Деловая игра по экономике для школьников 8-9 класса

Экономическая деловая игра для учащихся 8-9 классов «Аукцион»

Игра-аукцион знакомит учащихся с одной из форм деятельности, помогает учителю мотивировать учащихся при изучении конкретных вопросов, учит их самостоятельной работе, создает деловую атмосферу, проявляет все необходимые элементы рынка. Ориентирована на проведение с учащимися 8-9 классов.

Цели и задачи: активизировать изучение экономических явлений; познакомить с процедурой проведения аукциона и использования кредита под определенный процент; привлечь к самостоятельной работе по составлению вопросов для каждого тура посредством конкурса.

Подготовка игры.

Перед началом проводится отбор вопросов к каждому туру аукциона! К этой работе привлекаются учащиеся, которые учатся на «хорошо» и «отлично». Они и составляют вопросы. Учитель выступает координатором. Составленные вопросы распределяются по трем турам аукциона в любой последовательности, сложности по усмотрению учителя (координатора).

Все участники перед началом аукциона получают в банке (функции банкира выполняет учитель) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до конца аукциона) в размере 1000 монет.

В конце игры все взявшие кредит должны вернуть в банк 1300 монет. Если в ходе игры участник берет второй кредит в размере 1000 монет, то уже под 50 % годовых, и в конце игры он должен вернуть 2800 монет.

Все расчеты в игре участники ведут по лицевому счету (безналичный расчет).

Лицевой счет

п/п

Приход (монет)

Расход (монет)

Остаток (монет)

1

2

3

 

 

 

Ведя постоянный учет в бланке лицевого счета, каждый участник в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств.

Каждый участник готовит свой номер, который соответствует порядковому номеру учащегося в журнале, дающий ему право претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе. В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы по конкретной теме.

Учителем назначаются учащиеся на роль аукциониста (ведущего) и координатора (учитывающего денежные поступления на лицевой счет).

Ход игры

1-й тур. Открытый лот - «конкретный вопрос».

Аукционист объявляет правила, по которым будет проходить первый тур: учащимся задается конкретный вопрос из области микроэкономики; право на ответ может купить любой из участников, имеющий номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов; первоначальная стартовая цена каждого лота (право на ответ) составляет 100 монет, а торговый (аукционный) шаг - 50 монет.

Это означает, что торг ведется суммами, кратными 50 монетам. Назвав свою цену, участник должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона.

Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший лот, платит в банк (отмечает в лицевом счете) сумму, за которую он купил этот выставленный лот. За правильный ответ на вопрос ученик получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 монет - в зависимости от сложности вопроса.

Если участник ответил на вопрос неверно, он платит в банк штраф в размере 100 монет, а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи с аукциона. Деньги, утраченные за вопрос, участнику не возвращаются.

После объявления правил починаются торги. Выбранные на роли аукциониста и координатора учащиеся зачитывают вопросы, оценивают правильность ответов, ведут лицевые счета всех участников.

Вопросы:

1. Какие вы знаете свойства изоквант?

Правильный ответ - 1000 монет. Первоначальная цена - 100 монет. Кто даст большую сумму?

2. Изобразите графически рынок чистой конкуренции на краткосрочном периоде времени.

Правильный ответ - 2000 монет. Первоначальная цена - 100 монет. Кто больше?

3. Чем отличается рента от арендной платы?

Правильный ответ - 1500 монет. Первоначальная цена - 100 монет. Кто больше?

4. Напишите формулу кругооборота капитала и объясните ее.

Вознаграждение - 2500 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

5. При каком условии соотношения ресурсов фирма имеет максимальную прибыль?

Вознаграждение - 2000 монет. Первоначальная цена -100 монет.

6. В чем заключаются различия в анализе издержек со стороны бухгалтеров и руководства фирмы?

Вознаграждение - 1500 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

7. В чем суть закона убывающей предельной полезности?

Вознаграждение - 1000 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

8. Чему равен коэффициент эластичности спроса?

Вознаграждение - 1000 монет. Первоначальная цена - 100 монет.

9. В чем различие номинальной и реальной заработной платы?

Вознаграждение - 1000 монет, а первоначальная цена -100 монет.

10. Каковы функции прибыли?

Вознаграждение - 1000 монет, а первоначальная цена -100 монет. Кто даст больше?

2-й тур. Полузакрытый лот «Область экономических знаний».

На продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная область знаний. Вопрос узнает тот, кто купит выставленный лот. Стоимость правильного ответа - 1500-2000 монет.

Участник, купивший лот и ответивший неверно, платит штраф - 100 монет, а лот снимается с торгов.

1. Вопрос из области «Издержки производства».

- Дайте определение постоянным и переменным издержкам и приведите примеры.

Вопрос оценивается в 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

2. Вопрос из области «Капитал как фактор производства».

- Какова структура фондов предприятия?

Цена вопроса - 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

3. Вопрос из области «Ценообразование на различных типах рынка».

- Чем характеризуется рынок чистой монополии?

Цена вопроса - 1000 монет, стартовая цена - 100 монет.

4. Вопрос из области «Доходы населения».

- Дайте современное определение заработной платы.

Цена вопроса - 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

5. Вопрос из области «Ссудный процент».

- Напишите формулы простых и сложных процентов.

Цена вопроса - 1500 монет, стартовая - 100 монет.

6. Вопрос из области «Прибыль предприятия».

- Какие вы знаете пять форм прибыли?

