Автор: Гнутова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Константиновский сельскохозяйственный техникум г. Константиновск
Художественное своеобразие сказок Салтыкова - Щедрина, их значение (урок)
Работа посвящена изучению сатиры и юмора в творчестве писателя второй половины 19-го века Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и особым приемам в структуре его произведений.
Используется для студентов 1-го курса СПО
1. Основная часть
1.1. Предварительная подготовка к уроку
1. Из биографии Салтыкова – Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?
2. Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».
3. Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).
4. К инсценированию подготовиться: студентам - исполнителям роли 2 генералов из «Провести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;студенту - исполнителю роли дикого помещика из сказки «Дикий помещик».
5. Сделать костюмы Гриневу, Молчалину, Чичикову; попросить их ответить на вопросов: какие советы давали своим детям (Гриневу, Молчалину, Чичикову) их отцы?
1.2. План проведения урока
Цели и задачи урока:
- образовательные: закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов.
- воспитательные: воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле.
- развивающие: развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности.
Тип урока: комбинированный урок
Методы: аналитическая беседа, инсценирование, анализ текста, цитирование, ответы на вопросы, элементы ролевой игры.
Межпредметные связи: история, русский язык
Оборудование: мультимедийная установка, книжная выставка щедринских произведений, портрет М.Е. Салтыкова- Щедрина, отзывы современников о сатирике, эпиграф к уроку:
«Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.
А.В. Луначарский
1.3. Ход урока:
1. Организационный момент.
Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.
2. Проверка знаний. Метод: фронтальный опрос.
1. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И.Н. Крамским в 1887г.).
● Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.
● А.В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»
● А вот отзывы Н.К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как- то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски- добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».
2. Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на формированием его мировоззрения?
● Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».
● На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился Салтыков- Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушил, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал писатель- сатирик об учебе в лицее.
Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью : читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В.Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России.
Знакомство Салтыкова с социалистом- утопистом М.В. Петрашевским переросло в дружбу.
● Необходимо сказать, что уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства). Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».
По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.
● Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие в журнале «Русский вестник».
На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков- Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С.Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М.Е. Салтыков- Щедрин ушел в отставку. («Я - писатель, в этом мое призвание».)
● Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант).
Салтыков - Щедрин стал примером для своих товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли».)Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков- Щедрин- товарищи по журналу).
3.Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, критик и публицист?
● Салтыков - Щедрин- человек необычайной работоспособности. Работа для него- непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку- другую», сколько мог»(С.Н. Кривенко).
● Салтыков - Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице- Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.
4. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира- обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально- классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих- характерах и отношениях.)
Физиолог И.М. Сеченов называет Салтыкова- Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».
Слово учителя.
М.Е. Салтыкова- Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).
Инсценирование.
1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся – двух генералов. (Со словом «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился,- вижу, будто живу я на необитаемом острове…» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!...).
2. Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика». «Кши…- бросился он на мышонка…»
«Нет лучше совсем одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»
IV. Изучение нового материала.
1. История создания сказок.
В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.
80-е годы - «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.
Запись в тетрадях:
«Сказки (для детей изрядного возраста)»- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.
2. Основные темы сказок. (Записи на доске.)
1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)
2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)
3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция ( «Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист», «Вяленая вобла».)
3. Работа над литературными терминами.
Вопросы:
- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.
- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?
-Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?
4. Анализ сказок Салтыкова- Щедрина.
«Премудрый пискарь» (1882-1883).
Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков- Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.
Вопросы:
1. Какое впечатление произвела на вас эта сказка?
Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.
2. Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним- умный, рассудительный. Антоним- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)
3. Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)
4. А какие заветы оставляют своим детям другие отцы- герои классических произведений русской литературы?
Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».
Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья…»
Петр Гринев (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».
Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.
5. К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)
6. Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)
7. Итог жизни пискаря?
8.Что за мысли «посещают» его перед смертью?
9. Почему, на наш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?
Выводы (записать в тетради):
М. Е. Салтыков- Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Не друзей у него не родных ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалко рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.
Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.
Чтение стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик» («Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)
«Дикий помещик»
1. Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность, паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)
2. Каково отношение к мужику? (жалость - после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается с молитвой. В сказке звучит призыв- вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).
3. Какой вывод можно сделать? (Народ- создатель материальных и духовных ценностей . Без него наступает голод и одичание.
4.К какой теме относится сказка?
5. Художественное своеобразие сказок Салтыкова- Щедрина, их значение.
Язык сказок.
Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.
Салтыков- Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно- тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова- Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический,бытовой. Сатирик использует традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно - исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.
Значение сказок велико
«… то, что господин Салтыков называет сказками вовсе не отвечает своему назначению: его сказки- та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…»
«Из доклада цензора Лебедева».
Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок Салтыкова- Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.
6.Закрепление изученного материала
- Назовите основные темы сказок Салтыкова- Щедрина
- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?
- В чем актуальность сказок в наши дни?
7. Подведение итогов. Выставление оценок.
8. Домашнее задание
-написать мини - сочинение «О существовании героев Салтыкова- Щедрина в наше время».
Рекомендуем посмотреть:
Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»
Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символичность образов в поэзии Ф.И. Тютчева
Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»