Урок КВН по сказкам Пушкина, 3 класс. УМК «Перспектива»

Конспект урока – игры по литературному чтению в 3 классе

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: обобщить знания по сказкам А.С. Пушкина; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.

Планируемые результаты: предметные: хорошо знать сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: сборники сказок А.С. Пушкина, портрет писателя, иллюстрации детей, карточки с заданиями.

Предварительная подготовка: класс делится на две команды; участники придумывают название, эмблемы, инсценируют отрывки из сказок.

Ход урока

I. Организационный момент

(Представление команд. Учитель представляет жюри и дает слово командам для приветствия. Учащиеся называют команды и рассказывают о своих эмблемах.)

II. Разминка

(Вопросы задают по очереди каждой команде.)

1. Где родился А.С. Пушкин? (в Москве.)

2. Когда он родился? (6 июня 1799 г.)

3. Как ласково называла его няня? (Мой свет, красно солнышко, милый ангел.)

4. Имя прадеда А.С. Пушкина. (Абрам Ганнибал.)

5. Имя и отчество бабушки А.С. Пушкина. (Мария Алексеевна.)

6. С каким царем встретился в детстве Пушкин? (С Павлом I.)

7. В каком учебном заведении он учился? (В Царскосельском лицее.)

8. Какие песни пела Арина Родионовна Пушкину? («За морем синица...», «По улице мостовой...».)

9. Какие рассказы любил и боялся слушать Пушкин? (Страшные, о мертвецах.)

10. Что говорила няня, укладывая Пушкина спать? (Спи глазок, спи другой, о хорошем думай...)

III. Работа по теме урока

1. «Что за прелесть эти сказки!»

— За три минуты вы должны вспомнить и написать названия сказок, которые написал А.С. Пушкин. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о попе и о работнике его Балде».) Незаконченные сказки: «Сказка о медведихе», «Царь Никита и сорок его дочерей».

(Списки зачитывают и сдают жюри.)

2. Конкурс «Домашнее задание»

(Инсценирование сказок.)

3. Узнайте сказку по рисунку

(Учащимся показывают рисунки, вывешивают их на доску.)

1. Кораблик. («Сказка о царе Салтане...».)

2. Зеркало. («Сказка о мертвой царевне».)

3. Яблоко. («Сказка о мертвой царевне».)

4. Зайчонок. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

5. Лебедь. («Сказка о царе Салтане...».)

6. Корыто. («Сказка о рыбаке и рыбке».)

4. Знатоки сказок

- А сейчас проверим, как вы знаете содержание сказок, насколько вы были внимательны при чтении. Узнайте сказку по словам. («Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».) Путь-дорога, терем, прялка, солнышко, месяц, ветер, свадьба.

— Как называли сенную девушку? (Чернавка.)

— Назовите имя жениха молодой царевны. (Елисей.)

— У кого жила царевна в лесу? (У семи богатырей.)

— Как звали собаку семи богатырей? (Соколко.)

— Как богатыри называли царевну? (Милая сестрица.)

— К кому обращался королевич Елисей с просьбой о помощи? (К солнцу, месяцу, ветру.)

— Где братья «похоронили» молодую царевну? (Понесли в пустую гору.)

— Что сказала царевна, когда ожила? («Как же долго я спала!»)

— Узнайте сказку по словам. («Сказка о рыбаке и рыбке».) Откуп, дурачина, изба, терем, жемчуг, царица, корыто.

- Сколько лет жили старик со старухой? (30 лет и 3 года.)

— Сколько раз закидывал старик невод в тот день, когда поймал золотую рыбку? (3 раза.)

— Что поймал старик в первый и во второй раз? (1-й раз - тину, 2-й раз — морскую траву.)

— Что просила старуха? (Корыто, избу.)

— Кем она хотела стать и стала? (Столбовой дворянкой, вольною царицей.)

— Какое желание старухи рыбка так и не выполнила? (Стать владычицей морскою.)

— Узнайте сказку по словам. («Сказка о попе и о работнике его Балде».)

Базар, жадность, лошадь, печка, работа, оброк, море, веревка, наказание.

— За что согласился Балда служить попу славно, усердно и очень исправно? (В год за 3 щелчка по лбу.)

— С кого поп велел собрать недоимки за три года? (С чертей.)

— Какой предмет помог Балде собрать с чертей оброк? (Веревка.)

— Кто бегал наперегонки с бесенком вместо Балды? (Заяц.)

— Узнайте сказку по словам. («Сказка о золотом петушке».) Рать, воеводы, царь, мудрец, шатер, Шамаханская царица, звездочет, петушок.

— Кто подарил золотого петушка царю Дадону? (Звездочет.)

— Где сидел петушок, охраняя границы государства? (На спице.)

— Как петушок предупреждал об опасности? (Поворачивался на спице в сторону врага и кричал: «Кири-ку-ку. Царствуй, лежа на боку!»)

— Что просил в награду об услуге мудрец-звездочет? (Исполнить его первую волю как свою.)

— Сколько дней пировал царь Дадон в шатре у Шамаханской царицы? (Неделю.)

— Чем ответил царь Дадон на просьбу мудреца подарить ему Шамаханскую царицу? (Царь хватил его жезлом / По лбу; тот упал ничком, /Да и дух вон.)

— Узнайте сказку по словам. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

Царь, бочка, кораблик, лебедь, гонец, зависть.

— Какую песню пела белка «при честном при всем народе»? («Во саду ли, в огороде».)

— Что за стража обходила дозором славный город? (33 богатыря.)

- Кто возглавил чудесное войско? (Дядька Черномор.)

— В кого превращался князь Гвидон? (В комара, муху, шмеля.)

— Кем был злой коршун, который хотел погубить лебедь? (Чародеем.)

— Кто подменил грамоты гонцу? (Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой.)

IV. Подведение итогов урока. Награждение

Вот и все. Последней сказки

Закрываем мы страницу!

В путешествии волшебном

Очень быстро время мчится!

Были вы, друзья, отважны,

Не боялись злых героев.

В жизни, верьте, очень важно

За друзей стоять горою!

Ну, а если захотите

В лукоморье возвратиться,

То чудесные мгновенья

Могут снова повториться.

В этом нам поможет книга!

Стоит в руки ее взять —

И любимые герои

С вами встретятся опять!

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Анжела Юрьевна Тельнова # 2 мая 2020 в 14:15 0
Спасибо за разработку.
Очень нужная для воспитателей школьных летних лагерей. У нас всегда проходит неделя А.С. Пушкина.
В прошлом году была викторина, конкурс рисунков и конкурс чтецов.
Обязательно проведу среди учащихся 3-4 классов такой КВН.
Спасибо. Творческих успехов.