Сценарий внеклассного мероприятия по русскому языку в 5-8 классах

Ведущий: на этом игра для наших команд заканчивается и мы даём время жюри для подведения итогов, а в это время я задам несколько вопросов зрителям.

1.  За ними ходил Геракл в сады Гесперид. Оно же стало предметом раздора между Герой, Афиной и Афродитой. И, представьте себе, из – за него даже началась война! Когда тесно, то ему негде упасть. Как вы думаете, что это за предмет?     (Яблоко)

2. Он бывает насущный, а бывает чужой; иногда просят, чтобы его не было, а иногда перебиваются с него на квас; а дружит он с солью. Что это?     (Хлеб)

3. С её помощью древнегреческий герой Тезей нашёл выход из лабиринта Минотавра, а дала ему это Ариадна. Она бывает красной и белой, а непогоду ни одной её сухой не остаётся. Что это за предмет?    (Нить)

4. Именно про неё замечательная русская поэтесса А. А. Ахматова написала стихотворение. Вот строки из него:

В заветных ладанках не носим на груди,

О ней стихи навзрыд не сочиняем,

Наш горький сон она не бередит,

Не кажется обетованным раем.

Не делаем её в душе своей

Предметом купли и продажи,

Хворая, бедствуя, не  мотствуя на ней,

О ней не вспоминаем даже…

Когда всё хорошо, она обетованная, а когда плохо – она горит под ногами. У неё есть пуп и край. Сквозь неё можно провалиться. Что же это такое?     (Земля)

5. Он может оказать услугу, а может наступить на ухо. А в целом на него похож один из персонажей бессмертной поэмы Н. В. Гоголя. Кто это?   (Медведь)

6. Бедные они, несчастные! И гоняются за ними, причём сразу норовят за двумя, и убивают, опять – таки из жадности, двух. И наговаривают на них, будто они страдают комплексом неполноценности. И во всех народных сказках они в дураках остаются. Кто же это?    (Заяц)

7. Он может подкатиться к горлу и застрять в нём. В него сплетаются противоречия. А в народных сказках он указывает путь Ивану – царевичу. Что же это за фольклорный элемент?     (Клубок)

8. Козла упрекают в том, что предмета, загаданного мной, у него не бывает, но все почему – то упорно верят, что таковое есть. В сочетании с кровью оно даёт странную смесь, но люди утверждают, что это хорошо и красиво. Их него выложен путь, по которому ориентируются мореплаватели. И что же это такое?    (Молоко)

9. Он бывает Александрийский, исполнительный, больничный и обходной. С него можно петь, играть или читать без предварительной подготовки. Иногда он пристаёт или дрожит, как у известного дерева. Что это?   (Лист)

Подведение итогов игры. Объявление команды – победительницы.

Подсчёт очков у зрителей. Вручение грамот.

Ведущий

Стихотворение «Родной язык».

Язык наш прекрасный –

Богатый и звучный,

То мощный и страстный,

 То нежно – певучий.

В нём есть и усмешка,

И меткость, и ласка.

Написаны им

И рассказы, и сказки –

Страницы волшебных,

Волнующих книг!

Люби и храни

Наш великий язык!

Я провела это мероприятие у себя в школе, и оно очень понравилось ребятам. Дети ещё раз повторили знакомый материал в интересной форме.

ПРИЛОЖЕНИЯ

КРИТЕРИИ ОЦЕНОК

ПРОЛОГ

1 конкурс  «Говорите правильно»

Время – 1 минута.

Жюри оценивает правильность выполнения задания (Макс. – 3 балла)

Правильный ответ.

Между прочим

Говорил он, между прочим,

«Красивее», «Мы так хотим»,

«Досуг, шофер, процент, заем,

Квартал, портфель, бюллетень»,

«Сверх плана выполняем»,

«Агент звонит целый день».

2 конкурс «КОНКУРС КРАСНОРЕЧИЯ»

У участников игры было домашнее задание: подготовить поздравление с Днём защитника Отечества или с Международным женским днём.

