Автор: Гнутова Ольга Сергеевна, преподаватель русского языка и литературы Константиновский сельскохозяйственный техникум г. Константиновск
Символика и вечные образы в поэме А. Блока «Двенадцать»
В разработке имеется план проведения занятия, сформированы цели и задачи, методические обоснования для каждого элемента занятия. Раскрыты вопросы: основные черты литературного направления символизм, реалистические и символистические тенденции в поэме, символика и реальные образы поэмы.
Используется для студентов 1-го курса.
1. Основная часть
1.1. Предварительная подготовка к уроку
Учащимся к открытому уроку дается задание самостоятельно прочитать поэму А.Блока «Двенадцать», а также вспомнить основные черты литературного направления символизм.
1.2. План проведения урока
Цели:
1) продолжить знакомство учащихся с творчеством А. Блока на примере поэмы «Двенадцать»;
2) развивать навыки самостоятельного анализа текста, умение высказывать и аргументировать свое мнение;
3) воспитывать любовь к Родине, уважение к ее истории; любовь к родному языку и литературе.
Оборудование: портрет А.Блока; текст изучаемого произведения; учебник.
Тип урока: формирования знаний.
Вид урока: урок- беседа.
1.3. Ход урока
I. Повторение изучаемого
Учитель: Мы уже знаем, что Блок является одним из ярких представителей направления символизм. Давайте вспомним, в чем заключаются особенности этого литературного направления.
Ученик: Символизм как направление в литературе сложился на рубеже XIX-XX веков. Это направление характеризуется тем, что писатели использовали большое количество символов, причем эти знаки в первую очередь передавали не свойства явления или предмета, а восприятие их человеком. Символисты считали, что человек может воспринимать красоту и истину, в первую очередь, благодаря интуиции, а не рассудку.
II. Работа над новым материалом
Учитель: Нужно заметить, что в поэме Блока «Двенадцать» ярко выражены не только символистские, но и реалистические тенденции. Как вы думаете, в чем они проявляются?
Ученик: В первую очередь, это относится к теме произведения. Блок пишет о революции, то есть о реальном событии. Реалистично изображена и обстановка, царящая в стране, что достигается благодаря акценту на характерных деталях:
От здания к зданию
Протянут канат.
На канате- плакат:
«Вся власть Учредительному собранию!»
Старушка убирается- плачет,
Никак не поймет, что значит,
На что такой плакат,
Такой огромный лоскут?
Сколько бы вышло портянок для ребят,
А всякий- раздет, разут…
Реализм в поэме блока проявляется и в коротких хлестких характеристиках представителей разных сословий: «буржуй на перекрестке в воротник упрятал нос», сокрушается «писатель- вития», говоря: «Погибла Россия». Блок едко спрашивает у священнослужителя:
Что нынче невеселый,
Товарищ поп?
Помнишь, как бывало
Брюхом шел вперед,
И крестом сияло
Брюхо на народ?..
Не менее живыми и реалистичными предстают и образы двенадцати красноармейцев. Хотя Блок сначала воспринял революцию как положительное событие, способное очистить Россию от зла, поэт не идеализирует «апостолов» новой веры:
Идут двенадцать человек.
Винтовок черные ремни,
Кругом- огни, огни, огни…
В зубах- цыгарка, примят картуз
На спину б надо бубновый туз!
Свобода, свобода,
Эх, эх, без креста!
Учитель: Обратите внимание на то, как Блок и дальше рисует образы двенадцати «антиапостолов». Что движет ими?
Ученик: Герои поэмы Блока далеки от романтического образа профессионального революционера, последовательно проводящего в жизнь свои идеалы. Двенадцатью новоиспеченными солдатами движут простые и абсолютно несознательные стремления:
Запирайте етажи,
Нынче будут грабежи!
Отмыкайте погреба -
Гуляет нынче голытьба!
Однако какие-то зачатки идеологии уже намечаются- видимо, красноармейцы нахватались отдельных фраз от агитаторов. В то же время солдаты по старой привычке то и дело упоминают бога:
Мы на горе всем буржуям
Мировой пожар раздуем,
Мировой пожар в крови-
Господи, благослови!
