Конкурсы

Викторина с ответами по истории для 6 класса «Русь Древняя»

Викторина «Русь Древняя»

Автор: Косоротикова Наталия Алексеевна, учитель истории и обществознания. Краснодарский край, г. Краснодар, МБОУ гимназия 18

Данный материал полезен для учителей истории, а также классных руководителей, работающих в 6 классах. В связи с возрастными особенностями и разной степенью подготовленности учащихся в викторине используются разноуровневые задания. Для викторины подготовлены вопросы по культуре и быту Древней Руси, учащиеся работают с историческими портретами первых русских князей, документами, датами и терминами.

Цели:

Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.

Задачи:

- расширить мировоззрение учащихся, активизировать желание работать самостоятельно с различными источниками информации;

- повышение мотивации учащихся к изучению истории;

- сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;

- развитие навыков грамотной устной речи.

Пояснение для организаторов

Место проведения и оборудование:

Рекомендуется проводить игру в актовом зале школы, где удобно разместить на сцене игроков и зрителей в зале.  В игре могут участвовать 2-4 команды. Количество игроков в команде 5-6 человек. Команды заранее выбирают капитанов. В жюри приглашают учащихся старших классов. Для игры необходимы плакаты с названиями туров, песочные часы, музыка (песня В.Добрынина «Хочу все знать»). Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки. Время проведения викторины 60 минут.

Правила игры.

Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:

Наша игра состоит из восьми туров. В каждом туре вам будут даваться разнообразные задания и вопросы. Ваша задача: обсудить в команде вопрос и затем дать ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За неполный ответ или дополнение команда получает 1 балл. За подсказку 1 балл отнимается. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать жюри. В конце игры жюри подведет итоги: определит победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов. Если команды получают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.

Подведение итогов.

Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.

I Тур. Разминка. (время 30 секунд)

Ведущий: В этом конкурсе принимают участие капитаны команд.

1.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев,  а в Западной Европе - норманнами и викингами.)

2. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан не умел читать и писать).

3. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).

4. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).

5. Какие правители Средневековья жили в «сарае»? (Ханы Золотой Орды. Сарай - дворец).

6. Когда русские воины были вынуждены встретиться со «Свиньей»? (Во время Ледового побоища в 1242 году).

7. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).

II Тур. Откуда пошло… (время 30 секунд)

Ведущий: Мы часто слышим и употребляем  крылатые выражения. Вам предстоит объяснить происхождение этих выражений.

1. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».

2. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда «красная строка»).

3. Объясните выражение «закасав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закасав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)

4. Как произошло выражение «прочитать от доски до доски?» (В Древнерусском государстве обложки книг изготавливались из дощечек.  Когда хотели сказать, что прочитана вся книга, говорили: «прочитал от доски до доски»).

5. Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»? (Тьма – часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество).

III Тур.Три предложения. (время 2 минуты)

Ведущий зачитывает документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.

«…На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, по лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас…» («Поучения» Владимира Мономаха).

IV Тур. Слово по вертикали. (время 4 минуты)

Ведущий: Слева написаны необычные слова. Это названия городов Древней Руси, на которые напали монголо-татары. В словах нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа.

РЬВЕТА -                                            (Тверь)

СКЗЕОЛЬКА -                                    (Козельск)

РИМДИЛАВО -                                  (Владимир)

НЬЗАРЯВ -                                         (Рязань)

V ТУР. Духовные богатства Руси. (время 30 секунд)

1. Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев – болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).

2. Как назывался главный храм Крещеной Руси? (Десятинная церковь или Собор Пресвятой Богородицы).

3. Как назывались главные ворота Киева? (Золотые).

4. Какое одинаковое название носят главные храмы XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке? (Софийский).

5. Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).

6. Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…». Отсюда «летопись»).

7. Назовите один из древнейших городов Руси, который величали «Господином Великим» и «Государем»? (Новгород).

8. Первые русские святые, покровители Земли Русской и княжеского рода. (Борис и Глеб).

VI Тур. Кто сказал? (время 30 секунд)

Ведущий: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:

«Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще». (Игорь).

«Не дайте хазарам, но мне дайте дани». (Святослав).

«Идите назад: отцы наши не принимали вашей веры и я не хочу». (Владимир).

