Участники: учащиеся 10 класса.
Игра проходит в 6 этапов.
I этап. Великие имена.
Задание. Прочитать текст и назвать имя исторического деятеля. Максимальное количество баллов - 5 (1 балл за 1 текст).
II этап. Неотосланная депеша.
Задание. Прочитать фразы и ответить на вопрос: кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений? Максимальное количество баллов - 10 (1 балл за 1 фразу).
III этап. Историческая путаница.
Задание. Прочитать текст, найти и исправить в нём 10 ошибок. Максимальное количество баллов - 10 (1 балл за 1 ошибку).
IV этап. Хронология.
Задание. Правильно соотнести исторические факты и годы. Максимальное количество баллов - 12 (1 балл за одну дату).
V этап. Художники России.
Задание. Назвать картину и её автора. Максимальное количество баллов - 5 (1 балл за 1 картину).
VI этап. Защита домашнего задания.
Задание. Подготовить информацию о великих людях России, оформить газету и защитить её:
10 «А» - историки, 10 «Б» - экономисты, 10 «В» - правоведы. Максимальное количество баллов - 20 (10 баллов за полноту информации и 10 баллов за творческий подход).
Рекомендации для учащихся.
Повторить темы: «Русские князья и цари (от Игоря до Николая II)»; «Полководцы разных времён и их знаменитые битвы (А. Невский, Д. Донской, А. В. Суворов, М. И. Кутузов, полководцы Великой Отечественной войны)»; «Государственные деятели (С. Ю. Витте, М. М. Сперанский, П. А. Столыпин)»; «Художники XIX века (К. П. Брюллов, А. А. Иванов, О. А. Кипренский, В. А Тропинин, И. А Репин, В. Г. Перов, А. К. Саврасов, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, В. И. Суриков)».
Задание. Назовите имена исторических деятелей.
1. Царь.
Ему принадлежат слова: «Благосостояние государств не играет никакой роли в управлении делами. Существует только неограниченная власть, которая все творит шиворот-навыворот... Выбор исполнителей основан на фаворитизме... Хлебопашец обижен, торговля стеснена, свобода и личное благосостояние уничтожены. Вот картина современной России...»
В его правление к России были присоединены Восточная Грузия, Финляндия, Бессарабия, Азербайджан, герцогство Варшавское.
Осуществлял попытки проведения либеральных реформ.
Им увлекались женщины. В отношении с ними он был безупречным рыцарем.
Это о нём написал поэт:
Властитель слабый и лукавый,
Плешивый щеголь, враг труда,
Нечаянно пригретый славой,
Над нами царствовал тогда...
Оценки и мнения.
Наполеон Бонапарт, император Франции: «Эго истинный византиец, тонкий притворщик, хитрец. Он гораздо умнее, чем о нём думают».
Н. А. Бердиев, философ: «... Был царь-интеллигент, всю жизнь искавший правды, в молодости - враг самодержавия, но человек раздвоенный и несильный».
А. И. Герцен, писатель и философ, называл его «коронованным Гамлетом».
2. Царь.
Не раз жалел, что «родился великим князем».
Владел французским, немецким, английским и польским языками.
Реформатор.
В семейной жизни был неустойчив. Имел жену и восемь детей, но по-настоящему любил другую женщину, родившую от него трёх детей. Через полтора месяца после смерти жены обвенчался с княжной Е. Долгорукой.
Пережил несколько покушений на свою жизнь.
Оценки и мнения.
П. А. Кропоткин, теоретик анархизма: «Он не трус и спокойно пошёл бы на медведя лицом к лицу...»
Маркиз де Кюстин, французский писатель: «Эго в полном смысле государь... Он - прекраснейший образец государя, из всех когда-либо мною виденных».
3. Императрица.
Открыла Воспитательный дом для детей-сирот. Ввела обязательные прививки против оспы.
Внешнюю политику осуществляла успешно. Сочиняла комедии, оперы и сказки для детей. Вела переписку с видными мыслителями Запада. Заботилась о просвещении.
Была трудолюбива, отличалась веротерпимостью, свято соблюдала православные обычаи. «У каждого крестьянина в супе курица, у некоторых индейка», - объявила царица к сведению Европы после путешествия по Волге.
Тщеславие ей было чуждо. Когда представителями сословий было решено присвоить ей титул «Великой, Премудрой и Матери Отечества», императрица ответила: «Велика ли я, решит потомство... Любить мой народ и быть его матерью - обязанность моя».
