Конкурсы

Конспект урока. Художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, их значение

Автор: Гнутова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Константиновский сельскохозяйственный техникум г. Константиновск

Художественное своеобразие сказок Салтыкова - Щедрина, их значение (урок)

Работа посвящена изучению сатиры и юмора в творчестве писателя второй половины 19-го века Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина и особым приемам в структуре его произведений.

Используется для студентов 1-го курса СПО

1. Основная часть

1.1. Предварительная подготовка к уроку

1. Из биографии Салтыкова – Щедрина. Устно подготовить ответ на вопрос: какие факты биографии сатирика повлияли на формирование его мировоззрения?

2. Прочитать сказки «Премудрый пескарь», «Дикий помещик».

3. Написать отзыв на одну из прочитанных сказок (по выбору).

4. К инсценированию подготовиться: студентам - исполнителям роли 2 генералов из «Провести о том, как один мужик двух генералов прокормил»;студенту - исполнителю роли дикого помещика из сказки «Дикий помещик».

5. Сделать костюмы Гриневу, Молчалину, Чичикову; попросить их ответить на вопросов: какие советы давали своим детям (Гриневу, Молчалину, Чичикову) их отцы?

1.2. План проведения урока

Цели и задачи урока:

- образовательные: закрепить знания по биографии М.Е. Салтыкова- Щедрина, выяснить причины обращения писателя к сказкам, выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность, показать художественное своеобразие сказок; повторить значение литературных терминов.

- воспитательные: воспитание честности, гражданской смелости, благородства, напомнить о цене человеческой жизни, о ее смысле.

- развивающие: развивать умение анализировать сказки, показать их актуальность в наши дни, развивать творческие способности.

Тип урока: комбинированный урок

Методы: аналитическая беседа, инсценирование, анализ текста, цитирование, ответы на вопросы, элементы ролевой игры.

Межпредметные связи: история, русский язык

Оборудование: мультимедийная установка, книжная выставка щедринских произведений, портрет М.Е. Салтыкова- Щедрина, отзывы современников о сатирике, эпиграф к уроку:

«Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.

А.В. Луначарский

1.3. Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к занятию, отметка отсутствующих.

2. Проверка знаний. Метод: фронтальный опрос.

1. Обратимся к портрету Михаила Евграфовича Салтыкова- Щедрина. Чем поражает внешний облик писателя? (Портрет создан И.Н. Крамским в 1887г.).

● Сочетанием суровости, твердости и подлинной доброты.

● А.В. Луначарский (о портрете сатирика) с восхищением писал: «Вчувствуйтесь в это изумительное лицо… Какая суровость! Какие глаза судьи!.. Как много страдания, выразившего морщины на этом лице, поистине лице подвижника!»

● А вот отзывы Н.К. Михайловского (современника, лично знавшего писателя): «Внешность усиливала впечатление его грубоватой манеры: резкая перпендикулярная складка между бровей на прекрасном открытом и высоком лбу. Сильно выпуклые, как бы выпяченные глаза, сурово и как- то непреклонно смотревшие прямо в глаза собеседнику, грубый голос, угрюмый вид. Но иногда это суровое лицо все освещалось такою почти детски- добродушною улыбкою, что даже люди, знавшие Щедрина, но попадавшие под свет этой улыбки, понимали, какая наивная и добрая душа кроется под его угрюмой внешностью».

2. Какие факты биографии Салтыкова- Щедрина повлияли на формированием его мировоззрения?

● Его детство «на лоне крепостного права», помещичьего произвола и семейного деспотизма. Вот что вспоминает писатель о своем детстве: «Я видел глаза, которые ничего не могли выражать, кроме испуга, я слышал вопли, которые раздирали сердце. В царстве испуга, физического страдания и желудочного деспотизма нет ни одной подробности, которая бы минула меня, которая в свое время не причинила бы мне боли».

