Конкурсы

Уроки литературного чтения, 3 класс. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

Конспекты уроков литературного чтения «А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: работать с произведением А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...»; формировать нравственные ценности, отраженные в поэтической сказке А.С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); учить работать с текстом сказки в поэтической форме; учить определять тему, основную мысль, характеризовать героев произведения, находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать и перечислять сказки А.С. Пушкина, специфические особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения и свои собственные под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, ориентироваться в учебной и художественной книге, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- или видеозапись сказки, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Учащиеся представляют рассказы на тему «Как я ходил на каток».)

III. Актуализация знаний

(В классе организована выставка книг — детских изданий сказок А.С. Пушкина, висит его портрет.)

— Что вы помните из биографии поэта?

— Какие сказки А.С. Пушкина вы помните?

— Какие чудеса в них встречаются?

(Учитель рассказывает о Пушкине-сказочнике.)

Трудно найти в нашей стране человека, который бы не знал и не любил замечательные произведения великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Прошло больше ста семидесяти лет, как погиб поэт, а наша любовь к нему все так же крепка, стихи его становятся нам все ближе, дороже и нужнее. Пушкин первый из русских поэтов заговорил простым народным языком. Этот язык в его стихах и сказках льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка, владел им блестяще и все же не переставал изучать его всю жизнь.

У Пушкина было много друзей. Но с детства самым близким, самым преданным ему человеком была простая крестьянка, его няня Арина Родионовна. «Подруга дней моих суровых» называл ее поэт. У нее он с малых лет учился чистому народному языку. От нее он впервые услышал замечательные русские сказки.

В селе Михайловском, куда Пушкин был сослан по приказу царя, он вплотную столкнулся с жизнью деревни, узнал ее, полюбил ее песни, басни и сказки. Он часто бывал на ярмарках, ходил в толпе крестьян, заводил беседы с ямщиками, со странниками, записывал все меткие слова и выражения, запоминал песни слепцов — старинные и грозные песни о горькой народной доле.

В длинные зимние вечера в ветхом доме в Михайловском Арина Родионовна, как и в детстве, рассказывала поэту сказки. Валил снег, пел ветер в печных трубах, жужжало веретено — и сказочный народный мир расцветал вокруг Пушкина.

«Что за прелесть эти сказки! — говорил он. — Каждая есть поэма». Под его легким и быстрым пером некоторые из этих сказок превращались в свободные и певучие стихи, чтобы разойтись по всей стране, по всему миру, обрадовать людей и открыть им неистощимые и удивительные богатства русской поэзии.

Пушкин перенес в свои сказки чудесные и живые образы народной фантазии: золотую рыбку, Царевну Лебедь, Черномора и морских богатырей, золотого петушка и затейницу белку. И вместе с народом в своих сказках Пушкин жестоко высмеял и осудил глуповатых и злых царей, жадных попов, хитрых и невежественных бояр.

Каждый, кто прочтет сказки впервые, будет счастлив этим, а кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне. Имя Пушкина никогда не забудется.

— Рассмотрите книги. Сколько разных изданий! Скольких художников вдохновили сказки А.С. Пушкина!

— Прочитайте на с. 12 учебника название сказки, которую мы будем сегодня читать. («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салмановиче и о прекрасной Царевне Лебеди».)

— Из чего ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Что еще можно узнать из заголовка? (Из заголовка можно узнать о героях сказки.)

— Подумайте, какова цель нашего урока.

— Что мы должны сделать при изучении этой сказки? (/. Прочитать сказку. 2. Назвать сказочные события. 3. Сравнить народную и литературную сказки. 4. Характеризовать героев. 5. Назвать специфические особенности жанра волшебной сказки.)

IV. Работа по теме урока

(Учитель начинает читать сказку А.С. Пушкина или включает ее аудиозапись или видео экранизации.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Учитель читает сказку целиком. Ученики следят по тексту по учебникам.)

— Какие чувства остались у вас после прослушивания сказки?

