Цели: учить осмысленно читать произведения великих русских писателей; формировать систему нравственно-этических ценностей на основе совместного обсуждения проблем, представленных в текстах, интерес к чтению высокохудожественных текстов; учить работать с текстом (определять основную мысль, последовательность событий, устанавливать их взаимосвязь), с книгой (находить нужную книгу в библиотеке, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге).
Планируемые результаты: предметные: самостоятельно читать произведения русских писателей, определять главную мысль в тексте, последовательность событий, отбирать опорные (ключевые) слова для создания собственного текста; метапредметные: находить необходимую информацию в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге; личностные: находить выход из спорных ситуаций.
Оборудование: портреты и выставка книг изученных авторов, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
I. Организационный момент
(Ученик и ученица под музыку читают стихи.)
Ученик.
Встреча с книгой, что с другом,
Для всех словно праздник,
А для детской души
Это нить Ариадны,
Что ведет их от сказок,
Былин и преданий.
Ученица.
Книги учат детей
Всем премудростям жизни —
Как быть Человеком
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать,
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
— Сегодня наш урок-праздник мы посвящаем великим русским писателям. А о ком мы будем сегодня говорить, чье творчество вспоминать, узнаем, разгадав кроссворд.
II. Работа по теме урока
1. Разгадывание кроссворда
По вертикали:
1. Многие его рассказы и басни вошли в его же книгу «Азбука». (Толстой.)
4. Русский поэт. Учился в Московском университете. Окончил Санкт-Петербургскую школу гвардейских прапорщиков и кавалерийский юнкеров. (Лермонтов.)
5. У этого поэта была любимая няня, о которой знают все. (Пушкин.)
7. Этот писатель переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. (Крылов.)
По горизонтали:
2. Чувство, которое вы испытывали при чтении были Л.Н. Толстого «Лев и собачка». (Печаль.)
3. В баснях рассказывается о недостатках людей не прямо, а... (Иносказательно.)
6. Язык, которым первым овладел А.С. Пушкин. (Французский.)
8. Небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей. (Басня.)
— Итак, назовите писателей, которым мы посвящаем наш праздник. (Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Пушкин, Иван Андреевич Крылов, Лев Николаевич Толстой.)
— Творчество какого писателя мы не изучали в этом разделе? (М.Ю. Лермонтова.)
- Кто из этих писателей создавал сказки, рассказы, басни? Где вы будете искать информацию?
2. Заповеди в пересказе Л.Н. Толстого
- Откройте учебники на с. 62. Вы уже знаете, что Лев Николаевич Толстой заботился о том, чтобы дети росли добрыми и отзывчивыми. Он пересказал заповеди, которые даны в Евангелии. Прочитаем их.
— Подумайте, легко ли любить того, кто тебя обижает.
3. Сообщение о Льве Николаевиче Толстом
(На фоне плавной музыки учитель или ученики рассказывают о писателе.)
Крестьянским ребятишкам входить в усадьбу было заказано. За каменной оградой густо зеленел старинный парк, там, как в лесу, пели птицы. Чисто разметенная березовая аллея, тихо светящийся из-за деревьев пруд — вот и все, что можно было увидеть, если заглянуть в широкие, с круглыми башенками ворота. А где-то там, в глубине парка, в большом доме жил богатый и знатный граф.
И вот-то удивились ребята, когда услышали, что граф созывает их к себе в усадьбу! По всем окрестным деревням пошел говор. Зачем зовет их граф? Говорит, что хочет учить их грамоте.
В то время в городах было мало школ, а в деревнях и того меньше. Редко-редко какой грамотей находился в деревне. Чаще всего это был какой-нибудь дьячок. И вся деревня ходила к нему на поклон. Если нужно написать письмо — неси ему пятак или гривенник, он напишет. Ни книг, ни газет. Только и радости, только и отдыха от беспросветного труда, что сходят на праздники в церковь...
И вот теперь оказалось, что сам граф хочет устроить школу для крестьянских ребят и сам будет их учить.
Ребятишки молча подошли к белому графскому дому и остановились. Двухэтажный дом показался им огромным, ведь сами-то они выросли в низеньких избах под соломенными кровлями. Ребятишки стояли и ждали графа.
