Мероприятие по экономике для школьников 8-9 класса

Экономический конкурс для школьников «Ты – потребитель»

Цель: активизировать познавательный интерес к экономике; прививать культуру потребителя; познакомить с основными законами потребителя; привлекать учащихся к исследовательской деятельности и развивать самостоятельность.

В конкурсе могут принимать участие как команды учащихся, так и отдельные ученики. Выбирается жюри, которое будет отслеживать выступления.

Оформление: рекламные листы, составленные учащимися, столы, изображающие прилавки с различными товарами, бланки сертификатов качества товаров, прайс-листы, музыкальное сопровождение.

Ход конкурса

I. Приветствие, представление участников.

Ведущий. В наше бурное время мы с вами являемся потребителями, начиная от самых маленьких и заканчивая нашими бабушками. И все имеем одинаковые права, которые дает нам «Закон о защите прав потребителя». Сегодня в конкурсной программе будут соревноваться с друг другом ваши товарищи, одноклассники которые покажут нам, как надо пользоваться законом. Ребята анализировали множество различных ситуаций, возникающих у потребителей, и даже проводили некоторую исследовательскую работу. Давайте поприветствуем наших участников!

Звучит музыка, команды выходят на сцену. Ведущий представляет участников, а затем знакомит с членами жюри.

II. Разминка.

Каждый участник получает тест, отвечает на вопросы в течение 3-5 минут, затем передает его жюри. Во время работы учащихся звучит музыка.

Тест.

Выбери правильный вариант ответа.

1. Закон «О защите прав потребителя» не устанавливает право:

а) выбора товара или услуги;

б) на информацию о товаре;

в) на оскорбление продавца.

2. Судебная защита обеспечивает:

а) возмещение за материальный ущерб;

б) улаживание конфликта между продавцом и покупателем;

в) защиту прав продавца.

3. Какой товар не подлежит обязательной сертификации:

а) мебель;

б) бытовая техника;

в) букет цветов.

4. Срок годности медикаментов установлен на срок:

а) 1 год;

б) 5 лет;

в) 10 лет.

5. К недостатку рекламы относится:

а) высокий доход рекламных агентов и телевидения;

б) увеличение спроса покупателей;

в) увеличение цены рекламируемого товара.

6. Чем может исчисляться срок службы товара?

а) единицами времени;

б) километрами, метрами и прочее;

в) и тем и другим.

7. Потребитель имеет право на то, чтобы товар был безопасен для жизни при обычных условиях:

а) использования;

б) хранения;

в)транспортировки;

г) утилизации.

8. Изготовитель обязан довести до сведения потребителя:

а) технологию производства;

б) финансовые возможности фирмы;

в) юридический адрес своей организации.

III. Конкурсная программа.

1-й тур. «Все дело в терминах».

Определяются знания участников. Они должны назвать по 8 терминов. Термины, которые повторяются следующим игроком, не засчитываются.

1. Гарантия, гуманитарная помощь, дефицит, заказ, заклад, экспертиза, ассортимент.

2. Тариф, такса, утилизация, ущерб, фальсификация, вес брутто, чек, фонд.

3. Ингредиенты, изделие, качество, лицензия, ценные бумаги, пеня, кондиция, льготы.

4. Маркировка, модификация, штрих-код, новый товар, оклад, образец, ярлык, надежность.

5. Прейскурант, меню, риск, сервис, качество, деньги, рекламация, нетто.

6. Ассортимент, база, валюта, лицензия, магазин, выбор, лоток, товар.

2-й тур. «Народная мудрость».

Ведущий. Истоки наших знаний в народной мудрости.

Ребята называют пословицы, которые демонстрируют знания экономического содержания, по очереди; за каждую названную пословицу участник получает один балл.

3-й тур. «Твой ответ».

Ребята вытягивают карточки, на которых написаны вопросы, и сразу же дают ответ.

Вопросы:

1. Когда был принят «Закон о защите прав потребителя»?

2. Какие мотивы помогают тебе делать покупки?

3. С какого времени исчисляется гарантийный срок или срок службы?

4. Каким образом до покупателей доводится информация, предусмотренная «Законом о защите прав потребителя»?

5. Кто финансирует судебные издержки при рассмотрении исков потребителей?

6. Что такое гарантийный срок?

7. В какие сроки потребитель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара?

8. Куда следует обращаться в случае покупки некачественного товара?

9. Зачем покупателю кассовый чек?

10. Какие принципы культуры потребителя советуют соблюдать экономисты?

4-й тур. «Примите решение».

Каждый участник получает задание: основательно и аргументировано объяснить свои действия по предлагаемым ситуациям.

1. Яна Веселкина отдала дубленку в химчистку, откуда она была похищена. Подскажите, что делать Яне.

