Конкурсы

Конспект урока литературного чтения, 3 класс. Толстой «Колокольчики мои...»

Урок литературного чтения в 3 классе. А. Толстой «Колокольчики мои...» Авторское отношение к изображаемому

Цели: познакомить с произведением А. Толстого «Колокольчики мои...»; формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание; формировать умение сравнивать прозаический и поэтический тексты; учить создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять настроение лирического текста А. Толстого, сравнивать прозаический и поэтический тексты, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: выставка книг по теме урока, аудиозапись стихотворения А. Толстого, иллюстрации по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте загадку. Отгадайте ее.

То фиолетовый, то голубой,

Он на опушке встречался с тобой.

Названье ему очень звонкое дали,

Но только звенеть он сумеет едва ли. (Колокольчик.)

— Понравилось вам стихотворение-загадка?

— Прочитайте медленно (начав читать медленно, постепенно ускоряйте темп; начав читать быстро, постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Актуализация знаний

— Как вы отгадали загадку? Что помогло?

— Что вы можете сказать о слове колокольчик? (Оно многозначное.)

— Докажите, что в загадке идет речь о цветке колокольчике. (Он на опушке встречался с тобой.)

— Откройте учебник на с. 149. Рассмотрите рисунки. Какие цветы изображены? (Колокольчики.)

— Расскажите, что вы знаете о колокольчиках.

— Прочитайте тему урока. Определите его задачи.

— О чем будет стихотворение?

IV. Работа по теме урока

— Прочитаем стихотворение на с. 149 и проверим наши предположения.

— Понравилось вам стихотворение?

— Какие чувства оно у вас вызвало?

— Обратили ли вы внимание на то, что стихотворение написано в форме диалога? Найдите в тексте строки, которые это подтверждают.

— Поэт относится к цветам, как к живым существам, которые все понимают и чувствуют. Какие строки вас убеждают в этом? (Что глядите на меня, темно-голубые, средь некошеной травы головой качая, не кляните вы меня, темно-голубые.)

— Сожалеет ли поэт о том, что цветы гибнут? (Да, очень.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Приготовьтесь читать стихотворение выразительно.

 (Учащиеся читают текст самостоятельно. Затем стихотворение читает учитель.)

— Известно ли вам, что у этого стихотворения есть продолжение? Послушайте его.

Он ученым ездоком

Не воспитан в холе,

Он с буранами знаком,

Вырос в чистом поле;

И не блещет, как огонь.

Твой чепрак узорный,

Конь мой, конь, славянский конь,

Дикий, непокорный!

 

Есть нам, конь, с тобой простор!

Мир забывши тесный,

Мы летим во весь опор

К цели неизвестной.

Чем окончится наш бег?

Радостью ль? кручиной?

Знать не может человек —

Знает бог единый!

 

Упаду ль на солончак

Умирать от зною?

Или злой киргиз-кайсак,

С бритой головою,

Молча свой натянет лук,

Лежа под травою,

И меня догонит вдруг

Медною стрелою?

 

Иль влетим мы в светлый град

Со кремлем престольным?

Чудно улицы гудят

Гулом колокольным,

И на площади народ,

В шумном ожиданье,

Видит: с запада идет

Светлое посланье.

 

В кунтушах и в чекменях,

С чубами, с усами,

Гости едут на конях,

Машут булавами,

Подбочась, за строем строй

Чинно выступает,

Рукава их за спиной

Ветер раздувает.

 

И хозяин на крыльцо

Вышел величавый;

Его светлое лицо

Блешет новой славой;

Всех его исполнил вид

И любви и страха,

На челе его горит

Шапка Мономаха.

 

«Хлеб да соль! И в добрый час! —

Говорит державный. —

Долго, дети, ждал я вас

В город православный!»

И они ему в ответ:

«Наша кровь едина,

И в тебе мы с давних лет

Чаем господина!»

 

Громче звон колоколов,

Гусли раздаются,

Гости сели вкруг столов,

Мед и брага льются,

Шум летит на дальний юг

К турке и к венгерцу —

И ковшей славянских звук

Немцам не по сердцу!

 

Гой вы, цветики мои,

Цветики степные!

Что глядите на меня,

Темно-голубые?

И о чем грустите вы

В день веселый мая,

Средь некошеной травы

Головой качая?

— Эти слова положены на музыку П. Булахова. Послушаем этот романс.

(Учащиеся слушают аудиозапись романса.)

— Ваши впечатления от услышанного?

VII. Проверка домашнего задания

— Прочитайте отрывок из текста М. Пришвина, который вы выучили.