Учитель: Блок назвал свою поэтому «Двенадцать». Это число с древнейших времен имело огромное символическое значение. В поэме можно найти и множество других символистических образов. Что вы можете сказать по этому поводу?
Ученик: Действительно, число двенадцать вызывает много ассоциаций. Двенадцать месяцев, двенадцать знаков зодиака, двенадцать лет восточного календаря, двенадцать апостолов Христа. Именно эту ассоциацию и использовал в своей поэме Блок. «Апостол» означает «посланник», и двенадцать красноармейцев- это своего рода посланник. Не случаен и образ Христа в конце поэмы. Можно подумать, что он ведет новых «апостолов»; однако так ли это?
- Кто там машет красным флагом?
- Приглядись-ка, эка тьма!
- Кто там ходит беглым шагом,
Хоронясь за все дома?
- Все равно, тебя добуду,
Лучше сдайся мне живьем!
- Эй, товарищ, будет худо,
Выходи, стрелять начнем!
Возможно, образ Христа Блок ввел в поэму, чтобы показать, что путь возрождения есть, хотя и он зачастую осенен «кровавым флагом», что существуют вечные ценности, не зависящие от эпох и режимов:
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди- Иисус Христос
Учитель: А какие еще символы вы заметили в поэме Блока? Что они означают, как вы думаете?
Ученик: Большое значение в поэме имеют символические образы пса и вьюги. Пес означает старый мир, на что указывает сам Блок:
- Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!
Старый мир, как пес паршивый,
Провались - поколочу!
Учитель: Можно вспомнить и другое значение этого символа. Например, у Гете в «Фаусте» Мефистофель принимает облик пса. Обратите внимание, что Христос идет впереди, а пес неотвязно следует за красноармейцами. Можно предположить, что пес символизирует не только стары мир, но и антагониста Христа- дьявола. А что вы можете сказать о том значении, которое имеют в поэме вьюга и ветер?
Ученик: Вьюга и ветер символизируют разгул стихии, но не только природной, а и стихии человеческих страстей. Блок пророчески указывает на неуправляемость толпы, на разрушительность и разобщение, которые становятся следствием революции:
Разыгралась чтой-то вьюга,
Ой, вьюга, ой, вьюга!
Не видать совсем друг друга
За четыре за шага!
Стихийный размах «вьюги»- революции- проявляется в разбойничьей удали, достойной героя народных преданий Стеньки Разина:
Как пошли наши ребята
В красной гвардии служить-
В красной гвардии служить-
Буйну голову сложить!
Ветер революции без разбора сметает все- и плохое и хорошее; ведь стихия не делает различий. Вот как Блок рисует революционную Россию:
Черный вечер.
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер-
На всем божьем свете!
Учитель: Как вы думаете, для чего Блок ввел в поэму, посвященную революции, историю красноармейца Петьки и его любовницы Катьки?
Ученик: В них воплотились вечные образы ревнивого любовника и неверной женщины. Однако в поэме проскальзывает и другой подтекст- сопоставления Катьки и России:
Товарищ, винтовку держи, не трусь!
Пальнем-ка пулей в святую Русь-
В кондовую
В избяную,
В толстозадую!
Ах ты, Катя, моя Катя,
Толстоморденькая…
А Катька где?- Мертва, мертва!
Простреленная голова!
Для «голытьбы», неожиданно получившей «австрийскую винтовку», все равно, в кого стрелять- в Катьку или в «Святую Русь». И уже звучит предвестием будущих «чисток» и процессов над «вредителями» слова: «Неугомонный не дремлет враг!»
III. Подведение итогов
На уроке мы вспомнили основные черты литературного направления символизм. Выявили реалистические и символические тенденции в поэме А. Блока «Двенадцать». Проанализировали символику и образы поэмы.
IV. Домашнее задание
Самостоятельно подготовить небольшое сочинение на одну из тем: «Авторская позиция в поэме А.А. Блока «Двенадцать», «А.А. Блок и революция», «Противостояние двух миров в поэме А.А. Блока «Двенадцать»».
Рекомендуем посмотреть:
Конспект урока литературы для студентов 1 курса техникума. Символичность образов в поэзии Ф.И. Тютчева
Конспект урока. Художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, их значение