● На мировоззрение писателя оказала влияние учеба, а учился  Салтыков- Щедрин в Московском дворянском институте, а затем в Царскосельском лицее, где когда-то получал знания великий Пушкин. Но за двадцать один год, прошедший после пушкинского выпуска, характер этого учебного заведения переменился: насаждался близкий к казарменному стиль жизни. Просвещенные преподаватели были изгнаны из лицея. «для нас нанимали целую уйму Вральманов, Цыфиркиных, Кутейкиных… Вральманы пичкали нас коротенькими знаниями, а холоп высшей школы внушил, что цель знания есть исполнение начальственных предначертаний», - вспоминал писатель- сатирик об учебе в лицее.

Но тем не менее лицеисты жили напряженной духовной жизнью : читали запрещенную литературу, слушали пламенные речи В.Г. Белинского («То было время поклонения Белинскому»), спорили о будущем России.

Знакомство Салтыкова с социалистом- утопистом М.В. Петрашевским переросло в дружбу.

● Необходимо сказать, что уже первые произведения (повести «Противоречия» (1847) и «Запутанное дело» (1848) затронули тему социального неравенства). Писатель выступил с критикой существующего строя. Естественно, прогрессивные идеи в первых произведениях привели в гнев реакционные круги общества. А Николай I усмотрел в повестях Салтыкова «стремление к распространению идей, потрясших уже всю Западную Европу».

По решению Николая I Салтыков был арестован и сослан в Вятку под надзор полиции. «Вятский плен» продолжался около восьми лет! После смерти Николая I Салтыков возвратился в Петербург с огромным «запасом» фактов и впечатлений из жизни господствующих классов.

● Впервые псевдонимом Николай Щедрин были подписаны «Губернские очерки», вышедшие  в журнале «Русский вестник».

На мировоззрение писателя повлияло не только увлечение «писательством», но и работа в Министерстве внутренних дел. Справедливый и принципиальный, Салтыков- Щедрин держался решительно, ему удалось пресечь немало нарушений. Современник писателя С.Н. Егоров вспоминал: «Строгий в службе, он был в высшей степени правдив и человечен… Он ежедневно имел дело с каждым чиновником и всех знал. Несмотря на строгую и трудную службу, все его любили и ничем ради него не тяготились, потому что он всякого ценил по достоинству…». Служба для писателя закончилась. В чине действительного статского советника М.Е. Салтыков- Щедрин ушел в отставку. («Я - писатель, в этом мое призвание».)

● Знакомство с Некрасовым, работа в «Современнике» и «Отечественных записках» (журнальной деятельности Щедрин отдал все свои силы, знания и талант).

Салтыков - Щедрин стал примером для своих  товарищей по журналам. (Некрасов: «Журнальное дело у нас всегда шло трудно… Салтыков нес его не только мужественно, но и доблестно, и мы тянулись за ним, как могли».)Происходило как бы взаимное влияние (Салтыков- Щедрин- товарищи по журналу).

3.Каким человеком представляется вам Михаил Евграфович Салтыков- Щедрин- писатель- сатирик, критик и публицист?

● Салтыков - Щедрин- человек необычайной работоспособности. Работа для него- непреодолимая потребность. «Он не мог не писать: ни какие-нибудь дела, ни усталость и желание отдохнуть, ни знакомства и отношения, ни даже сама болезнь не могли удержать его от этого… он садился к письменному столу и писал своим сжатым почерком «страничку- другую», сколько мог»(С.Н. Кривенко).

● Салтыков - Щедрин представляется мне прямолинейным, настойчивым, умеющим сказать свое веское слово в защиту интересов русского мужика. Не случайно он вызывал ненависть официальных кругов России, которые называли его «вице- Робеспьером». Щедрин- создатель сатирических произведений.

4. Как вы понимаете слово «сатира»? (Сатира- обличительное литературное произведение, изображающее отрицательные явления жизни в смешном, уродливом виде. Сатирик в сущности тот же врач. Медик ищет способы оздоровления человеческого организма, а сатирик определяет диагноз «социально- классовых болезней», которые обнаруживают себя в человеческих- характерах и отношениях.)

