Конкурсы

Сценарий игры путешествия для 9 – 10 класса по теме Спорт

Внеклассное мероприятие для 9-10 классов

Сценарий игры путешествия по станциям «О, спорт, ты – мир!»

Материалы для сценария

Цели: организовать досуг ребят; расширить круг их интересов; пропагандировать здоровый образ жизни.

Варинты проведения: 1) путешествие по станциям, где ребята слушают рассказ тренеров-специалистов, демонстрирующих элементы восточных единоборств; 2) класс делится на группы, которые готовят сообщения о разных видах спорта. Возможно, в группе окажутся ребята, посещающие спортивные секции. Это сделает выступление группы наглядным и запоминающимся.

Ход мероприятия

I. Станция «Восточные боевые искусства»

В отличие от европейских видов спорта восточные боевые искусства невозможно изучить по книгам - пособиям и учебникам. Хотя в настоящее время таких пособий великое множество, но по-настоящему научиться даже основам восточных единоборств можно только под руководством опытного учителя. Это не пустые слова. Ведь боевые искусства Востока возникли на основе древнейшей восточной философии, впитали ее дух. А согласно восточной мудрости истину невозможно передать словами, ее надо почувствовать.

Так что же, скажете вы, выходит, все книги по дзюдо, каратэ, джиу-джитсу совершенно бесполезны? Вовсе нет, они могут принести пользу, но только в том случае, если вы, изучая их, будете серьезно заниматься и регулярно тренироваться в специализированной секции.

1. Джиу-джитсу

В отношении происхождения джиу-джитсу есть несколько точек зрения.

Наиболее распространенная заключается в том, что этот японский вид единоборства произошел от древнего китайского боевого искусства. Известно имя китайского отца джиу-джитсу - Чжан Юань-Бин. Прибыв в Японию, он поселился в храме Какусендзи и обучал там приемам своей системы борьбы. История сохранила имена трех его лучших учеников.

Но противники китайского происхождения джиу-джитсу утверждают, что основы этой борьбы создал Хисамото Такэноуси в 60-х годах XVI в., задолго до прибытия Юань-Бина. Не станем утверждать преимущество той или иной точки зрения, но известно, что именно Юань-Бин ввел в систему джиу-джитсу удары, следующие после броска противника, что, несомненно, повысило эффективность в схватке против нескольких человек.

Сторонники третьей теории считают, что авторство джиу-джитсу принадлежит японскому врачу Сиробэю Акаяма. Во время длительного путешествия по Китаю он научился там некоторым приемам борьбы, которая носила название хакудо и которая основывалась на нанесении противнику ударов. По возвращении в Японию Акаяма основал собственную школу, однако она не имела успеха. Через четыре года Акаяма закрыл школу и удалился в храм для медитации. Однажды он медитировал среди деревьев во время обильного снегопада. Снег падал так густо, что образовавшиеся снежные шапки ломали ветви у многих деревьев. Единственным деревом, не пострадавшим от снега была верба (по другой версии - вишня). Как только сугробик становился большим и тяжелым, ветвь гибкого дерева склонялась и снег просто сползал с нее. Акаяму осенила гениальная мысль: для обороны можно использовать собственную силу противника и подчинить ее себе. Так был открыт принцип: «поддавшись, победить».

Однако эту легенду не стоит воспринимать слишком серьезно. Почти все школы борьбы имеют подобную историю. На заре их создания всегда находится основатель, которому в открытии гениальных принципов всегда помогала некая божественная сила. А происходило все это после длительной медитации в храме или в горах.

Однажды некий Исо увидел, что несколько вооруженных разбойников намереваются ограбить сильно подвыпившего самурая.

С помощью своего ученика он легко справился с бандитами, не зная при этом, что они принадлежали одной большой группе, державшей в страхе округу.

На следующий день после краткого отдыха в глубоком овраге Исо встретился лицом к лицу с целой сотней головорезов. В бою, который длился полчаса, Исо одолел многих из них, а остальные предпочли спастись бегством. Победа мастера оказалась возможной благодаря использованию атэми - ударов по жизненно важным точкам, а также болевых приемов с выворачиванием суставов.

Можно добавить, что и на сегодняшний день эти приемы составляют основу технического арсенала джиу-джитсу.

Эта победа принесла Исо огромную славу. Закончив путешествие, он поселился в Эдо (так тогда назывался Токио) и основал там собственную школу, в которой обучил свыше 5 тыс. человек.

В настоящее время джиу-джитсу не утратило своего прикладного значения. Например, системы, создаваемые для нужд полиции, включают приемы, парализующие вооруженных или агрессивных противников. В этих системах редко применяются агрессивные приемы, но в случае необходимости используется оружие.

Говоря о джиу-джитсу в вооруженных силах, следует отметить, что, кроме задач самообороны в узком значении этого слова, в этих системах учитывается и необходимость борьбы врукопашную, т. е. непосредственного столкновения с противником.

Поэтому-то военные системы являются очень жесткими, а иногда и жестокими, - ведь в их основе лежит борьба не на жизнь, а на смерть. К тому же в этих системах используется нож, штык, приклад или ствол карабина или автомата.

