Цели: познакомить с гимном как одним из жанров литературного творчества, его особенностями; обогащать словарь и кругозор учащихся; воспитывать любовь и уважение к народному творчеству.
Форма проведения урока: брейн-ринг.
I. Повторение.
- Произведения какого жанра мы читаем? (Мифы.) Какого народа? (Древних греков.)
- Сегодня наш урок пройдёт в форме брейн-ринга. Вспомните имена героев и богов.
(Класс разбит на 6 команд по 4 человека. За каждое выполненное задание - жетон.)
1-й тур - «Миф - это...»
- Дать наиболее полное и точное определение мифа (примеры).
2-й тур - «Угадай, кто это?».
• Сын Урана-Неба и Геи-Земли, отец Геры, Аида, Деметры (Кронос.)
• Самый могущественный из богов. (Зевс.)
• Хранительница брака и супружеской верности, покровительница женщин, грозная и властная. (Гера.)
• Богиня охоты, животного и растительного мира, охраняла установленные обычаи, карала за нарушения. (Артемида (Диана).)
• Дочь Зевса, родившаяся из головы, богиня мудрости и справедливой войны, подарившая Персею волшебные сандалии. (Афина.)
• Курчавый, с козлиными рожками на голове, внушавший ужас своим видом. Он покровительствовал охотникам и рыбакам; исчез прежде всех богов. (Пан.)
• Бог света, «лучезарный», покровитель искусств, всего прекрасного и доброго, носил на голове лавровый венок. (Аполлон.)
3-й тур - «Почему мы так говорим?».
• Красив, как Аполлон;
• внушает панический ужас;
• зол, как Цербер;
• «Олимпийские игры»;
• провалился в тартарары.
4-й тур - Блицтурнир «Кто быстрее».
• Стоголовое чудовище, убитое Зевсом (Тифон);
• вековечная тьма (тартар);
• бог подземного царства (Аид);
• бог морей (Посейдон);
• пища богов (нектар, амброзия);
• обитательницы леса, полубогини (нимфы, дриады).
5-й тур - Творческое задание.
- Загадайте героя, опишите его, подбирая точные слова.
Подведение итогов.
II. Знакомство с новыми произведениями.
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением. Подумайте, является ли оно мифом.
1. Чтение гимна «Зевсу Керавну».
- О чём? Чем похоже на миф? Чем отличается?
Гимн - торжественное восхваление великих людей, страны, царей, богов в стихотворной форме.
2. Словарная работа.
Эфир, престол, нахохленных (птиц), смятение.
Этимологический анализ слов: всесплошных, всеблаженных, всепалящих.
- Что общее есть в этих словах? (Все-.) Что означает?
3. Анализ произведения.
- Где господствует Зевс? Докажите текстом.
- Как подчёркивается его могущество?
- Что подвластно Зевсу?
- Какие два мира противопоставляются? (Земля - люди, животные; Небо — мир богов.)
- Как относится рассказчик к Зевсу? Почему?
- Как понимаете строки:
Ныне, блаженный, молю - на пучины и гордые выси
Лучше свой гнев обрати, а уж нам твоя ведома сила!
- Почему рассказчик просит «послать утешение сердцу»?
4. Чтение гимна «Деметре Элевсинской».
5. Словарная работа.
Всецарящая, многохлопотная, факелоносная, Вакховы пляски, Вакх (Дионис) - бог виноделия.
- О чём просят люди Деметру? Почему?
- Как они её называют?
III. Итог урока.
- С какими произведениями познакомились на уроке?
- Что нового и интересного узнали?
Домашнее задание. Выучить наизусть любой гимн.
Зевсу Керавну (из античных гимнов)
Отче Зевес, ты хлещешь грохочущий мир, озаряя
Вспышками молний его
во всевышних пределах эфира,
Громом божественным ты потрясаешь
престол всеблаженных,
Огненный столб среди туч всесплошных возжигаешь,
Мечешь дожди, и смерчи, и удары могучего грома,
Бурные молнии льёшь, всепалящие, силы ужасной,
Словно потоки огня, и низкими тучами кроешь
Войско нахохленных птиц
перепуганных, полных смятенья.