- Хороший ли конец у сказки? Почему? (У сказки хороший конец. Ведь в сказке всегда добро побеждает зло.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Докажите, что это сказка.

— Почувствовали ли вы отношение автора к своим героям? Какое оно?

— Назовите героев сказки, которых вы запомнили.

— Какой эпизод из сказки вам понравился?

- Было ли вам жалко кого-нибудь, или, наоборот, вы злились? Почему?

— Есть ли у вас любимые герои? Кто? Почему?

— Какой пункт плана к уроку мы выполнили?

Домашнее задание

Прочитать сказку.

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

— Прочитайте стихотворение.

Если сказка в дверь стучится,

Ты скорей ее впусти,

Потому что сказка — птица:

Чуть спугнешь — и не найти.

Ты за нею на порог,

А ее и нету...

Только тысячи дорог

Разбрелись по свету.

По какой она пойдет?

Где она покажется?

Плыть ли ей, или ходить,

Или мчать откуда,

Только там, где сказке быть,

Там случится чудо...

У нее чудес запас

И всегда готово

Каждый раз для всех для нас

Золотое слово!

С. Островой

— Как вы поняли смысл этого стихотворения?

— Какие сказки вам особенно нравятся?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

— Прочитайте тему урока. Какова цель нашего урока?

— Вспомните, на какие вопросы мы должны ответить при изучении этой сказки. (7. Прочитать сказку. 2. Назвать сказочные события. 3. Сравнить народную и литературную сказки. 4. Характеризовать героев. 5. Назвать специфические особенности жанра волшебной сказки.)

— Определите задачи сегодняшнего урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с народной сказкой

— Вы знаете, что сюжеты для своих сказок Александр Сергеевич брал из русских народных, которые рассказывали ему его бабушка и няня Арина Родионовна. Послушайте русскую народную сказку в обработке А. Афанасьева.

(Сказку читает учитель. См. материал для учителя.)

— Что вы чувствуете после прослушивания сказки?

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Сравнение сказок

— Вспомните и перечислите основные элементы сюжета народной сказки. (Исходная ситуация. Уход героя из дома. Запрет и нарушение запрета. Испытание героя. Вознаграждение героя.)

— Какие элементы народной сказки нашли отражение в авторской сказке А.С. Пушкина?

(Работа в паре или группе. Заполняют таблицу, затем проводится проверка.)

Событие

Русская народная сказка

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане...»

Исходная ситуация

Выбор невесты

Выбор невесты

Временная отлучка

Отлучка героя в связи со смертью родителей

Отлучка героя на войну

Запрет и нарушение запретов

-

Уход героя из дома

Героиню бросили в море вместе с единственным сыном

Героиню бросили в море вместе с единственным сыном

Встреча с героем-дарителем

Царевна Лебедь

Испытание героя

Два раза рассказывают нищие царю о чуде

Три раза рассказывают корабельщики царю о чудесах

Волшебные помощники

-

Царевна Лебедь

Торжество настоящего героя

Воссоединение главных героев

Воссоединение главных героев

— Сделайте вывод: совпадает ли сюжетная линия русской народной и литературной сказок?

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— С какой сказкой вы познакомились на уроке?

— Какой пункт плана выполнили?

— Какой эпизод из сказки вам понравился?

Домашнее задание

Читать сказку.

Материал для учителя

По колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре

Не в каком царстве, не в каком государстве был-жил царь и царица; у царя, у царицы было три дочери, три родные сестрицы. Большая сестра говорит: «Сестрицы! Пойдемте к бабушке-задворенке на вечеринки; там поговорим да посоветуем». Согласились и пошли. «Здорово, бабушка-задворенка! Мы пришли к тебе на беседушку». — «Милости просим!» Большая сестра стала говорить: «Кабы меня взял Иван-царевич замуж, я бы вышила ему ковер-самолет; куда похочешь — туда и лети!» А Иван-то царевич стоит под окошечком, слушает да про себя думает: «Это не заслуга мне! Ковер-самолет я и сам могу добыть». Другая сестра говорит: «Кабы меня взял Иван-царевич, я бы с собой привезла кота-баюна: кот-баюн сказки сказывает — за три версты слышно». Иван-царевич стоит, слушает: «Это не заслуга мне! Кота-батона я и сам могу купить». Меньшая сестра говорит: «Кабы меня взял Иван-царевич, я бы родила ему девять сыновей — по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки».