Оценки и мнения.
Г. Р. Державин, поэт:
Ты здраво о заслугах мыслишь,
Достойно воздаёшь ты честь.
А. П. Сумароков, писатель: «Пётр дал нам бытие, ... - душу».
С. Г. Пушкарёв, историк: «За весь XVIII в. в России было издано около 9500 книг, из них около 85 % приходится на царствование...»
4. Учёный.
Учился в Москве, Петербурге, Германии. По словам А. С. Пушкина, «историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник, стихотворец...».
Первым стал читать публичные лекции по физике на русском языке. Создал первую в России научно-исследовательскую лабораторию. Первым в историографии описал древнейшую историю славян. Открыл существование атмосферы на Венере.
Написал «Российскую грамматику». За один год построил дом для своей семьи по своему проекту. Добился пожизненной лицензии на сбыт стеклянных украшений по всей России.
Оценки и мнения.
А. С. Пушнин, поэт: «Он был везде тот же - дома, где все его трепетали, во дворце, где он драл за уши пажей, в Академии, которая... не смела при нём пикнуть. Со всем тем он был равнодушен и деятельно сострадателен».
С. И. Вавилов, физик: «... по необъятности его интересов принадлежит одно из самых видных мест в культурной истории человечества...»
Е. Н. Лебедев, писатель: «... не отличался ненавистью к иностранцам. Он был женат на немке, восхищался гением Леонарда Эйлера... Но он был беспощаден к врагам России».
5. Политический деятель.
Сын сельского священника, этот человек и сам готовился к духовной карьере. Он окончил Петербургскую духовную академию и преподавал в ней некоторое время.
Гражданская служба началась у князя Куракина, затем он стал личным секретарём императора, а позднее и госсекретарём.
Его отличали уникальная широта взглядов и феноменальные способности. Наполеон, шутя, предлагал Александру I обменять этого человека на какое-нибудь королевство.
Этот человек в 1809 году подготовил проект государственных преобразований, в основе которых лежал принцип разделения властей, однако в марте 1812 года он был арестован по ложному обвинению в шпионаже и сослан в Нижний Новгород.
После смерти Александра I его вновь привлекли к государственным делам и поручили заниматься кодификацией российских законов, где опять ярко проявились его уникальные способности.
К концу жизни он занимал высокие посты, стал графом, но не стремился высказывать новые идеи, а лишь выполнял порученное. Именно этого человека называют «светилом российской бюрократии», вкладывая в это исключительно положительную оценку.
6. Князь.
Имел прозвище, которое в переносном смысле часто упоминается и сегодня. Крестное имя - Василий.
Совершил 83 дальних похода и путешествия. Надолго обезопасил Русь от разорительных половецких набегов.
В своих наставлениях был более безупречен, чем в своих поступках. Упоминался в «Слове о полку Игореве» и в «Слове о погибели земли Русской». Иван Грозный приказал украсить своё царское место сценами из военной и государственной деятельности этого князя.
Из поучений князя:
«Старых чти, как отцов, молодых - как братьев. В доме своём не ленитесь, но за всем присматривайте сами».
«Жён своих любите, но не давайте им над собою власти. Что знаете доброго, того не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь».
7. Императрица.
При ней была отменена смертная казнь, на основе её указа помещики получили право ссылать крепостных крестьян на поселение в Сибирь за «предерзостное состояние».
Другая императрица писала о ней: «Поистине нельзя было... не поразиться её красотой и величественной осанкой».
После смерти оставила 15 тысяч новых платьев. Однажды, неудачно покрасив волосы, она была вынуждена сбрить их. Придворные дамы об этом не знать не могли. Тогда царица издала специальный указ, предписывавший всем придворным дамам обрить головы и надеть парики.
8. Князь.
Один из внуков Александра Невского.
По версии Н. М. Карамзина, своё прозвище получил в связи с тем, что всегда носил сумку с деньгами, одаривая нищих и убогих.
В борьбе с другими князьями не пренебрегал никакими средствами, раболепствовал перед монголо-татарами, задаривал жён ханов и вельмож. Огнём и мечом опустошал Тверское княжество. По его настоянию митрополит Феогност отлучил от церкви и проклял всех жителей Пскова. При нём митрополичья кафедра была перенесена из Владимира в Москву.
В его правление началось возвышение Москвы. Исправно выплачивая дань монголо-татарам, стремился к самостоятельности во внутренних делах.