Физиолог И.М. Сеченов называет Салтыкова- Щедрина «всеми уважаемым диагностом наших общественных зол и недугов».

Слово учителя.

М.Е. Салтыкова- Щедрина всегда привлекали сказки своим юмором, осуждением зла, лени и трусости, прославлением добра, благородства. Еще в 1869 г. Щедрин написал три сказки ( «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Пропала совесть»).

Инсценирование.

1. Эпизод из сказки «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» в исполнении 2 учащихся – двух генералов. (Со словом «Странный, ваше превосходительство, мне нынче сон снился,- вижу, будто живу я на необитаемом острове…» до слов «С нами крестная сила! Ведь этак мы друг друга съедим! И как мы попали сюда! Кто тот злодей, который над нами такую штуку сыграл!...).

2. Эпизод из сказки «Дикий помещик». Ученик в роли «одичавшего помещика». «Кши…- бросился он на мышонка…»

«Нет лучше совсем  одичаю, лучше пусть буду с дикими зверьми по лесам скитаться, но да не скажет никто, что российский дворянин… от принципов отступил!»

IV. Изучение нового материала.

1. История создания сказок.

В 80-е годы XIX века Салтыков- Щедрин за короткий срок создал книгу сказок (около 30). «Голова до сих пор полна… между прочим, сказками… Надобно отказать от этой книги, которая не повредила бы мне…»- писал сатирик.

80-е годы - «разгул» реакции, цензурные гонения, закрыты «Отечественные записки». У писателя, по его словам, «отняли, скомкали и запечатали душу». Обращение Щедрина к сказкам нельзя объяснить только произволом цензуры, более важными оказались содержательные возможности сказок. Сказки были напечатаны с многозначительным подзаголовком «для детей изрядного возраста». Один из цензоров сказал: «То, что г. Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему названию; его сказки- та же сатира, и сатира едкая… направленная против общественного и политического нашего устройства». Многие сказки так и не появились в печати при жизни писателя.

Запись в тетрадях:

«Сказки (для детей изрядного возраста)»- итог многолетних жизненных наблюдений Салтыкова- Щедрина, итог его творческого пути.

2. Основные темы сказок. (Записи на доске.)

1. Народ и самодержавие. («Медведь на воеводстве», «Орел- меценат», «Сказка о ретивом начальнике».)

2. Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга».)

3. Народ и буржуазная обывательская интеллигенция ( «Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась- идеалист», «Вяленая вобла».)

3. Работа над литературными терминами.

Вопросы:

- Вспомните, что такое «гротеск». Приведите примеры гротеска из известных произведений Щедрина.

- Как вы понимаете смысл слов «сатира», «эзопов язык» или «эзопова речь»?

-Что такое «фантастика», «пародия», «ирония», «сарказм», «литота»?

4. Анализ сказок Салтыкова- Щедрина.

«Премудрый пискарь» (1882-1883).

Время написания и публикации сказки- трудная пора реакции и террора в стране. Салтыков- Щедрин: «Уж очень худое время наступает». В нравственную атмосферу жизни проникают недоверие, подозрительность, трусость, равнодушие.

Вопросы:

1. Какое впечатление произвела на вас эта сказка?

Учащиеся зачитывают написанные дома свои впечатления о сказке.

2. Как вы понимаете смысл заглавия сказки «Премудрый пескарь»? Что означает эпитет «премудрый»? (Синоним- умный, рассудительный. Антоним- глупый, бестолковый. Смысл, который вкладывает автор в слово «премудрый», бесспорно, ироничный.)

3. Какие советы дает своему сыну старый пискарь? («Гляди в оба…»)

4. А какие заветы оставляют своим детям другие отцы- герои классических произведений русской литературы?

Чичиков (ученик в костюме): «Копи копейку, копейка не выдаст».

Молчалин (ученик в роли); «Угождать всем людям без изъятья…»

Петр Гринев (ученик в роли): «Береги платье снову, а честь смолоду».

Чичиков, Молчалин и Гринев (ученики), поклонившись, уходят.

