Дзюдо в понятии Кано является боевым искусством и системой психофизического воспитания. Общим отличием дзюдо является принцип использования в собственной стратегии силы защиты от атак противника, а также ошибок его поведения, которые могут быть спровоцированы действиями дзюдоиста. И в этом состоит значительное отличие дзюдо от айкидо.
Обязательным для дзюдо является принцип: «максимум эффективности, минимум энергии». Один из важнейших принципов применения силы в дзюдо гласит: «Толкай, когда противник тянет, тяни, когда он толкает». Искусство состоит в том, чтобы начать свое действие на долю секунды позже, но более энергично. Только таким образом тебе удастся приложить дополнительную энергию к собственной силе.
В последнее время распространилось мнение, что дзюдо по сравнению с каратэ проигрывает как средство самозащиты. Каратэ действительно является эффективным средством борьбы, но случаи его реального применения достаточно редки, а превысить границы разумной самозащиты очень легко.
Защищаясь с помощью приемов каратэ, например, от навязчивого пьяницы, легко можно очутиться на скамье подсудимых, а дзюдо располагает значительно большим репертуаром мягких приемов, весьма убедительно воздействующих на противника. Чтобы убедиться в эффективности дзюдо, стоит лишь попросить опытного дзюдоиста оказать тебе сопротивление в течение нескольких минут на мате или паркете. Опыт будет чрезвычайно поучительным, потому что почти каждый непосредственный контакт заканчивается болезненным приземлением на пол.
Правда и то, что занятия спортивным дзюдо дают богатый опыт, совершенствуют физическую подготовку, «чувство противника», молниеносную работу ног и владение собственным телом. Общее мнение крупнейших мастеров боевых искусств формулируется так: «Эффективность борьбы определяет не та или иная система, а степень мастерства в овладении ее приемами».
3. Айкидо
История айкидо сложна и полна темных пятен. Корни этого боевого искусства уходят к самому древнему периоду истории Японии, когда существовали различные школы борьбы, которые на протяжении веков взаимно дополняли друг друга и всегда были связаны с определенной философской концепцией.
Самая древняя известная нам подобная школа существовала еще в IX в. Называлась она Дайто Айкидзицу и, в отличие от джиу-джитсу, в ней обучались самураи самого разного ранга.
Тот вид борьбы, который сейчас известен как айкидо, отшлифовывался и совершенствовался на протяжении веков, а на современном этапе он связан с именем такого выдающегося мастера, как Морихей Уэсиба (1883-1969). Он решил создать такую новую технику приемов, окончательная форма которой связана с философской доктриной, пропагандирующей мир, добро и любовь к ближнему.
Для человека, далекого от восточных боевых искусств, как правило, непонятно, каким образом этические начала соотносятся с жестокостью многих приемов. Мастера айкидо обычно объясняют это следующим примером: в борьбе можно взять меч и снести голову противнику, атакуя его сзади или спереди - это все равно с точки зрения конечного результата. Такой метод борьбы является неэтичным, он соответствует самому примитивному уровню сознания человека.
Но можно применить утонченное средство защиты - обезвредить нападающего и оставить его в недоумении. В этом и состоит сущность этики айкидо. Надо убедить противника, что борьба не имеет смысла. Если он будет атаковать мечом, пусть вонзит его в воздух так, что это покажется ему бессмысленным. Пусть он колет пустоту, наносит удары, от которых только устанет, пусть совершает захваты, которые ничего не захватывают. Пусть он проникает сквозь защищающегося, как сквозь туман. И тогда он поймет, что атака и агрессия не имеют смысла. Он уйдет побежденным, но по сути обогащенным человечностью. Именно в этом и состоит идеал айкидо.
В отличие от других восточных видов борьбы атмосферу в зале, где тренируются айкидоисты, можно назвать скорее мягкой, чем строгой. Это, конечно, не означает, что ученики могут делать все что им заблагорассудится. Необходима осознанная дисциплина. И вместе с тем атмосфера в зале наполнена душевным спокойствием, взаимной доброжелательностью, свободна от элементов агрессии и ненависти. Ведь айкидо - оборонительное искусство, искусство гармоничных и сдержанных людей.
