Урок литературного чтения. Колыбельные песни

Урок-лекция в начальной школе. Тема: Колыбельные песни в устном народном творчестве

Цели: воспитывать интерес к чтению, фольклору, истории своего народа; учить выразительному чтению; развивать умение самостоятельно работать с текстом; оценивать себя и своих товарищей; развивать эмоциональность, артистичность детей.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Введение в тему урока.

Определение темы урока учениками.

Звучит мелодия «Колыбельная Светланы» Т. Хренникова.

Учитель. Ребята, сегодня у нас необычайный урок. Урок будет тихим и спокойным. Кто догадался, почему? Назовите тему сегодняшнего урока.

- Да, вы правы, тема нашего урока «Колыбельные песни».

III. Лекция с выступлениями детей.

- Есть у белорусского поэта Максима Танка стихотворение «Вопросы и ответы».

Чтение стихотворения в форме диалога (двух учеников).

- Дедушка, кто старше меня?

- Твои папа и мама.

- А кто старше, чем они?

- Мы с бабушкой...

- А кто старше всех-всех на свете?

- Внученька, старше всех на свете, я думаю,

Наш хлеб насущный

Да еще колыбельная,

Которую поет твоя мама:

«A-а, а-а, а-а...».

Звучит колыбельная песня.

Учитель. В давние времена народные песни заменяли многим детям, особенно крестьянским, школу и книги. Сама колыбель, люлька, зыбка передавалась из поколения в поколение. Ребенок из колыбели скоро вырастал, а песни будто оставались в ней, накапливались и тоже передавались из поколения в поколение. Колыбель подвешивали на шесте, чтобы было удобно качать. Такой шест называли очеп. Говорят, что латыши рубили очеп на вершине холма в самой красивой березовой роще. Тогда, считали люди, ребенок вырастает красивым и будет правильно говорить. Вешали колыбель возле материнской постели. Прежде чем положить ребенка в колыбель, клали подарки: хлеб, «разумные советы», написанные на бумажках. Колыбельные песни пела не только мама. Бабушка, дедушка, старший брат или сестра с давних пор «выговаривали» в песни добрые пожелания самому младшему в семье, любовь к нему, свои заботы.

Ученик поет народную колыбельную песню.

Брат сестру качает,

Еще величает:

«Сестрица родная,

Расти поскорее,

Расти поскорее,

Да будь поумнее...

Учитель. У каждого народа свои колыбельные песни. Когда ребенку поют на родном языке, то он слышит и усваивает прежде всего национальные мелодии и понятия, родившиеся в народе вместе с этим словом.

Пели колыбельные песни обычно в конце трудового дня, каким бы он ни оказался - легким или трудным. Простые люди всегда находили нужное слово, нужную песню.

О чем же пели в колыбельных песнях? Среди колыбельных песен много песен о коте. Его зовут качать колыбель, ему обещают разные награды за заботу: и «кусок пирога», и «кувшин молока».

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

У кота, кота

Колыбелька хороша,

А у нашего дитяти

Еще лучше того:

Кольца, пробойцы серебряные;

Крюк золотой, ремни шелковые.

Учитель. В этой песне детская колыбель сравнивается с воображаемой колыбелью кота. Упоминание кота в песнях связано с разными бытовыми поверьями: думали, что кот приносит сон и покой ребенку; существовал даже обычай: прежде чем положить в люльку ребенка, в нее клали кота, чтобы малыш лучше спал.

Не только кота звали убаюкивать детей. Очень часто в колыбельных песнях есть упоминание о «гуленьках», так называют голубей. Слово «голубить» означало ласкать, нежить, миловать.

Звучит народная колыбельная песня (музыка А. Лядова).

- А вот совсем другой характер у песни. Она также пелась для того, чтобы успокоить испуганного дитя: мама просит собачку не лаять и не пугать доченьку.

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

Баю-баю, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

Темна ноченька - не спится,

Моя Танечка боится.

Ты, собачка, не лай,

Мою Таню не пугай!

Учитель. Песня «Баюшки-баю, прибаюкиваю» пелась в самом начале «байканья». Ребенка надо сначала успокоить, и нянюшка, чтобы привлечь его внимание, сообщает ему как новость, что отец привезет балалайку.

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

Баюшки-баю, прибаюкиваю...

Качь, качь, привезет отец калач,

Матери сайку, сыну балалайку,

А баю, баю, прибаюкиваю...

Стану я качати,

В балалаечку играти,

А баю, баю, прибаюкиваю...

Учитель. Речь в колыбельной песне всегда проста для понимания малышом.

