Страноведение Германии (программа элективного курса) для учащихся 11 класса средней общеобразовательной школы
Автор: Голенкова Анна Дмитриевна, учитель немецкого языка МБОУ СОШ №34, пгт. Краснобродский Кемеровская область
Описание материала: Предлагаю вам программу элективного курса для учащихся старших классов. Элективный курс преподаётся на иностранном языке и призван через знакомство учащихся со страной изучаемого языка (Германией) способствовать всестороннему развитию школьников, повышению их культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычных навыков и умений.
Содержание
1. Пояснительная записка
2. Учебно-тематический план
3. Содержание программы
4. Литература для учащихся
5. Литература для учителя
6. Перечень ключевых слов
1. Пояснительная записка
Проблема организации обучения иностранным языкам на старшем этапе в среднем общеобразовательном учреждении является в современных условиях очень актуальной и может быть решена по-разному. Вводится профильное изучение иностранного языка для тех, кто хочет использовать его в своих планах на будущее: в дальнейшей учёбе, в профессиональной деятельности.
Профильный уровень предполагает помимо изучения основного курса иностранного языка ещё ряд элективных курсов профильного уровня. Элективный курс «Страноведение Германии» решает проблему дефицита курсов данной тематики для гуманитарно - филологического профиля.
Программа курса построена с учётом Федерального компонента государственного стандарта общего образования (профильный уровень) примерной программы среднего (полного) образования по немецкому языку (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования (профильный уровень) М.З.Биболетовой, И.Л.Бим, Л.В.Садомовой
Элективный курс преподаётся на иностранном языке и призван через знакомство учащихся со страной изучаемого языка (Германией) способствовать всестороннему развитию школьников, повышению их культурного уровня одновременно с совершенствованием иноязычных навыков и умений.
Основными целями данного курса является развитие у учащихся:
· коммуникативных умений с ориентацией на пороговый уровень владения иностранным языком и выше;
· информационных умений, в том числе умений поиска, систематизации, обработки и интерпретации информационного материала с целью его дальнейшего использования в решении различных коммуникативных задач;
· учебных умений, умений обобщать, выделять главное, анализировать, сопоставлять, устанавливать взаимосвязи, умений интегрировать знания в соответствии с речевой учебной задачей;
· мотивации учения, направленной на понимание, которое достигается в процессе собственного анализа;
· умений самостоятельной работы и формирование способности к самооценке.
Особенности курса:
· в центре внимания находится ученик с его потребностями, мотивами, интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результаты своего труда.
· курс строится на понимании сущности обучения предмету как процессу взаимодействия учителя и учащихся, учащихся друг с другом, проявляющие гуманистические взаимоотношения, стремление к соучастию и взаимопомощи;
· включение учащихся в исследовательскую, поисковую и реальную практическую деятельность в школе и за её пределами, что способствует их социализации;
· индивидуализировать процесс обучения, предоставив самим учащимся право выбора сложности учебного материала, объёма и количества дополнительного материала и источников его получения;
· контроль за деятельностью учащихся должен быть гибким и стимулировать у них развитие рефлексии;
· интегрировать знания из различных предметных областей, тем самым развивая способность к осознанию целостной картины мира;
· при реализации курса должны быть использованы современные эффективные методы работы: метод проектов, интерактивные методы, которые предполагают вовлечение учащихся в активную учебную деятельность, развития критического мышления.
Степень достижения поставленных целей учащимися показывает контроль. Курс предполагает следующие объекты контроля:
- письменная речь: учащиеся представляют проекты в письменном виде, оформленные по стандартам рефератов и курсовых работ, при этом оценивается содержание и организация материала, оригинальность и мотивированность собственной исследовательской части;
- устная (монологическая подготовленная) речь: учащиеся в течение двух-трёх минут представляют свою работу. Учитывается содержательная сторона речи. Организационное построение высказывания, сохранение официального стиля и присущих ему элементов речи. Разнообразие и соответствующий уровень лексико-грамматического материала, грамотность речи
- устная (диалогическая неподготовленная) речь: учащиеся в течение двух-трёх минут отвечают на вопросы. Оценивается содержательная сторона речи, адекватность реакции на вопрос, умение взаимодействия с собеседником, разнообразие лексико-грамматического материала, лексическая, грамматическая и фонетическая грамотность. Культуроведческие проекты оцениваются не только по результату, но и надо учитывать процесс подготовки, т.е. оценивать важность материала, возможность его дальнейшего использования, способы сбора, систематизации и обобщения информации. Необходимо учитывать оригинальность представления.
Принимая во внимание тот факт, что при работе над проектом у старшеклассников параллельно формируются и совершенствуются разнообразные общеучебные и информационные умения и навыки, преимущества подобной формы контроля очевидны.
В результате изучения курса «Страноведение Германии» учащиеся должны
- знать и понимать особенности культуры и общественно-экономических отношений в Германии;
- уметь выражать своё мнение и обосновывать его;
- понимать и вести обсуждение по содержанию изучаемых тем;
- научиться в письменном виде излагать материал согласно поставленной проблеме;
- выполнять проектную работу и выполнять её в виде стенной газеты, постера, доклада, альбома и др.;
- самостоятельно подготовить устное сообщение по выбранной ранее теме и выступить с ним;
- читать объёмные текстовые материалы, связанные с изучаемой тематикой, исходя из собственного интереса при выборе текста
Элективный курс «Страноведение Германии» изучается в 11 классе, на него отводится 34 учебных часа.
2. Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем
|
|
Формы контроля
|
Всего часов
|
I.Введение. Страна и люди
1.1. Германия на карте мира
1.2. Региональные различия
1.3. Климат. Охрана окружаю- щей среды
1.4. Германия и Европа
1.5. Две Германии на карте Европы. Послевоенные события
1.6. Объединённая Германия
1.7. Иностранцы в Германии
|
11
1
2
2
1
2
1
2
|
Сообщение
|
II. Государственное устройст-во и конституция
2.1.Основной закон
2.2. Государство и его граждане
2.3. Конституционные органы
2.4.Партии и бундестаг
2.5. Система выборов
|
6
1
2
1
1
1
|
Реферат
|
III. Экономика
3.1. Рынок труда
3.2. Промышленность. Сельское хозяйство
3.4. Социальная защита
|
4
1
2
1
|
Сообщение
|
IV. Общественная жизнь
4.1. Молодёжь
4.2. Церкви и религиозные объединения
4.3. Средства массовой информации
4.4. Система образования
4.5. Музеи, коллекции, выставки
|
7
1
1
2
1
2
|
Проект
|
V. Праздники и обычаи
5.1. Рождество
5.2. Вокруг Пасхи
5.3. Символы Пасхи
5.4. Октябрьский праздник
|
5
2
1
1
1
|
Эссе
|
VI. Заключение. Из истории культуры
6.1. Из истории культуры. Защита проектов
|
1
|
Проект
|
Всего
|
34
|
|
|