Критерии: оригинальность, краткость, лаконичность, выразительность, эмоциональность и не в стихах.   (Макс. – 3 балла).

Подведение итогов.

ЛЕКСИКА

1.     ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ.

Скажи одним словом

· Во весь дух.  (Быстро)

· Рукой подать. ( Близко)

· Сломя голову. (Быстро)

· Прикусить язык. (Замолчать)

За каждый правильный ответ – 1 балл (Макс. 4 балла)

2.  КОНКУРС «НАЙДИ ВТОРУЮ ПОЛОВИНУ»

Человеческое слово…                                    по полёту.

Видно птицу…                                                   острее стрелы.

Речи что мёд,  …                                                книга растит человека.

Испокон века…                                                   а дела – что полынь.

За правильное выполнение задания – 1 балл.

3. СЛОВАРИ.

За каждый правильный ответ команда  получает 1 балл.

На вопросы команды отвечают по очереди.

- Он даёт лексическое значение слова.  (Толковый)

- Он подбирает близкие по значению слова (Словарь синонимов)

- Он подбирает противоположные по лексическому значению слова. (Словарь антонимов)

- Он содержит информацию об истории возникновения слова. (Этимологический)

- Он содержит информацию об устойчивых словосочетаниях, употребляемых в переносном значении. (Фразеологический).

- Он указывает на правильное произношение слов. (Орфоэпический).

- В нём дано правильное написание слова. (Орфографический).

Жюри подводит итоги.

ЭТИМОЛОГИЯ

Задание всем командам: определить слово (1 балл), дать информацию о происхождении (2 балла).

По мнению наших предков, этот хищник буквально уволакивал свою добычу. Назовите его.  (Волк. Произошло от слов «волочь», «тащить». Волк – буквально «таскающий»).

МОРФЕТИКА

КОНКУРС «ОТГАДАЙ СЛОВО»

Задание для всех команд:

Корень - в слове СНЕЖИНКА.

Приставка – в слове ПОДЪЕХАЛ.

Суффикс – в слове ЛЕСНИК.

Окончание – в слове СТОЛ.             (Подснежник)

За правильный ответ – 1 балл

МОРФОЛОГИЯ

1.  ЧАСТЬ РЕЧИ

Задание командам: восстановить предложенный текст.

1 – й команде посчитать сколько в тексте существительных;

2 – й команде посчитать сколько в тексте прилагательных;

3 – й команде посчитать сколько в тексте глаголов.

ЛЕТО.

Наступило лето. В лесу тихо. Медведи лакомятся малиной. Белки собирают орехи. Зайки в серых шубках резвятся на поляне. Волки охотятся на них.   (10 существительных, 1 прилагательное, 5 глаголов).

2. ИМЕНА

Задание:      записать как можно больше мужских и женских имён с указанной удвоенной согласной –ММ-, -НН-, -ЛЛ-.

Какая команда назовёт больше имён, та и получает 1 балл.

ИМЕНА

ЖЕНСКИЕ

МУЖСКИЕ

Алла

Аполлон

Анна

Аполлинарий

Бела

Геннадий

Жанна

Иоанн (устар. от  Иван)

Изабелла

Иннокентий

Инна

Кирилл

Марианна

 

Нонна

 

Нелли

 

Римма

 

Стела

 

Сусанна

 

Эмма

 

Элла

 

3.     КОНКУРС «ТЁМНАЯ КОМНАТА»

Задание командам: придумайте 5 слов из 6 букв, начинающихся со слога пар-. Команда получает 1 балл за скорость и 1 балл за правильность и количество.

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -;

ПАР  -  -  -.

(Парник, партер, пароль, партия, парень, паркет)

ФОНЕТИКА

Задание командам: распределите слова в 3 колонки так, чтобы было:

- БУКВ  > ЗВУКОВ;

- БУКВ  < ЗВУКОВ;

- БУКВ  = ЗВУКАМ.

Юла, шитьё, уголь, её, соловьи, линия, подъезд, оттаял, рассказ, пень, мост, семья.