2. Петр Петров решил угостить свою любимую девушку шашлыком в уличном кафе «Огонек». Когда подали блюдо, то посетители увидели, что часть продукта подгорела, часть сырая. Как следует себя вести в этой ситуации?

3. В доме Егоровых в феврале и марте не было отопления. Семья вся переболела гриппом. Кто возместит затраты на лечение?

4. Лямкин Е. купил холодильник, через месяц он начал барахлить. Хозяин потребовал немедленной замены, но магазин направил его в гарантийную мастерскую. Правы ли работники магазина?

5. Марина П. купила платье, которое ей очень нравилось. Идя на работу, она зацепилась за сук, торчащий от раскидистого дерева,

и сильно его порвала. Может ли магазин ей его поменять? Со дня покупки прошло всего два дня.

6. В квартире Орловых сгорел и телевизор и стиральная машинка из-за перебоев в подаче электроэнергии. Кто возместит им ущерб?

7. Был заключен договор о строительстве из вашего материала небольшого дачного домика. Строители, начав стройку, испортили раствор и побили кирпичи. Как вам возместить нанесенный ущерб?

8. В мастерской были заказаны двери, а изготовители ошиблись в размерах. Можно ли потребовать, чтобы их переделали?

9. Иванов купил 1 кг сахара. Придя домой, обнаружил, что там неполный вес. Как ему теперь быть?

10. Люба М. искупалась в новых наручных часах, которые перестали ходить, а гарантийный срок еще не истек. Может ли магазин поменять ей испорченные часы на новые?

11. Павел купил новый костюм, но придя домой, обнаружил, что он совершенно не подходит к его новым туфлям. Как ему стоит поступить?

12. Вера К. очень спешила в техникум и забыла свой проездной билет дома. В автобусе зашел контролер и стал заставлять ее уплатить штраф. Нарушены ли права Веры?

5-й тур. «Как знаем закон?».

В предложенных текстах необходимо найти ошибки.

Ст. 20. ...Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продавца), на основании договора с ним в течение десяти дней со дня предъявления потребителем требования об устранении недостатков товара.

Ст. 21. ...Продавец обязан заменить товар не подлежащего качества при необходимости дополнительной проверки качества в течение одного месяца со дня предъявления указанного требования.

6-й тур. Домашнее задание.

Участники показывают домашнее задание.

1-й участник. Овсянка овсянке - рознь. И если вы входите в клуб овсянколюбов, разногласий между вами быть не должно.

Сэр Генри сидит за столом. К нему с подносом в руке подходит сэр Бэримор.

Сэр Генри. Что это?

Сэр Бэримор. Овсянка, сэр!

Сэр Генри. Сколько минут она варилась?

Сэр Бэримор. Пять минут, сэр.

Сэр Генри. Я есть ее не буду. Отнесите на экспертизу.

Сэр Бэримор уходит. За столом, уставленном реактивами, сидит эксперт. Перед ним различные виды каши «Геркулес».

Сэр Генри. Мы убедились в том, что все хлопья соответствуют ГОСТу, а теперь проверим, какая флора и фауна населяет коробочки.

Эксперт. В «Геркулесе» медленного приготовления АО «Здравсерис» жизнь так и кипит - кишечные палочки резвятся и играют в догоняли в зарослях плесени. Дешевый рыночный «Геркулес» из Костромы не хуже водного «Довганя» из Челябинска - оба заражены кишечной палочкой.

Сэр Генри. Весь животный мир погибает за 20 минут кипения. Абсолютно стерильными оказались только каши быстрого приготовления: московская от «Мосторгпищекомбината» и английская «Квакер». Геркулес длительного приготовления можно варить только в соответствии с инструкцией. Итак, сэр Бэримор, если вы будете подавать мне недоваренную кашу, то я, пожалуй, до последней серии не дотяну.

Ведущий. Ведь мы можем быть потребителями не только пирожков, но и потребителями на рынке ценных бумаг.

2-й участник. Хочу дать некоторые советы частным инвесторам, у которых на руках акции, и они им жгут руки. Попросил бы граждан быть очень осторожными в подходе к прямым вложениям. Рынок ЦБ очень подвержен различным колебаниям (показывает график изменения цен на бирже). Вы можете сказать, что страшно доверять свои деньги, ведь уже столько раз обманывали, стоит вспомнить МММ. Но в любом случае, если покупаешь акции, кому-то приходится доверять. Сейчас повсеместно открывают «Фондовые магазины». Количество акций достигает сотен наименований. Самые ликвидные называют «профессионалами, голубыми фишками». Обращаю также ваше внимание на новые формы инвестирования. Во-первых, это уже известные Паевые инвестиционные фонды (ПИФы), которых пока немного. Их особенность в том, что нет необходимости ломать голову над тем, какие ЦБ купить, за вас это сделают профессионалы, но в любой момент вы можете получить информацию о том, куда деньги пошли из пая, который вы купили.