5. К какому из «советов» ближе поучение старого пискаря? (жизненная позиция пискаря не совпадает ни с позицией Чичикова и Молчалина, ни с позицией Гринева.)

6. Какова жизненная позиция пискаря? (См. цитату в тексте.)

7. Итог жизни пискаря?

8.Что за мысли «посещают» его перед смертью?

9. Почему, на наш взгляд, сатирик прибегает к иносказанию и изображает не человека, а рыбу наделенную обывательскими чертами?

Выводы (записать в тетради):

М. Е. Салтыков- Щедрин пишет: «И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Все дрожал, все дрожал. Не друзей у него не родных ни он к кому, ни к нему кто… только дрожит да одну думу думает: слава богу! Кажется, жив!» Изображением жалкой участи трусливого пискаря, замуровавшего себя в тесную норку, сатирик высказал свое презрение всем тем, кто покоряясь инстинкту самосохранения, уходил от общественной жизни в узкий мир личных интересов. Салтыков- Щедрин приписал мелкой и жалко рыбешке человеческие черты и вместе с тем показал, что человеку присущи «рыбьи» черты.

Писатель напомнил современникам (и современным читателям) о цене человеческой жизни, о ее смысле, о человеческом достоинстве, о мужестве и чести.

Чтение стихотворения А.Прокофьева «Премудрый карасик» («Премудрость» пискаря, его обывательское равнодушие, трусость лишают человеческую жизнь всякого смысла, «умерщвляют ум, честь и совесть».)

«Дикий помещик»

1. Какие пороки обличаются в сказке на примере помещика? (глупость, лень, упрямство, безответственность, паразитизм, неприспособленность, тунеядство, несправедливость.)

2. Каково отношение к мужику? (жалость - после отмены крепостного права жизнь не стала лучше, горечью проникнуты слова, обращение к народу. Терпит притеснения помещиков, к богу обращается  с молитвой. В сказке звучит призыв- вопрос Некрасова «Ты проснешься ли исполненный сил?»).

3. Какой вывод можно сделать? (Народ- создатель материальных и духовных ценностей . Без него наступает голод и одичание.

4.К какой теме относится сказка?

5. Художественное своеобразие сказок Салтыкова- Щедрина, их значение.

Язык сказок.

Народный (писатель в совершенстве знал русскую крестьянскую речь), с использованием публицистической лексики, канцелярского жаргона, архаизмов и иностранных слов.

Салтыков- Щедрин создал новый, оригинальный жанр политической сказки. Идейно- тематическое содержание сказок: обличение самодержавия, обличение господствующего класса, обличение бездеятельных либералов и обывателей, показ положения угнетенного народа. В сказках Салтыкова- Щедрина соединились три плана повествования: сказочный, реально- исторический,бытовой. Сатирик использует  традиционные сказочные формулы, но за типично сказочным началом следует неожиданно уточнение, содержащее конкретно - исторический намек. Писатель искусно использует в своих сказках сатирические приемы - гротеск, гиперболу, сарказм, соединение разных стилевых планов в одном произведении. Сказки, наполненные глубоким философским содержанием, объединены в особый цикл аллегорических сказок. Многие сказки написаны в жанре животного эпоса. В сказках практически нет положительных героев; даже народ изображен смирившимся со своей тяжкой долей. Писатель не развлекает читателя, а преподносит ему нравственный урок.

Значение сказок велико

«… то, что господин Салтыков называет сказками вовсе не отвечает своему назначению: его сказки- та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…»

«Из доклада цензора Лебедева».

Хотя сказки Салтыкова-Щедрина создавались более 130 лет назад, в определенное историческое время, при определенном строе, имели прототипы, легко узнаваемые современниками писателя, но и в наше время эти сказки читаются не как рассказы XIX века, а как журналистские очерки о современной жизни. Актуальность и узнаваемость персонажей сказок сказок  Салтыкова- Щедрина не перестает удивлять своей неизменностью. Идейное содержание и художественные  особенности сатирических сказок направлены на воспитание уважения и народу и гражданских чувств в русских людях.