Со времени его правления великое княжение на Руси становится наследственным правом московских князей из его династии.
9. Полководец.
Военную службу начал с 15 лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Был дважды, казалось, смертельно ранен. После второго исцеления его врач писал: «Провидение сохраняет этого человека для чего-нибудь необыкновенного, потому что он исцелился от двух ран, из коих каждая смертельна».
Имел почти все русские награды.
Дипломат. В разные годы был послом России в Константинополе и Берлине, неоднократно сопровождал короля Швеции в поездках по России.
В годы Великой Отечественной войны (1941-1945) в его честь был учреждён орден трёх степеней.
А. В. Суворов, русский полководец: «Генерал... шёл у меня на левом крыле; но был моей правой рукою».
Александр I, император: «Благодарное Отечество не забудет никогда заслуг его. Европа и весь свет не перестанут ему удивляться и внесут имя его в число знаменитейших полководцев».
Задание. Кто, когда, в связи с чем мог послать каждое из этих донесений?
1. «Основали на Воронеже верфь добрую, строим галеры ладные. Будет Азов взят».
2. «Войска выведены на площадь. Где Трубецкой?»
3. «Вышел к Неве с дружиною. Ополчению поспешать следом».
4. «Привести войска в полную готовность. Обнародовать Манифест».
5. «Неприступная крепость взята. Противник повержен. Россия - черноморская держава».
6. «Я должен был остановить свой выбор на том, кого наметил голос народа. Я умываю руки».
7. «Учреждаю стрелецкое войско. Выделить им жалования из казны царской. Головами у них поставить детей боярских».
8. «Собрано новое ополчение. Организован сбор денег и припасов. Выступаем из Нижнего Новгорода в марте».
9. «Дабы сохранить армию, принял трудное решение - оставить Москву».
10. «Провозглашаю незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов».
Задание. Найдите в тексте 10 ошибок и исправьте их.
Текст 1. Бородинское сражение
Главные цели сторон в этой битве были различны. Если Наполеон стремился разгромить русскую армию и заставить Александра I подписать мирный договор, то Кутузов планировал одержать победу над французами и изгнать их с русской земли.
Крупнейшее сражение войны началось 20 июня 1812 года в половине шестого утра. Самые ожесточённые бои развернулись на Масловских укреплениях. Они длились здесь более 6 часов. Не менее упорное сражение происходило и на батарее генерала Багратиона. Только к вечеру бои затихли.
Сражение закончилось победой французов. Они потеряли около 40 тысяч солдат. Россия оплакивала гибель 52 тысяч своих сынов. Оценивая позже эту битву, Кутузов сказал: «Самое страшное из моих сражений - это то, которое я дал под Москвой».
1 сентября на военном совете в подмосковной деревне Фили Кутузов принял решение дать Наполеону ещё одно сражение. Это оказалось единственно верным в тех условиях шагом, спасшим Россию.
Текст 2. Полтавская битва
Весной 1710 года шведская армия подошла к Полтаве. В их распоряжении находилось 100-тысячное войско. Гарнизон и жители Полтавы героически защищали город более шести месяцев. Враг нёс потери, но на пределе были и силы защитников крепости. На выручку Полтавы поспела русская армия во главе с Лефортом. Было решено дать генеральное сражение.
20 июня шведская армия подошла к русским позициям. Наткнувшись на редуты, шведы с лёгкостью их взяли. Но тут грянули пушки главных русских сил. В рядах неприятеля произошло замешательство, и Карл X приказал отступить. Предстоял решающий бой.
Около 9 часов утра сам Меньшиков повёл в атаку батальон второй линии новгородского полка. Шведы начали отступать. В погоню за бежавшей шведской армией были посланы конные полки, но настигнуть их так и не смогли.
Победа под Полтавой имела огромное значение. Северная война окончилась.
Текст 3. Сталинградская битва
В сентябре 1942 года Генштаб, руководимый А. М. Василевским, и заместитель Главнокомандующего К. К. Рокоссовский приступили к разработке плана грандиозной наступательной операции, рассчитанной на окружение и разгром главных сил немецко-фашистских войск, действовавших непосредственно под Сталинградом.
