощей из поэмы «Руслан и Людмила».)

Игра четвертая

1. Русская поговорка объявила эти огородные растения родными братьями, да и ботаника их к одному семейству относит. (Лук и чеснок — родные братья.)

2. Как звали героя книги А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», который сочинял стихи? (Пьеро.)

3. «Черный ящик».

— Внимание! Загадка! Что в «черном ящике»? (Молоток и гвоздь.)

Толстый тонкого побьет — тонкий что-нибудь пробьет.

4. Какими словами начинается «Сказка о царе Салтане...» А.С. Пушкина? (Три девицы под окном/ Пряли поздно вечерком.)

5. Лакомство, полюбившееся старику Хоттабычу. (Мороженое.)

6. Какое литературное произведение дало жизнь крылатому выражению «калиф на час»? Что оно означает? (Человек, пришедший к власти случайно и на короткий срок. Арабская сказка из цикла «Сказок тысячи и одной ночи».)

7. Какое слово надо поставить вместо многоточия?

Рассказ Д.Н. Мамина-Сибиряка «Серая...» (Шейка.)

8. Подберите рифму к стихотворению А. Блока.

Красное солнце!

Глянь-ка в... (оконце). («Веселимся, кружимся...».)

9. Кто из героев басен И. Крылова это сказал?

...Мы, верно, уж поладим,

Коль рядом сядем. (Осел. «Квартет».)

Игра пятая

1. К какому занятию приравнивает русская поговорка преждевременный дележ еще не полученного добра? (Делить шкуру неубитого медведя.)

2. Какие слова изнуряли Винни-Пуха? (Длинные.)

3. Скорлупа грецкого ореха. Назовите сказку и автора, в которой встречается этот предмет. («Дюймовочка». Г.Х. Андерсен.)

4. «Черный ящик». Как звали доктора из книги Н. Носова «Незнайка на Луне»? (Шприц.)

5. Доскажите словечко.

Он всегда живет всех выше:

У него есть дом на крыше.

Если ляжешь быстро спать.

Ты с ним сможешь поболтать.

Прилетит к тебе в твой сон

Живой веселый... (Карлсон).

6. Что использовали для письма в Древнем Египте? (Папирус - похожее на камыш болотное растение.)

7. Кого испугался персонаж стихотворения?

Испугался бесенок и к деду

Пошел рассказывать про такую победу.

Черти стали в кружок,

Делать нечего — собрали полный оброк... (Балду.

А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде».)

8. Кто из героев басен И. Крылова это сказал?

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь. (Соловей. «Квартет».)

9. Вспомните сказки А.С. Пушкина, вставьте нужное слово.

Дядька... (Черномор. «Сказка о царе Салтане...».)

Царевна (Лебедь. «Сказка о царе Салтане...».)

III. Подведение итогов урока

Задания на лето

Читать произведения фольклора и русской классики, рассказы о животных, о детях и для детей и т. д., составить перечень прочитанных на каникулах книг.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Нет комментариев. Ваш будет первым!