Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

Человеческое слово…                                    по полёту.

Видно птицу…                                                   острее стрелы.

Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

За правильное выполнение задания – 1 балл.

3. СЛОВАРИ.

Словари – это вся вселенная в алфавитном

порядке. Если хорошенько подумать,

словарь – это книга книг. Другие книги

надо лишь извлечь из него.

(А. Франс)

Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

- Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

- В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Жюри подводит итоги.

Вопросы зрителям:

1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)

2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)

3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)

4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)

5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова - паразиты)

6. Словарный запас человека. (Лексикон).

ЭТИМОЛОГИЯ

Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

Задание зрителям:  Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»?  (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).

МОРФЕТИКА

Морфемика -  раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.

КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ.  (Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

Задание для зрителей:

Корень – в слове МОЛОДОЙ.

Суффикс – в слове КОСЦЫ.

Окончание – в слове ТРАВЫ.  

(Молодцы)

МОРФОЛОГИЯ

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

1. ЧАСТЬ РЕЧИ

Задание командам: восстановить предложенный текст.

1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;

2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;

3 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

ОТЕЛ.

Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.

ЛЕТО.

 Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.   (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).

 2.  ИМЕНА

На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны  - нн- , - лл- , - мм -.

Какие имена им можно дать?

Задание:      записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.

Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.

ИМЕНА

ЖЕНСКИЕ

МУЖСКИЕ

Алла

Аполлон

Анна

Аполлинарий

Бела

Геннадий

Жанна

Иоанн (устар. от  Иван)

Изабелла

Иннокентий

Инна

Кирилл

Марианна

 

Нонна

 

Нелли

 

Римма

 

Стела

 

Сусанна

 

Эмма

 

Элла

 

3.     КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -.

(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )

ФОНЕТИКА

Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.

Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:

- БУКВ  > ЗВУКОВ;

- БУКВ  < ЗВУКОВ;

- БУКВ  = ЗВУКАМ.

Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ

БУКВ  < ЗВУКОВ

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда получает 1 балл за правильность.

ОРФОГРАФИЯ

Орфография  - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь сною порц…ю».  (5 букв ы)

За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

Задание зрителям:  вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

Ц…плёнок в ц…рке выступал,

Играл он на ц…мбалах,

На мотоц…клее раз…зжал,

И ц…фр он знал немало.

Он из ц…линдра доставал

М…рковь и огурц… .

И только одного не знал,

Где и, а где же ы.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ

ЭПИЛОГ

Ведущий: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.

ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.

1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это.  Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти.    (Камень)

2.  Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек  будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет?     (Иголка)

3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это?     (Вода)

4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет?      (Соль)

5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет?    (Шапка)

6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это?     (Рак)

7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это?     (Колесо)

8.  Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это?    (Мёд)

9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое?      (Ключ)