Молнии чистой стрела
возникает средь грома внезапно,
Непобедимо сквозь вихри
с безмерным проносится свистом,
Неодолимая, неотвратимая, страшная в гневе
Острая неба стрела слетает в пронзительной вспышке,
Море окрест озарив, - и трепещут и суша, и воды,
Звери к земле припадают, как грохот ушей их коснётся,
Вспышки же слепят глаза порою, как в глубях эфира
С рёвом грохочет гроза, и, неба хитон разрывая,
Ты, о Зевес, посылаешь с небес Перун свой слепящий.
Ныне, блаженный, молю - на пучины и гордые выси
Лучше свой гнев обрати, а уж нам твоя ведома сила!
Наше приняв возлиянье, пошли утешение сердцу,
Жизнь со спокойной душой,
с Гигиеей владычицей вместе
Мир ниспошли, многочтимого бога, что пестует юных,
Дай нашей жизни цвести,
благородными мыслями полнясь!
К Гее, матери всех (из Гомеровских гимнов)
Петь начинаю о Гее-всематери, прочноустойной,
Древней, всему, что живёт,
пропитанье обильно дающей.
Ходит ли что по священной земле или плавает в море,
Носится ль в воздухе -
всё лишь твоими щедротами живо.
Ты плодовитость, царица, даёшь и даёшь плодородье;
Можешь ты жизнь даровать человеку
и можешь обратно
Взять её, если захочешь.
Блажен между смертных, кого ты
Благоволеньем почтишь: в изобилии всё он имеет.
Тяжкие гнутся колосья на ниве, на пастбище тучном
Бродит бессчётное стадо, и благами дом его полон.
Сами ж они изобильный красивыми жёнами город
Правят по добрым законам.
Богатство и счастие с ними.
Хвалятся их сыновья жизнерадостным,
свежим весельем,
Девушки - дочери их, -
в хороводах кружась цветоносных,
Нежные топчут цветы на лугах в ликовании светлом.
Так отличаешь ты их, многочтимая, щедрая Гея!
Радуйся, матерь богов,
о жена многозвёздного Неба!
Сердцу приятную жизнь ниспошли благосклонно за песню!
Ныне ж, тебя помянув, я к песне другой приступаю.
Деметре Элевсинской (из Орфических гимнов)
Юность растящая, счастье дарящая, ты, о Деметра,
Ты наделяешь, богиня, богатством, питаешь колосья,
Мир, всецарящая, любишь,
трудам многохлопотным рада,
И семена ты хранишь, и зелёные всходы, и жатву,
В кучи ссыпаешь зерно, Элевсинской долины жилица.
Смертного люда кормилица, всем ты мила и желанна,
Пахарю первая ты быков запряжённых вручила,
Смертным желая подать отрадное в жизни обилье,
Факелоносная, чистая, серп тебе летний - отрада.
Ты, о подземная, явная всем,
ты ко всем милосердна,
Детолюбивая, добрая матерь, растящая юность,
Ты запрягла колесницу - вся упряжь её змеевидна,
Вакховы буйные пляски твой трон окружают, ликуя,
Единородная, о многоплодная, о всецарица,
Ты, о цветочная, чистая, разная в обликах многих
Ныне гряди, о блаженная, летними полнясь плодами,
Мир к нам веди, приведи желанное благозаконье,
Славный достаток и с ними
всему господина - здоровье!
Урок литературного чтения, 4 класс. Астафьев «Стрижонок Скрип»
Урок литературного чтения. Колыбельные песни
Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Куприн «Барбос и Жулька»
Конспект урока литературного чтения. Андерсен «Самое невероятное», 4 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!