КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»
Человеческое слово… по полёту.
Видно птицу… острее стрелы.
Речи что мёд, … книга растит человека.
Испокон века… а дела – что полынь.
За правильное выполнение задания – 1 балл.
3. СЛОВАРИ.
Словари – это вся вселенная в алфавитном
порядке. Если хорошенько подумать,
словарь – это книга книг. Другие книги
надо лишь извлечь из него.
(А. Франс)
Ведущий: так ли необходим словарь нам в жизни, как считал Анатоль Франс? Тогда начнём состязание. Я буду определять назначение словаря, а вы определите его название. За каждый правильный ответ получаете 1 балл.
На вопросы команды отвечают по очереди.
- Он даёт лексическое значение слова. (Толковый)
- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)
- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)
- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)
- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).
- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).
- В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).
Жюри подводит итоги.
Вопросы зрителям:
1. Слова, которые имеют несколько лексических значений. (Многозначные)
2. Слова, употребляемые в той или иной профессии. (Профессионализмы)
3. Слова, употребляемые в той или иной местности. (Диалектные)
4. То, что слово обозначает. (Лексическое значение)
5. Слова, не имеющие лексического значения и загрязняющие нашу речь. (Слова - паразиты)
6. Словарный запас человека. (Лексикон).
ЭТИМОЛОГИЯ
Этимология – это раздел языкознания, изучающий происхождение слов.
Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).
По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его. (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).
Задание зрителям: Как вы думаете, каково происхождение слова «снегирь»? (Это исконно русское слово. Птица названа так потому, что прилетает к нам с севера, когда выпадает первый снег, и начинаются заморозки).
МОРФЕТИКА
Морфемика - раздел науки о языке, изучающий морфемы как части слова.
КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»
Задание для всех команд:
Корень - в слове СНЕЖИНКА.
Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.
Суффикс – в слове ЛЕСНИК.
Окончание – в слове СТОЛ. (Подснежник)
За правильный ответ – 1 балл
Задание для зрителей:
Корень – в слове МОЛОДОЙ.
Суффикс – в слове КОСЦЫ.
Окончание – в слове ТРАВЫ.
(Молодцы)
МОРФОЛОГИЯ
Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.
1. ЧАСТЬ РЕЧИ
Задание командам: восстановить предложенный текст.
1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;
2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;
3 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.
ОТЕЛ.
Нстуоипла отел. В лсеу хоит. Мдвдееи лаятсямко лойнима. Блкеи рютбаоси рхоеи. Зйкаи в хырес бушхак рязвеятс ан лопяне. Влкои хтотосяся ан хин.
ЛЕТО.
Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них. (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).
2. ИМЕНА
На доске – лица мальчика и девочки. Под ними указаны - нн- , - лл- , - мм -.
Какие имена им можно дать?
Задание: записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной.
Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.
ИМЕНА
|
ЖЕНСКИЕ
|
МУЖСКИЕ
|
Алла
|
Аполлон
|
Анна
|
Аполлинарий
|
Бела
|
Геннадий
|
Жанна
|
Иоанн (устар. от Иван)
|
Изабелла
|
Иннокентий
|
Инна
|
Кирилл
|
Марианна
|
|
Нонна
|
|
Нелли
|
|
Римма
|
|
Стела
|
|
Сусанна
|
|
Эмма
|
|
Элла
|
|
3. КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»
Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -;
ПАР - - -.
(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет )
ФОНЕТИКА
Фонетика – раздел науки о языке, изучающий звуковой состав речи.
Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:
- БУКВ > ЗВУКОВ;
- БУКВ < ЗВУКОВ;
- БУКВ = ЗВУКАМ.
Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.
БУКВ > ЗВУКОВ
|
БУКВ < ЗВУКОВ
|
БУКВ = ЗВУКАМ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Команда получает 1 балл за правильность.
ОРФОГРАФИЯ
Орфография - раздел науки о языке, изучающий правильное написание слов.
Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?
Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь сною порц…ю». (5 букв ы)
За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.
Задание зрителям: вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.
Ц…плёнок в ц…рке выступал,
Играл он на ц…мбалах,
На мотоц…клее раз…зжал,
И ц…фр он знал немало.
Он из ц…линдра доставал
М…рковь и огурц… .
И только одного не знал,
Где и, а где же ы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГЫ
ЭПИЛОГ
Ведущий: в качестве эпилога я предлагаю вам викторину. Командам по очереди будут задаваться вопросы. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.
ВОПРОСЫ ВИКТОРИНЫ.
1. Имя апостола Петра в переводе с древнееврейского обозначает именно это. Он бывает краеугольным, а бывает – преткновения. Плохой человек носит его за пазухой. В споре коса может на него найти. (Камень)
2. Она очень маленькая, но с её помощью можно прервать жизнь одного сказочного героя, отличающегося своей чрезмерной худобой. Глупый человек будет искать её в стоге сена, а тот, кто очень волнуется, будет на них сидеть. Новая одежда только что с неё. Что это за предмет? (Иголка)
3. В неё можно переместить водоплавающую птицу, но всё будет безрезультатно. Её можно толочь в ступе и носить в решете. Можно прятать в неё концы и водить по ней вилами. Она бывает мёртвая, живая и на киселе. А если вы не хотите отвечать на мой вопрос, то её можно в рот набрать. Но в ваших же интересах на него ответить. Что это? (Вода)
4. Её нужно съесть пуд, чтобы чему – нибудь научиться. Давным – давно она была почти на вес золота. Её помещали гостю прямо в яства. Если гостя уважали, то клали этого много, а если нет – то и вообще не клали. Что же это за съедобный предмет? (Соль)
5. Она обладает странной способностью воспламеняться на том, кто участвует в краже. Её можно снимать, ломать, хватать в охапку; ими можно даже закидать! Без неё никак не обойтись в обычной жизни, учитывая особенности нашего климата. А у сказочных героев она часто бывает невидимая. И что же это за необходимый предмет? (Шапка)
6. Странно, почему – то все бояться узнать, где он зимует, но с нетерпением ждут, когда он , взобравшись на гору, свистнет. Когда человеку стыдно или он после бани, то становится похож именно на него. Это пресноводное беспозвоночное увековечено в одной из басен И. А. Крылова. Вы догадались, кто это? (Рак)
7. Оно бывает пятым у телеги вопреки всякому здравому смыслу. И что самое удивительное, некоторые шутники любят вставлять в него палки. На нём даже можно жить, а можно в нём вертеться. Но особенно его почему – то любят белки. Что это? (Колесо)
8. Молодожёны очень хорошо знают его, потому что он рядом с ними целый месяц. А когда его целая бочка, то находятся, не побоюсь сказать этого слова, вредители, которые готовы испортить его, добавив туда ложку дёгтя. Его обожал один представитель млекопитающих, любящий прикидываться тучкой. И что же это? (Мёд)
9. Он может бить, а может открывать дверь. Он может быть мокрым, а может быть сухим. Иногда его можно потрогать, а иногда это всего лишь средство для разгадки или понимания чего – либо. Что же это такое? (Ключ)