Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: формировать понятие переводная литература; познакомить с авторской сказкой Р. Киплинга «Братья Маугли», учить работать с повествовательным текстом, сравнивать книги (озаглавливать выставку книг, классифицировать книги по разным основаниям, антиципировать произведение по обложке книги, находить нужное произведение в книге); работать в паре, группе.
Планируемые результаты: предметные: читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока на основе ключевых слов, составлять план урока, оценивать свою работу на уроке, осмыслять основные особенности авторской сказки, давать характеристику героев произведения, самостоятельно и целенаправленно выбирать книги, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника; личностные: осмыслять понятия: добро побеждает зло, в чем смысл добра, почему сказка всегда имеет хороший конец, идеалы, которые воспевает литературная сказка, человек; обсуждать тему: какие человеческие качества были присущи Маугли.
Оборудование: мультимедиапроектор, выставка книг по теме урока, портрет Р. Киплинга, мультфильмы о Маугли.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение «шипящим» способом.
В лесу, где старые дубы,
Где сказка обитает,
Под сенью молодой листвы
Волчонок отдыхает.
Он целый день провел в бегах,
Гонялся за зайчонком,
На барсука навел он страх
И испугал бельчонка.
Устал ужасно и прилег:
Пусть отдыхают лапы!
«Он должен бегать, он же — волк», —
Сказал о нем так папа!
С. Антонюк
— Понравилось вам стихотворение? Чем?
— Прочитайте стихотворение с разной интонацией.
— Почему мы начинаем урок с этого стихотворения?
— Чем мы сегодня будем заниматься? Чему будем учиться?
III. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение отрывков из произведения Б. Заходера.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
С. 97
— Прочитайте слова профессора Самоварова. Какой вопрос он задает нам? (Умеем ли мы внимательно читать текст?)
— Какое произведение мы будем сегодня изучать? («Братья Маугли».)
— Назовите тему урока. На какие вопросы мы ответим сегодня?
— Кто автор этого произведения?
— Что вы о нем знаете? (См. материал для учителя.)
— Узнайте, кто перевел это произведение. (Н. Дарузес.)
— Знаете ли вы что-нибудь об этом авторе?
Нина Леонидовна Дарузес в 1917 г. окончила гимназию в Москве. С 1929 г. вошла в переводческий коллектив и стала постоянным сотрудником журнала «Интернациональная литература», где и работала до его закрытия в 1942 г. Переводила Хемингуэя, Мопассана, Твена, Киплинга, Диккенса. Редактировала переводы Бальзака, Лондона и современных американских писателей.
Рабочими языками были английский и французский, на немецком могла читать.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитаем сказку.
— Какое впечатление произвело на вас это произведение?
— К какой литературе мы отнесем это произведение? (К переводной литературе.)
— В чем особенность этой литературы? (Действия происходят в другой стране.)
— О каких законах джунглей вы узнали? Могли ли быть приняты эти законы в обществе людей? Обсудите с другом.
VII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно хорошо получилось?
VIII. Подведение итогов урока
— Что интересного было на уроке?
— Что вам особенно понравилось?
Домашнее задание
Читать произведение Р. Киплинга.
Материал для учителя
Джозеф Редьярд Киплинг (1865—1936) — английский писатель, родился в Бомбее (Индия) в семье профессора местной школы искусств Джона Локвуда Киплинга и Алисы (Макдональд) Киплинг. Имя Редьярд он получил, как полагают, в честь английского озера Редьяр, где познакомились его родители. Ранние годы, полные экзотических видов и звуков Индии, были очень счастливыми для будущего писателя. Но в возрасте 5 лет вместе со своей сестрой он отправляется на учебу в Англию. В течение 6 лет Киплинг жил в частном пансионе, хозяйка которого (мадам Роза) плохо обращалась с ним, наказывала. Это так сильно повлияло на него, что до конца жизни он страдал от бессонницы.
В 12 лет родители устраивают мальчика в частное Девонское училище, чтобы он смог потом поступить в престижную военную академию. Директором училища был Кормелл Прайс, друг отца. Именно он стал поощрять любовь мальчика к литературе. Близорукость не позволила Киплингу избрать военную карьеру, а диплома для поступления в другие университеты училище не давало. Под впечатлением от рассказов, написанных в училище, отец устроил его журналистом в редакцию «Гражданской и военной газеты», выходившей в Лахоре (Индия, ныне Пакистан).