6.Закрепление изученного материала

- Назовите основные темы сказок Салтыкова- Щедрина

- Какими средствами художественной выразительности пользуется автор?

- В чем актуальность сказок в наши дни?

7. Подведение итогов. Выставление оценок.

8. Домашнее задание

 -написать мини - сочинение «О существовании героев Салтыкова- Щедрина в наше время».

Рекомендуем посмотреть:

Салтыков-Щедрин «Премудрый пискарь»

Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символичность образов в поэзии Ф.И. Тютчева

Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»

Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»

Ирина Александровна Подольская # 1 августа 2014 в 18:16 0
Подробный, добротный конспект. Все доступно. Главные идеи урока прослеживаются. Понравились вопросы, идея инсценирования. Изучение сказок Салтыкова-Щедрина - это всегда немного трудно, так как ученикам 7 класса иронию и сарказм еще пока трудно оценить, но инсценирование отдельных эпизодов позволит детям понять темы и идеи писателя. Спасибо за предоставленный материал. С уважением ИА
Елена Павловна Явдошенко # 10 сентября 2014 в 02:21 0
Очень интересный урок, много разных форм и методов работы - аналитическая беседа, инсценирование, анализ текста, цитирование, ответы на вопросы, элементы ролевой игры. Большой плюс - работа над терминами, ведь по теме урока, определения сложные: гротеск, сатира, эзопов язык, фантастика, пародия, ирония, сарказм, литота, для 7-классников это трудно, а проработать бы их надо посерьезнее.
Оксана Викторовна Шабалина # 18 октября 2014 в 15:04 +1
Все великолепно, да только пардон, сказки изучаются по образовательным стандартам не в 10 классе и не на первом курсе техникума, для этой возрастной группы должны изучаться либо "Господа Головлевы" либо "История одного города"
Татьяна Алексеевна Страупе # 19 октября 2014 в 23:24 0
Инсценирование - удачный ход, сама люблю это делать, дать возможность прожить, чтобы прочувствовать и запомнить. Ещё понравился отсыл к Пушкину, Гоголю, Грибоедову, возьму себе на заметку. Коллега написала, что старшеклассники сказки не изучают - неправда, изучение творчества этого писателя невозможно без сказок, которые, между прочим, он писал не для детей. Единственное, показалось, что для одного урока материала и видов работы многовато - даже в пару, думаю, не вписаться. Хотя, все работают в разном темпе. Спасибо.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 20:18 0
Урок интересный. Разнообразие различных методов работы помогают глубже усвоить все своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина. Работа над литературоведческими терминами очень важна. А инсценирование помогает лучше прочувствовать замысел автора. Думаю, возьму себе на заметку. Спасибо
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 18:34 0
Интересный урок. Мне всё очень понравилось. Разнообразные методы работы помогают учащимся хорошо усвоить данный материал. Основные вехи из биографии писателя очень нужны. Спасибо.
Тамара Викторовна Сергеева # 30 ноября 2014 в 16:32 0
Спасибо за урок.Интересный, содержательный урок.Не согласна с коллегой, что сказки не изучаются в старших классах. Старшеклассники лучше понимают сказки Салтыкова-Щедрина и все термины: гротеск, сатира, эзопов язык, фантастика, пародия, ирония, сарказм. Урок интересный!
Марина Александровна Лашева # 3 января 2015 в 12:35 0
Ольга Сергеевна, добрый день!На январские каникулы семиклассникам я дала задание прочитать сказки Салтыкова-Щедрина.И вдруг обнаружила Вашу разработку! Понравилась лексическая работа, уделено большое внимание биографии этого автора. Сказки Салтыкова-Щедрина предназначены думающему читателю. Щедринский юмор, ирония, переходящая в сарказм, гипербола, гротеск, все формы эзопова языка, которыми в совершенстве владеет сатирик,могут не только расширить лексический багаж подростка, но и обогатить восприятие окружающего мира. С вашего разрешения я обязательно возьму Вашу разработку на урок внеклассного чтения. Большое спасибо за возможность трудное преподнести легко.
