Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с рассказом Л.Н. Толстого «Акула»; обучать выразительному чтению, составлению плана рассказа.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, понимать главную мысль произведения; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, Работать с текстом, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия благородство, дружба, понимание, сочувствие, проявлять интерес к произведениям Л.Н. Толстого.
Оборудование: портрет Л.Н. Толстого, книги писателя, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, иллюстрации или слайды с изображением парусников.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение способом «птичий базар».
В море, не касаясь дна,
Рыба плавает одна,
Остальным всем страх внушая,
Злая, сильная, большая!
То косит глазами хмуро,
То торпедой мчит вперед.
Повезло нам, что акула
В нашей речке не живет!
Н. Манжос
— Прочитайте шепотом (начиная медленно, затем с ускорением; начиная быстро, затем замедляя темп чтения; быстро; скороговоркой; выразительно).
III. Проверка домашнего задания
— Творчество какого писателя мы изучаем?
— Какие произведения Льва Николаевича вы прочитали? Какие из них вам больше всего понравились? Расскажите.
IV. Актуализация знаний
— Откройте учебники на с. 56—57. Прочитайте название рассказа, рассмотрите иллюстрации к нему. О чем этот рассказ?
— Определите тему и задачи урока.
— Сегодня мы познакомимся с ещё одним рассказом Л. Н. Толстого, который называется «Акула».
— Что вы знаете об акулах?
- Как вы думаете, где происходят события рассказа?
- Вспомните годы жизни Льва Николаевича Толстого. (1828- 1910 гг.)
— Какие тогда были корабли?
(Учитель рассказывает о кораблях. Рассказ сопровождается показом рисунков или слайдов.)
История кораблестроения от появления первых плотов и лодок, выдолбленных из целого деревянного ствола, до современных красавцев лайнеров уходит своими корнями в глубокую древность. Она столь же многогранна и насчитывает столько же веков, как и сама история человечества.
Главным стимулом возникновения мореплавания, равно ка и связанного с ним кораблестроения, явилось развитие торговли между народами, разделенными морскими и океанскими просторами. Первые корабли передвигались с помощью весел, лишь изредка используя в качестве вспомогательной силы парус. Затем, приблизительно в X—XI вв., наряду с гребными судами появились чисто парусные суда.
Организованное морское судостроение в России началось в конце XV в., когда в Соловецком монастыре была заложена верфь для постройки промысловых судов.
Развитие русского флота тесно связано с именем Петра I. В июне 1693 г. он заложил в Архангельске первую казенную верфь для постройки военных кораблей. Началось создание регулярного военно- морского флота. К 1714 г. Россия уже имела свой парусный флот.
Рассмотрите парусник. Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых, как камень, пород дерева; мачты возвышались над палубой на 15—25 м, т. е. имели высоту 5—8-этажного дома. На мачтах были перекладины, на которых держались паруса. От перекладины к перекладине протягивалось множество канатов, веревочных лесенок.
V. Работа по теме урока
(Учитель читает до слов «Акула плыла прямо на мальчиков...». Здесь чтение прерывается, делается пауза.)
— Как вы думаете, что будет дальше?
(Продолжение чтения текста хорошо читающими учащимися.)
— Оправдались ли наши предположения?
— Что вы испытали при чтении этого рассказа? (Страх, отчаяние, радость...)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Найдите и прочитайте, как мальчики оказались в открытом море.
- Как отнесся старый артиллерист к забавам сына и его товарища? (Отец мальчика, старый артиллерист, стоял на палубе и любовался своим сынишкой. Когда сын стал отставать, отец крикнул ему: «Не выдавай! Поднатужься!»)
- Что значит «Не выдавай! Поднатужься!»? (Это значит не поддаваться, постараться победить, обогнать.)
- Когда отца охватил страх? Прочитайте, как автор описывает его состояние. (Когда все заметили акулу и стали кричать мальчикам, отца охватил страх. «Артиллерист, бледный как полотно, не шевелясь, смотрел на детей».)
- Прочитайте, что было дальше.
— Ребята, почему, когда все пытались спасти мальчиков, старый артиллерист стоял, не предпринимая ничего? (Его сковал страх за детей, за сына.)
— Когда он стал действовать? (Один из мальчиков оглянулся, увидел акулу и пронзительно взвизгнул. «Визг этот как будто разбудил артиллериста. Он сорвался с места и побежал к пушкам. Он повернул хобот, прилег к пушке, прицелился и взял фитиль».)
— Почему все замерли от страха? (Он мог попасть в мальчиков.)
— Как вел себя артиллерист после выстрела? (Он упал подле пушки и закрыл лицо руками.)
— Почему он так повел себя? (Ему было страшно смотреть на то, что произошло после его выстрела.)
— Что можно сказать об этом человеке, какой он? (Он очень сильный духом человек, мужественный, опытный и т. п.)
— Что хотел показать нам автор этим рассказом? (Переживания отца, его любовь к сыну. Осудить беззаботное поведение мальчиков. Показать опасности, подстерегающие детей.)
- Почему Л.Н. Толстой назвал свой рассказ «Акула», а не «Выстрел», «Старый артиллерист», «Купание в открытом море»?
— Разделите рассказ на части в соответствии с планом на с. 58 учебника (задание № 5).
— Перечитайте его, выделите опорные слова и перескажите текст по плану.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
IX. Подведение итогов урока
— С каким рассказом вы познакомились?
— Как его можно было назвать по-другому?
Домашнее задание
Подготовить пересказ текста. Нарисовать к нему иллюстрации.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!