Цель: проверить полученные при изучении раздела знания.
Планируемые результаты: предметные: знать особенности сказок, характеризовать героя сказочного текста, сравнивать сказочные сюжеты и героев; метапредметные: находить необходимую информацию в соответствии с заданием, определять главную мысль текста; личностные: соотносить пословицы с темой изучаемого раздела.
Оборудование: карточки с заданиями, выставка книг по разделу.
I. Работа по теме урока
1. Сказочная викторина
• Самый лучший знаток и рассказчик сказок —это... (бабушки).
• Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (В любой сказке обязательно побеждает добро.)
• Назовите составителя известнейшего сборника «Народные русские сказки», разработавшего классификацию сказок, которая была принята учеными, стала международной и применяется до сих пор. (Александр Николаевич Афанасьев. «Сказки Афанасьева» — так чаще всего называют этот сборник.)
• У этой «народной» русской сказки автор все-таки есть - Владимир Иванович Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица? («Курочка Ряба».)
• Кто написал книгу со сказками, на обложке которой красуется необычное имя автора — Казак Луганский? (Владимир Даль.)
• Кто написал книгу «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея», в которой можно найти сказки «Мороз Иванович», «Городок в табакерке», рассказы «Столяр», «Бедный Гнедко» и др.? (В.Ф. Одоевский. Дедушка Ириней — это его псевдоним.)
• Что в сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (Ведро.)
• Как называется русская сказка, написанная в XIX в. по мотивам сказки братьев Гримм «Госпожа Метелица», и кто ее автор? (В.Ф. Одоевский «Морозко».)
• Перу какого русского писателя принадлежат «Аленушкины сказки»? (Д.Н. Мамину-Сибиряку.)
• Какая сказка Ю.К. Олеши стала художественным фильмом, балетом и мультфильмом? («Три толстяка».)
• Какую сказку сочинил Антоний Погорельский для своего племянника Алеши, ставшего впоследствии писателем Алексеем Константиновичем Толстым? («Черная курица, или Подземные жители».)
• Какой веселый и жизнерадостный детский писатель-сказочник родился в День смеха? (Корней Иванович Чуковский родился 1 апреля 1882 г.)
• Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К.И. Чуковского, которая не желала умываться? («Мойдодыр»)
• Назовите писателя, придумавшего сказочных персонажей Винтика и Шпунтика? (Н. Носов.)
• Как звали сказочного кота-гипнотизера? (Баюн.)
• Как назывался горшок, который сделали своим жильем звери? (Теремок.)
• Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающее^ в русских народных сказках. Случайно ли оно выбрано? (Лиса Патрикеевна. Это «отчество» позаимствовано у литовского князя Патрикея, коварного и хитрого, посеявшего вражду между новгородцами в XIV в.)
• Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя (кличка) которой нам известно. (Жучка.)
• Назовите деталь женского платья, в которой помещаются озера, лебеди и другие элементы окружающей среды. (Рукава платья Царевны-лягушки.)
• Какое настоящее имя у Царевны-лягушки? (Василиса Премудрая.)
• Назовите имя сказочного долгожителя. (Кащей Бессмертный.)
• Как называется швейная принадлежность, в которой таится смертельная опасность для сказочных персонажей, славящихся своим долголетием? (Игла.)
• Какой сказочный головной убор нельзя нарисовать? (Шапку-невидимку.)
Вариант 1
А1. Как называется сборник сказок Д. Мамина-Сибиряка?
1) «Аннушкины сказки» 3) «Машенькины сказки»
2) «Аленушкины сказки» + 4) «Марьины сказки»
А2. Узнайте название сказки по опорным словам.
Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая.
1) «Аленушкины сказки»
2) «Сказка про Воробья Воробеича...»
3) «Винни-Пух»
4) «Мороз Иванович» +
АЗ. Из какого произведения эти строки?
Трубочист развернул свой узелок, положил на камень кусок ржаного хлеба, из которого состоял весь его обед...
1) «Аленушкины сказки»
2) «Сказка про Воробья Воробеича...» +
3) «Винни-Пух»
4) «Мороз Иванович»
А4. Найдите лишнее в определении Рукодельницы.
1) Отзывчивая 3) Трудолюбивая
2) Равнодушная + 4) Заботливая
А5. Из перечисленных героев найдите двух из одной сказки. | Ленивица, ткачиха, солдат, трубочист, волки, Винни-Пух, барабанчик, береза.
1) Ленивица и Маугли
2) Трубочист и барабанщик
3) Солдат и береза +
4) Ткачиха и волки
В1. Что произошло в ответ?
