Урок литературного чтения, 3 класс. Крылов «Чиж и Голубь»

Конспект урока литературного чтения «И.А. Крылов «Чиж и Голубь»» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с басней И.А. Крылова «Чиж и Голубь»; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности, навыки беглого чтения.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня; личностные: проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.

Оборудование: портрет И.А. Крылова, картина с изображением памятника И.А. Крылову, его книги, аудиозапись басни «Чиж и Голубь», карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Предварительная подготовка: учащиеся заранее готовят сообщения о чиже и голубе.

Ход урока

|. Организационный момент

II. Речевая разминка

Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только все не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

- Прочитайте медленно. Откуда эти строчки? (Из басни «Ворона и Лисица».)

— Прочитайте с ускорением (замедляя темп; скороговоркой; выразительно).

— Какие еще басни помните?

III. Проверка домашнего задания

(Чтение басни наизусть.)

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Что вы узнали об Иване Андреевиче из прошлого урока? (Дети вспоминают.)

— Рассмотрите памятник И.А. Крылову. Что вы видите? (Высказывания учеников.)

(Рассказ учителя о памятнике И.А. Крылову. См. материал для учителя.)

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

— Прочитайте на с. 49 учебника название басни.

— Как вы думаете, о чем пойдет в ней речь?

— Прежде чем читать ее, вспомним, что знаем об этих птицах. (Рассказывают заранее подготовленные учащиеся.)

Чиж — один из видов певчих птиц. Длина тела составляет около 12 см, масса 12—14 г. Общая окраска зеленовато-желтого или оливково-зеленого цвета. Клюв серый. Летом живет парами; к осени собирается в стаи. Зимой откочевывает на небольшие расстояния, особенно по долинам Рек с зарослями лиственных деревьев. Осенний пролет чижа начинается в конце сентября, но часть чижей не улетает на зиму не только в Средней, но даже в Северной России, если встречает незамерзающие ручьи или речки. Питается насекомыми и семенами хвойных и лиственных Деревьев; осенью любимую пищу чижа составляют семена березы и ольхи.

Голубь — широко распространенная птица семейства голубиных, родиной которой считаются Южная Европа, Юго-Западная Азия и Северная Африка. Еще в глубокой древности эти птицы были приручены человеком, в результате были выведены так называемые домашние голуби. Живут везде, способны возвращаться к своему гнезду, как бы далеко от него ни оказались. Приручен дикий голубь более 5 тыс. лет назад. По количеству пород, разводимых в различных странах мира, голуби превосходят любую домашнюю птицу — их свыше 800. Разыскивая свой корм на земле, голуби бегают много и усердно, они ловки и выносливы. Питаются эти птицы разнообразной растительной пищей: семенами, ягодами, зелеными побегами и т. п.

(Чтение басни учителем или прослушивание аудиозаписи.)

— Оправдались ли наши предположения, о чем будет басня?

— Понравилась вам басня? Чем?

— Все ли было понятно в ней?

Раньше птиц отлавливали с помощью специальных клеток, в которых находился корм-приманка. Клетка захлопывалась, как только в ней оказывалась неосторожная птичка. Она попадала в западню. Или же ловили силками, петлями (сделанными из волос конского хвоста). Их закрепляли в траве, на земле. Когда птица ступала в такую петлю лапкой, то силок затягивался.

(Чтение басни учащимися.)

— Какая беда случилась с Чижом? (Чиж попал в западню.)

— Как чувствовал себя пойманный Чиж? (Он метался и пытался освободиться.)

— Как вел себя молодой Голубь? (Голубь над ним издевался и смеялся.)

— Что произошло с Голубем? (Голубь запутался в силке.)

— Кого поддерживает автор — Чижа или Голубя? (Автор поддерживает Чижа.)

— Почему автор не сочувствует Голубю? (Не нужно смеяться над чужой бедой.)

— Согласны ли вы с ним?

— Какие недостатки высмеивает автор? (Он высмеивает злорадство.)

— Какие слова басни стали крылатыми? (Вперед чужой беде не смейся, Голубок!)

(Работа в паре.)

— Приготовьтесь читать выразительно.

— Прочитайте басню в лицах.

(Выразительное чтение басни в лицах.)

— Есть ли в басне основная мысль, нравоучение, наставление. Найдите эти строки и выпишите в «Творческую тетрадь»-

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

— Кто такой И.А. Крылов?

