Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Даль «Девочка Снегурочка»

Урок литературного чтения в 3 классе. В. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: формировать понятие литературная сказка; учить сравнивать литературную и народную сказку; познакомить с авторской сказкой В. Даля «Девочка Снегурочка»; учить работать с повествовательным текстом: определять тему, основную мысль, основное содержание произведения, давать характеристику героев сказки, находить жанровые особенности сказки, работать с книгой (прогнозировать содержание произведения по обложке, находить книгу по тематическому и алфавитному каталогу), работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание раздела, читать вслух с постепенным переходом на чтений про себя, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять литературоведческие понятия (литературная сказка, герой, структура сказки), находить книгу в библиотеке с помощью тематического или авторского каталога; личностные: осмыслять понятия системы нравственных ценностей: добро побеждает зло, идеалы, которые воспевает литературная сказка.

Оборудование: мультимедиапроектор, мультипликационный фильм «Снегурочка», выставка книг по теме урока.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно (с ускорением; грустно; весело).

Чтобы сказки не обидеть —

Надо их почаще видеть.

Их читать и рисовать,

Их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться,

А научат веселиться,

Быть добрее и скромнее,

Терпеливее, мудрее,

Пети, Саши, Тани,

Леши, Кати, Вани

И другие ребятишки,

Кто читать умеет книжки,

Сказки чаще доставайте,

Ежедневно их читайте.

- Прочитайте выразительно.

— О чем это стихотворение?

III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока

— Почему в стихотворении предлагается чаще читать сказки?

— Какой раздел мы начали изучать? («Литературная сказка».)

— Прочитайте загадку.

Она в серебро

С жемчугами одета —

Волшебная внучка

Волшебного деда.

 

Красна девица грустна:

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка. (Снегурочка.)

— Как вы думаете, с каким произведением мы сегодня познакомимся?

— Прочитайте его название в учебнике на с. 70. («Девочка Снегурочка».)

— Чему мы будем учиться на уроке? На какие вопросы ответим?

IV. Работа по теме урока

— Откройте учебники на с. 70. Прочитайте, кто автор этого произведения. (Владимир Иванович Даль.)

— Мы уже знакомились с жизнью и творчеством этого писателя. Что вы о нем помните? (В.И. Даль — военный врач, хирург, знал 6языков. Русский ученый, писатель, собиратель фольклора; прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка».)

— Рассмотрите на с. 70—75, какие задания вы будете выполнять. Знакома вам эта сказка, судя по иллюстрациям? Предположите, о чем она.

(Чтение сказки учителем и хорошо читающими учениками.)

— Ваши впечатления?

— Какие слова и выражения вам были непонятны?

— Объясните значение выражений.

Лиса махнула пушняком своим — (махнула хвостом).

Жучка ее лобызала — (лизала).

Волк на прогалине — (на месте, не заполненном тем, что находится вокруг него — например небольшая поляна в лесу).

Жучка лает, все ее боятся, никто не приступается — (никто не подходит).

— Обратите внимание, есть ли в сказке зачин, концовка, песенные вставки, троекратные повторы, чудесные превращения, как в народных сказках.

(Ученики находят и читают все перечисленное в сказке.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

— Продолжим работу над содержанием сказки. Кто встретился Снегурочке в лесу? Сколько было этих персонажей? Поддалась ли девочка на их уговоры?

— Что вы можете сказать о Жучке? Почему она спасла Снегурочку?

— Когда начались несчастья Снегурочки? Найдите этот эпизод. {Несчастья Снегурочки начались тогда, когда она ушла из дома.)

— Какие испытания пришлось выдержать девочке?

— Знаете ли вы народную сказку «Снегурочка»?

(Учащиеся кратко рассказывают ее.)

— Посмотрим мультипликационный фильм по этой сказке.

— Сравните эти две сказки. Чем они похожи, чем различаются?

— Прочитайте окончание народной сказки на с. 75.

— Жалко ли вам Снегурочку?

— Попытайтесь объяснить, почему В.И. Даль изменил конец сказки. {Создателю сказки было жаль свою героиню. Поэтому он изменил конец сказки.)

VII. Рефлексия

— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?

— За что бы вы себя похвалили сегодня?

VIII. Подведение итогов урока

— Какой раздел мы начали изучать?

— Как вы понимаете его название?

— Чему мы учились на уроке?

— Составьте синквейн о Снегурочке. (Снегурочка. Ласковая, приветливая. Улыбается, поет, радует. Хорошая дочка своим родителям. Мечта.)

Домашнее задание

Выполнить задания № 6, 7 на с. 74-75 учебника. Нарисовать иллюстрации к сказке.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»

Нет комментариев. Ваш будет первым!