Технологическая карта урока физики 9 класс по ФГОС

Автор: Ишматова Маргарита Лазаревна, МАОУ «Лингвистический лицей №25», г. Ижевск, учитель физики

Описание материала: предлагаю материал для учителей, который будет полезен при составлении конспекта урока для старших классов в соответствии с требованиями ФГОС.

Предмет: физика.

Класс: 9.

УМК: А.В. Перышкин, Е.М. Гутник – М.: Дрофа, 2009.- § 65.

Тема урока: Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов

Тип урока: информационно-развивающий.

Оборудование: мультимедиа-проектор, экран, доклады учащихся, портреты ученых.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений учащихся класса, для которого проектируется урок:

Учащиеся владеют:

регулятивными УУД:

– преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную совместными усилиями (2);

познавательными УУД:

– определять способы решения проблем под руководством учителя (2);

– выдвигать гипотезы и выстраивать стратегию поиска под руководством учителя (2);

– формулировать новые знания совместными групповыми усилиями (2);

коммуникативными УУД:

– участвовать в коллективном обсуждении проблем (2);

личностными УУД:

– проявляют ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу.

Этап урока, время этапа

Задачи этапа

Методы, приемы обучения

Формы учебного взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

Мотивационно-целевой этап

      (5мин)

Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний;

Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.

Создание проблемной ситуации и затруднения в интерпретации фактов и явлений.

Фронтальная

1.Предлагает объяснить различие линейчатых спектров у химических элементов.

2.Предлагает вспомнить - с каких времен люди знают о строении атомов.

3.Просит объяснить менялось ли представление об атоме в результате развития физики и в связи с чем.

1.Вспоминают строение атомов из курса 8 класса.

2.Вспоминают. Смотрят в 1-й абзац на стр. 226 учебника.

3. Испытывают затруднения в ответе на вопрос о причинах изменения представления о строении атомов.

Предметные  УД:    осознавать эволюцию взглядов на природу атома;

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности;

Познавательные УУД:

видеть проблему, осознавать возникшие трудности;

Коммуникативные УУД:

участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением и высказывать свое собственное;

Личностные УУД:

осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию.

Ориентировочный этап

          (7мин)

Выявить имеющихся знаний по теме;

Организовать совместное с учителем планирование и выбор метода получения информации.

Беседа. Таблица ЗХУ («Знаю», «Хочу  узнать»).

Фронтальная

1.Рассказывает о случайном открытии неизвестного излучения А. Беккерелем, изображает на доске его опыт.

2.Предлагает назвать явление, о котором идет речь.

3.Предлагает поделиться своими знаниями о явлении радиоактивности.

4.Предлагает систематизировать работу в виде таблицы ЗХУ.

 

1.Слушают, находят уран на таблице Менделеева.

2.Испытывают затруднения, смотрят на страницу учебника.

3.Высказывают правильные и ошибочные мнения.

4.Чертят в тетради таблицу по её изображению на доске.

 

Предметные УД:    осознавать сложность строения атома по результатам накопленных фактов и явлений;

Регулятивные УУД: принимать предложенный способ решения проблемы;

Познавательные УУД: выдвигать гипотезы, выделять материал, который будет использован в исследовании;

Коммуникативные УУД: умение слушать имеющиеся знания учащихся;

Поисково-исследовательский этап

         (13мин)

Организовать поиск решения проблемы.

Беседа. Работа с учебником.

Фронтальная

1. Заполняет колонки «Знаю» по высказанным мнениям (и ошибочные тоже).

2. Предлагает высказывать и  записать свои предложения в колонке «Хочу узнать».

3.Рассказывает о свойствах радиоактивного излучения, обнаруженных Беккерелем, о поисках других радиоактивных элементов.

4. Предлагает рассмотреть опыт Резерфорда по определению состава радиоактивного излучения.

 

1.Участвуют в заполнении колонки на доске.

