Цели: познакомить со стихотворениями С. Есенина; учить анализировать лирический текст, определять настроение, главные (ключевые) слова, средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи (определять тему, основную мысль, содержание произведения).
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их (что общего и в чем различие), создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки и заданиями, сборники стихов С. Есенина, его портрет, репродукция картины В. Борисова-Мусатова «Весна».
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Теперь, когда в конце зимы
Настолько трепетно и веско
Во всеуслышанье сказать
Свое спешит весна, —
Пройдем по талому снежку
Средь небольшого перелеска...
В. Константинов
— Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).
— Попробуйте сочинить продолжение этого стихотворения.
III. Проверка домашнего задания
— Послушаем, как вы научились читать стихотворение наизусть.
IV. Физкультминутка
V. Работа по теме урока
1. Беседа о поэте
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром...
— Кто же не знает этих строк?! Кто автор? (Сергей Есенин.) Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина. считал, что «писать для детей — надо особый дар иметь». Поэтому специальных «детских» стихов у него очень мало...
Сергей Александрович Есенин (1895—1925) родился под Рязанью, в селе Константиново. Родители были бедными крестьянами. С двух лет он был отдан на воспитание деду, отцу матери, в этой семье и прошло почти все детство поэта. Еще в раннем возрасте С. Есенин полюбил родную русскую природу — он чувствовал себя частью этой природы. Поэтому, наверное, как-то особенно светлы, чисты, мелодичны его стихи о ней. Они полны звуков, запахов, красок.
С. Есенина называют певцом русской природы. Он обладал неповторимым даром улавливать и передавать тончайшие оттенки самых нежнейших настроений, которые возникали в его душе, он сумел понять, что все живое вокруг нас страдает, чувствует так же, как и мы. Поэта отличают необыкновенная искренность, удивительная чуткость к земным краскам, простота и прозрачность стиха. Поэт был влюблен в поля и леса, в свое деревенское небо, в животных, в цветы. Еще в детстве он мог часами сидеть у реки, смотреть на небо, на деревья и чувствовать силу и нежность окружающей природы.
— Посмотрите на портрет поэта.
(Учитель или подготовленный ученик читает стихи.)
Есенин — нежное имя,
Соловьиный звон.
Кудрями золотыми
Звенел веселый клен.
Образ чист и ясен,
Весь в кликах журавлей.
Ты — осиянный ясень
Над синевой полей.
В этом стихотворении Михаила Герасимова мы видим чистый, нежный образ поэта, как сама природа, о которой он пишет.
2. Работа над стихотворением
— Самостоятельно прочитайте стихотворение на с. 143 учебника жужжащим способом.
— Какие слова были непонятны?
ОДУРМАНЕН — одурманивать — туманить сознание, опьянять.
— Прочитайте стихотворение еще раз неторопливо.
— Какие строки стихотворения особенно понравились, запомнились?
— Какие слова выбирает поэт, чтобы мы почувствовали запахи весны?
— Какой вы представляете себе черемуху? (Красивая, душистая. Большая, белая, вся в цвету, черемуха стоит в ясный солнечный день на склоне оврага. Аромат ее хочется вдыхать полной грудью.)
- Найдите во второй строфе слова, которые сближают стихотворение С. Есенина с народными песнями.
- Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VII. Подведение итогов урока
— Можно ли сказать, что произведения, которые вы прочитали, были «звуковые», а стихотворение С. Есенина — «зримое»? Подтвердите словами из текста.
— Почему стихотворения поэта проникнуты любовью к природе?
— Какое из произведений живописи иллюстрирует произведение А. Майкова, а какое — произведения И. Соколова- Микитова, С. Есенина?
— Какое настроение создают художники? Созвучно ли оно лирическим текстам?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения С. Есенина. (Можно выбрать другое стихотворение из его сборников.) Нарисовать иллюстрации к стихам этого раздела. Найти и прочитать другие стихи поэтов по теме.
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений С. Есенина, рассматривание иллюстраций к ним.)
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Прочитайте стихотворение.
Будто снежный шар бела,
По весне она цвела,
Нежный запах источала.
А когда пора настала,
Разом сделалась она
Вся от ягоды черна.
— Как вы думаете, о чем здесь говорится? (О черемухе.)
— Королевой весны называют эту душистую белоснежную цветущую красавицу. Прочитайте стихотворения, которые вы подготовили дома.
— Прочитайте на с. 144 учебника название следующего стихотворения С. Есенина, которое мы будем сегодня изучать. («С добрым утром!»)
— Можно ли сказать о настроении поэта? Какое оно?
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте стихотворение С. Есенина «С добрым утром!» самостоятельно, проверьте свои предположения.
— Вы были правы в своих предположениях?
— Прочитайте стихотворение еще раз. Какие слова вам были непонятны?
ЗАТОН — длинный и мелкий речной залив (слово-синоним — заводь).
ПЛЕТЕНЬ — забор.
— Прочитайте первые строчки. Как их нужно читать?
- Почему поэт говорит про звезды, что они задремали? Как называется этот прием? (Олицетворение.)
— Найдите еще олицетворение. (Зеркало задрожало, свет румянит, березки улыбнулись и растрепали косы, крапива обрядилась и шепчет.)
— Найдите слова, которые помогают почувствовать утренний ветерок.
— Как показывает поэт, что утро действительно доброе?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа над стихотворением «С добрым утром!»
— Прочитайте несколько раз стихотворение С. Есенина. Почувствовали ли вы, как просыпается природа?
— Нарисуйте устно три картины: «Рассвет», «Просыпаются березы», «Шепчет крапива».
(Учащиеся работают самостоятельно.)
— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Какую интонацию вы выберете? Какой темп чтения будет соответствовать содержанию?
(Учащиеся готовятся, а затем выразительно читают стихотворение.)
2. Работа по репродукциям картин
— Рассмотрите репродукцию картины В. Борисова-Мусатова «Весна».
Виктор Борисов-Мусатов (1853—1902) — русский художник. В 1901 г. он пишет картину «Весна» — полотно акцентирует внимание зрителя не на каком-либо действии, а на цвете, музыкальности линий. Главное Достоинство этой работы — совершенная гармония.
— Что вы о ней можете сказать?
— К какому произведению она подходит? Поясните свой ответ.
— Какое настроение создает художник? Созвучно ли оно лирическим текстам?
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Какое из изученных нами стихотворений вам больше всего понравилось?
Домашнее задание
Выучить наизусть стихотворение С. Есенина «С добрым утром!».
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Нет комментариев. Ваш будет первым!