Ученик исполняет народную колыбельную песню.

А баиньки-баиньки,

Купим сыну валенки,

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Учитель. Конечно же, народное творчество не могло не вдохновить поэтов. Почти у каждого большого поэта можно найти колыбельную песню. Вот у А. Н. Майкова она превратилась в волшебную сказку: могучие силы природы становятся ручными существами и как добрые помощники приходят в дом к человеку.

Чтение стихотворения учеником наизусть.

Колыбельная песня

Спи, дитя мое, усни!

Сладкий сон к тебе мани:

В няньки я тебе звала

Ветер, солнце и орла.

 

Улетел орел домой;

Солнце скрылось под водой;

Ветер, после трех ночей,

Мчится к матери своей.

 

Ветра спрашивает мать:

«Где изволил пропадать?

Али звезды воевал?

Али волны все гонял?»

 

«Не гонял я волн морских,

Звезд не трогал золотых;

Я дитя оберегал,

Колыбелечку качал!»

Учитель. Послушайте колыбельную песню А. А. Фета и Н. А. Римского-Корсакова «Тихо вечер догорает» из оперы «Садко». (Дети слушают с закрытыми глазами.)

- Сегодня мы уже говорили о том, что в колыбельной песне родители рассказывали ребенку о его судьбе.

«Казачью колыбельную песню» написал М. Ю. Лермонтов. Казаки - это военные люди, они охраняли в то время границы государства. В своей песне мама рассказывает малышу о том, что отец всегда защитит своего сына, а потом ребенок вырастет и сам встанет на защиту Отечества.

Чтение стихотворения М. Ю. Лермонтова учеником.

Колыбельная

Спи моя радость, усни!

В доме погасли огни,

Птички затихли в саду,

Рыбки уснули в пруду,

Месяц на небе блестит,

Месяц в окошко глядит...

Глазки скорее сомкни,

Спи, моя радость, усни!

Усни! Усни!

Учитель. Колыбельная поэзия всякий раз возвращает слушателя к его малой родине: к порогу родного дома, к той земле, которая не только хлебом, но и песней своей питала и питает человека.

Колыбельная медведицы

Ложкой снег мешая,

Ночь идет большая,

Что же ты, глупышка, не спишь?

Спят твои соседи - белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

Спят твои соседи - белые медведи,

Спи и ты скорей, малыш.

 

Мы плывем на льдине,

Как на бригантине,

По седым суровым морям.

И всю ночь соседи - звездные медведи

Светят дальним кораблям.

И всю ночь соседи - звездные медведи

Светят дальним кораблям.

IV. Работа с учебником.

Учитель. Мы много сегодня говорили о колыбельных песнях. Какая интонация подходит для чтения колыбельных песен? (Темп, громкость, тон.)

- Теперь вам предстоит самостоятельно поработать с текстом колыбельных песен. Ваша работа будет состоять из трех ступенек.

На доске:

1) самостоятельная;

2) в паре;

3) выступление перед классом.

I вариант - «Колыбельная» В. Я. Брюсова.

II вариант - «Где ночует дрема» Я. Балтивилкса.

Алгоритм (I вариант):

1) Прочитай. Подчеркни слова, в которых выражается любовь матери к малышу.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно. Выбери иллюстрации.

Алгоритм (II вариант):

1) Прочитай и представь описанную словами картинку.

2) Прочитай второй раз и обрати внимание на слова, которые надо выделить голосом.

3) Подготовься читать выразительно. Выбери иллюстрации.

Через 4-5 минут учитель говорит, что пришло время работать в паре. Дети читают колыбельную соседу, после чего задают вопрос: «Что тебе непонятно, о чем ты хочешь спросить?». Затем они меняются ролями.

- Кто, по вашему мнению, может прочитать колыбельную перед классом?

Чтение выбранной колыбельной. (Класс оценивает темп, громкость, тон чтеца.)

V. Итог урока.

Колыбельный фольклор - часть народной памяти. Потеря памяти так же страшна, как потеря мечты. Особенно страшно, когда забывают мать и учителя. Колыбельная поэзия принадлежит всем, как весна, как лето, как звезды.

Домашнее задание: выучить наизусть понравившееся стихотворение-колыбельную из учебника.

Рекомендуем посмотреть:

Урок литературного чтения, 4 класс. Астафьев «Стрижонок Скрип»

Конспект урока литературного чтения. Андерсен «Самое невероятное», 4 класс

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Куприн «Барбос и Жулька»

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Мифы и гимны Древней Греции

Нет комментариев. Ваш будет первым!