Иван-царевич выслушал девичьи речи и поехал домой к отцу, к матери; приехал и сказал: «Батюшка и матушка! Я хочу жениться, возьму себе малую царевну из тридесятого царства». Отец и мать его благословили и за невестой проводили. Приезжает он в дальние край и бьет царю челом: «Отдай, — говорит, — малую дочь за меня, за Ивана-царевича». Царь свадьбу заводил, дубовы столы становил, Ивана-царевича с невестой за стол садил; пили, ели, веселилися, и свадьба отошла.

Жил Иван-царевич у тестя своего год или два, и вдруг приносят ему письмо и челобитье, что батюшка и матушка его умерли, пора ему на царство ехать. Поехал Иван-царевич с молодою женою, Марфою-царевною, в свою землю и стал царствовать. Долго ли, коротко ли — Марфа-царевна обеременела, а Иван-царевич поехал на охоту в чистое поле гулять, бить гусей да лебедей, и проездил долгое время. Без него царевна родила трех сыновей — по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки: насмотреться невозможно! Послали сейчас гонца за бабкою-повитушкою; попалась ему навстречу Баба-яга, спрашивает: «Куда идешь?» Гонец отвечает: «Недалеко». — «Скажи: куда? Не скажешь — сейчас съем тебя!» — «Иду за бабкою-повитушкою; царевна Марфа Прекрасная родила трех сыновей — таких, как сама сказывала». Яга-баба говорит: «Возьми меня в бабки». — «Нет, яга-баба! Не смею тебя звать; Иван-царевич мне голову срубит». — «Не возьмешь — сейчас тебя съем!» — «Ну, делать нечего — пойдем».

Яга-баба пришла и начала свое дело справлять: отобрала у Марфы Прекрасной трех сыновей, а на замен оставила трех поганых щенят; после ушла в лес и спрятала деток в подземелье, возле старого дуба. Приезжает Иван-царевич домой; ему тотчас объявили, что твоя-де царевна родила трех щенят. Он страшно рассердился, щенят приказал бросить в море, а ей хотел за то голову срубить, да потом одумался: «Ну, — сказал, — первая вина прощается».

Вот долго ли, коротко ли — жена его опять стала беременна, а Иван- царевич на охоту поехал; Марфа Прекрасная долго его не пускала и горько-горько плакала, но царевич не послушался, сел на коня и поскакал в чистое поле. Немного погодя родила Марфа Прекрасная шесть сыновей — по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки: насмотреться невозможно! И послала гонца за бабушкою. «Не зови только ягу-бабу!» — приказывает ему со слезами в очах. Посланный пошел за бабушкою; попалась ему навстречу яга-баба и спрашивает: «Куда пошел?» — «Так, недалеко!» — «Скажи: куда? Если не скажешь — сейчас тебя съем!» — «Эх, Баба-яга! Иду за бабушкой-по- витушкою; у нас Марфа Прекрасная шесть сыновей родила». — «Возьми меня». — «Нет, не возьму; боюсь Ивана-царевича: он убьет меня, голову срубит». Баба-яга грозит гонцу: «Не возьмешь — сейчас тебя съем, и с косточками!» — «Ну, пойдем».

Баба-яга пошла во дворец и взяла с собой на обмен шесть поганых щенят: царевна Марфа Прекрасная, как скоро увидела, что Баба-яга идет, схватила одного сына и спрятала в рукав. Яга положила к ней на постель поганых щенят, а пять малых деточек унесла в темный лес; шестого искала-искала, так и не доискалась.