«Своего князя мне уже не воскресить. Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми». (Ольга).

VII Тур. Хронограф. (время 30 секунд)

Ведущий: Послушайте стихи. О каких исторических событиях идет речь?      

1. Для вас – века, для нас – единый час.

Мы, как послушные холопы,

Держали щит меж двух враждебных рас

Монголов и Европы.

Автор: А. Блок

(Речь идет о том, что после завоевания Руси у монголов не осталось сил для успешного похода в Центральную Европу).

2. По льду летели с лязгом, с громом,

К мохнатым гривам наклоняясь;

И первым на коне огромном

В немецкий строй врубился князь.

Автор: К. Симонов

(Это победа князя Александра Невского на Чудском озере. Битва вошла в историю как Ледовое побоище).

3. Но в трепет гордой Византии

И в память всем векам

Прибил свой щит с гербом России

К Царьградским воротам.

Автор: К.Рылеев

(О походе князя Олега на Царьград-Константинополь в 907 году).

4. Пускай у русских меньше сил,

Но страх Коловрат не знает,

Уже свой меч он затупил,

Он меч монгольский поднимает.

Автор: Н.Кончаловская

(Татаро-монголы осадили город-крепость Рязань. Рязанцы  отправили боярина Евпатия Коловрата за помощью в Тверь. Но Тверь ответила отказом. Коловрат вернулся в Рязань, но нашел город разрушенным. Тогда у боярина созрело решение отмстить врагам. Для войска хана Батыя стало неожиданностью появление небольшой дружины русских, которые нападали то в одном месте, то в другом. Русские сражались с необыкновенной яростью, не давая пощады никому и не беря в плен).

VIII Тур. Путаница. (время 20 минут).

Ведущий: Командам предлагается сценка с участием учащихся 6-х классов, в которой допущены исторические ошибки. Задача команд - обнаружить неточности в инсценировке.

Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело  отходил от тревожного сна, сидя на диване. В  княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними.

Владимир. Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.

Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл.  Половцы идут на Русь.

Владимир. Эх, Добрыня! Недобрые вести приносишь. Иди, собирай дружину.

Ошибки.

1. Киевского князя звали Владимир Святославич.

2. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.

3. В то время не было настенных часов.

4. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.

5. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.

6. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.

7. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.

Вопросы блиц-турнира. (время 30 секунд)

1. Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).

2.  Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).

3. С какими врагами сражались богатыри? (Со Змеем Горынычем, Тугарином Змеем, Соловьем Разбойником, царем Калином).

4. Кто из древнерусских богатырей был пахарем? (Микула Селянинович).

5. Какой подвиг совершила Авдотья Рязаночка? (Авдотья Рязаночка вернула из татарского плена не только своих родных, но и весь рязанский люд).

Участник конкурса "Лучшая методическая разработка"

Рекомендуем посмотреть:

Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК

День здоровья в школе. Сценарий

Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий

Внеклассное мероприятие 6, 7 класс

Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов

Надежда Трефилова # 5 ноября 2013 в 18:31 0
Очень интересная и полезная разработка. Ее можно применить как на уроке, так и во внеклассном мероприятии. Особенно мне понравился тур с   крылатыми выражениями -оригинальная  подборка. Кроме того есть связь со сказочными героями.
Наталья Шелихова # 18 декабря 2013 в 14:12 0
Замечательно! Возьму на заметку! Спасибо!
Елена Васильевна Лукьянчикова # 20 декабря 2013 в 10:23 +1
Уважаемая Наталья Алексеевна!!! Ваша работа очень интересная и содержательная. Методический материал полностью соответствует заявленным цели и задачам, возрастной категории. Мероприятие является ценным еще и потому, что может быть проведено в любом общеобразовательном учреждении, использоваться коллегами. Дальнейших творческих свершений!!!
Арбузова Светлана # 15 января 2014 в 16:41 0
Светлана Рудольфовна Арбузова
Уважаемая Наталья Алексеевна, присоединяюсь к мнению коллег и их высокой оценке Вашей работы. Материал подобран в соответствии с возрастом обучающихся, задания рассчитаны не только на готовые знания, а также используются аннограмы, текст с ошибками,работа с историческим источником, что развивает мышление ребенка.
Алёшина Марина Леонидовна # 23 января 2014 в 20:14 0
Я не историк, но мне все очень понравилось!!!!Продуманы интересные задания, которые дают учащимся вспомнить и применить ранее изученные знания!!!Хорошее мероприятие по подведению итогов обучения, а еще и можно сплотить коллектив и выявить лидера в группах!!!!спасибо!!
Юрий Романюк # 2 февраля 2014 в 12:16 0
Очень оригинальные и совсем не банальные вопросы, большое спасибо за Вашу работу! А самое главное, что в конце конкурса не будет проигравших - все получат отличные оценки.
Наталия Николаевна Москалец # 22 августа 2014 в 17:44 0
Спасибо не только за хорошую разработку, отдельное спасибо за интересные идеи, которые появились после ее изучения. Просто подарок, самый настоящий. Считаю, что особенно хорошо интегрированное содержание на стыке истории, литературы, географии, искусства. Хорошо продумана компановка, структура по времени, содержанию и форме организации.
Оксана Викторовна Антипина # 5 октября 2014 в 00:33 0
Настоящий подарок для коллег. Столько интересных идей, различных видов деятельности, чтобы заинтересовать детей и все в игровой соревновательной форме. Она позволит ребятам лучше усвоить материал. Все хорошо структурировано. А также помогает учителю начать отрабатывать умения и навыки работать с заданиями по подготовке к ЕГЭ.
Ирина Александровна Илларионова # 7 октября 2014 в 10:03 0
Такая интересная формулировка вопросов заставят и ученика, который вообще не успевает по истори, открыть учебник на следующем уроке! Работа заинтересовывает и заставляет включать логику (на вопросах про ошибки). Как известно посредственный учитель описывает, а отличный учитель вдохновляет! Спасибо за работу.
Мария Юрьевна Воркуева # 27 октября 2014 в 03:27 0
Уважаемая Наталия Алексеевна! Разработка вашей викторины очень помогла мне в подготовке учащихся к предметной олимпиаде. Вами собраны интересные нестандартные вопросы, требующие оригинальности мышления, эрудиции, понимания истории. Именно такой подход повышает мотивацию учащихся к изучению предмета на более глубоком уровне. Спасибо!
Марина Николаевна Салтыкова # 29 октября 2014 в 18:31 0
Очень понравилась ваша разработка. С удовольствием использую ее в своей работе. И поэтому голосую за нее!
Елена Викторовна Белицкая # 30 октября 2014 в 16:03 0
очень хорошая разработка, многие её элементы можно использовать по истории Казахстана, спасибо большое
Елена Валерьевна Посаженникова # 8 ноября 2014 в 08:27 0
Замечательная работа! Интересные конкурсы! Я думаю, шестиклассники будут просто в восторге! С удовольствием проголосовала за работу. А можно ли скачать материал?
Ольга Владимировна Кораблева # 9 ноября 2014 в 21:23 0
Здравствуте,Наталья Алексеевна!Очень познавательная разработка не только для учеников,но и для учителя.Смущает возраст, на который рассчитан материал-6 класс, если это только не профильный класс, обычные шестиклассники навряд ли обладают необходимыми знаниями (я на своих прикинула - не справятся),рановато, а вот в старшем звене - очень даже пригодится!Спасибо!
Наталья Геннадьевна Примакина # 17 ноября 2014 в 11:36 0
Очень интересная работа. Использовано очень большое количество дополнительного материала. Все изложено в доступной форме.