Цена вопроса - 1500 монет, а стартовая цена - 100 монет.

3-й тур. Закрытый лот «Неизвестный вопрос».

На продажу выставляется закрытый лот, то есть неизвестны ни вопросы, ни область знаний, которые будут в этом лоте.

Цена за правильный ответ будет составлять 2000 монет, стартовая цена - 100 монет.

Вопросы:

1. На какие потоки разделяется прибыль?

2. Каковы причины неравенства доходов?

3. Из каких трех частей складывается стоимость товаров?

4. Что такое неэластичный спрос?

5. Что такое бюджетная линия?

6. Чем характеризуется олигополия?

7. В чем различие номинальной и реальной ставки ссудного процента?

8. Что такое совокупный, средний и предельный продукты?

Подведение итогов.

В заключение участники определяют сумму наличных денег (на лицевом счету), возвращают в банк взятый кредит и 30 % годовых за пользование им. Определяется победитель. Им становится ученик, у которого остается больше денег на лицевом счете.

Ответы на вопросы аукциона.

1-й тур.

1. Свойства изоквант: имеют форму вогнутых кривых с отрицательным наклоном; никогда не пересекаются; большому выпуску соответствует удаленность от начала координат; не имеют общих точек с осями координат, если все ресурсы необходимы для производства данного продукта.

2. Арендная плата за землю включает не только ренту, но процент на вложенный в землю капитал.

3.

4. Фирма имеет прибыль, если цена на каждый ресурс равна его предельному продукту в денежном выражении.

5. Руководство фирмы рассматривает издержки с точки зрения перспектив фирмы, то есть издержки, связанные с упускаемыми возможностями наилучшего использования ресурсов фирмы.

6. По мере насыщения данной потребности предельная полезность каждой следующей единицы блага будет падать.

7. Номинальная заработная плата (ЗП) - это сумма денег, получаемая за час, день, год и т. д.

Реальная ЗП - это количество товаров и услуг, которое можно приобрести на номинальную ЗП, то есть это покупательная способность.

8. Функции прибыли: максимальная прибыль; воздействует на уровень использования ресурсов и их распределение; побуждает к инвестициям, ускорению НТП, расширению производства, производству большего количества продукции.

2-й тур.

1. Постоянные - издержки, величина которых не изменяется с изменением объема производства. Например: арендная плата, управленческие расходы, страховые платежи.

Переменные - издержки, величина которых изменяется в зависимости от объема производства. Например: затраты на сырье, топливо, материалы, оплата трудовых ресурсов.

2. Фонды предприятия делятся на производственные, непроизводственные и фонды обращения.

3. Рынок чистой монополии характеризуется следующими показателями: одна фирма; уникальный продукт; максимальная степень контроля за ценами; невозможность вступить в отрасль; нет неценовой конкуренции.

4. ЗП - основная часть фонда жизненно необходимых средств работников, распределяемая между ними в соответствии с количеством и качеством труда, реальным трудовым вкладом и зависящая от конечных результатов работы предприятия.

5. S = Р(1 + in) - простые проценты;

S = Р (1 + i)^n - сложные проценты.

6. Пять форм прибыли:

а) прибыль - эксплуатация наемного труда, основанная на присвоении результатов неоплаченного труда;

б) прибыль как безусловная зарплата, рента, %;

в) прибыль как временный доход, полученный в результате инноваций;

г) прибыль как вознаграждение за риск в условиях неопределенности;

д) прибыль как монопольный доход.

3-й тур.

1. Прибыль разделяется на три потока:

а) налоги;

б) расходы на накопление;

в) потребление.

2. Причины неравенства доходов:

а) неравенство в отношении собственности;

б) различия в способностях людей;

в) различия в образовании и профессиональной подготовке;

г) готовность к интенсивной работе и риску;

д) монополия и монопсония;

е) удача, связи, дискриминация.

3. W = C + V + m,

W - стоимость товара;

V - стоимость переменного капитала;

С - стоимость постоянного капитала;

m - прибавочная стоимость.

4. При неэластичном спросе изменение цены на определенный процент вызывает изменение спроса на меньший процент.

5. Бюджетная линия отображает множество наборов продуктов, приобретение которых требует одинаковых затрат.

6. Олигополия характеризуется:

а) количеством фирм (несколько);

б) видом продукта - стандартный и дифференцированный;

в) ограниченным контролем за ценами;

г) существующими барьерами вступления в отрасль;

д) типичной неценовой конкуренцией.

7. Номинальная ставка процента - процентная ставка % по текущему курсу.

8. Реальная ставка % = номинальная ставка % - уровень инфляции.

9. Совокупный продукт - количество продукта, производимого при определенном количестве переменного фактора и неизменности другого фактора.

Средний продукт - количество совокупного продукта фактора к затраченному количеству этого фактора.

Предельный продукт - дополнительный продукт, полученный при увеличении данного фактора на 1 единицу.

Автор: Мaринa Евгeньeвнa Сeргeeвa

Рекомендуем посмотреть:

Мероприятие по экономике для школьников 8-9 класса

Деловая игра для школьников 7-9 класса. Природа Волгоградской области

Деловая игра для 9 класса на тему: Проект: Школа будущего

Вероника Владимировна Швенк # 28 августа 2017 в 08:55 0
очень интересная деловая игра для экономического воспитания, соответствует требованиям современного практико-ориентированнного образования,прослеживается связь с жизнью, спасибо за разработку!