— Вам захотелось посмотреть на памятник?

— С какой басней вы познакомились?

— Чему учит эта басня?

— Подумайте, в ком легче найти недостатки: в себе или в других?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение. По желанию — выучить наизусть.

Материал для учителя

Первый российский памятник писателю и его героям

В 1844 г. умер Иван Андреевич Крылов. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая I в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.

В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту в Петербурге.

А где поставить памятник? На какой-либо из городских площадей царь не разрешил. Отклонили также место в сквере у Александрийского театра, где позже воздвигли памятник Екатерине II. В конце концов памятник решили поставить в Летнем саду.

До той поры, если уж и создавались в каких-либо странах памятники поэтам, то принято было их изображать в античных тогах, в торжественных позах. Клодт не стал следовать традиции. У него Крылов сидит в своем обычном сюртуке, держит раскрытую книгу, словно читая ребятишкам свои мудрые басни.

Но дальше задумал скульптор показать и сами эти басни. Точнее, их героев. Вместе с художником Александром Алексеевичем Агиным стали рисовать эскизы и составлять список животных, встречающихся в баснях Крылова: проказница Мартышка, Осел, Козел да косолапый Мишка... И так далее. Лепить зверей просто с картинок скульптор не мог. Ему обязательно нужна была натура — живые звери. Зоологического сада, такого, как сейчас, в ту пору в Петербурге не было. Работал лишь небольшой зверинец Зама на Мойке. Что же делать? Пришлось свой домашний зоосад создавать.

Сын скульптора Михаил Петрович Клодт спустя годы вспоминал: «Из царской охоты прислали волка; из Новгородской губернии от дяди — медведя с двумя медвежатами; художник Боголюбов прислал маленькую Равную макаку с острова Мадеры. Отец добавил эти персонажи журавлём, ослом, лисицей и овцой с ягнятами. Все это разношерстное обще- о жило бок о бок не только в клетках; многие свободно расхаживали Мастерской и по комнатам и были дружны между собой, кроме волка, который не мог удержаться, чтобы не охотиться за кошками».

Не меньше хлопот было и с макакой Макаркой. То раскидает по комнате карандаши, то развернет, растеребит тряпки, которыми обычно укутывают только что вылепленную скульптуру, то запустит яблоком в волка, то вцепится в хвост петуху. Понадобилось и для Макарки заказывать ошейник с цепочкой.

Но грозою домашнего зверинца был, как это ни странно, журавль. Расхаживает он на своих длиннущих ногах по двору и все норовит кого-нибудь клювом тюкнуть. И волку от него доставалось, и медведю, но чаще всего огненно-красному красавцу петуху. Журя позировал скульптору для рельефов к басне «Волк и Журавль», а петух — сразу для двух басен: «Петух и Жемчужное зерно» и «Кукушка и Петух».

Журя был и героем барельефа к басне «Лягушки, просящие царя». Лягушек в своем зверинце Клодт не держал. Их приносили мальчишки, лишь бы разрешили посмотреть зверей.

Временно жил вороненок — это для басен «Вороненок» и «Ворона и Лисица». Но уж очень надоедливо кричал. Козла приводила старушка- соседка, тот упирался — чуял волка да медведя. Не держал Петр Карлович и свиней. Их вокруг было много.

Чтобы вылепить слона, скульптору пришлось просить разрешения посещать царский слоновник. Льва и барса Клодт ходил лепить в зверинец Зама. А вот орла — героя басни «Кукушка и Орел» — приносил в зверинец слуга одного украинского помещика, который потом очень гордился: «Мой-то орел куда взлетел! Сам великий Клодт отлил его в бронзе».

Памятник поэту был открыт 12 мая 1855 г.

На пьедестале вокруг Крылова разместились барельефы с героями его басен — все звериное содружество, что долго жило в мастерской скульптора на Васильевском острове.

Когда все работы были закончены, животных передали в зверинец Зама. У скульптора остались только кот, петух и Журя.

Но сегодня вы можете увидеть их всех вместе. Правда, бронзовых. Сделать это не так трудно тем, кто живет в Санкт-Петербурге: нужно только сходить в Летний сад. А остальным читателям надо приехать на берега Невы.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Нет комментариев. Ваш будет первым!