— Что вы узнали об одуванчиках? Расскажите. (Примерный ответ. В переводе с венгерского «одуванчик» дословно означает «трава, из которой дети плетут венки». Одуванчик — лекарственное растение. Помогают человеку цветки, листья, корни, из которых делают настои, мази, отвары. Листья одуванчика можно солить на зиму, как капусту, а весной салат из листьев очень полезен, в нем много витаминов. Ну а о варенье можно вообще не говорить, какое оно вкусное!)

VIII. Рефлексия

— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.

IX. Подведение итогов урока

— Перечитайте стихотворение. Какую картину вы видите?

— Подумайте, что могли бы ответить колокольчики автору. Создайте текст от лица колокольчиков.

Домашнее задание

Выучить стихотворение А. Толстого.

Материал для учителя

Алексей Константинович Толстой (1817—1875) — русский писатель, родился в Санкт-Петербурге. Он был сыном графа К.П. Толстого и А.А. Перовской, дочери Алексея Алексеевича Перовского — детского писателя, известного под псевдонимом Антоний Погорельский. Алексей Константинович состоял в родстве со Львом Николаевичем Толстым, который доводился ему троюродным братом.

Сразу после рождения Алексея родители мальчика расстались. Его детские годы прошли в имениях матери и дяди в Черниговской губернии. Воспитанием мальчика занималась мать, она приглашала для сына русских учителей и иностранных гувернеров (воспитателей). Читать Алеша научился очень рано, полюбил стихи и начал сочинять сам. «С шестилетнего возраста я начал марать бумагу — настолько поразили мое воображение некоторые произведения наших лучших поэтов», — вспоминал он, став взрослым.

В 1826 г. мать и дядя перевезли мальчика в Санкт-Петербург, где он был избран в число товарищей для игр наследника престола, будущего императора Александра II (впоследствии между ними сохранялись самые теплые отношения). С 1826 г. Перовский регулярно вывозил племянника за границу для ознакомления с тамошними достопримечательностями, однажды представил его самому И.В. Гете. Дядя Алексея до своей смерти в 1836 г. оставался главным советчиком в литературных опытах юного Толстого, показывал их В.А. Жуковскому и А.С. Пушкину, с которыми состоял в приятельских отношениях, и есть свидетельства, что эти опыты заслужили их одобрение. Все свое довольно значительное состояние Перовский завещал племяннику.

В 1834 г. Алексей Толстой был зачислен «студентом» в Московский архив Министерства иностранных дел, в 1835 г. выдержал экзамен начин при Московском университете. В 1837—1840 гг. он числился при русской дипломатической миссии во Франкфурте-на-Майне, но очень скоро после назначения выхлопотал отпуск и время проводил отчасти в России, отчасти в новых заграничных путешествиях. Вернувшись в Санкт-Петербург, с 1840 г. Толстой числился при II отделении императорской канцелярии. В 1843 г. он получил придворный чин камер-юнкера, в 1851 г. - церемониймейстера (5-й класс).

В годы Крымской войны Толстой пошел в армию, но заболел тифом и участия в боевых действиях не принимал. В 1856 г., в день коронации Александра II, был назначен флигель-адъютантом; вскоре, из-за нежелания оставаться в военной службе, был поставлен егермейстером (начальником егерей царской охоты). Однако карьера придворного и политического деятеля была ему не по душе. Преодолевая сопротивление людей, пекущихся о его будущности и искренне желающих ему добра (в том числе самого императора), он в 1859 г. добился бессрочного отпуска, а в 1861 г. — полной отставки. Эта житейская коллизия нашла отражение в поэме «Иоанн Дамаскин» (1859). После отставки Алексей Толстой проживал преимущественно в имениях Пустынька на берегу реки Тосны под Санкт-Петербургом и Красный Рог в Черниговской губернии, занимаясь почти исключительно словесностью.

Так литература стала главным делом Алексея Константиновича Толстого. Всенародной любовью пользуются его стихотворения «Колокольчики мои...», «Ты знаешь край, где все обильем дышит...», «Вот уж снег последний в поле тает...»; историческая баллада «Василий Шибанов», стихотворные переложения былин «Илья Муромец», «Алеша Попович»; знаменитый исторический роман из времен Ивана Грозного «Князь Серебряный» и, конечно же, прославленная драматическая трилогия, включающая исторические трагедии «Смерть Иоанна Грозного», «Царь Федор Иоаннович» и «Царь Борис». В этой области драматургии А.К. Толстому принадлежит одно из первых мест, и уступает он только А.С. Пушкину.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»

Нет комментариев. Ваш будет первым!