2.Вносят свои предложения.

3.Слушают. Смотрят на таблицу Менделеева.

4.Рассматривают рисунок опыта Резерфорда (стр. 227). Делают предположения о трех составляющих.

Предметные УД: формулировать определения нового физического понятия, объяснять смысл и результаты опыта Резерфорда;

Регулятивные УУД: предвосхищать результат и уровень усвоения;

Познавательные УУД: ориентируются и воспринимают  тексты научного стиля, устанавливать причинно-следственные связи;

Коммуникативные УУД: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Практический этап

         (10мин)

Обеспечить применение полученных знаний для объяснения новых фактов.

Презентация. Работа с тетрадью. Сообщения учащихся.

Индивидуальная

1.Предлагает просмотреть презентацию с использованием проектора, подготовленную по материалу параграфа  2.Предлагает прослушать сообщения учащихся о биографиях А. Беккереля, М. Кюри, Э. Резерфорда.

 

1.Повторно визуально просматривают материал урока. Ведут самостоятельно записи в колонке «Узнал».

2.Слушают сообщения учащихся.

Регулятивные УУД:  

уметь планировать, прогнозировать, контролировать, корректировать, оценивать полученные знания;

Познавательные УУД: закрепить общеучебные и   логические умения и навыки. Постановка и решение проблем;

Коммуникативные  УУД: уметь сформулировать вопрос;

Рефлексивно-оценочный этап

          (5мин)

Обеспечить осмысление процесса и результаты деятельности.

Таблица ЗХУ (Узнал).

Групповая работа (по рядам).

1.Предлагает озвучить записи в третьей колонке в первом ряду и внести свои добавления второму и третьему ряду.

2.Благодарит за работу над сообщениями. Подводит итог по работе с таблицей.

3.. Записывают домашнее задание (параграф, таблицу завершить).

 

1.Соотносят свои записи по рядам, выбирают   ученика, желающего выступить.

2.Записывают домашнее задание в дневник.

Регулятивные УУД:

Саморегуляция. Оценка степени достижения цели;

Личностные УУД: осознавать личностную значимость владения методами научного познания;

Дата:     7.04.2014.                                  Подпись учителя:                          /Ишматова М.Л./

Проект самоанализа урока.

Этапы урока

Уровень достижения планируемого результата

Возможные риски

Коррекционная работа

Стадия Вызова

Регулятивные УУД:

низкий уровень (формулирование темы учителем);

средний уровень (формулирование темы после наводящих вопросов);

высокий уровень (самостоятельно).

1.Ученики не могут вспомнить линейчатые спектры.

2.Ученики не могут объяснить различие линейчатых спектров у разных химических элементов.

3.Не чертят таблицу в тетради, некоторые учащиеся чертят линейкой долго.

 

1.Показать на цветной вклейке своего учебника линейчатые спектры газов.

2. Предложить вспомнить строение атомов химических элементов по курсу 8-го класса и по курсу химии.

Опросить успешных учащихся.

3. Предложить расчертить карандашом без линейки и записи делать карандашом. Иметь на учительском столе карандаши.

 

Стадия Содержания

Познавательные УУД:

низкий уровень (выполняют действия только по инициативе учителя);

средний уровень (опираются на опыт товарищей);

высокий уровень (проявляют инициативу при изложении и структурировании информации).

Коммуникативные УУД:

низкий уровень (не могут сформулировать вопрос при возникших затруднениях);

средний уровень (формулируют вопросы при помощи учителя);

высокий уровень (обращаются за помощью к учителю или товарищу).

 

1. Для колонки «Знаю» предлагают неверные предположения.

2.Учитель не успевает вести диалог и одновременно записывать на доске.

3.Ученики не умеют делать краткие записи.

4. Не успели воспринять некоторые причинно- следственные связи.

5.затрудняются в формулировании предложений для третьей колонки.

