Викторина «Русь Древняя»
Автор: Косоротикова Наталия Алексеевна, учитель истории и обществознания. Краснодарский край, г. Краснодар, МБОУ гимназия 18
Данный материал полезен для учителей истории, а также классных руководителей, работающих в 6 классах. В связи с возрастными особенностями и разной степенью подготовленности учащихся в викторине используются разноуровневые задания. Для викторины подготовлены вопросы по культуре и быту Древней Руси, учащиеся работают с историческими портретами первых русских князей, документами, датами и терминами.
Цели:
Актуализация и систематизация изученного материала по истории России.
Задачи:
- расширить мировоззрение учащихся, активизировать желание работать самостоятельно с различными источниками информации;
- повышение мотивации учащихся к изучению истории;
- сплочение ученического коллектива, формирование умения работать в команде;
- развитие навыков грамотной устной речи.
Пояснение для организаторов
Место проведения и оборудование:
Рекомендуется проводить игру в актовом зале школы, где удобно разместить на сцене игроков и зрителей в зале. В игре могут участвовать 2-4 команды. Количество игроков в команде 5-6 человек. Команды заранее выбирают капитанов. В жюри приглашают учащихся старших классов. Для игры необходимы плакаты с названиями туров, песочные часы, музыка (песня В.Добрынина «Хочу все знать»). Каждый игрок команды должен иметь при себе чистые листы и ручки. Время проведения викторины 60 минут.
Правила игры.
Ведущий объясняет игрокам и зрителям правила игры:
Наша игра состоит из восьми туров. В каждом туре вам будут даваться разнообразные задания и вопросы. Ваша задача: обсудить в команде вопрос и затем дать ответ. Если вы знаете ответ заранее, вы можете дать досрочный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. За неполный ответ или дополнение команда получает 1 балл. За подсказку 1 балл отнимается. Все ваши ответы и баллы будет фиксировать жюри. В конце игры жюри подведет итоги: определит победившую команду, т.е. ту, которая наберет наибольшее количество баллов. Если команды получают одинаковое количество баллов, проводится блиц-турнир.
Подведение итогов.
Победители получают памятные подарки и грамоты. Остальные игроки получают поощрительные призы. Все участники получают пятёрки в журнал и прекрасное настроение.
I Тур. Разминка. (время 30 секунд)
Ведущий: В этом конкурсе принимают участие капитаны команд.
1.Чем отличались варяги от норманнов и викингов. (Ничем. На Руси варягами называли северных германцев, а в Западной Европе - норманнами и викингами.)
2. На каком языке читал и писал Чингисхан? (Чингисхан не умел читать и писать).
3. Зачем по русскому обычаю гостей приветствовали хлебом и солью? (Это отгоняет злых духов).
4. Кому бояре могли «показать путь» из Новгорода? (Новгородскому князю, если его правление не устраивало бояр).
5. Какие правители Средневековья жили в «сарае»? (Ханы Золотой Орды. Сарай - дворец).
6. Когда русские воины были вынуждены встретиться со «Свиньей»? (Во время Ледового побоища в 1242 году).
7. Кого на Руси называли лапотником? (Крестьянина).
II Тур. Откуда пошло… (время 30 секунд)
Ведущий: Мы часто слышим и употребляем крылатые выражения. Вам предстоит объяснить происхождение этих выражений.
1. Какова история выражения «чур, меня»? (Древние славяне почитали умершего предка, которого называли «чур» или «щур». Выражение «чур, меня!» в то время означало «храни меня, предок».
2. Почему говорят: «пиши с красной строки»? (Заглавные буквы в древности писали красными чернилами – киноварью, отсюда «красная строка»).
3. Объясните выражение «закасав рукава» и «спустя рукава»? (В Древней Руси одежду шили с длинными рукавами, заменявшими перчатки. Если человеку приходилось что-нибудь делать в одежде с такими рукавами, он делал это плохо («спустя рукава»). Хорошо работалось лишь «закасав рукава». Поэтому сейчас говорят о хорошо работающем человеке: «работает закатав рукава», а о лентяе: «работает спустя рукава».)
4. Как произошло выражение «прочитать от доски до доски?» (В Древнерусском государстве обложки книг изготавливались из дощечек. Когда хотели сказать, что прочитана вся книга, говорили: «прочитал от доски до доски»).
5. Каково происхождение выражения «тьма-тьмущая»? (Тьма – часть монгольского войска (10 000 воинов) Чингисхана. Отсюда «тьма-тьмущая» - бесчисленное множество).
III Тур.Три предложения. (время 2 минуты)
Ведущий зачитывает документ. Ученикам необходимо внимательно выслушать и передать содержание документа тремя простыми предложениями. Побеждает тот, у кого рассказ короче и при этом точно передает содержание.
«…На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; сторожей сами наряживайте, и ночью, расставив стражу со всех сторон, около воинов ложитесь, а вставайте рано; а оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись, по лености внезапно ведь человек погибает. Лжи остерегайтесь, и пьянства, и блуда, от того ведь душа погибает и тело. Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вред ни своим, ни чужим, ни селам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас…» («Поучения» Владимира Мономаха).
IV Тур. Слово по вертикали. (время 4 минуты)
Ведущий: Слева написаны необычные слова. Это названия городов Древней Руси, на которые напали монголо-татары. В словах нарушен порядок букв (как в анаграмме). Кроме того, в каждом слове есть лишняя буква. Требуется восстановить порядок букв в соответствии с названиями древних городов, а лишнюю букву поместить в колонке справа.