Страницы: 1 2 3

Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 20:13 +3
Очень хороший материал, который можно использовать не только во внеклассной работе по предмету, но и на уроках по темам "Фразелогия", "Морфемика" и др. Задания подобраны таким образом, что интерес учащихся сохраняется в течение всей игры-конкурса, способствует развитию познавательного интереса к предмету в целом. Автором разработаны критерии оценки ответов учащихся. Нельзя не отметить воспитательное значение материала ПРОЛОГА. Обязательно использую материал в своей работе. Спасибо.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 марта 2014 в 15:28 +1
Хороший материал. Пригодится каждому учителю-словеснику.Спасибо!
Елена Владимировна Медведева # 11 июня 2014 в 18:46 0
Сценарий очень подробный. Интересная завязка, сразу настраивающая детей на доброжелательный тон игры. Подобран богатый занимательный материал по всем разделам лингвистики. Нельзя не отметить ценность приложения, где предложены критерии оценивания и разные варианты ответов. Хороший, добросовестно разработанный сценарий. Бери и работай!
Наталья Олеговна Тер-Саргсян # 18 июля 2014 в 20:13 0
Очень интересный материал. Обязательно использую на недели русского языка. Большое спасибо!
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 09:02 0
Согласна, начало очень хорошее, творческое. Во время игры ребята повторяют разные разделы русского языка. Видно, что учитель серьезно подошел к разработке мероприятия. Молодец! Спасибо, обязательно буду использовать во время предметной недели.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 14:07 0
Интересная и качественная разработка. Задания даются по всем разделам русского языка, всё построено на соревновательном моменте,поскольку это игра-конкурс, подобран занимательный материал, разработаны критерии оценки. Обязательно использую при проведении Недели словесности. Спасибо!
Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:20 0
Хорошее театрализованное начало. Материал всегда можно использовать. Спасибо!
Валентина Васильевна Хромова # 4 октября 2014 в 23:24 0
Сценарий интересный, охватывает почти все разделы языка. Конкурсы, викторина занимательны.Обязательно использую при проведении Недели русского языка. Спасибо!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:33 0
Великолепный сценарий. Задания вбирают в себя огромное количество знаний! Четко прописаны критерии оценивания работы.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 18:56 0
Интересное мероприятие. Различные конкурсы помогают учащимся вспомнить и повторить многие разделы русского языка. Каждый участник может проявить свои творческие способности. Материал большой и полезный. Понравились критерии оценки. При проведении Недели русского языка будет кстати. Спасибо
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 17:57 0
Замечательное мероприятие. Полезно, интересно, увлекательно. Возьму для себя.Вы проделали очень большую работу. Спасибо.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:26 0
Очень интересное занятие. Учащиеся в игровой форме ненавязчиво повторяют разделы русского языка. Задания разнообразные. Хорошее начало служит активизации мыслительной деятельности. Воспитывается патриотизм, уважение к слову.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 4 декабря 2014 в 18:34 0
Материал интересный,некоторые фрагменты можно использовать и на уроках русского языка, например, "Доскажи фразеологизм", "Говорите правильно", "Отгадай слово". Задания направлены на развитие познавательного интереса, творческих способностей. Обязательно использую во время проведения предметной недели. СПАСИБО!!!
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 10:19 0
Сценарий интересный. Конкурсы, викторина занимательны.Обязательно использую в своей работе. Спасибо!
Евгения Васильевна Белашова # 5 мая 2015 в 19:54 0
Уважаемая Наталья Николаевна!Спасибо за прекрасный сценарий. В нём подобраны интересные, познавательные задания не только школьникам, но и нам, преподавателям. Я, например, с удовольствием выполнила многие задания. А в поисках имён с удвоенной согласной пришлось даже обратиться к словарю. Русский язык - наука точная. И на уроках (в сравнении с литературой) особо "не разгуляешься", поэтому вот такие внеклассные мероприятия пусть в рамках обобщения, пусть в конце учебного года, пусть на неделе русского языка очень нужны. А материал, преложенный Вами - это готовое, глубоко продуманное мероприятие. Просто - бери и проводи! Что я и планирую в скором будущем сделать. Ещё раз, спасибо Вам!
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 20:31 0
Очень хороший сценарий, который можно использовать и на уроках по темам "Лексика", "Фразеология", "Морфемика". Хочется особенно отметить воспитательное значение всех заданий, разнообразие форм работы с учащимися. Можно использовать на Неделе русского языка, в рамках работы старших школьников с младшими. материал не требует никаких дополнений. Согласна с предыдущими комментариями: бери - и иди на урок. Спасибо огромное!
Ирина Геннадьевна Фефелова # 29 августа 2015 в 21:28 0
Наталья Николаевна, огромное спасибо за материал! Главное, действительно, мероприятие будет интересно и пятиклассникам, и восьмиклассникам! Да, я думаю, и старшеклассники не отказались бы выполнить большую часть этих заданий! Присоединяюсь к коллегам: вы - молодец!В рамках сценария учащиеся вспомнят и фразеологизмы, и синонимы, - что так необходимо на ОГЭ и ЕГЭ.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:51 0
Очень выгодный материал для использования в рамках Недели русского языка. Детям думаю будет интересно)))
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:21 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Татьяна Петровна Чернова # 16 ноября 2015 в 02:30 0
Интересная игра. Любовь и уважение к языку у детей будет. Спасибо.
Анна Павловна Богдан # 26 декабря 2015 в 19:36 0
Спасибо большое за праздник, праздник светлый, добрый, познавательный. Благодаря таким мероприятиям и можно пробудить интерес к нашему предмету. Ребёнок лучше учится играя. Чем больше таких уроков, тем выше результат работы словесника.
Кенжебаева Гульнара Турсуновна # 17 апреля 2016 в 08:43 0
Потрясающий материал. Огромное спасибо !!!
Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 15:17 0
Отличное внеклассное мероприятие! Здесь мастерски соединены поэзия, музыка и живопись.Спасибо за полезный материал с игровыми приёмами!
Дина Хуснуллина # 22 мая 2016 в 20:57 0
Большое спасибо, Наталья Николаевна! Я как раз искала такой материал, который можно использовать при обобщении. Но ваш материал пригодится и на уроках, в во внеклассной работе. Интригующее начало, много стихов, предлагаете задания по всем разделам русского языка, сами задания интересные. Прочитала на одном дыхании, надеюсь, и сам праздник пройдет так же.
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 17:55 0
вы просто очень хороший учитель. ВЫ Умеете отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связываете изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связываете изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:28 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:43 0
Замечательный материал, помогающий детям разных возрастов проявлять эрудицию и знания по русскому языку. Благодаря такой форме мероприятия и таким интересным заданиям, можно еще больше развить у детей интерес к изучению русского языка.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:16 0
Разработка очень интересная, изложена в занимательной и увлекательной форме. Игра…. Что может быть лучше для детей? Поддержат и примут самое активное участие. Чаще нужно использовать такие приёмы.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:16 0
Наталья Николаевна, материал развивает у детей интерес к изучению русского языка, изложен в доступной форме.Без сомненья, он увлечет и детей.
Роза Ибрагимовна Гарифуллина # 11 декабря 2016 в 21:02 0
Уважаемая Наталья Николаевна!Ознакомилась с вашим материалом и сразу взяла себе на заметку.Задания разнообразны,грамотно изложены,что позволяет за короткий срок повторить разделы русского языка.Так же материал можно использовать при проведении предметной недели.
Ирина Викторовна Лексина # 11 января 2017 в 10:20 0
Спасибо! очень насыщенное мероприятие, задания разнообразны. Возьму на заметку и предложу нашему ШМО при проведении предметной недели.
Надежда Григорьевна Новик # 24 апреля 2017 в 21:29 0
Очень хороший материал, который можно использовать во внеклассной работе по предмету, на уроках по темам "Фразеология", "Морфемика" и др. Задания подобраны таким образом, что интерес учащихся сохраняется в течение всей игры-конкурса, способствует развитию познавательного интереса к предмету в целом.Возьму на заметку и предложу нашему МО при проведении предметной недели.
Светлана Леонидовна Метелева # 30 ноября 2017 в 01:32 0
Спасибо за прекрасный материал. У нас грядёт неделя русского языка - лучше не придумаешь.Очерк С. Романовского позволяет учащимся сделать открытие, удивиться: так интересна игра со словами одного корня. Интересны и познавательны задания по лексике и фразеологии, орфоэпические нормы в игровой форме. Отлично!И конечно, ответы! Спасибо!
Светлана Александровна Суханова # 26 июня 2018 в 06:26 0
Спасибо за интересный сценарий. Можно использовать материал как фрагменты уроков.