Большой вклад в подготовку этой операции, получившей условное название «Уран», внесли Г. К. Жуков и А. М. Василевский. Для осуществления поставленной задачи были созданы три новых фронта: Юго-Западный (Н. Ф. Ватутин), Донской (К. К. Рокоссовский) и Сталинградский (А. И. Еременко). Всего в состав наступательной группировки вошло более 1 млн человек, 13 тыс. орудий и минометов, около 1000 танков, 1500 самолетов.
19 ноября 1942 г. началось наступление Юго-Западного и Донского фронтов. Через сутки выступил Сталинградский фронт. Наступление было неожиданным для немцев. Оно развивалось молниеносно и успешно. 23 ноября 1942 г. произошла историческая встреча и соединение Юго-Западного и Сталинградского фронтов.
В результате кровопролитных уличных боев увязли 6-я армия генерала Ф. Паулюса и танковая армия Манштейна; была окружена немецкая группировка под Сталинградом (330 человек солдат и офицеров под командованием генерала фон Паулюса). План получил условное название «Тайфун».
Для операции привлекались силы трёх фронтов: Юго- Западного (генерал Ф. И. Толбухин), Донского (генерал А. И. Ерёменко) и Сталинградского (генерал И. С. Конев).
Контрнаступление началось 20 октября 1942 года, и через пять дней передовые части Юго-Западного фронта сомкнулись, окружив более 200 тысяч немецких солдат и офицеров.
1 января 1943 года советские войска под командованием С. И. Тимошенко приступили к ликвидации блокированной в районе Сталинграда группировки. 1 февраля её остатки сдались в плен. Сталинградская битва закончилась полной победой советских войск.
Задание. Правильно соотнесите дату и событие.
I. Годы правления.
1) Ярослав Мудрый. а) 1533-1584
2) Пётр I. б) 980-1015
3) Владимир Святой. в) 1855-1881
4) Екатерина II. г) 1682-1725
5) Александр II. д) 1019-1054
6) Иван IV Грозный. е) 1762-1796
II. Важнейшие события.
1) Невская битва. а) 1380
2) Крещение Руси. б) 1242
3) Бородинское сражение. в) 988
4) Куликовская битва. г) 1861
5) Отмена крепостного права. д) 1240
6) Ледовое побоище. е) 1812
Ключи к викторине
I. Великие имена.
1. Александр I.
2. Александр II.
3. Екатерина II.
4. М. В. Ломоносов.
5. М. М. Сперанский.
6. Владимир Мономах.
7. Елизавета Петровна.
8. Иван Калита.
9. М. И. Кутузов.
II. Неотосланная депеша.
1. Петр I в 1696 г. (Азовские походы).
2. Декабристы 14 декабря 1825 г. (восстание на Сенатской площади).
3. Александр Невский в 1240 г. (битва против шведов).
4. Александр II в 1861 г. (манифест 19 февраля).
5. А. В. Суворов в 1790 г. (взятие Измаила).
6. Александр II в 1812 г. (о Кутузове).
7. Иван Грозный в 1550 г. (создание стрелецкого войска).
8. К. Минин, Д. Пожарский в 1612 г. (освобождение Москвы).
9. М. И. Кутузов в 1812 г. (война с Наполеоном).
10. Николай II в 1905 г. (манифест 17 октября).
III. Историческая путаница.
Текст 1. Бородинское сражение
Разгромить русскую армию и захватить Москву; планировал подорвать наступательный порыв французов; 26 августа 1812 года; на Багратионовых флешах; на батарее Раевского; не принесло победы ни одной стороне; около 60 тысяч; 44 тысячи; Наполеон сказал; 1 сентября.
Текст 2. Полтавская битва
Веемой 1709 года; 30-тысячиое войско; более 2 месяцев; во главе с Петром I; 27 июня; шведы попытались их взять, но были отбиты; Карл XII; Петр I; настигли шведов у Днепра; коренным образом изменился ход войны.
Текст 3. Сталинградская битва
Г. К. Жуков; генерала Гота; Н. Ф. Ватутин; К. К. Рокоссовский; А. И. Ерёменко; 19 ноября 1942 года; 330 тысяч; 10 января; К. К. Рокоссовского; 2 февраля 1943 года.
IV. Хронология.
I. 1 - д; 2 - г; 3 - б; 4 - е; 5 - в; 6 - а.
II. 1 - д; 2 - в; 3 - е; 4 - а; 5 - г; 6 - б.
Игра по истории с ответами, 7 класс
Занимательные викторины по истории для школьников с вопросами и ответами
Нет комментариев. Ваш будет первым!