РЬВЕТА - (Тверь)
СКЗЕОЛЬКА - (Козельск)
РИМДИЛАВО - (Владимир)
НЬЗАРЯВ - (Рязань)
V ТУР. Духовные богатства Руси. (время 30 секунд)
1. Почему алфавит русского языка называют кириллицей? (В честь одного из братьев – болгарских просветителей Кирилла и Мефодия. Более тысячи лет назад они изобрели славянскую письменность).
2. Как назывался главный храм Крещеной Руси? (Десятинная церковь или Собор Пресвятой Богородицы).
3. Как назывались главные ворота Киева? (Золотые).
4. Какое одинаковое название носят главные храмы XI века в Киеве, Новгороде и Полоцке? (Софийский).
5. Какой город летопись называет «матерью городов русских»? (Киев).
6. Какое происхождение слова «летопись»? (Рассказ о событиях каждого года в летописи начинается словами: «в лето…». Отсюда «летопись»).
7. Назовите один из древнейших городов Руси, который величали «Господином Великим» и «Государем»? (Новгород).
8. Первые русские святые, покровители Земли Русской и княжеского рода. (Борис и Глеб).
VI Тур. Кто сказал? (время 30 секунд)
Ведущий: Определите, какому из древнерусских князей принадлежат следующие высказывания:
«Идите домой с данью, а я вернусь и похожу еще». (Игорь).
«Не дайте хазарам, но мне дайте дани». (Святослав).
«Идите назад: отцы наши не принимали вашей веры и я не хочу». (Владимир).
«Своего князя мне уже не воскресить. Но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми». (Ольга).
VII Тур. Хронограф. (время 30 секунд)
Ведущий: Послушайте стихи. О каких исторических событиях идет речь?
1. Для вас – века, для нас – единый час.
Мы, как послушные холопы,
Держали щит меж двух враждебных рас
Монголов и Европы.
Автор: А. Блок
(Речь идет о том, что после завоевания Руси у монголов не осталось сил для успешного похода в Центральную Европу).
2. По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклоняясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
Автор: К. Симонов
(Это победа князя Александра Невского на Чудском озере. Битва вошла в историю как Ледовое побоище).
3. Но в трепет гордой Византии
И в память всем векам
Прибил свой щит с гербом России
К Царьградским воротам.
Автор: К.Рылеев
(О походе князя Олега на Царьград-Константинополь в 907 году).
4. Пускай у русских меньше сил,
Но страх Коловрат не знает,
Уже свой меч он затупил,
Он меч монгольский поднимает.
Автор: Н.Кончаловская
(Татаро-монголы осадили город-крепость Рязань. Рязанцы отправили боярина Евпатия Коловрата за помощью в Тверь. Но Тверь ответила отказом. Коловрат вернулся в Рязань, но нашел город разрушенным. Тогда у боярина созрело решение отмстить врагам. Для войска хана Батыя стало неожиданностью появление небольшой дружины русских, которые нападали то в одном месте, то в другом. Русские сражались с необыкновенной яростью, не давая пощады никому и не беря в плен).
VIII Тур. Путаница. (время 20 минут).
Ведущий: Командам предлагается сценка с участием учащихся 6-х классов, в которой допущены исторические ошибки. Задача команд - обнаружить неточности в инсценировке.
Автор. Шел 980 год от рождества Христова. Киевский князь Владимир Ярославич тяжело отходил от тревожного сна, сидя на диване. В княжеских покоях тихо тикали старинные часы. Тревога одолевала князя. Набеги половцев угрожали Руси. Воюй теперь с ними.
Владимир. Дружина недовольна: часто в походы ходим. Илья Муромец надоел: то Соловья-разбойника притащит, то Змея-Горыныча. Все в дружину просится. Алеша Попович постоянно с кем-то подерется на пиру. Ох, уж эти пиры княжеские, одни расходы с ними! Хоть и угощаешь одних дружинников, а все накладно: каждый ест и пьет за троих, вот если б так воевали.
Добрыня. Плохие вести, князь. Гонец прибыл. Половцы идут на Русь.
Владимир. Эх, Добрыня! Недобрые вести приносишь. Иди, собирай дружину.
Ошибки.
1. Киевского князя звали Владимир Святославич.
2. Во времена Владимира диванов не было. Князь спал на кровати.
3. В то время не было настенных часов.
4. В 980 г. половцы не нападали на Русь. Опасность исходила от вятичей, против которых князь Владимир дважды ходил в походы и обложил их данью.
5. Соловей-разбойник и Змей-Горыныч — литературные персонажи.
6. Илья Муромец и Алеша Попович не могли встречаться вместе на пирах, потому что жили в разное время.
7. На княжеских пирах угощали не только дружинников, но и простой народ.
Вопросы блиц-турнира. (время 30 секунд)
1. Кого на Руси называли богатырем? (Храброго воина, защитника русской земли).
2. Каких главных богатырей вы знаете? (Святогора, Илью Муромца, Алешу Поповича, Добрыню Никитича).
3. С какими врагами сражались богатыри? (Со Змеем Горынычем, Тугарином Змеем, Соловьем Разбойником, царем Калином).
4. Кто из древнерусских богатырей был пахарем? (Микула Селянинович).
5. Какой подвиг совершила Авдотья Рязаночка? (Авдотья Рязаночка вернула из татарского плена не только своих родных, но и весь рязанский люд).
Участник конкурса "Лучшая методическая разработка"
Рекомендуем посмотреть:
День здоровья в школе. Сценарий
Внеклассное мероприятие для 6, 7 класса по МХК
Внеклассное мероприятие для 5, 6 классов. Праздник грибов
Внеклассное мероприятие 6, 7 класс
Внеклассное мероприятие 5, 6, 7 класс. Сценарий