Цели: воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа; учить выразительному чтению; развивать умение самостоятельно работать с текстом; оценивать себя и своих товарищей; развивать эмоциональность, артистичность детей.
I. Организационный момент.
II. Введение в тему урока.
Определение темы урока учениками.
Звучит мелодия «Колыбельная Светланы» Т. Хренникова.
Учитель. Ребята, сегодня у нас необычайный урок. Урок будет тихим и спокойным. Кто догадался, почему? Назовите тему сегодняшнего урока.
- Да, вы правы, тема нашего урока «Колыбельные песни».
III. Лекция с выступлениями детей.
- Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы».
Чтение стихотворения в форме диалога (двух учеников).
- Дедушка, кто старше меня?
- Твои папа и мама.
- А кто старше, чем они?
- Мы с бабушкой...
- А кто старше всех-всех на свете?
- Внученька, старше всех на свете, я думаю,
Наш хлеб насущный
Да еще колыбельная,
Которую поет твоя мама:
«A-а, а-а, а-а...».
Звучит колыбельная песня.
Учитель. В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель, люлька, зыбка передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастает красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы.
Ученик поет народную колыбельную песню.
Брат сестру качает,
Еще величает:
«Сестрица родная,
Расти поскорее,
Расти поскорее,
Да будь поумнее...
Учитель. У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе с этим словом.
Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался - легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню.
О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных песен много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока».
Ученик исполняет народную колыбельную песню.
У кота, кота
Колыбелька хороша,
А у нашего дитяти
Еще лучше того:
Кольца, пробойцы серебряные;
Крюк золотой, ремни шелковые.
Учитель. В этой песне детская колыбель сравнивается с воображаемой колыбелью кота. Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.
Не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало ласкать, нежить, миловать.
Звучит народная колыбельная песня (музыка А. Лядова).
- А вот совсем другой характер у песни. Она также пелась для того, чтобы успокоить испуганного дитя: мама просит собачку не лаять и не пугать доченьку.
Ученик исполняет народную колыбельную песню.
Баю-баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Танечка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Таню не пугай!
Учитель. Песня «Баюшки-баю, прибаюкиваю» пелась в самом начале «байканья». Ребенка надо сначала успокоить, и нянюшка, чтобы привлечь его внимание, сообщает ему как новость, что отец привезет балалайку.
Ученик исполняет народную колыбельную песню.
Баюшки-баю, прибаюкиваю...
Качь, качь, привезет отец калач,
Матери сайку, сыну балалайку,
А баю, баю, прибаюкиваю...
Стану я качати,
В балалаечку играти,
А баю, баю, прибаюкиваю...
Учитель. Речь в колыбельной песне всегда проста для понимания малышом.
Ученик исполняет народную колыбельную песню.
А баиньки-баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ножки,
Пустим по дорожке,
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Учитель. Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого большого поэта можно найти колыбельную песню. Вот у А. Н. Майкова она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы становятся ручными существами и как добрые помощники приходят в дом к человеку.
Чтение стихотворения учеником наизусть.
Колыбельная песня
Спи, дитя мое, усни!
Сладкий сон к тебе мани:
В няньки я тебе звала
Ветер, солнце и орла.
Улетел орел домой;
Солнце скрылось под водой;
Ветер, после трех ночей,
Мчится к матери своей.
Ветра спрашивает мать:
«Где изволил пропадать?
Али звезды воевал?
Али волны все гонял?»
«Не гонял я волн морских,
Звезд не трогал золотых;
Я дитя оберегал,
Колыбелечку качал!»
Учитель. Послушайте колыбельную песню А. А. Фета и
- Сегодня мы уже говорили о том, что в колыбельной песне родители рассказывали ребенку о его судьбе.
«Казачью колыбельную песню» написал М. Ю. Лермонтов. Казаки - это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества.
Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова учеником.
Колыбельная
Спи моя радость, усни!
В доме погасли огни,
Птички затихли в саду,
Рыбки уснули в пруду,
Месяц на небе блестит,
Месяц в окошко глядит...
Глазки скорее сомкни,
Спи, моя радость, усни!
Усни! Усни!
Учитель. Колыбельная поэзия всякий раз возвращает слушателя к его малой родине: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.
Колыбельная медведицы
Ложкой снег мешая,
Ночь идет большая,
Что же ты, глупышка, не спишь?
Спят твои соседи - белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.
Спят твои соседи - белые медведи,
Спи и ты скорей, малыш.
Мы плывем на льдине,
Как на бригантине,
По седым суровым морям.
И всю ночь соседи - звездные медведи
Светят дальним кораблям.
И всю ночь соседи - звездные медведи
Светят дальним кораблям.
IV. Работа с учебником.
Учитель. Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен? (Темп, громкость, тон.)
- Теперь вам предстоит самостоятельно поработать с текстом колыбельных песен. Ваша работа будет состоять из трех ступенек.
На доске:
1) самостоятельная;
2) в паре;
3) выступление перед классом.
I вариант - «Колыбельная» В. Я. Брюсова.
II вариант - «Где ночует дрема» Я. Балтивилкса.
Алгоритм (I вариант):
1) Прочитай. Подчеркни слова, в которых выражается любовь матери к малышу.
2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.
3) Подготовься читать выразительно. Выбери иллюстрации.
Алгоритм (II вариант):
1) Прочитай и представь описанную словами картинку.
2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.
3) Подготовься читать выразительно. Выбери иллюстрации.
Через 4-5 минут учитель говорит, что пришло время работать в паре. Дети читают колыбельную соседу, после чего задают вопрос: «Что тебе непонятно, о чем ты хочешь спросить?». Затем они меняются ролями.
- Кто, по вашему мнению, может прочитать колыбельную перед классом?
Чтение выбранной колыбельной. (Класс оценивает темп, громкость, тон чтеца.)
V. Итог урока.
Колыбельный фольклор - часть народной памяти. Потеря памяти так же страшна, как потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают мать и учителя. Колыбельная поэзия принадлежит всем, как весна, как лето, как звезды.
Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение-колыбельную из учебника.
Конспект урока литературного чтения. Андерсен «Самое невероятное», 4 класс
Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Мифы и гимны Древней Греции
Урок литературного чтения, 4 класс. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Куприн «Барбос и Жулька»
Нет комментариев. Ваш будет первым!