Есть и еще одна характерная черта - это простота и возможность подготовки большого числа солдат в достаточно короткое время. В связи с этим в последнее время наблюдается постепенное вытеснение элементов джиу-джитсу приемами каратэ, как относительно более простыми.

Некоторые современные системы джиу-джитсу сориентированы на узкую специализацию и являются весьма практичными. Сюда можно отнести, например, самозащиту женщин, на которых совершено нападение в лифте или в машине, самозащиту с помощью зонта, ключей, сумки и т. п.

Есть также системы, адресованные отдельным профессиональным или возрастным группам, например работникам банков, инкассаторам, почтальонам, продавцам магазинов, школьникам, пенсионерам.

Можно сказать, что богатый и разнообразный технический арсенал джиу-джитсу разделили между собой три более молодых японских вида борьбы: дзюдо, каратэ и айкидо. В этом утверждении есть определенная доля условности, но то, что истоки этих трех систем следует искать именно в джиу-джитсу или в ее менее известных модификациях, на наш взгляд, не подлежит сомнению.

Каратэ поставило во главу угла ударную технику. Дзюдо уделяет основное внимание захватам и броскам с последующим утверждением, стратегия айкидо строится на умении управлять мистической силой ки (по-китайски ци) - внутренней энергией.

Такое разделение можно воспринимать как закономерное. Оно сделало освоение современных видов восточных единоборств более легким и доступным. Правда, в каратэ также могут применяться броски и захваты, но это случается достаточно редко, а в боевом варианте дзюдо иногда применяются удары - атэми, но в спортивном варианте они отсутствуют напрочь.

А, например, такой призрачный мастер восточных единоборств, как Стивен Сигал, долгое время изучавший айкидо, не ограничивался на съемках фильмов только техническим арсеналом этого вида борьбы. Он также достаточно успешно наносит своим врагам удары ногами.

В общем, методика и стратегия различных современных школ джиу-джитсу часто очень различаются между собой. И чтобы узнать их поближе, необходимо начать тренировки.

2. Дзюдо

Творцом современного дзюдо был Дзигоро Кано, родившийся в 1860 г., а в 1881-м окончивший литературный коллегиум в Императорском университете. Это был типичный для своей эпохи человек. Влюбленный в традиции и вместе с тем увлеченный модернист, он всегда стремился соединить требования нового времени с историческим прошлым.

Именно Дзигоро Кано был основателем первого в Японии клуба баскетболистов в 1878 г., он же был самым увлеченным исследователем систем рукопашного боя. Путь Дзигоро Кано в боевые искусства начался с обучения в школе, которой руководил X. Фукуда, ученик легендарного мастера джиу-джитсу Матаемона Исо. Кано рылся в библиотеках и букинистических магазинах, где скупал самые разные старинные рукописи, в которых он искал следы древних школ. В итоге Кано получил самое широкое представление о традициях различных школ и о специфике их приемов.

Прежде всего он систематизировал собранный материал, потом исследовал возможность создания самой большой системы джиу- джитсу (название «дзюдо» появилось позже). Основной целью молодого исследователя была обработка действенной системы и вместе с тем избавление от старых, порой весьма жестоких, приемов. Тяжелые увечья или даже смертельный исход Кано не привлекали.

Но Кано работал не только за письменным столом. Он понимал, что основам, над которыми он трудился, нужны постоянные практические испытания. С этой целью он снимал в буддийском храме Эйседзи небольшую комнату, в которой едва помещалось 12 матов татами размером 186x93x6 см каждый. В связи с тем, что джиу-джитсу как бы дискредитировало себя в глазах современников, Кано назвал свою систему «дзюдо», что в переводе означает «дорога кротости» или «мягкая дорога».

Незадолго до Второй мировой войны Кано пытался заинтересовать Международный олимпийский комитет новой спортивной дисциплиной. Мечта Дзигоро осуществилась только в 1964 г. Именно тогда дзюдо вошло в программу Олимпийских игр.

Страницы: 1 2 3

Татьяна Дмитриевна Меркулова # 10 октября 2013 в 11:34 +1
Сейчас в преддверии олимпиады в Сочи особенно актуальны слова основателя современного олимпийского движения Пьера де Кубертена: «О спорт, ты мир!». В Вашем мероприятии приведена очень интересная и познавательная подборка информации о различных боевых искусствах и прослеживается самое главное направление: спорт – это часть современной культуры,  философия любого спортивного соревнования – это принципы олимпизма согласно которым соревнование должно быть честным.  Поэтому мероприятие  очень полезно для современных подростков, для формирования их мировоззрения и культуры.
Ольга Владимировна Кайсина # 13 марта 2014 в 05:19 0
Замечательная подборка информационного материала из истории, особенностей видов спорта, причем, именно тех, которые могут быть интересны именно простым школьникам с точки зрения организации своего досуга. Важно, что идет рассказ и о технике безопасности. Если весь этот материал был дополнен практическими элементами и показом - получается очень хорошее нестандартное мероприятие, решающее массу воспитательных задач. Спасибо!