Граф вышел на крыльцо — плечистый, крепкий, с черной бородой. Ребята слегка заробели, когда он окинул их острым взглядом из-под густых бровей. Но граф улыбнулся, заговорил — и сразу вся робость прошла, сразу стало просто, хорошо. С первой же встречи началась дружба. А потом возникла и любовь к учителю, которая у многих ребят так и осталась на всю жизнь в их сердцах.
Учитель был графом, его полагалось называть «ваше сиятельство». Но граф этого не хотел. «Не называйте меня “ваше сиятельство”, — сказал он, — меня зовут... (Львом Николаевичем), так и зовите меня».
— Вы правильно догадались, о ком идет речь. Перечислите I рассказы этого писателя, которые вам запомнились.
— Знаете ли вы, как играл граф Толстой со своими учениками? Сейчас и мы поиграем в эту игру.
4. Игра «Метелица»
(Учащиеся встают в круг и начинают размахивать руками и качаться в разные стороны: это означает метель; они поют.)
Вдоль по улице метелица метет,
Скоро все она дорожки заметет.
Ай, жги, ай, жги, говори.
Скоро все она дорожки заметет.
(Делают руками быстрые движения, как будто что-то надевают, пристегивают.)
Запряжем мы в сани лошадей,
В лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, ай, жги, говори.
В лес поедем за дровами поскорей.
(Вприпрыжку бегают все быстрее.)
Рысью друг за другом поспешим
И скорехонько до леса докатим.
Ай, жги, ай, жги, говори.
И скорехонько до леса докатим.
(Внезапно останавливаются, идут медленнее — приехали в лес.)
Топорами мы ударим дружно враз,
Только щепочки по лесу полетят.
(Руками показывают, как рубят лес, валят деревья, обрубают сучья. В конце концов все устали от работы.)
А из леса мы тихонько пойдем
И в ладоши так пришлепывать начнем.
А ногами-то притоптывать все враз.
Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.
5. Викторина по басням И.А. Крылова
...Ох! Басни — смерть моя!
Насмешки вечные над львами! Над орлами!
Кто что ни говори:
Хотя животные, а все-таки цари!
А. С. Грибоедов
— Определите, из какой басни цитата.
«Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?» («Стрекоза и Муравей».)
«Соседка, перестань срамиться... —
тебе ль с Слоном возиться?» («Слон и Моська».)
«Приятель дорогой, здорово! Где ты был?» («Любопытный»)
«Соседка, слышала ль ты добрую молву?..
Ведь кошка, говорят, попалась в когти льву?» («Мышь и Крыса».)
«Ну, что ж, Хавронья, там ты видела такого?» («Свинья».)
«До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас —
Песни, резвость всякий час,
Так что голову вскружило». («Стрекоза и Муравей».)
«Не радуйся, мой свет...
И не надейся по-пустому». («Мышь и Крыса».)
«Вот то-то мне и духу придает,
Что я, совсем без драки,
Могу попасть в большие забияки». («Слон и Моська».)
«В Кунсткамере, мой друг!
Часа там три ходил...» («Любопытный».)
«Я не приметила богатства никакого». («Свинья»)
«Вперед чужой беде
не смейся, Голубок!» {«Чиж и Голубь».)
«Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок». («Ворона и Лисица».)
«Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука». («Лебедь, Щука и Рак».)
«Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник:
И дело не пойдет на лад». («Щука и Кот».)
«Случается нередко нам
И труд, и мудрость видеть там,
Где стоит только догадаться
Задело просто взяться». («Ларчик».)
6. Викторина по творчеству А.С. Пушкина
— Где родился А.С. Пушкин? (В Москве.)
— Когда он родился? (6 июня 1799 г.)
— Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)
— Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)
Кто сказал (ну, без подсказки):
«Что за прелесть эти сказки!»?
Ну что ж, отправляемся смело вперед,
Нас пушкинских сказок ждет городок.
— Узнайте сказку по картинке.
1. Бочка. («Сказка о царе Салтане...».)
— Прочитайте отрывок.
(Ученики читают отрывок, связанный с этим предметом.)
2. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»)
3. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)
4. Изба. («Сказка о рыбаке и рыбке».)
5. Петушок. («Сказка о золотом петушке».)
— Какие отрывки из произведений Александра Сергеевича вам хочется прочитать?
III. Подведение итогов праздника
— Что вам особенно запомнилось, что произвело на вас большое впечатление во время наших уроков?
- Давайте напишем письмо в прошлое нашим писателям. Что бы вам хотелось им сказать, за что поблагодарить?
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Нет комментариев. Ваш будет первым!