БУКВ  > ЗВУКОВ

БУКВ  < ЗВУКОВ

БУКВ  = ЗВУКАМ

 

 

 

 

 

 

Команда получает 1 балл за правильность.

ОРФОГРАФИЯ

Задание командам: сколько в этом тексте букв Ы?

Попыхивая ц…гаркой, ц…ган ц…дил пойло в ц…нковое корыто. «Ц…ц, куриц…н сын! – ц…кнул он на подбежавшего ц…плёнка, - ещё получишь сною порц…ю».  (5 букв ы)

За правильный ответ – 1 балл, если есть ошибки – 0 баллов.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ИГРЫ

ЭПИЛОГ

Викторина. За каждый правильный ответ – 1 балл. Если команда даёт неправильный ответ, вопрос переходит к зрителям.

Рекомендуем посмотреть:

Мастер-класс «Использование развивающих игр и творческих заданий на уроках русского языка и литературы»

Конспект урока русского языка в 9 классе. Сложные предложения

Конспект урока русского языка в 5 классе

Конспект урока русского языка 8 класс

Зачёт-практикум по русскому языку в 9 классе

Страницы: 1 2 3
Марина Александровна Белова # 30 января 2014 в 20:13 +3
Очень хороший материал, который можно использовать не только во внеклассной работе по предмету, но и на уроках по темам "Фразелогия", "Морфемика" и др. Задания подобраны таким образом, что интерес учащихся сохраняется в течение всей игры-конкурса, способствует развитию познавательного интереса к предмету в целом. Автором разработаны критерии оценки ответов учащихся. Нельзя не отметить воспитательное значение материала ПРОЛОГА. Обязательно использую материал в своей работе. Спасибо.
Татьяна Анатольевна Шепеленко # 23 марта 2014 в 15:28 +1
Хороший материал. Пригодится каждому учителю-словеснику.Спасибо!
Елена Владимировна Медведева # 11 июня 2014 в 18:46 0
Сценарий очень подробный. Интересная завязка, сразу настраивающая детей на доброжелательный тон игры. Подобран богатый занимательный материал по всем разделам лингвистики. Нельзя не отметить ценность приложения, где предложены критерии оценивания и разные варианты ответов. Хороший, добросовестно разработанный сценарий. Бери и работай!
Наталья Олеговна Тер-Саргсян # 18 июля 2014 в 20:13 0
Очень интересный материал. Обязательно использую на недели русского языка. Большое спасибо!
Алена Геннадьевна Варфоломеева # 22 июля 2014 в 09:02 0
Согласна, начало очень хорошее, творческое. Во время игры ребята повторяют разные разделы русского языка. Видно, что учитель серьезно подошел к разработке мероприятия. Молодец! Спасибо, обязательно буду использовать во время предметной недели.
Надежда Михайловна Светлова # 27 июля 2014 в 14:07 0
Интересная и качественная разработка. Задания даются по всем разделам русского языка, всё построено на соревновательном моменте,поскольку это игра-конкурс, подобран занимательный материал, разработаны критерии оценки. Обязательно использую при проведении Недели словесности. Спасибо!
Людмила Ивановна Васильева # 19 сентября 2014 в 23:20 0
Хорошее театрализованное начало. Материал всегда можно использовать. Спасибо!
Валентина Васильевна Хромова # 4 октября 2014 в 23:24 0
Сценарий интересный, охватывает почти все разделы языка. Конкурсы, викторина занимательны.Обязательно использую при проведении Недели русского языка. Спасибо!
Анна Александровна Карева # 16 октября 2014 в 18:33 0
Великолепный сценарий. Задания вбирают в себя огромное количество знаний! Четко прописаны критерии оценивания работы.
Эльзара Мустафаевна Мамбедалиева # 31 октября 2014 в 18:56 0
Интересное мероприятие. Различные конкурсы помогают учащимся вспомнить и повторить многие разделы русского языка. Каждый участник может проявить свои творческие способности. Материал большой и полезный. Понравились критерии оценки. При проведении Недели русского языка будет кстати. Спасибо
