Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: работать с произведениями И.А. Крылова; учить осмысливать нравственные ценности басен И.А. Крылова; формировать умение оперировать основными литературоведческими понятиями наставление, иносказание, нравоучительный комическим рассказ; учить работать с текстом басни (выявление структурных особенностей басни, характеристика героев басни; определение морали), работать с книгой (определять необходимую информацию по обложке книги, работать с оглавлением (содержанием) книги, соотносить иллюстрации с содержанием книги), работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, перечислять произведения И.А. Крылова, знать специфические особенности жанра басни, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения морали; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять нравственные уроки, которые дает басня, понятия наставления, иносказания, нравоучительный комический рассказ, работать с текстом (осмысление структурных особенностей басни, характеристика героев басни, понимание нравоучения); личностные: осмыслять понятия любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческих положительных качеств характера, проявлять интерес к произведениям И.А. Крылова.
Оборудование: портрет и книги И.А. Крылова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Кто не слыхал его живого слова,
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни букварь постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова.
М. Исаковский
— Прочитайте с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).
III. Актуализация знаний
— О ком написал Михаил Исаковский?
- Разгадайте, что здесь зашифровано.
5 |
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
4 |
Ж |
3 |
И |
Й |
К |
Л |
3 |
М |
Н |
О |
П |
Р |
С |
2 |
Т |
У |
Ф |
X |
Ц |
Ч |
1 |
Ш |
Щ |
Ы |
Э |
Ю |
Я |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
3, 4; 3, 5; 1, 5; 2, 3.
1, 5; 2, 3; 5, 5; 5, 3; 6, 5; 6, 5; 3, 5; 3, 4; 6, 2.
5, 4; 5, 3; 3, 1; 6, 4; 3, 3; 3, 5.
— Посмотрите на портрет писателя. Знаете ли вы, кто это? (Иван Андреевич Крылов.)
— Что вы о нем знаете? Какие произведения Ивана Андреевича вы читали или знаете?
— Откройте учебники на с. 44, прочитайте диалог Ани и Вани.
— Что вы из него узнали?
- Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока
1. Краткий обзор биографии и творчества И.А. Крылова
— Что вы можете сказать об этом писателе?
— Послушайте небольшой рассказ, который поможет вам не только вспомнить, но и узнать новое о баснописце.
Иван Андреевич Крылов (1769—1844) родился в семье армейского офицера, который до капитанского чина дослужился из рядовых. Семья была бедной. У детей богатого помещика Львова были домашние учителя, которые их обучали разным наукам (русский и французский языки, арифметика), и Ване Крылову разрешили заниматься вместе с детьми Львовых. Когда Ивану Крылову было 10 лет, умер его отец. После него ничего не осталось — ни денег, ни других ценностей, только сундучок с книгами. Семья Крыловых и раньше была небогата, а теперь лишилась последних средств к существованию. Ване пришлось поступить на работу в тверской губернский суд канцеляристом. На службе у него был свой стол, заваленный бумагами, и Ваню стали иногда называть Иваном Андреевичем. Что же он делал? Переписывал бумаги, разносил пакеты с документами, чинил гусиные перья, которые в то время использовали для письма. Да еще потихоньку читал книги, которые остались после отца. Это были арабские сказки, произведения русских писателей, русские сказки, стихи.
Позже семья - Крылов с матерью и младшим братом Левушкой — перебралась в Петербург. Крылов мечтал стать литератором. Он много читал и этим восполнял недостаток образования. Ему удалось выучить французский язык, а позже — итальянский и греческий. Свою литературную деятельность Иван Андреевич начал как драматург. Им написано 13 пьес, они были опубликованы и поставлены в театре. Басни Крылов начал писать позже, впервые они появились в печати в 1806 г., когда Крылову было уже 37 лет. Они сразу всем понравились. О них много говорили. Многих удивляло странное имя, которым они были подписаны: «Нави Волырк». Но вы, если прочтете это имя справа налево, сразу все поймете.
С 1812 г. И.А. Крылов работал библиотекарем в Петербургской публичной библиотеке. Эта служба была Крылову по душе, ведь его окружали книги — спутники всей его жизни. Популярность басен Крылова была огромна уже при жизни поэта. Их заучивали наизусть и пересказывали, хохоча, друг другу и боевые генералы, и солдаты, и мелкие чиновники, и даже императоры Александр I и Николай II ими зачитывались. Почему? Потому что в этих баснях всем есть уроки: и ученому, и неученому, и военному, и купцу, и бедному, и богатому — все они тут видят себя как в зеркале. Ведь хоть и действуют в баснях петухи, соловьи, волки и прочие звери, всем понятно, что под их личиною скрываются люди со своими характерами и делами.
2. Выполнение заданий на карточках
(Работа в паре.)
- Попробуйте дописать предложения об И.А. Крылове.
• И.А. Крылов родился в... (Москве).
• Он самостоятельно изучил... (французский и итальянский языки).
• Более тридцати лет он проработал в... (в Петербургской публичной библиотеке).
• Он писал..., в которых высмеивал... (басни, пороки людей).
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Викторина по произведениям И.А. Крылова
— Прочитайте задание для самостоятельной работы на с. 45 учебника.
(Читают хорошо читающие ученики.)
— Какие недостатки вашего характера вы хотели бы исправить? Обсудите с другом свои достоинства и недостатки. Запишите их в «Творческую тетрадь».
— Рассмотрите рисунки на с. 46 — 47. Соотнесите их с текстами из басен И.А. Крылова. Вспомните названия этих басен.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Чем мы занимались на уроке?
— На какие поставленные вопросы сегодня ответили?
- Что нового вы узнали?
Домашнее задание
Подготовить сообщение об И.А. Крылове. Читать басни И. А. Крылова.
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Нет комментариев. Ваш будет первым!