6.По предложенным темам сообщений нет подготовившихся.

1. Записывать и верные и неверные предположения.

2.Предложить одному ученику вести краткие записи на доске.

3.Потренировать учеников сворачивать информацию до1-2 слов.

4. Визуализация материала при помощи презентации.

5.Подготовить слайды с определениями основных понятий темы.

6.Подготовить слайды с биографиями ученых и их портретами. Использовать рефераты с прошлых лет. Дать возможность принести сообщение позже.

Стадия Рефлексии

Познавательные УУД:

низкий уровень (списывание готовых записей с доски);

средний уровень (формулирование выводов с подсказки учителя);

высокий уровень (самостоятельное выполнение задания).

Коммуникативные УУД:

низкий уровень (не могут сформулировать выводы по теме);

средний уровень (формулируют выводы с поддержки учителя);

высокий уровень (активное общение при формулировании в группах, поиск в учебнике, обращение к учителю с вопросами).

1.Нет ученика, желающего озвучить записи третьей колонки («Знаю»).

2.Не видят неверные записи в первой колонке.

3.Не велись записи первых двух колонок в тетрадях.

1.Дать время для обсуждения. Предложить начать с другого ряда.

2.Предложить высказать свое мнение по поводу всей таблицы.

3.Включить в домашнее задание оформление таблицы линейкой. Принести сообщения в виде рефератов.

Рекомендуем посмотреть:

Конспект урока физики 9 класс

Конспект урока физики 8 класс

Внеклассное мероприятие по физике для 9 класса

Конспект обобщающего урока физики в 9 классе по теме: Законы Ньютона

Игра по физике с ответами, 9 класс

Ирина Владимировна Полтусева # 6 ноября 2014 в 13:22 0
В школе, в которой я работаю, 9 класс ещё не перешёл на ФГОС. Но нужно подготовиться заранее. Очень хороший урок, можно взять как основу для составления собственных технологических карт.
Марина Ивановна Цагараева # 20 ноября 2014 в 19:56 0
Новые требования по проведению уроков по ФГОС читались на курсах повышения квалификации, во время весенних и летних каникул. Но как говорится лучше один раз увидеть. Подобные разработки уроков дают нам, учителям еще не работающими по требования ФГОС, сразу включится в нужное русло, не теряя драгоценное время на поиск новых методик. Это прекрасная стартовая возможность для самореализации. Спасибо!
Фомичева Марина Юрьевна # 2 декабря 2014 в 21:02 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна, с большим интересом изучила Вашу работу: старшая школа стоит на пороге внедрения ФГОС. С составлением технологической карты пришлось столкнуться вплотную на курсах повышения квалификации: итоговой работой было составление технологической карты урока. Хочу отметить, что вы очень подробно расписали задачи этапов урока и формируемые ууд. Только нас просили указывая, разделять их на личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные. Хотелось бы увидеть цель урок, какие предметные образовательные результаты планировали получить и какой воспитательный момент несёт занятие. Если я всё правильно поняла, то организуете вы урок с использованием технологии критического мышления ( я не ошиблась?). Мне она очень интересна. Желаю Вам и Вашим ученикам творческих успехов!
Светлана Владимировна Некрасова # 26 декабря 2014 в 07:16 0
Маргарита Лазаревна! Спасибо за разработанный конспект по современной инновации. Ваш опыт работы позволит нам научиться составлять карты уроков по ФГОС!
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 12:55 0
Очень полезный материал, буду использовать при составлении своих уроках. Спасибо огромное за материал!
Нина Петровна Толовски # 26 апреля 2015 в 13:34 0
Спасибо Подобные разработки уроков дают нам, учителям еще не работающими по требования ФГОС, сразу включится в нужное русло, не теряя драгоценное время на поиск новых методик. Это прекрасная стартовая возможность для самореализации.
Ольга Александровна Новикова # 4 октября 2015 в 20:19 0
Доброго времени суток. У меня по ФГОС пока только математика 5 класс, физика ещё не дошла. Поэтому данный материал для меня актуален. Посмотрела как строиться урок по новым требованиям. Спасибо, что поделились своей наработкой.
Светлана Валерьевна Селюнина # 2 ноября 2015 в 15:20 0
Очень полезный материал , возьму себе на заметку!
Дина Сабыровна Кульниязова # 2 декабря 2015 в 20:12 0
Здравствуйте, Маргарита Лазаревна!Спасибо за полезную информацию по составлению урока по новым инновационным технологиям. Буду использовать на своих уроках.+1
Лариса Анатольевна Маслиенко # 7 января 2016 в 20:26 0
Здравствуйте. Через два года мне тоже придется перейти на ФГОС. С интересом ознакомилась с вашей работой.Урок можно немного украсить анимацией. Есть в интернете минутные ролики, которые помогут при объяснении материала.
Ольга Николаевна Сабылина # 9 января 2016 в 12:27 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна,очень заинтересовал ваш урок, я пока не работаю по ФГОС, но вижу как построить урок по современным технологиям, возьму на заметку обязательно, спасибо!
Светлана Викторовна Прудникова # 14 марта 2016 в 14:33 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна! Мне очень понравился Ваш урок, урок полезен, возьму обязательно его на заметку. Спасибо.
Галия Бердибаевна Тугерова # 2 мая 2016 в 17:10 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна! Ваш урок мне очень понравился. Мы не работаем по ФГОС,но свои поурочные планы,составляю используя некоторые элементы. Очень полезен, удобен и понятен.В качестве рекомендации если добавить презентации,видеоматериалы в некоторых этапах работ, урок будет содержательным и интересным для ученика. Спасибо огромное, буду обязательно использовать вашу разработку
Наталья Сергеевна Ларюшкина # 8 июля 2016 в 15:59 0
Спасибо за хорошую разработку технологических карт.Новые требования по проведению уроков по ФГОС читались на курсах повышения квалификации. Подобные разработки уроков дают нам, учителям еще не работающими по требования ФГОС, сразу включится в нужное русло, не теряя драгоценное время на поиск новых методик. Это прекрасная стартовая возможность для самореализации. Спасибо!
Ольга Ивановна Шелепова # 10 августа 2016 в 17:08 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна! Разработка урока в виде технологической карты на современном этапе внедрения ФГОС в основную общеобразовательную школу очень актуальна.Требует внимания и ваш проект самоанализа. Спасибо!
Александр Александрович Овчинников # 10 ноября 2016 в 22:11 0
Большое спасибо, очень полезно. Начал работать по ФГОС, как все новое, пока не очень получается перестроиться.
Наталья Викторовна Курилова # 20 ноября 2016 в 19:34 0
Коллеги, представьте себе, что нам нужно будет заполнять такие технологические карты на каждый урок!Это сколько времени надо!Такие карты целесообразны только для открытых уроков.Их много,разных.Но все они объёмные.Нам нужно придумать что-нибудь покомпактнее.
Татьяна Ивановна Ивлева # 17 декабря 2016 в 13:43 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна, спасибо. Возьму на заметку.
Дарья Александровна Смолина # 13 апреля 2017 в 15:28 0
Уважаемая Маргарита Лазаревна, изучила Вашу работу. С составлением технологической карты столкнулась впервые. Только первый год пришла работать в школу. Она мне очень помогла. Написано наглядно, понятно и просто. Мне она очень интересна. Желаю Вам и Вашим ученикам творческих успехов!
Наталья Петровна Успенская # 24 июля 2020 в 09:42 0
Технологическая карта урока составлена в соответствии со всеми требованиями к современному уроку при реализации ФГОС ООО, учитель показал применение деятельностного подхода, создает условия для самостоятельного изучения материала, применение технологии ТРКМ. Можно брать и провести урок по карте без сомнений.