Ирина Александровна Дингес # 22 ноября 2014 в 17:57 0
Замечательное мероприятие. Полезно, интересно, увлекательно. Возьму для себя.Вы проделали очень большую работу. Спасибо.
Надежда Николаевна Николькина # 26 ноября 2014 в 07:26 0
Очень интересное занятие. Учащиеся в игровой форме ненавязчиво повторяют разделы русского языка. Задания разнообразные. Хорошее начало служит активизации мыслительной деятельности. Воспитывается патриотизм, уважение к слову.
Наталья Владимировна Безъязыкова # 4 декабря 2014 в 18:34 0
Материал интересный,некоторые фрагменты можно использовать и на уроках русского языка, например, "Доскажи фразеологизм", "Говорите правильно", "Отгадай слово". Задания направлены на развитие познавательного интереса, творческих способностей. Обязательно использую во время проведения предметной недели. СПАСИБО!!!
Вера Сампиловна Гарматарова # 13 марта 2015 в 10:19 0
Сценарий интересный. Конкурсы, викторина занимательны.Обязательно использую в своей работе. Спасибо!
Евгения Васильевна Белашова # 5 мая 2015 в 19:54 0
Уважаемая Наталья Николаевна!Спасибо за прекрасный сценарий. В нём подобраны интересные, познавательные задания не только школьникам, но и нам, преподавателям. Я, например, с удовольствием выполнила многие задания. А в поисках имён с удвоенной согласной пришлось даже обратиться к словарю. Русский язык - наука точная. И на уроках (в сравнении с литературой) особо "не разгуляешься", поэтому вот такие внеклассные мероприятия пусть в рамках обобщения, пусть в конце учебного года, пусть на неделе русского языка очень нужны. А материал, преложенный Вами - это готовое, глубоко продуманное мероприятие. Просто - бери и проводи! Что я и планирую в скором будущем сделать. Ещё раз, спасибо Вам!
Юлия Валерьевна Косачева # 4 июля 2015 в 20:31 0
Очень хороший сценарий, который можно использовать и на уроках по темам "Лексика", "Фразеология", "Морфемика". Хочется особенно отметить воспитательное значение всех заданий, разнообразие форм работы с учащимися. Можно использовать на Неделе русского языка, в рамках работы старших школьников с младшими. материал не требует никаких дополнений. Согласна с предыдущими комментариями: бери - и иди на урок. Спасибо огромное!
Ирина Геннадьевна Фефелова # 29 августа 2015 в 21:28 0
Наталья Николаевна, огромное спасибо за материал! Главное, действительно, мероприятие будет интересно и пятиклассникам, и восьмиклассникам! Да, я думаю, и старшеклассники не отказались бы выполнить большую часть этих заданий! Присоединяюсь к коллегам: вы - молодец!В рамках сценария учащиеся вспомнят и фразеологизмы, и синонимы, - что так необходимо на ОГЭ и ЕГЭ.
Алена Витальевна Гайсина # 7 октября 2015 в 15:51 0
Очень выгодный материал для использования в рамках Недели русского языка. Детям думаю будет интересно)))
Дарья Александровна Перевощикова # 15 ноября 2015 в 19:21 0
Урок продуманный, содержательный. Очень грамотно выстроен. Интересный подход, дети будут заинтересованы в течение всего урока. Спасибо за материал.
Татьяна Петровна Чернова # 16 ноября 2015 в 02:30 0
Интересная игра. Любовь и уважение к языку у детей будет. Спасибо.
Анна Павловна Богдан # 26 декабря 2015 в 19:36 0
Спасибо большое за праздник, праздник светлый, добрый, познавательный. Благодаря таким мероприятиям и можно пробудить интерес к нашему предмету. Ребёнок лучше учится играя. Чем больше таких уроков, тем выше результат работы словесника.
Кенжебаева Гульнара Турсуновна # 17 апреля 2016 в 08:43 0
Потрясающий материал. Огромное спасибо !!!
Татьяна Николаевна Колесникова # 8 мая 2016 в 15:17 0
