Цели: учить читать лирические и художественные произведения, определять слова, создающие настроение, работать с книгой (находить нужную книгу, прогнозировать произведение по обложке), пользоваться тематическим каталогом.
Планируемые результаты: предметные: размышлять над лирическим текстом, определять настроение, главную мысль и последовательность событий в тексте, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге, проводить анализ книги по обложке, сравнение разных книг, классификацию их; личностные: на основе фактов составлять собственный текст.
Оборудование: выставка книг и портрет Г. Юдина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение самостоятельно.
О так! нет выше ничего
Предназначения Поэта;
Святая правда — долг его;
Предмет — полезным быть для света,
Служитель избранный Творца,
Не должен быть ничем он связан;
Святой, высокий сан Певца
Он делом оправдать обязан.
К. Рылеев
— Понравилось вам стихотворение?
— Какие строчки показались наиболее интересными?
— Прочитайте с ускорением (с замедлением; начиная шепотом, постепенно увеличивая силу голоса; начиная громко, постепенно уменьшая силу голоса; грустно; сердито; весело; выразительно).
III. Работа по теме урока
Краткий обзор биографии и творчества автора
— Прочитайте на с. 154 учебника имя автора, произведение которого будем читать на уроке. (Г. Юдин.)
— Что вы знаете об авторе?
Георгий Николаевич Юдин — художник кино и иллюстратор детских книг — родился в 1943 г. в Туркмении. А для тех, кто любит читать, он еще и автор сказочных историй про трогательного поросенка из пластилина Пашу, про «Главное чудо света» — человека («Птица Сирин и всадник на белом коне»), про древнерусского художника Егория, умеющего строить дома, расписывать стены, лепить из глины игрушки, про богатыря Илью Муромца, жившего на Руси в XII в., и множества замечательных былин, рассказывающих про Русь христианскую.
О событии своего детства, наложившем отпечаток на всю его дальнейшую жизнь, художник рассказывает так: «В 1948 г. в Туркмении случилось страшное ашхабадское землетрясение, когда погибли 130 тыс. человек, в том числе мой отец и сестра. И только благодаря маме, которая меня, пятилетнего мальчика, закрыла собой, я словно бы родился второй Враз». Вероятно, случившееся и помогло Георгию Николаевичу особенно четко осознать исключительную ценность семьи и детей.
По окончании железнодорожного техникума и службы в армии, где, собственно, он и начал рисовать, будущий художник учился в Полиграфическом институте. Потом работал в кино над широко известными фильмами «Красные дипкурьеры» и «Капитан Немо».
«Я был просто детским художником, когда у меня родились две дочки, Аня и Даша, и началась мука под названием: “Папа, почитай сказку!” С тоской думал я о незаконченных иллюстрациях к моей любимой сказке “Черная курица” А. Погорельского. Вот тогда-то я и написал свою первую книгу “Букваренок”, по которой дети могут сами научиться читать.
Взрослели мои дети, взрослели и темы книг, которые я писал и рисовал. Теперь мне хотелось сочинять не только сказки и стихи, как, например, “Зеленый поросенок” или “Усатый сюрприз”, но книги, которые Наполняли бы душу ребенка духовным светом веры, рассказывали бы ему о таинственном, невидимом Боге, создавшем весь мир, об Ангеле-хранителе, оберегающем людей от несчастий, о чудесах великих святых, об их помощи людям».
Разносторонняя деятельность Георгия Юдина отмечена многими почетными званиями и наградами. Он — заслуженный художник России.
IV. Физкультминутка
V. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над произведением Г. Юдина «Поэты»
— Как вы думаете, о чем может говориться в этом произведении?
(Чтение произведения учителем.)
— Понравилось вам произведение? Чем?
— К какому жанру мы можем его отнести? (К жанру сказки, так как герои — мышонок и медвежонок.)
— Почему произведение так называется?
— Действительно ли герои были поэтами? Подтвердите текстом.
— Какой пословицей заканчивается этот текст? Согласны ли вы с ней?
(Выразительное чтение произведения.)
2. Мастерская писателя
— Откройте «Творческие тетради» на с. 59. Начнем выполнять творческое задание.
(Ученики работают по заданиям тетради.)
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Какое произведение мы изучали на уроке?
— Как вы думаете, почему в учебнике есть материал, который посвящён вопросам самостоятельного создания текстов?
Домашнее задание
Закончить работу в «Творческой тетради». Найти в домашней библиотеке книги о природе. Сделать на одну из них каталожную карточку.
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Нет комментариев. Ваш будет первым!