Ольга Владимировна Храпкова # 5 февраля 2015 в 16:02 0
Удачный урок. Этапы продуманы, важна работа с литературоведческими терминами (для подготовки к ОГЭ, ЕГЭ). Урок воспитывает такие качества, как гражданская смелость, благородство. Развивает умение анализировать сказки, показывает их актуальность в наши дни. Спасибо.
Анна Петровна Шудракова # 19 мая 2015 в 13:28 0
Очень люблю анализировать с детьми Салтыкова-Щедрина, а здесь такой замечательный материал, много находок, разнообразие форм, этапов. Непременно использую элементы вашей разработки в следующем учебном году. Спасибо.
Инна Николаевна Евсейчик # 3 июля 2015 в 09:16 0
Ольга Сергеевна, добрый день! Сказки Салтыкова-Щедрина сложны для изучения, они предназначены думающему читателю. В разработке уделено достаточно внимания биографии писателя, используются разнообразные методы работы, что помогает школьникам лучше усвоить поданный материал. Видов работы достаточно. Я думаю, что все они дополняют друг друга, как звенья в одной цепи. Заслуживает внимание работа с литературоведческими терминами. Сложный материал, а изложен легко и доступно. Спасибо.
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 21:12 0
Спасибо за разработку. Учитель большое внимание уделяет литературоведческой терминологии, проводит литературные параллели, что актуально для детей, сдающих экзамен по литературе. Думаю (если это единственный урок по теме), что узнать сведения о жизненном пути писателя ребята могли бы самостоятельно, это сэкономило бы время на уроке и позволило бы более серьезно поработать с текстами сказок.
Евгения Михайловна Фирсова # 20 августа 2015 в 13:04 0
Спасибо за материал, обязательно воспользуюсь вашей разработкой. Отлично сочетаются разные виды работ на уроке. Произведение проанализировано, работа над терминами проведена, да и ученики задействованы в совместное творчество с учителем. Просто класс!!!
Калина Виктория Геннадьевна # 12 ноября 2015 в 03:29 0
Хорошая разработка, позволяющая детям размышлять, анализировать, делать выводы. Материал изложен в лёгкой и доступной форме. Сказки Щедрина – особый мир. Вы его прекрасно открываете для учеников.
Анна Павловна Богдан # 5 января 2016 в 20:18 0
Очень интересная разработка! Обязательно возьму на заметку. Понравилось сочетание разнообразных форм и методов работы, развивающих и творчество учащихся, и аналитические навыки. Урок построен логично, ясно и просто. Спасибо за работу!
Анна Вадимовна Бородихина # 30 января 2016 в 09:34 0
Спасибо большое автору,за то, что поделился своей разработкой, обязательно ей воспользуюсь.
Марина Николаевна Прикуле # 21 июля 2016 в 06:12 0
Хорошая разработка, и я бы не ограничилась одним уроком, наверное, нужно два или выход на самостоятельную работу с последующей защитой, презентацией и т.д. Большинство сказок Салтыков-Щедрин писал в последние годы жизни и отнюдь не для детей, поэтому мыслящему, творческому учащемуся там можно много чего найти и открыть для себя. Спасибо!
Яна Александровна Ефременко # 12 ноября 2017 в 20:36 0
Ольга Сергеевна,спасибо за богатый материал))Видно, что тема Вам самой интересна!
Светлана Александровна Суханова # 26 июня 2018 в 07:08 0
Очень понравился материал. Буду использовать отрывки в урока в своей работе. Спасибо.
Ирина Викторовна Егорова # 16 июля 2018 в 22:45 0
Сложный материал по изучению сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина представлен структурировано, доступно и интересно. Множество форм и методов: художественный анализ, беседа,инсценировка вовлекают студентов в работу по теме занятия.Инсценировку взяла на заметку,буду тоже использовать в своей работе. Спасибо!