Приезжает Иван-царевич домой; ему тотчас доложили, что твоя-де жена родила шесть щенят. Он страшно рассердился, приказал посадить ее в бочку; на ту бочку железные обручи навести, кругом заколотить, засмолить и в океан-море спустить. Приказ в ту же минуту исполнен. Посадили царевну вместе с сыном в бочку, заколотили, засмолили и бросили в океан-море широкое. Долго носило бочку по морю, наконец прибило к берегу; стала бочка на мель. А сын Марфы-царевны рос не по дням, а по часам; вырос большой и говорит: «Матушка! Я потянусь». — «Потянись, дитя!» Как он потянулся — вмиг бочку розорвало.

Вышли мать и сын на высокую гору. Сын огляделся на все стороны и вымолвил: «Кабы здесь, матушка, дом да зеленый сад — вот бы пожили!» Она говорит: «Дай бог!» Того часу устроилось великое царство: явились славные палаты — белокаменные, зеленые сады — прохладные; к тем палатам тянется дорога широкая, гладкая, утоптанная. По той по дороге идут нищие, люди убогие, просят святую милостыньку. Марфа Прекрасная позвала их в палаты белокаменные, накормила-напоила, в путь-дорожку проводила.

Нищие, люди убогие, пришли к Ивану-царевичу и рассказали, что в этаком-то месте, где прежде были горы высоки, ручьи глубоки, леса непроходимы, там стоит царство великое; в том царстве живет вдова, а у ней сын есть — красоты невиданной и неслыханной: по колена ноги в золоте, по локоть руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки — насмотреться невозможно! «Мать с сыном нас, убогих людей, накормили-напоили, на дорогу хлебом наделили и в путь с честью проводили». Иван-царевич говорит: «Разве поехать мне посмотреть, что там за царство устроилось?» А яга-баба — живет тут у царевича — услыхала эти речи и стала сказывать: «Вот невидаль! У меня в лесу у старого дуба восемь таких молодцов: у всех по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки!»

Иван-царевич остался дома, не поехал в новое царство; а нищие, люди убогие, опять туда побрели просить святой милостыньки. Марфа Прекрасная позвала их в палаты белокаменные, накормила-напоила и спать повалила; назавтрее стала их спрашивать: «Калики вы голосисты! Где вы были-побывали и что вы слыхали?» Отвечают калики: «А мы как от вас пошли, так прямым путем и направились к Ивану-царевичу; он подсел к нам, начал спрашивать: где что слыхали, где что видали? Мы все ему рассказали, что видели твое новое царство, как живешь ты вдовою и что есть у тебя сын, краше которого в белом свете нет. Иван-царевич хотел было сюда ехать — посмотреть, да Баба-яга не пустила; вот, молвила, невидаль! У меня в лесу у старого дуба восемь таких молодцов: у всех по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки!»

Как скоро ушли нищие, люди убогие, говорит Марфа Прекрасная сыну: «Это мои детки, а твои братцы, в лесу у старого дуба сидят!» — «Матушка, — отвечает он, — дай мне хлеба, я пойду — их достану, домой приведу». — «Ступай, дитя, с богом!» Нацедила она из своей груди молока, на том молоке спекла восемь хлебов, отдала ему и отправила в путь-дорогу.

Долго ли, коротко ли шел добрый молодец; скоро сказка сказывается, да тихо дело делается; пришел к старому дубу — у того дерева лежит большой камень; отвалил камень, глянул и увидал своих братьев: сидят вокруг стола в подземелье. Он спустил им по единому хлебцу; братья съели и заплакали. «Эти хлебцы на молоке нашей матушки!» Он спустил им ременья и вытащил всех на вольный свет. Поцеловались, поздоровались и пошли домой к матери. Марфа Прекрасная выбежала встречать их, стала миловать-целовать, крепко к сердцу прижимать.