Отличное внеклассное мероприятие! Здесь мастерски соединены поэзия, музыка и живопись.Спасибо за полезный материал с игровыми приёмами!
Дина Хуснуллина # 22 мая 2016 в 20:57 0
Большое спасибо, Наталья Николаевна! Я как раз искала такой материал, который можно использовать при обобщении. Но ваш материал пригодится и на уроках, в во внеклассной работе. Интригующее начало, много стихов, предлагаете задания по всем разделам русского языка, сами задания интересные. Прочитала на одном дыхании, надеюсь, и сам праздник пройдет так же.
Наталья Сергеевна Алексеева # 13 июня 2016 в 17:55 0
вы просто очень хороший учитель. ВЫ Умеете отбирать учебный материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связываете изучаемый материал с учетом уровня усвоения знаний учащимися, связываете изучаемый материал с жизнью и интересами учащихся, с прочтенными текстами художественных произведений
Вера Владимировна Тюрина # 27 июня 2016 в 17:28 0
Данная работа является актуальной в свете перехода на ФГОС . Автор проявил знание материала, научной литературы, сетевых ресурсов. Необходимо отметить четкость изложения материала, правильность формулирования целей, задач, выдержан научный стиль изложения материала. Учтены возрастные особенности, сложный материал изложен в доступной форме. Практическая направленность работы актуальна. Оформление работы соответствует всем требованиям. Большое спасибо за прекрасный материал!
Вера Евгеньевна Рахматуллина # 8 августа 2016 в 10:43 0
Замечательный материал, помогающий детям разных возрастов проявлять эрудицию и знания по русскому языку. Благодаря такой форме мероприятия и таким интересным заданиям, можно еще больше развить у детей интерес к изучению русского языка.
Анастасия Викторовна Матвеева # 17 августа 2016 в 15:16 0
Разработка очень интересная, изложена в занимательной и увлекательной форме. Игра…. Что может быть лучше для детей? Поддержат и примут самое активное участие. Чаще нужно использовать такие приёмы.
Нина Сергеевна Тарасова # 14 ноября 2016 в 21:16 0
Наталья Николаевна, материал развивает у детей интерес к изучению русского языка, изложен в доступной форме.Без сомненья, он увлечет и детей.
Роза Ибрагимовна Гарифуллина # 11 декабря 2016 в 21:02 0
Уважаемая Наталья Николаевна!Ознакомилась с вашим материалом и сразу взяла себе на заметку.Задания разнообразны,грамотно изложены,что позволяет за короткий срок повторить разделы русского языка.Так же материал можно использовать при проведении предметной недели.
Ирина Викторовна Лексина # 11 января 2017 в 10:20 0
Спасибо! очень насыщенное мероприятие, задания разнообразны. Возьму на заметку и предложу нашему ШМО при проведении предметной недели.
Надежда Григорьевна Новик # 24 апреля 2017 в 21:29 0
Очень хороший материал, который можно использовать во внеклассной работе по предмету, на уроках по темам "Фразеология", "Морфемика" и др. Задания подобраны таким образом, что интерес учащихся сохраняется в течение всей игры-конкурса, способствует развитию познавательного интереса к предмету в целом.Возьму на заметку и предложу нашему МО при проведении предметной недели.
Светлана Леонидовна Метелева # 30 ноября 2017 в 01:32 0
Спасибо за прекрасный материал. У нас грядёт неделя русского языка - лучше не придумаешь.Очерк С. Романовского позволяет учащимся сделать открытие, удивиться: так интересна игра со словами одного корня. Интересны и познавательны задания по лексике и фразеологии, орфоэпические нормы в игровой форме. Отлично!И конечно, ответы! Спасибо!
Светлана Александровна Суханова # 26 июня 2018 в 06:26 0
Спасибо за интересный сценарий. Можно использовать материал как фрагменты уроков.