Конечно, сохранить спокойную, выдержанную позу, особенно перед лицом более сильного врага, нелегко. Однако это умение дает возможность получить психическое и стратегическое преимущество без единого жеста, а иногда даже полностью психологически подчинить себе противника.
Главный принцип айкидо - уступать, когда противник толкает, следовать за ним, когда он тянет, вращаться со скоростью его вращения. Это означает нейтрализацию его силы, приведение ее к нулю. Лишенная реакции объекта, на который она действует, она становится ничем, абстрактным понятием.
Айкидо в исполнении мастера поражает своей эффективностью. Это поистине пленительное искусство движения. Но айкидо также - чрезвычайно трудное искусство, требующее работы, работы и еще раз работы и неиссякаемого терпения. Для него не нужно иметь стокилограммовую фигуру, мощные плечи, «накачанные» мышцы. Достаточно быть точным в движениях, ловким, гибким. Результативность мастера достигается после продолжительных тренировок - в течение 10 и более лет. Такова цена виртуозности.
4. Каратэ
Каратэ - это современное японское название целой группы боевых искусств, отдельные элементы которой имели свои собственные названия в зависимости от времени и места, где ими занимались. Наиболее известные из них - кунг-фу, пенчак, то-де и т. д.
Ведущие эксперты боевых искусств считают родиной каратэ Индию. Именно там для целей кулачной борьбы была разработана методика закалки рук посредством ударов ими о каменные плиты. Применялся также военный танец, который способом пантомимы подражал движениям кулачных бойцов, а многократное повторение этого танца было эффективным методом тренировок.
Рассказывают, что буддийский монах Бодхидхарма пришел или приплыл в V в. н. э. в Китай и после продолжительных странствий остановился в монастыре Шаолинь в провинции Хэнань. Другие источники, в свою очередь, утверждают, что в китайской провинции Фуцзиянь и оттуда прибыл в монастырь Шаолинь.
В монастыре Бодхидхарма ввел систему физических упражнений, в первую очередь с оздоровительной целью. Упражнения основывались на движениях, напоминавших борьбу врукопашную путем нанесения ударов. По-видимому, система Бодхидхармы оставалась гимнастикой до сих пор, пока буддийские монахи не включились в политическую и вооруженную борьбу. Случилось это примерно в середине XIV в.
Нельзя исключить и тот факт, что монахи, путешествовавшие по Китаю, должны были давать отпор разного рода грабителям голыми руками, т. е. не применяя оружия. Еще более убедительным можно считать следующий факт: крестьяне, угнетенные податями, Доведенные до совершенной бедности ростовщиками, часто бежали от своей незавидной судьбы и находили пристанище в монастырях.
Поэтому понятно, что оскорбленные, обиженные, затравленные, они охотно увлекались таким элементом монастырской дисциплины, как боевая гимнастика Бодхидхармы. Отдельные приемы приобрели метафизическое значение, и в них старались найти философскую символику.
То, что японское каратэ имеет китайские корни, на сегодняшний день не подлежит сомнению. А среди многих учителей боевых искусств, которые попали на Японские острова, особую роль сыграл учитель Гитин Фунакоси. Обучать то-де (название каратэ войдет в употребление несколько позже) он начал в школах на Окинаве - власти охотно пользовались его услугами для устранения конфликтов среди молодежи из «модернистских» и «традиционных» домов, т. к. он придерживался передовых взглядов и вместе с тем был для молодежи символом «знамени» традиции.
Когда в 1920-х гг. в Токио была организована выставка - обзор боевых искусств, Фунакоси был приглашен как представитель Окинавы. Кстати, в этой же выставке участвовал и уже известный к тому времени Дзигоро Кано.
В 1936 г. были собраны средства для открытия первого зала - додзе. Несколько ранее Фунакоси издал две книги о каратэ, которые принесли ему большую популярность. Кроме всего прочего, автор книг добавил к дикому боевому искусству философско-моральное толкование и приспособил его к душевному складу японцев и специфике японской культуры. Многие он позаимствовал из дзюдо (церемониал, систему иерархии степеней, распорядок) и вообще из японских обычаев.
Татьяна Дмитриевна Меркулова # 10 октября 2013 в 11:34 +1 |
Ольга Владимировна Кайсина # 13 марта 2014 в 05:19 0 |