Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их, творческие способности, речь, память, мышление.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности повествовательного текста, характеризовать героя сказки, сравнивать сюжеты и героев; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием, ориентироваться в прочитанных произведениях, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного; личностные: соотносить пословицы с изучаемым материалом.
Оборудование: карточки с заданиями, магнитная азбука, выставка книг по разделу учебника.
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Какой раздел мы изучили? («Литературная сказка».)
— Как иначе можно назвать этот раздел?
— Определите цель урока. Чем мы сегодня будем заниматься?
III. Разминка
Конкурс «Узнай героя и его сказку»
(Ответы учитель вывешивает на доску.)
Мы из сказки — ты нас знаешь.
Если вспомнишь — отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
На сметане мешен,
На окошке стужен.
У него румяный бок,
Кто же это? (Колобок.)
Девочка добрая в сказке жила,
К бабушке по лесу в гости пошла.
Ей мама красивую шапочку сшила
И пирожков дать с собой не забыла.
Что же за девочка-лапочка,
Как зовут ее? (Красная Шапочка.)
Друг за друга по цепочке
Ухватились все так прочно!
Но еще помощники скоро прибегут,
Победит упрямицу дружный общий труд.
Как засела крепко! Кто же это? (Репка.)
Человек немолодой
С преогромной бородой
Обижает Буратино,
Артемона и Мальвину.
Вообще для всех людей
Он отъявленный злодей.
Знает кто-нибудь из вас,
Кто же это? (Карабас.)
Я мальчишка деревянный,
Вот и ключик золотой!
Артемон, Пьеро, Мальвина —
Дружат все они со мной.
Всюду нос сую я длинный,
Мое имя... (Буратино).
В шляпе синенькой мальчишка
Из известной детской книжки.
Он глупышка и зазнайка,
А зовут его... (Незнайка).
И на мачеху стирала,
И горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала у печки.
Хороша, как солнышко.
Кто же это? (Золушка.)
Он весел и не злобен,
Этот милый чудачок.
С ним мальчик Робин
И приятель Пятачок.
Для него прогулка — праздник
И на мед особый нюх.
Этот плюшевый проказник
Медвежонок... (Винни-Пух).
Трое их живет в избушке,
В ней три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три медведя.)
В лесу темном на опушке
Жили дружно все в избушке.
Маму дети поджидали,
В домик волка не пускали.
Эта сказка для ребят... («Волк и семеро козлят»),
IV. Работа по теме урока
- На какие группы можно разделить этих героев? (Они из разных сказок: из народных, литературных и сказок, переведенных на русский язык.)
— Сегодня вы разделитесь на группы. Вам нужно будет поработать над материалом, который мы собрали при изучении темы. А главное - подвести итог изученной теме.
(Учащиеся делятся на группы: народная сказка; литературная сказка; сказки, переведенные на русский язык. Определяют, кто их создавал, что мы знаем по данной теме, что мы обязательно ещё узнаем.)
— Вы можете воспользоваться материалом учебника нас. 136—137.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Дайте определение сказки. (Сказка — древнейший народны жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.)
(Каждая группа представляет итог своей работы по плану.)
План
1. На какие группы делится.
2. Кто их создатель.
3. Какие примеры можем привести по каждой группе.
4. Что мы уже знаем.
5. Что должны узнать.
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Мы обсудили много сказок. Какая из них понравилась вам больше и почему?
— Какие выводы вы для себя сделали?
Домашнее задание
Придумать свою сказку. Для этого:
• выбрать персонажей с противоположными чертами характера;
• придумать для них испытания, волшебных помощников;
• не забыть про особенности сказки (сказочный зачин, троекратный повтор, сказочные выражения).
Необходимо помнить, что в сказке добро побеждает зло, а доброта, терпение, забота, любовь, уважение к старшим помогают герою справиться с любыми трудностями.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Нет комментариев. Ваш будет первым!