Живут они вместе. Опять зашли туда нищие, люди убогие, милостыньки просить. Марфа Прекрасная позвала их в палаты белокаменные, накормила-напоила, спать уложила, назавтрее хлебом в дорогу наградила, с честью в путь проводила. Приходят нищие к Ивану-царевичу. Он начал выспрашивать: «Гой еси, калики голосистые! Где вы были-побывали и что видели?» — «Были мы побывали, ночь ночевали в новом царстве; молодая вдова нас накормила-напоила, на дорогу хлебом наградила; есть у ней девять сыновей — краше в свете нет! У всех по колена ноги в золоте, по локти руки в серебре, по косицам часты мелки звездочки». Иван-царевич приказал лошадей закладывать; а Бабе-яге нечем больше похвастать, сидит да молчит.

Поехал царевич в новое царство; долго ли, коротко ли — увидал град великий; остановился у палат белокаменных. Марфа Прекрасная и девять сыновей вышли навстречу; обнималися-целовалися, много сладких слез пролили, пошли в палаты и сделали пир на весь крещеный мир. Я там был, пиво и вино пил, по усу текло, а в рот не попало.

Ход урока 3

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими его сердцу людьми. Талантливая сказительница Арина Родионовна первая познакомила маленького Сашу с русской народной поэзией. Ее песни и сказки запомнились ему на всю жизнь. Позднее он напишет о своих детских впечатлениях:

И шепотом рассказывать мне станет

О мертвецах, о подвигах Бовы...

От ужаса не шелохнусь, бывало,

Едва дыша, прижмусь под одеяло,

не чувствуя ни ног, ни головы.

— Прочитайте жужжащим способом. Что вы узнали из этих строк? {Как Пушкин в детстве слушал сказки.)

— Да, он боялся их слушать, но сам больше всего любил страшные сказки.

— Прочитайте медленно (с ускорением; шепотом; громко; выразительно).

III. Работа по теме урока

(Сказку читают по частям. Чтение первой части сказки учащимися в учебнике на с. 12—20.)

— Как можно разделить прочитанную нами часть? (Составление плана первой части сказки.)

План

1. Выбор невесты.

2. Обман царя.

3. Чудесное спасение.

4. Встреча с Царевной Лебедью.

5. Корабельщики на острове.

— Найдите и прочитайте часть сказки, которую можно назвать «Выбор невесты».

(Учащиеся читают до слов «В те поры война была...».)

— Есть ли в сказке зачин? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (О том, что все происходит здесь, рядом, на русской земле.)

— С чего же начинается сказка? (С торгов.)

— Найдите вторую часть. (Во второй части говорится об обмане царя. До слов «В синем море звезды блещут...».)

— Найдите и прочитайте третью часть.

(Учащиеся читают до слов «Мать и сын теперь на воле...».)

— Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю. Как нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— Каково героям в этом путешествии? (Царица там плачет, бьется. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Значит, растет очень быстро.) — Как спаслись герои? Прочитайте.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

— Найдите и прочитайте часть «Встреча с Царевной Лебедью». (Учащиеся читают до слов «И нарекся: князь Гвидон...».)

— Где оказались мать и сын? (...на воле; Видят холм в широком поле, / Море синее кругом...)

— О чем сын подумал, выйдя на волю? (Об ужине.)

— Что значит добрый ужин? (Хороший.)

— Как делал Гвидон лук для охоты? Похожа ли эта сцена на сказку? (Нет, он делал все, как в жизни. А шнурок взял с креста на шее.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения Царевны Лебеди: «Ты не лебедь ведь избавил, /Девицу в живых оставил; /Тыне коршуна убил, / Чародея подстрелил.) ЗЫБЕЙ — зыбь — легкая волна.

КЛЁВ — клюв.

— Прочитаем пятую часть — «Корабельщики на острове».

— Как наградила Царевна Лебедь Гвидона за спасение? (Она подарила ему целый город, где он стал князем.)

ГРАД — город.

КОЛЫМАГА — большая старинная карета.

ДВОР — придворные, ближайшие к царю или князю люди.

ВЕНЕЦ — драгоценный головной убор.

— Какими вы представляете корабельщиков? Каким тоном они ведут свои речи? (Это гордые, смелые люди. Они говорят неторопливо, с достоинством.)

— Какое желание появилось у Гвидона после посещения гостей? (Он захотел увидеть отца.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чему вы учились на уроке?

