Игровая программа для младших школьников. Русская народная одежда

Конспект игрового внеурочного занятия для учащихся начальных классов. Тема: Изделия изо льна. Русская народная одежда

Цели: познакомить с русской народной одеждой, сформировать представление о льняной одежде, об элементах одежды, которые определяли обычаи и нравы наших предков; развивать эстетический вкус, формировать потребность чистоты, опрятности, скромности в одежде.

Оборудование: гербарные листки и рисунки растения (лен), картинки (ткацкий станок, веретено), иллюстрации (русская народная одежда).

Ход занятия

I. Вступительная часть.

Учитель. Отгадайте старинную загадку.

Топили, колотили, мяли, трепали, рвали,

Крушили, ткали и на стол постлали!     (Льняная скатерть.)

Учитель. Почему скатерть называют льняной?

Ответы детей.

Учитель показывает картину с изображением растения.

Учитель. Ребята, посмотрите на лен.

Мал-малочек

В сыру землю зашел,

Синю шапку нашел.

Из этого неприметного травянистого растения с небольшими голубыми цветочками так много красивого и полезного делали в старину.

Чтобы постелить скатерть на стол, наши далекие предки проделывали большую работу.

Что об этом сказано в старинной загадке?

Дети. Люди топили, колотили, мяли, трепали, рвали, крушили, ткали.

Учитель показывает схему в картинках:

лен ➙ сноп ➙ стебли в воде ➙ стебли на солнце ➙ стебли колотят доской ➙ стебли расчесывают ➙ веретено ➙ ткацкий станок.

II. Беседа учителя по картинной схеме.

Учитель. С чего начиналась работа, чтобы получить льняную ткань?

Дети. Наши предки должны были посадить и вырастить лен.

Учитель. Они выращивали лен. Старались, чтобы лен был высоким и сильным. Как только на месте голубых цветочков образовывались головки с семенами, лен выдергивали с корнем. Затем головки семян срезали и изготовляли масло.

Зачем вязали снопы и ставили на поле?

Дети. Вязали снопы, ставили их на поле для просушки.

Учитель. Ребята, расскажите, что наши предки делали дальше, чтобы получить ткань?

Дети, пользуясь данной схемой, составляют рассказы.

Учитель. Лен опускали в реку (мочили), чтобы сгнил верхний слой стебля. Очищенные стебли клали на просушку. Затем размягчали (колотили), прочесывали, скручивали веретеном нити. (Учитель показывает фотографию, где изображено веретено.) Из нитей ткали ткани. (Учитель показывает картинку с изображением ткацкого станка.) Холсты выбеливали на морозе.

III. Игра «Белый лен».

Учитель читает стихотворение, дети выполняют соответствующие движения.

Мы сеяли белый лен,

Мы пололи белый лен,

Мы убирали белый лен,

Мы мочили белый лен,

Мы сушили белый лен,

Мы и мяли белый лен,

Мы чесали белый лен,

Мы и пряли белый лен,

Мы и ткали белый лен,

Мы и шили рубашки,

Белый лен, белый лен.

Учитель читает стихотворение, дети выполняют прыжки.

Чтоб был долог колосок,

Чтобы вырос лен высок,

Прыгайте как можно выше,

Можно прыгать выше крыши.

Учитель показывает схему в картинках:

лен ➙ сноп ➙ стебли в воде ➙ стебли на солнце ➙ стебли колотят доской ➙ стебли расчесывают ➙ веретено ткацкий станок.

Дети показывают соответствующие движения.

IV. Беседа-диалог.

Учитель. Что же шили из красивого льняного полотна?

Демонстрируются картины с изображениями девушек, юношей в национальной одежде.

Дети. Из льняного полотна шили рубахи, сарафаны, штаны, юбки.

Учитель. Как украшали наши предки одежду?

Дети. Украшали вышивкой, тесьмой, блестками.

Учитель. Для чего одежду украшали разными узорами?

Ответы детей.

Учитель. Ворот рубахи, края подола и рукавов одежды обшивали нитками или полосками ткани, шили узоры (обереги). В старину считалось, что это огораживает человека от несчастий.

Ребята, как вы думаете, что еще, как считали в старину, оберегало человека от несчастий?

Отгадайте загадку:

- Что это: днем обручем, ночью змеей?

Дети. Это пояс.

Учитель. В старину считалось, что пояс оберегает от злых духов. К поясу подвешивали фигурку коня, ладанку с родной землицей, украшали разноцветными кистями и подвесками. Сесть за стол без пояса считалось неприличным. О человеке, нарушающем общие правила, говорили: «Распоясался!»

Как называется женский головной убор?

Дети. Кокошник.

Учитель. От какого слова образовано название этого женского головного убора?

Ответы детей.

Учитель. Кокошник - от слова «кокошь». Кокошью звали птицу, которая произносит «ко - ко - ко».

Учитель. Какую птицу звали кокошью?

Ответы детей.

Учитель. Чем украшали кокошник?

Ответы детей.

Учитель. Украшали речным жемчугом, серебряной нитью, бисером.

Как понимаете высказывание: «Женский костюм - это целый мир»?

Ответы детей.

Учитель. Женский костюм - это действительно целый мир. В нем все со всем связано: человек, животные, растения. Наденет молодая женщина такой костюм и станет сама как Природа-мать.

Красны девицы да добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь,

На гулянье отправляйтесь.

Выходят дети в русских народных костюмах.

Исполнение русской народной песни.

Учитель. Что было важным для наших предков в одежде?

Ответы детей.

Учитель. Одежда наших предков была удобной, опрятной, красивой, соответствовала времени года.

Учитель. Народная одежда много интересного могла рассказать о своем владельце: откуда он, какого возраста, по какому случаю так одет.

Через одежду передавались из поколения в поколение обычаи, традиции.

С детства воспитывали бережное отношение к одежде, уважение к труду старших.

V. Самостоятельное задание.

Нарисовать девицу-красавицу или добра молодца.

Раздаются листочки с изображением фигур девушек и юношей. Дети придумывают узоры для одежды.

Проводится конкурс рисунков, проходит демонстрация русской народной одежды.

Рекомендуем посмотреть:

Сценарий конкурсной программы для детей 6-7-8 лет

Сценарий игровой программы для группы продлённого дня

Сценарий игровой программы для младших школьников «Тридевятое царство»

Игровая программа по сказам братьев Гримм, 1-2 класс

Сценарий игровой программы для младших школьников «Волшебный сундучок»

Нет комментариев. Ваш будет первым!