3-й участник. Всероссийский центр изучения общественного мнения недавно провел опрос среди горожанок в возрасте до 50 лет.

Как выяснилось, помадой не пользуются только 4 % женщин. 90 % женщин красят губы ежедневно, носят тюбик помады с собой в сумочке и еще 2-3 тюбика хранят впрок. А эти тюбики с каждым днем становятся все опаснее. Косметика - лучшая среда для размножения микробов. Помада - лучшее средство для доставки микробов в организм. Жизнь помады коротка. Гарантийный срок нераспечатанной помады 1 год. Потом консерванты стареют и не могут обеспечивать микробиологическую безопасность помады. После вскрытия ею можно пользоваться не более 3 месяцев. Затем она становится фактором риска. Колонии микробов можно заметить даже невооруженным глазом: черные пятна у основания, белесые пятнышки - сигнал тревоги. Такая помада вызывает раздражение, шелушение, отеки. Вот что говорит сотрудник института Красоты: «Аллергическая реакция может проявляться не только локально, но могут быть высыпания по всему кожному покрову. Это очень опасно и трудно поддается лечению». Если вы видите помаду с серьезным именем на упаковке и с трещиной на колпачке - это скорее всего подделка. Дешевая помада из низкосортного сырья - поистине рай для бактерий. Часто она неприятно пахнет. Предательский запах производители пытаются заглушить резким парфюмерным ароматом. Помада не должна благоухать, как духи. Чтобы в магазине рассмотреть помаду, нужно требовать пробник, желательно одноразовый.

Ведущий. Я думаю, что с большой осторожностью нужно относиться к крему для лица, туши для ресниц и другой косметике. Дело в том, что порой даже очень известные фирмы безразличны и безответственны к здоровью людей. Еще один рассказ.

4-й участник. Все чаще и чаще мы сталкиваемся с продуктами, медикаментами, на которые есть сертификат качества, но тем не менее их качество и полезность для потребителя вызывают сомнения. Вот, например, фирма «Кока-Кола». Ее считают крупной солидной фирмой. Однако, я от имени группы защиты интересов потребителей хочу предъявить ей следующие обвинения: в напитках «Кола» содержатся ингредиенты, наносящие вред зубам, вызывающие желудочно-кишечные расстройства, тара загрязняет окружающую среду. Со своими обвинениями я обращаюсь в высшей суд (за гранью реальности).

Итак, встать, Суд идет!

Слушается дело по обвинению фирмы «Кола» и некоторых других зарубежных корпораций в подрыве долговременного благополучия человечества! Выслушаем мнение присяжных: Химии, Эгологии, Экономики.

Химия. Есть данные, что содержащиеся в кока-коле сахар и фосфорная кислота наносят вред зубам. Бромированное растительное масло, применяемое в напитках «Кола», исключено из списка продуктов, признанных безвредными. Содержащийся в коле кофеин вызывает судороги, желудочно-кишечные расстройства, а также возможны повреждения на клеточном уровне. Применение сахарина, входящего в состав диетического безалкогольного напитка «Таб», изготовляемого фирмой «Кока-кола», запрещено управлением по контролю за качеством пищевых продуктов.

Экономика. Индустрия безалкогольных напитков все шире использует необоротные, не подлежащие возврату бутылки. Необоротные бутылки - это огромные непроизводительные затраты ресурсов. Ведь требуется 17 необоротных бутылок, тогда как многооборотная бутылка могла бы совершить 17 циклов «продавец- покупатель» до того, как придет в негодность.

Экология. Многие из необоротных бутылок сделаны из материалов, неподдающихся биохимическому разложению, и зачастую являются факторами загрязнения окружающей среды. Они выделяют ядовитое вещество - винил, самое опасное - сжечь их, так как при этом выделяется фосген и диоксин, которые превосходят цианистый калий и синильную кислоту.

Суд присяжных постановил: Объявить общественный бойкот продукции фирмы «Кола» и подобным ей фирмам, которые в погоне за прибылью забывают о долговременном благополучии человечества.

Ведущий. Закон дает право участвовать гражданам, объединившись в ассоциации, в разработке требований к безопасности товаров. А теперь предоставим слово жюри.

Жюри объявляет победителя. Звучит музыка. Награждается победитель.

Ведущий. Конкурс окончен. Надеемся, что после нашей встречи вы останетесь активным потребителем под надежной защитой закона.

Автор: Мaринa Евгeньeвнa Сeргeeвa

Рекомендуем посмотреть:

Деловая игра для 9 класса на тему: Проект: Школа будущего

Деловая игра по экономике для школьников 8-9 класса

Деловая игра для школьников 7-9 класса. Природа Волгоградской области

Нет комментариев. Ваш будет первым!