— О каких чудесах и чудесных превращениях сегодня узнали?

Домашнее задание

Прочитать отрывок (с. 20—27). Разделить на части. Проиллюстрировать прочитанную часть сказки.

Ход урока 4

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворные строки.

Дубравы, где в тиши свободы,

Встречал я счастье каждый день,

Ступаю вновь под ваши своды,

Под вашу дружескую тень.

И для меня воскресла радость,

И душу взволновали вновь

Моя потерянная младость,

Тоски мучительная сладость

И сердца первая любовь.

— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Проверка домашнего задания

— Ребята, вы догадались чье это стихотворение? (Л. С. Пушкина.)

Строчки стихов А.С. Пушкина, словно тропинки, ведут нас в страну его поэзии. Мы будем идти по тропинкам стихов и, как сказочные богатыри, расти день ото дня. Пушкин будет с нами всегда, он расскажет про громкие битвы и тихие таинственные дубравы, про Медного всадника и каменного Командора. Улыбнется нам: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»? «Здравствуй, Пушкин!» — скажем и мы с вами. А для этого отправимся в путешествие по неведомым дорожкам.

— Определите тему и цели урока.

— Вы должны были дома прочитать отрывок. На сколько частей вы его разделили? (На 5 частей. 1. Первая встреча с отцом. 2. Первое чудо. 3. Гости у князя Гвидона. 4. Вторая встреча с отцом. 5. Второе чудо.)

IV. Физкультминутка

V. Работа по теме урока

(Чтение части, которую читали дома.)

— Что заставило Гвидона превратиться в комара? (Он захотел увидеть отца.)

— Прочитайте, каким увидел князь Гвидон своего отца.

(Учащиеся читают отрывок.)

— Почему повариха рассказывает о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, так как боится, что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? («И впился комар как раз/ Тетке прямо в правый глаз».)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет, он его понимает и оправдывает.)

— Почему Гвидону так захотелось завести чудо-белочку? (Он надеялся, что отец узнает об этом и приедет к нему.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте.

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (В облике мухи.)

— Прочитайте, какими предстали перед ним царь Салтан, ткачиха с Бабарихой и поварихой. (Парь грустит, а родственники «злыми жабами глядят».)

— О каком чуде узнал князь Гвидон на этот раз? (О тридцати трех богатырях и дядьке Черноморе.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. Богатыри оказались братьями Царевны Лебеди.)

— Как оказался князь Гвидон у царя в третий раз? (Он был превращен в шмеля.)

— О каком чуде узнал князь на этот раз? (Он узнал о прекрасной царевне.)

— Прочитайте, о каком чуде рассказала повариха. Как об этом же рассказывал Гвидон? С какой интонацией нужно прочитать? Чем отличаются их рассказы?

— Прочитайте, о каком чуде рассказала ткачиха. А как о нем говорил Гвидон? Одинаково ли они рассказывают о чуде?

— Прочитайте, как автор описывает царя. Какое у него настроение? Почему его настроение меняется? С какой интонацией нужно читать слова царя, когда он невесел, тоскует?

(Ученики вместе с учителем обсуждают, какую иллюстрацию можно нарисовать к прочитанным частям, начитают рисовать. Если не успевают на уроке, то дорисовывают дома.)

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чем вы занимались на уроке?

Домашнее задание

Прочитать отрывок со слов «Князь у синя моря ходит...» до конца сказки. Разделить его на части. Проиллюстрировать прочитанное.

Ход урока 5

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Дома вы должны были дочитать сказку до конца. На сколько частей вы поделили прочитанное? (На 4 части. 1. Женитьба Гвидона. 2. Встреча гостей. 3. В гостях у Салтана. 4. Счастливая встреча.)

(Выставка детских рисунков.)

III. Работа по теме урока

(Выразительное чтение отрывка, прочитанного дома.)

— Ожидал ли князь, что царевна — это лебедь? (Он не ожидал, так как хотел идти искать ее даже очень далеко.)

— Обрадовался ли, когда увидел ее?