В октябре 1882 г. Киплинг возвращается в Индию и начинает журналистскую деятельность. В свободное время он пишет короткие рассказы и стихи, которые затем публикуются газетой наряду с репортажами.
В середине 1880-х гг. Киплинг совершил поездки по Азии и США в качестве корреспондента аллахабадской газеты «Пионер», с которой он заключил контракт на написание путевых очерков. Продажи его произведений начинают резко расти, в 1888—1889 гг. было издано шесть книг с его рассказами, которые принесли ему признание.
В 1889 г. Киплинг совершил длительное путешествие в Англию, затем посетил Бирму, Китай, Японию. Он путешествует через все США, пересекает Атлантический океан и в результате обосновывается в Лондоне. Его начинают называть литературным наследником Чарлза Диккенса. В 1890 г. вышла его первая новелла «Свет погас». Наиболее известной Поэмой того времени становится «Баллада о Востоке и Западе», а также «Последняя песнь Честного Томаса».
В Лондоне он знакомится с молодым американским издателем Уолкоттом Бейлстиром, они вместе работают над повестью «Наулахка». В 1894-1995 гг. выходят его знаменитые «Книга джунглей» и «Вторая книга джунглей». Был опубликован также стихотворный сборник «Семь морей». В 1899 г. он проводит несколько месяцев в Южной Африке. В 1901 г. выходит роман «Ким», который считается одним из лучших романов писателя. В Африке он начинает подбирать материал для новой детской книги, которая выходит в 1902 г. под названием «Сказки просто так».
В этом же году он покупает загородный дом в графстве Сассекс (Англия), где остается до конца жизни. Здесь он пишет свои знаменитые книги «Эльф с Холма Простаково» и «Награды и феи».
В 1907 г. Р. Киплинг получил Нобелевскую премию по литературе.
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
- Почитайте стихотворение жужжащим способом.
Там, где законы джунглей,
Мы крови с тобой одной!..
Совет собирать мы будем,
Чтоб дружно всем жить семьей!
Звериному правосудью
Малыш споет в ответ:
Маугли, Маугли, Маугли…
Имя мое теперь...
Маугли, Маугли, Маугли...
Кто я — человек иль зверь?..
Мама моя волчица,
А папа мой Серый Волк,
С медведем теперь учиться,
С пантерой теперь знаком...
Балу и Багира рядом,
Друзья с ними мы навек!
Не страшен Шер-Хан с шакалом,
Но все же я — человек...
Г. Евс
- Прочитаем стихи орфографически, затем орфоэпически (в медленном темпе; скороговоркой).
— Прочитайте выразительно.
III. Сообщение темы и постановка целей урока
- Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно это стихотворение?
- Что мы узнаем из него? (В нем перечисляются герои произведения.)
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
— Назовите тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Вчера мы познакомились со сказкой Р. Киплинга. Вы читали ее и отвечали на вопросы учебника. Сегодня мы с вами будем характеризовать героев, пользуясь текстом учебника.
— О каком событии рассказывается в этом произведении?
— Перечислите его героев. Какие они? Найдите их описание в тексте.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Расскажите, как Маугли был принят в стаю.
— Прочитайте план рассказа, данный на с. 110 учебника. Согласны ли вы с ним? Дополните пункты плана.
— Какие особенности волшебных сказок можно увидеть в произведении Р. Киплинга «Маугли»? (Любая волшебная сказка имеет следующие структурные элементы: наличие реального мира, в котором живут герои; запрет и нарушение запрета; уход героя из дома; испытания героя; возвращение домой, вознаграждение.)
— Посмотрите фрагмент мультфильма о Маугли. О чем он?
(Учитель показывает фрагмент по своему усмотрению.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Каким стал Маугли?
— Докажите, что он по-прежнему человек.
Домашнее задание
Подготовить пересказ сказки (можно отрывка из прочитанной сказки).
Автор: Кутявина Светлана Владимировна
Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»
Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»
Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»
Нет комментариев. Ваш будет первым!