Неожиданно без приглашения заявилась Свинья.
- А где мое место? — прохрюкала она еще с порога.
1) Показали место в саду
2) Указали место за столом
3) Вежливо сказали: «До свидания»
4) Указали на дверь +
В2. Как зовут Одоевского?
1) Владимир Федорович + 3) Всеволод Михайлович
2) Владимир Иванович 4) Владимир Михайлович
ВЗ. Какую сказку написал Одоевский?
1) «Морозко» 3) «Два Мороза»
2) «Мороз Иванович» + 4) «Иван Морозович»
В4. К какому произведению можно отнести пословицу?
Упрямого ничем не убедишь.
1) «Сказка о серебряном соколе»
2) «Упрямый козленок» +
3) «Мороз Иванович»
4) «Братья Маугли»
С1. Найдите предложения о народной сказке.
1) Эти сказки появились давным-давно. +
2) Долгое время их рассказывали устно и просто. +
3) У нее нет автора. +
4) Эти сказки всегда оригинальны, индивидуальны и необычны.
С2. О ком из писателей идет речь в приведенном отрывке?
Его отец умер, когда мальчику было только десять лет. Болезненный и слабый с детства мальчик увлекался музыкой (брал уроки игры на скрипке) и книгами. Он мечтал стать музыкантом или художником.
После трех лет учебы в семинарии он получил диплом учителя и в возрасте 17 лет начал преподавать в начальных классах местных сельских школ. Он очень дружил с ребятами и придумывал для них веселые игры, развивающие мышление и фантазию.
1) Д.Н. Мамин-Сибиряк 3) В.Ф. Одоевский
2) Дж. Родари + 4) В.И. Даль
Вариант 2
А1. Кто написал «Аленушкины сказки»?
1) В.И. Даль 3) Д. Н. Мамин-Сибиряк +
2) Б. Заходер 4) В.Ф. Одоевский
А2. Найдите признаки литературной сказки.
1) Их создает народ
2) Их сочиняют авторы +
3) В них нет героев-животных
4) Сказки только старинные
АЗ. Из какой сказки приведенные строки?
В лесу было темно, а скоро стало еще темнее. Макушки высоких сосен гнулись от сильного ветра. И вдруг сверкнула ослепительная молния, а за ней грянул оглушительный гром. Не помня себя от страха, маленький козленок бросился наутек.
1) «Винни-Пух»
2) «Упрямый козленок» +
3) «Мороз Иванович»
4) «Сказка про Воробья Воробеича...»
А4. Узнайте произведение по опорным словам.
Служивший, сообразительный, смелый, волшебный предмет, заступник слабых.
1) «Волшебный барабан» +
2) «Братья Маугли»
3) «Мороз Иванович»
4) «Сказка про Воробья Воробеича...»
А5. Найдите лишнее в определении Ленивицы.
1) Самонадеянная 3) Добрая
2) Равнодушная 4) Неблагодарная
В1. Одна из авторских сказок очень похожа на русскую народную сказку. Найдите ее.
1) «Сказка о серебряном соколе»
2) «Мороз Иванович» +
3) «Винни-Пух»
4) «Упрямый козленок»
В2. Как зовут Мамина-Сибиряка?
1) Дмитрий Наркисович + 3) Даниил Наркисович
2) Дмитрий Николаевич 4) Дмитрий Михайлович
ВЗ. Рукодельница задала старику три вопроса. Найдите «лишний».
1) Про зеленую травку
2) Про колодец
3) Про снежинки зимой +
4) Про стук в окошки зимой
В4. Об одном из героев прочитанных произведений можно сказать, что он упрямый, глупый, маленький.
1) Волк 3) Козленок +
2) Мороз Иванович 4) Маугли
С1. Вставьте в пословицу пропущенное слово.
...и железо рвет, и на лету птицу бьет.
1) Мороз... + 3) Хищник...
2) Охотник... 4) Вьюга...
С2. В приведенном отрывке говорится об одном из писателей. Узнайте его.
К сказкам о природе примыкает целый цикл сказок этого писателя. Он написал их для своей тяжелобольной дочери. Впоследствии кому-то из друзей пришла в голову мысль издать их.
1) Д.Н. Мамин-Сибиряк 3) В.Ф. Одоевский
2) Б. Заходер 4) В. Даль
II. Проверка домашнего задания
— Расскажите сказки, которые вы сочинили дома.
III. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
Домашнее задание
Читать произведения о животных. Сочинить загадки о животных.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Нет комментариев. Ваш будет первым!