Амина Ягфаровна Каримова # 1 декабря 2014 в 21:04 0
Работа содержательная и интересная. Соглашусь с мнением Ольги Владимировны, мои шестиклассники тоже вряд ли справятся со всеми заданиями
Виктория Владимировна Зотова # 4 декабря 2014 в 23:02 0
Здравствуйте! Я проводила аналогичное мероприятие, но с другими заданиями. Предложенная Вами разработка очень интересна, содержательна. Я возьму на заметку некоторые задания. Спасибо!
Косова Елена # 5 января 2015 в 19:46 0
Здравствуйте! Очень интересный материал, который расширяет знания по истории не только детей, но и взрослых. Такие мероприятия провожу в рамках "Недели истории". Спасибо, успехов в работе. С уважением, Косова Е.А.
Татьяна Викторовна Никкина # 8 января 2015 в 17:50 0
Наталия Алексеевна,здравствуйте! познакомилась с вашей методической разработкой. Спасибо! Взяла на заметку несколько интересных идей! Очень содержательный и полезный материал!
С уважением Никкина Т.В.
Ирина Викторовна Христюк # 12 января 2015 в 22:19 0
Наталия Алексеевна,здравствуйте! Познакомилась с вашей разработкой. Взяла на заметку можно использовать на уроках и во внеурочное время. Спасибо!
Людмила Александровна Черкашина # 3 февраля 2015 в 11:01 0
Спасибо,Наталия Алексеевна! Дети очень любят такие игры! Ваша разработка очень грамотная, интересная. Ждём новых творений.
Татьяна Викторовна Антропкина # 15 февраля 2015 в 18:21 0
Отличный сценарий мероприятия Наталия Алексеевна! Возьму себе на заметку. Спасибо! Успехов!
Ekaterina # 17 февраля 2015 в 09:56 0
Наталья Алексеевна!!!!!! Поддерживаю ваше стремление к использованию игровых технологий на уроках, тк в силу психологических особенностей учащимся 6 классов они еще очень близки и интересны. Урок очень насыщенный, думаю данное обобщение надолго запомниться детям. Успехов!!!!!!
Ярослав Витальевич Кузнецов # 13 июня 2015 в 12:46 0
Материал ценный. особенно хорошо, что есть работа с портретами уже в 6 классе. Это нужно делать. В 9 без этого им никуда.
Ольга Игоревна Святова # 26 сентября 2015 в 23:39 0
Добрый вечер! Викторина очень интересная и плодотворная!!! В виду перехода на новые стандарты, позволяет достигать в том числе и высоких результатов!!!!! Полезный опыт. Спасибо.
Кириллова Людмила Анатольевна # 28 сентября 2015 в 22:11 0
Учащиеся 6-х классов еще хотят играть. Материал очень интересный. Оригинально подобраны вопросы, использованы разноуровневые задания. Очень хорошая разработка урока, ее можно использовать и на внеклассном мероприятии.
Ирина Анатольевна Агафонова # 15 ноября 2015 в 15:25 0
Уважаемая Наталья Алексеевна, пробуждение интереса к предмету через игровые технологии, наверное наиболее оптимальный вариант. Работа детей в команде воспитывает чувство ответственности и коллективизма.Историю народа, страны нужно знать, хороши все цели для достижения результата.Вы используете отрывки литературных произведений, есть межпредметная связь. Мне показалось, что некоторые вопросы сложны для шестиклассников,можно было заранее дать некоторые вопросы или намеки на тему. Спасибо Вам за интересный материал.
Светлана Сергеевна Чумакова # 1 декабря 2015 в 15:20 0
Очень занимательный и интересный урок.Проведение таких коллективных творческих уроков позволяет реализовать творческий потенциал детей и взрослых, достичь высокой степени взаимопонимания внутри коллектива. Спасибо за материал.
Екатерина Андреевна Шумаева # 6 декабря 2015 в 11:24 0
Добрый день! Разработка очень полезная. Ее несомненным достоинством является то, что она обязательно вызовет интерес у учащихся. Обобщение темы в игровой форме - всегда выигрышный вариант. Дети не только закрепляют приобретенные знания, но и учатся работать в команде. Задания подобраны самые разнообразные и составлены в высшей степени грамотно!
Галина Валентиновна Неплюева # 24 марта 2016 в 23:00 0
Наталия Алексеевна, мне понравилась ваша разработка. Я ее фрагменты обязательно использую на своих уроках. Игра полезна во всех классах, а подобная игра позволяет не только закрепить материал, но и активизировать "лентяев". Замечательные задания-привлекает их разноуровневый характер-это поле деятельности для ребят с различной подготовкой. Спасибо,замечательный материал!!!
Елена Николаевна Колтышева # 29 июня 2016 в 17:10 0
Наталья Алексеевна! Внеклассное мероприятие, разработанное Вами будет полезно не только учителям истории, но и классным руководителям, а также детям, которые узнают новую информацию, не написанную в учебниках истории. Спасибо за материал. Возьму на заметку. с уважением, Елена Николаевна.