— Почему не сразу призналась Царевна Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? {Она хотела, чтобы он сначала все обдумал с тем, чтобы потом не раскаяться: «Но жена не рукавица: / С белой ручки не стряхнешь /Да за пояс не заткнешь.)

— Расскажите и покажите свои иллюстрации: какой вы представляли себе Царевну Лебедь?

— Какое чудо вам запомнилось? Почему?

— Что вас более всего поразило в облике Царевны Лебеди?

— О чем Гвидон не забывает напомнить корабельщикам? (Да напомните ему, / Государю своему: / К нам он в гости обещался, /А доселе не собрался — / Шлю ему я свой поклон.)

— Мы с вами говорили, что это сказка. А в сказке добро... (побеждает зло).

— Кто и как был наказан в этой сказке?

— Простил ли их автор? (Да, он их простил.)

— А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

— Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

— Чему научила нас эта сказка? (Сказка учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать и любить близких, не завидовать другим черной завистью, а учиться радоваться за других.)

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

1. Характеристика героев

— Назовите главных действующих лиц сказки. (Сватья баба Бабариха, ткачиха, повариха, Гвидон, Царевна Лебедь, царь Салтан, царица-мать.)

— Какие человеческие качества они проявляют: доброту, терпение, мужество, умение прощать и любить близких, доверчивость, зависть, жестокость?

— Какие герои побеждают и почему?

(Выпишите героев, разделив их на группы.)

Герои

положительные

отрицательные

нейтральные

 

 

 

Сегодня мы будем составлять характеристику героев по плану (см. с. 47).

(Учитель по очереди вызывает к доске учеников, которые при помощи класса дают характеристику царя Салтана, Гвидона, Царевны Лебеди, поварихи.)

2. Анализ сказочных примет

— Докажите, что прочитанное произведение — сказка. (Содержит устойчивые эпитеты, повторы.)

— Какие устойчивые эпитеты и выражения встречаются в сказке А.С. Пушкина?

— Где в сказке встречаются троекратные повторы?

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Чем сказка А.С. Пушкина интересна современному читателю?

— Чему научила нас эта сказка?

Домашнее задание

Выучить отрывок из сказки.

Ход урока 6

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение «В мире много сказок...» (см. с. 79 пособия).

— Прочитайте медленно (начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп; начните читать быстро и постепенно замедляйте темп; скороговоркой; выразительно).

III. Сообщение темы и постановка целей урока

— Прочитайте выученные отрывки наизусть.

— Прочитайте тему урока и определите его основные задачи.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте самостоятельно описание моря в произведении А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...». Послушайте, какие звуки повторяются при описании моря. Можно ли сказать, что мы слышим море?

— Какую картину вы представляете при чтении? Можно ли сказать, что море штормовое, мрачное?

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

1. Прием звукописи для создания образов комара, шмеля, мухи

- Мы показали прием звукописи для создания образа моря. Подобную работу проведем для образов комара, шмеля, мухи.

(Проводится аналогичная работа.)

2. Составление плана сказки

— Откройте «Творческие тетради» на с. 43. Прочитайте диалог Ани и Вани. Догадались, о чем они говорят?

— Рассмотрите иллюстрации. Прочитайте подписи под ними. Все ли основные события отражены?

— Добавьте еще подписи к оставшимся иллюстрациям. Запишите получившийся план в тетрадь.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал...

• На этом уроке я похвалил бы себя за...

• После урока мне захотелось...

• Сегодня я сумел...

VIII. Подведение итогов урока

— Чем мы занимались на уроке?

Домашнее задание

Читать сказки А.С. Пушкина. Сделать иллюстрации к ним.

Автор: Кутявина Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Тютчев «Листья»

Урок литературного чтения, 3 класс. Шишкин «Зимой в лесу»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Бальмонт «Снежинка»

Урок литературного чтения, 3 класс. Пришвин «Осинкам холодно»

Конспект урока по литературному чтению, 3 класс. Картины природы в произведениях живописи

Нет комментариев. Ваш будет первым!